Основные направления повышения уровня ВВП в Российской Федерации
Уровень валового внутреннего продукта непосредственно связан с уровнем и качеством жизни, и для того чтобы улучшить ВВП необходимо повысить в стране эти показатели.
Для существенного повышения уровня жизни в России необходимым условием является формирование высокой доли среднего класса. При этом недостаточно просто высоких среднедушевых доходов, необходимы эффективные «социальные лифты»: доступ к качественному профессиональному образованию, укрепление малого и среднего бизнеса (во всех регионах страны). Только при таких условиях средний класс будет действительно устойчивым и станет социальной опорой для стабильного государства.
Специалисты предлагают следующие решения:
· реструктуризация нежизнеспособных производств;
· оптимизация бюджетной сферы;
· стимулирование пенсионных накоплений для включения десятков миллионов россиян в состав процветающего среднего класса.
Только после того, как будет создан устойчивый средний класс, можно говорить о существенном повышении уровня жизни (о повышении ВВП на душу населения), т.к. средний класс – это честные налогоплательщики со стабильным высоким доходом, а следовательно и регулярный доход в бюджет страны. С помощью выделения значительных средств из федерального бюджета возможна реализация различных социальных программ, направленных на повышение уровня жизни.
В обществе нужно добиться сбалансированности, ведь низкие темпы роста минимальных экономических стандартов в России значительно отстают от темпов инфляции и темпов возвышения потребностей. Эта несправедливость должна быть исправлена.
Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Эта цель должна реализоваться с помощью национальных проектов, таких как: усовершенствование здравоохранения, повышение доступности и комфортности жилье, качественное образование и развитие агропромышленного комплекса. Нужно затрагивать эти аспекты жизни, потому что они касаются каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. [ 20. С. 139]
Нужно указать направление на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.
Нужно направить бюджетную политику, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.
Основными целями бюджетной политики Российской Федерации должны стать:
1) использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;
2) разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
3) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
4) повышение качества человеческого капитала;
5) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
6) реализовать программу повышения эффективности бюджетных расходов.
В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации. [ 21. С. 30]
При этом для развития экономики инновационного типа должна планироваться государственная поддержка инновационных проектов и развитие современной инновационной инфраструктуры.
Кроме того, должно сохранится особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. Должно быть запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение должно обуславливаться низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения.
При формировании долгосрочной бюджетной политики необходимо учитывать, что Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста. [22]
Так, в 2010 году доля трудоспособного населения составило 62% от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 году численность трудоспособного населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов – для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.
В федеральном бюджете должны быть запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, кроме того, предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы и военнослужащим. В среднесрочной перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это позволит увеличить защищенность нуждающихся в поддержке государства.
Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики.
Объемы финансирования образования позволят обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения частного сектора в отрасль и увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда. Структурные изменения в образовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуации в течение 2-3 лет количество студентов в вузах сократится на 20-30%. [24]
Таким образом, чтобы повысить валовой внутренний продукт необходимо улучшить качество и уровень жизни населения. Предусмотреть в федеральном бюджете ассигнования для продолжения реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное и региональное значение.
Заключение
Валовый внутренний продукт составляет основу всей системы национальных счетов. Существуют номинальный и реальный ВВП. Их принципиальная разница заключается в том, что номинальный ВВП отражает объем производственных товаров и услуг в текущих ценах, а реальный ВВП скорректирован с учетом изменения цен. На динамику показателей национальной экономики оказывает влияние изменение как физических объемов производства, так и цен.
ВВП — наиболее общий и простой показатель экономического благосостояния общества, один из важнейших показателей системы национальных счетов, характеризующих конечный результат производственной деятельности всех экономических единиц. Это реальный доход на душу населения, зависящий естественно, как от производственного дохода, так и от численности живущего населения.
Можно сделать вывод, что для современной экономики Российской Федерации характерны как положительные стороны, так и отрицательные. К достижениям экономики можно отнести: относительную макроэкономическую стабильность, невысокие темпы инфляции, завершение вступления в ВТО, относительно невысокий уровень безработицы. Но, не следует забывать о провалах современной экономики. К ним следует отнести: сокращение темпов экономического роста, сохранение сырьевой зависимости, слабую динамику фондового рынка.
Для современной экономической обстановки характерен рост реального объема ВВП – обобщающего показателя, отслеживающего экономические флуктуации, увеличения заработной платы и паритета покупательской способности. Но отслеживаются также негативные особенности: падение рейтинга России по показателю ВВП на душу населения, ухудшение потребительских настроений и замедление роста потребительских расходов.
Валовой внутренний продукт — наиболее общий и простой показатель экономического состояния, один из важнейших показателей системы национальных счетов, характеризующих конечный результат производственной деятельности всех экономических единиц. Уровень валового внутреннего продукта непосредственно связан с уровнем и качеством жизни, и для того чтобы улучшить ВВП необходимо повысить в стране эти показатели. А для того, чтобы их повысить нужно предусмотреть в федеральном бюджете ассигнования для продолжения реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное и региональное значение.
Таким образом, полностью достигли поставленной цели написания данной курсовой работы, для этого решили все поставленные задачи: рассмотрели способы расчёта номинального и реального ВВП, а также процессы инфлирования и дефлирования; изучили понятия индекса цен и дефлятора ВВП; проанализировали динамику номинального и реального ВВП в Российской Федерации и выявили основные направления его повышения.
Источник
Какие меры помогут обеспечить экономический рост
По мнению экспертов Форума, чтобы выйти на темпы экономического роста выше 3%, нужны дополнительные меры и стимулы. Среди них — изменение качества производственного капитала и рабочих мест, поддержание доходов населения, увеличение инвестиций в основной капитал, вложений в «экономику знаний», развитие жилищного строительства и отечественного экспорта.
«Можно отметить, что меры, которые приняло правительство, уменьшили масштабы спада российской экономики в 2020 году, по нашей оценке, на 1,8%, — подчеркнул Андрей Клепач. — В реальные доходы населения они добавили более 3 процентных пунктов. Иначе мы получили бы падение не около 5%, а 7-8%».
Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.
По словам эксперта, чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе — для поддержания доходов населения.
«Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста», — отметил Андрей Клепач.
Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.
«Оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни», — процитировал Сергей Бодрунов академика Леонида Абалкина.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв отметил, что главная проблема — в социальной сфере.
«Наша экономика — это на 50% потребительский спрос, — уверен Александр Широв. — Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. — отметил ученый. — Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах».
«Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них — это повышение уровня жизни и доходов населения, — поддержал коллег президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президент ВЭО России Александр Дынкин. — Есть два взаимосвязанных пути — экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта».
По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. «Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость, — отметил Александр Дынкин. — Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госпредприятий в выпуске ВВП порядка 30%.У нас, по скромным оценкам,государственная собственность составляет 45-50%».
«В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам, -добавил Александр Дынкин. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать».
Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в «экономику знаний», жилищное строительство и развитие экспорта.
«Нам нужен финансовый форсаж — следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов, — уверен Абел Аганбегян. — У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за 600 млрд долларов».
По словам Абела Аганбегяна, переход к стимулированию экономического роста требует изменения бюджетного правила и «распечатывания» резервов. Эти средства, используя долгосрочные низкопроцентные инвестиционные кредиты, следует направить на технологическое перевооружение, создание новой транспортно-логистической инфраструктуры, введение новых мощностей высокотехнологичных отраслей.
Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.
Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.
По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.
Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.
По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в «Единый план достижения национальных целей до 2030 года».
Источник