- Методы улучшения использования основных средств
- Как определить эффективность эксплуатации ОС?
- Цели увеличения эффективности использования ОС
- Направления совершенствования эксплуатации ОС
- Методы повышения эффективности
- Модернизация основных средств: подводки в бухгалтерском и налоговом учете, увеличение стоимости ОС
- Нормативная база
- Учет налогов для ОС
- Модернизация основных средств в «1С:Бухгалтерии 8»
- Пример 1
- Объекты строительства
- Сбор затрат по модернизации
- Увеличение первоначальной стоимости
- Особенности начисления амортизации после проведения модернизации…
- Модернизация ОС при применении общего режима налогообложения
- Пример 1
- Объекты строительства
- Сбор затрат по модернизации
- Увеличение первоначальной стоимости
- Особенности начисления амортизации после проведения модернизации…
- Учет расходов на модернизацию при применении УСН
- Пример 2
- Сбор затрат по модернизации
- Увеличение первоначальной стоимости основного средства
- Признание расходов на модернизацию основного средства
Методы улучшения использования основных средств
Больше материалов по теме «Основные средства» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Основные средства – это объекты, которые используются компанией с целью извлечения выгоды. От эффективности их применения зависит выгода предприятия и размер убытков.
Как определить эффективность эксплуатации ОС?
Прежде чем увеличивать эффективность использования ОС, нужно правильно определить этот показатель. Анализируется он на основании четырех значений:
- Структура основных средств. Нужно высчитать, сколько в процентах занимает оборудование, которое постоянно эксплуатируется и приносит прибыль, от общего объема ОС.
- Первоначальные характеристики объектов ОС. К первоначальным характеристикам относится степень надежности, срок эксплуатации, степень автоматизации, пригодность к ремонту. На их основании определяется целесообразность приобретения того или иного оборудования.
- Состояние ОС на текущее время. Требуется оценить срок эксплуатации машины, степень ее износа, возможности обновления.
- Степень использования ОС. На предприятии могут располагаться ОС, которые приносят прибыль только теоретически. Нужно учитывать, что такое оборудование используется не в полную силу.
Перед принятием мер нужно определить текущую эффективность. В процессе анализа ОС выявляются сильные и слабые места. На основании этой информации осуществляются меры по улучшению. К примеру, одно предприятие полностью укомплектовано оборудованием. Часть машин практически не используются. Руководителю предприятия следует начать именно с продажи оборудования. То есть оптимизация начинается со слабого места компании.
Цели увеличения эффективности использования ОС
Оптимизация процессов эксплуатации ОС актуальна практически для каждого предприятия. Выполняется она со следующими целями:
- Сокращение расходов на эксплуатацию и хранение оборудования.
- Производство большего количества продукции при относительно меньших затратах ресурсов.
- Уменьшение себестоимости производимого товара.
- Повышение балансовых доходов.
- Достижение максимального качества продукции при небольших затратах.
- Снижение налоговой нагрузки.
Увеличение эффективности ОС позволяет конкурировать с другими компаниями. Как правило, выбирается только одно направление улучшения. К примеру, это может быть снижение себестоимости продукта, обновление используемого оборудования.
Направления совершенствования эксплуатации ОС
Как правило, оптимизация осуществляется по следующим направлениям:
- Техническое улучшение средств труда. Включает в себя замену устаревших машин, автоматизацию, развитие новых технологий, способных сократить издержки.
- Увеличение срока эксплуатации оборудования. Объединяет в себе продажу или ликвидацию бездействующих инструментов, уменьшение времени ремонта ОС, снижение простоев.
- Повышение качества организации и управления. Включает в себя улучшение управления на базе ЭВМ, внедрение различных разработок, повышение качества управления уже существующими объектами ОС.
Увеличение эффективности использования оборудования предполагает комплексный подход. В процессе осуществляется работа не только с оборудованием, но и с сотрудниками. Сокращения, повышение мотивации, переквалификация – все это оказывает косвенное положительное влияние на эксплуатацию ОС.
Методы повышения эффективности
Можно выделить следующие способы увеличения эффективности использования основных средств:
- Увеличение коэффициента сменности. Цель работодателя – достижение 100% использования средств основного фонда. Достигается это путем двух- или трехсменной работы. К примеру, в первую смену трудящийся выполняет основную работу, в ночную смену выходит другой сотрудник, который исполняет погрузо-разгрузочные работы. Таким путем достигается беспрерывное производство.
