- 4 способа понять своё призвание
- Тестирование
- Коучинг
- Окружение
- Действия
- Навыки
- Ценности
- Самоопределение
- Миссия
- Диджитал-старт: первый шаг к востребованной профессии
- Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
- «Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
- 14 способов выбрать профессию
4 способа понять своё призвание
О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.
Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.
Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.
Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».
Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.
Тестирование
Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — « Предпочтительные виды профессиональной деятельности».
⟶ Пройти его можно, например, здесь.
В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.
В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.
Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:
- ориентация сознания (интроверсия — экстраверсия);
- ориентация в ситуации (здравый смысл — интуиция);
- основа принятия решений (логос — пафос);
- способ подготовки решений (рациональность — иррациональность).
⟶ Пример такого теста здесь.
Коучинг
В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.
В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.
Окружение
- Как вы себе представляете идеальное профессиональное окружение, в котором комфортно?
- Кто эти люди?
- Чем они занимаются?
- Что для них важно?
Действия
- Представьте свой типичный желаемый рабочий день ― чем он заполнен?
- Как вы себя ведёте на работе, что делаете?
Навыки
- Какими профессиональными навыками вы хотели бы обладать?
- Как эти навыки проявляются на работе вашей мечты?
- Какие навыки у вас есть на данный момент, которые вы цените и очень хотели бы применить?
- Какие навыки вы планировали или мечтали приобрести?
Ценности
- Почему вам важны именно эти люди в окружении?
- Почему вам важны именно эти действия?
- Почему вам важны именно эти навыки?
- Какая ваша основная ценность раскрывается через взаимодействие с этими людьми и эту деятельность?
- Какую ценность вы бы хотели поддерживать своей деятельностью?
- Что для вас ценно в жизни?
- В какой деятельности вы могли наилучшим образом раскрывать эту ценность?
Самоопределение
Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов « я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.
Миссия
- Какую разницу в жизни людей вы создаёте своей деятельностью?
- Кому важно то, что вы делаете?
- Что вы привносите в мир своей деятельностью?
- В чём вы видите свою основную задачу?
Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.
Бесплатный онлайн-курс
Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии
- Познакомитесь с разнообразием современных профессий
- Поймёте, какая специальность подойдёт под ваш опыт и цели
- При поддержке карьерного консультанта построите пошаговый план профессионального роста
Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.
Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?
Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.
Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.
«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.
Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.
Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.
Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».
Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.
Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.
Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.
Найти решение будет несложно, если есть искреннее желание 🙂
Как совместить деньги и творчество
Вдохновиться историями студентов Нетологии
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Источник
14 способов выбрать профессию
Специально для тех, кто сейчас стоит перед выбором направления, вуза, профессии, мы сделали подборку способов и направлений профориентации. Теперь решить вопрос «Как выбрать профессию» будет гораздо проще. Выстраивайте систему выбора и исследуйте себя!
Тем, кто еще не задумывался над вопросом выбора профессии или просто не представляет с чего начать, мы рекомендуем сориентироваться с помощью следующих способов:
Как это происходит
Заполнение теста/методики позволяет понять текущий статус, срез способностей и склонностей. Важно проходить тест в подходящих условиях с последующей консультацией специалиста, который сможет помочь в интерпретации. Дополнения и объяснения результатов позволяют узнать о себе много новой информации.
Данный способ полезен как первый шаг в профориентации. В условиях полной неопределенности тест служит вектором к рассмотрению направлений, которые близки по личностному профилю. В случаях, когда у подростка есть готовые решения о будущей деятельности, тест может запутать и дезориентировать.
Без помощи специалистов и расшифровки результатов информация может быть слишком общей или неполной.
Практика внимательности и осознанности
Как это происходит
Групповые и индивидуальные занятия по развитию осознанности, внимательности к происходящему и собственному состоянию. Практика техник и приемов на регулярной основе позволяет испытывать меньше стресса.
Посещение подобных занятий является базой для формирования осознанного выбора и поведения. Расширение представлений о психическом устройстве эмоционально-волевой сферы дает возможность узнать много полезной информации о себе, влиять на собственное психологическое состояние, стать устойчивым к стрессам.
Важно очень внимательно подойти к выбору организации, предоставляющей такие услуги. В ней должны работать опытные профильные специалисты с подтвержденной квалификацией.
После того, как вы определились с примерным направлением, стоит более подробно исследовать все возможные варианты и найти среди них свой. Вам в помощь:
Экскурсии в вузы и Дни Открытых Дверей
Как это происходит
Вузы и ССУЗы устраивают возможность познакомиться с учреждением «изнутри». Этот способ профориентации позволяет «прочувствовать» атмосферу учебного заведения, пообщаться со студентами, ощутить причастность к образовательной среде.
Знакомство с учреждением для многих является определяющим при выборе дальнейшего профессионального пути, при выборе ЕГЭ и специализации. Общение с преподавателями, администрацией и студентами дает полную картину будущих лет учебы. Качество учебного процесса определенно влияет на квалификацию и мотивацию продолжать работать по специальности.
Качество предоставления образования по разным специальностям могут отличаться в рамках одного учреждения. И будьте внимательны к предоставлению практики и стажировок — это один из ключевых моментов для получения качественного образования.
Экскурсии на Предприятия / в Компании
Как это происходит
Формат знакомства с настоящим местом работы тысяч людей. Возможность своими глазами увидеть, какие задачи решают люди, как идет рабочий процесс. Позволяет получить еще большее представление о выбранной специальности.
Иллюстрация «правды про взрослую профессиональную жизнь» на примере успешных компаний, профессионалов. Можно увидеть, как строится современный бизнес, как создаются и работают современные технологии, какие сотрудники и как участвуют в создании результата, что ценится в профессионалах будущего.
Посещение организаций — это только «верх» айсберга предоставления профессии, которая может интересовать подростка. Попробуйте посетить организации разного уровня и с разным количеством сотрудников.
Встречи с представителями профессий
Как это происходит
Ценные встречи с представителями профессий и экспертами в различных сферах. Живые истории и ответы на вопросы участников создают реальное представление о деятельности, которая скрывается за названием должностей.
Прекрасная возможность для общения с настоящими профессионалами. Можно осмысленно оценить, подходит ли участнику выбранная сфера или область деятельности на примере историй экспертов. Общение позволяет получить ответы на вопросы о поступлении, профессиональных качествах и привычках, которые поддержат во взрослой жизни.
История одного специалиста, эксперта — это его личная история. Вдохновляйтесь и ищите свой путь!
Как это происходит
Комплекс услуг, консультаций и выставочных экспонатов в одном месте. Формат выставок и форумов позволяет в один-два дня познакомиться с комплексом профориентационных услуг, представленных в городе и стране (иногда за рубежом).
Замечательная возможность в короткий срок охватить максимальное количество учреждений, профессиональных центров и специалистов. Перед посещением желательно сфокусироваться на одной-нескольких целях, чтобы не потеряться в огромном количестве активностей и информации.
Иногда суть этих выставок теряется за большим количеством рекламы и желания продемонстрировать только лучшее.
После подробного исследования, необходимо остановиться на нескольких вариантах и рассмотреть их под разными углами, оценить со всех сторон. Полное погружение и общение со специалистами помогут сделать выбор.
Как это происходит
Тренинговые мероприятия и мастер-классы позволяют создать условия погружения в конкретную деятельность по профессии, пройти упражнения для осознания собственных желаний, умений, погрузиться в среду «выбора». Участие в подобных мероприятиях позволяет найти ответы на вопросы, увидеть выход из тупика, согласовать собственные ожидания и реальные возможности.
Если говорить о профориентации, то чаще подросток выходит с тренинга или мастер-класса именно с новым видением, нежели с готовым рецептом решения. Участие в тренинге/мастер-класс/воркшопе позволяет «верно сформулировать вопрос». Это первый шаг к серьезным поискам.
Выбор центра и тренера — это ключевые ориентиры в выборе программы.
Как это происходит
Прохождение курса/активности дистанционно или в онлайн режиме. Набирают популярность вебинары, консультации от специалистов и каталоги профессий.
Позволяет найти ответы на все вопросы в любое время и в любом месте. Прохождение онлайн курса или материалов для многих участников становится лучшим способом в силу школьной загрузки. В зависимости от запроса можно определить онлайн продукты, которые будут эффективными.
Читайте отзывы. тщательно спрашивайте о методологии курса. Будьте готовы, что он-лайн курсы — это самостоятельная работа.
Как это происходит
Общение со специалистом в индивидуальном формате в течение 1-1.5 часов. Методики работы определяются в зависимости от запроса и уровня специалиста. Позволяет проработать конкретные вопросы и затруднения, выстроить карьерный план.
Индивидуальные консультации позволяют глубоко и иногда под неожиданным углом увидеть себя, свои наклонности, особенности характера и скрытые таланты. Основной фокус карьерного консультирования — «что делать дальше», «где мое место в жизни». Позволяет создать навигационную карту профессионального развития и создать план будущих успехов.
Выбор консультанта и центра — это ваши главные ориентиры.
Как это происходит
Профориентационные программы и лагеря чаще всего проходят в каникулы и праздники. Представляют собой полноценную программу мероприятий по развитию и осознанию себя, знакомству с профессиональным миром через практику. Полное погружение позволяет добиться быстрых результатов и найти новую среду общения.
Выездная программа/лагерь — это маленькая жизнь. Позволяет проработать вопросы выбора будущего пути в течение недели, 2 недель или месяца. За счет условий «отрыва» от привычных условий жизни происходит существенный прорыв в поведении и самоощущении. Участники получают опыт принятия решений и столкновения с последствиями, расширяют круг общения и получают импульс к дальнейшему развитию.
Выездной формат — это особая программа и условия. Подготовьтесь к этому основательно, пообщайтесь с инструкторами и тренерами, будьте готовы поддерживать подростка за пределами программы.
После того, как вы приняли решение, проверьте себя — протестируйте этот выбор на практике.
Симуляторы реального мира
Как это происходит
Интерактивные проекты создания модели «профессионального» мира-сообщества. Участники погружаются в условия, которые воссоздают жизнедеятельность представителей различных профессий.
Погружение в город «профессий» позволяет попробовать себя в разных ролях, повзаимодействовать с другими участниками, определить для себя направления, которые нравятся. Для каждого это становится увлекательным событием, которое может стать началом движения в сторону развития по конкретной специальности.
Кидбург. Для ребят 1.5-14 лет, можно пробовать больше 60 профессий
Мастерславль. Интерактивный развивающий проект для детей от 5 до 14 лет.
Кидзания. Еще один, самый большой город профессий в Москве.
Важно выбрать время, когда не очень много народу. Иначе впечатление испортится.
Как это происходит
Обучающая или развлекательная игра, в которой участник отыгрывает свою роль и вместе с другими игроками создаёт какую-то воображаемую ситуацию. Игроки выполняют задания, кейсы и ищут выход из сложных ситуаций.
Участники получают реальный опыт проживания профессий и профессиональных ролей, возможность «вырваться» из привычной социальной роли и раскрыться. Ролевые игры дают условия для навыкового и личностного развития, позволяют обнаружить в себе удивительные свойства и таланты.
Выбор центра и ролевой игры под конкретную задачу — в приоритете при использовании этого метода.
Как это происходит
Мы все играли в детстве и примерно знаем, о чем речь. Настольные игры включают в себя целые комплексы важных профессиональных моментов, равно как и неслабый элемент погружения.
Играя в настольные игры, можно проверить свои способности и желания «на прочность», получить представления о профессиях, специальностях, должностях, разобраться в типологиях профессий, познакомиться с известными представителями профессий и их достижениями, получить информацию о незнакомых профессиях и специальностях. Профориентация через настольные игры — это увлекательно и познавательно.
Проект «Мозаикум». Множество настольных игр и игр живого действия с уклоном в предметы.
Навигатум. Игровые профориентационные материалы.
Игра требует команду игроков. Может стать неактуальна и скучна через какое-то время.
Результатом нужно делиться. Это дополнительная мотивация, как для подростка, так и для его окружения. Также это возможность находить единомышленников, обмениваться с ними опытом, создавать собственные сообщества и платформы для дальнейшего развития.
Как это происходит
Целая система мероприятий, созданная для образовательного и профессионального развития. Решает задачи построения сообществ и сред для полноценного взаимодействия подростков, специалистов, экспертов и родителей.
Быть участником среды — это присваивать и делиться, созидать и определяться с будущим выбором, устанавливать полезные связи и взаимодействия. Погружение в мероприятия и информационное пространство дает необходимые условия для профориентации.
Серьезный выбор нельзя делать без серьезной подготовки. От выбора профессии зависит будет ли подросток успешен в профессиональной сфере и будет ли он счастлив в жизни и увлечен своим делом?
Мы привели несколько инструментов, помогающих увидеть все возможные варианты развития, выбрать среди них оптимальный, проверить на практике свой выбор и получить первые результаты от его применения.
А также мы подготовили системное решение по профориентации для образовательных учреждений — проект #ЛюбиДелай. Он включает все пять шагов и помогает ребятам выбрать профессию в привычной школьной среде.
Делитесь этой информацией с коллегами и друзьями, она обязательно пригодится им и их детям.
Источник