- Избавление от ненужного оборудования. Менеджеру важно проанализировать все объекты основных средств и оставить только то оборудование, которое действительно эксплуатируется. Изделия, используемые редко, серьезно сказываются на благосостоянии компании, особенно если их много. Ненужное оборудование увеличивает налог на — имущество, повышает балансовую прибыль. Оптимальный выход – его продажа.
- Увеличение концентрации ОС, комбинирование производства. Нужно для уменьшения используемой площади и, как следствие, снижения платы за аренду. Применение меньших мощностей позволит снизить налогооблагаемую базу, повысить выработку с единицы площади.
- Покупка современных ОС, меры по модернизации. Современное оборудование обеспечит уменьшение издержек, исключит простои. Оно требуется для повышения объемов выработки, уменьшения себестоимости продукции, увеличения ее качества.
- Утверждение адекватного плана ремонтных работ. Регулярный плановый и капитальный ремонт позволяет снизить простои объектов РС. Новый подход к ремонтным работам может включить в себя организацию собственной ремонтной службы компании, что обеспечит своевременное и недорогое ТО.
- Увеличение уровня квалификации обслуживающего персонала. Обязательная составляющая модернизации основных средств. Нужна для увеличения выработки, качественного изменения продукции. Обученный персонал – это полноценная эксплуатация оборудования на максимуме его возможностей.
- Регулярное обновление ОС. Моральный и физический износ оборудования делает невозможной конкурентную борьбу с другими компаниями. Современные изделия, как правило, позволяют экономить электроэнергию, обеспечивают безотходное производство.
- Повышение качества подготовки материалов и сырья. Обеспечивает экономию ресурсов и сокращает время на подготовку. Рассмотрим некоторые из методов: введение рекламаций на некачественное сырье, оптимизация процессов транспортировки.
- Увеличение уровня механизации и автоматизации производства. Расходы на персонал являются практически главным источником трат предприятия. Автоматизация позволяет сократить количество сотрудников. Это позволяет не только сократить расходы на выплату зарплат, но и снизить траты на взносы в различные фонды.
- Увеличение качества исходного сырья. Чем качественнее сырье, тем больше выход товара. Следовательно, увеличивается и фондоотдача.
- Внедрение на предприятии зарубежных достижений. Основная характеристика современных производственных разработок – максимальная экономия при сохранении качества изделий. Внедрение их на предприятии обозначает однократные расходы и уменьшение трат в дальнейшем. Современные мощности также направлены на безотходное производство, что дополнительно уменьшает расходы.
Выбор конкретного метода улучшения зависит от типа и сферы производства, текущего состояния компании.
ВАЖНО! Совершенствование использования ОС нужно начать с анализа текущей эффективности эксплуатации. Затем следует приступить к исследованию слабых мест предприятия. Улучшать следует то, что действительно нуждается в модернизации. В процессе следует соотнести расходы на улучшения с предполагаемыми доходами после процедуры оптимизации. Новшества вводятся только после длительной подготовки и исследования текущей ситуации на предприятии.
Источник
Модернизация основных средств: подводки в бухгалтерском и налоговом учете, увеличение стоимости ОС
Для поддержания производственного процесса, а также для повышения уровня производства зачастую применяется процесс дооборудования. Он направлен на рост функциональных возможностей используемого на предприятии оборудования и орудий труда. В связи с этим темой обзора станет модернизация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете. У сотрудников с этим аспектом часто возникают проблемные ситуации. Порой сложно отличить процесс от банального ремонта, неясно, как именно отражать вносимые изменения для отчетности. А ведь типичные ошибки могут трактоваться как фальсификация данных. И вызвать неприятные вопросы со стороны ФНС.
Чтобы не допустить подобного развития ситуации, мы тщательно разберем эту процедуру со всех ракурсов и выявим дооборудование, а также внесем необходимые правки, чтобы вы могли формировать соответствующие проводки в используемой системе и ПО.
Если вы хотите автоматизировать производственные процессы, вам понадобится качественное программное обеспечение, которое вы можете найти на сайте «Клеверенс».
Нормативная база
Нужные моменты, с которых стоит начать, — это суть понятия и правовое регулирование данной сферы. Начнем с термина. Определение, что такое модернизация основного средства, – это дооборудование, доработка, реконструкция используемого на предприятии оборудования и орудий труда.
Что же относится к таковым? Предмет должен соответствовать нескольким основополагающим условиям.
- Использоваться с коммерческой целью. То есть посредством его предприятие получает выгоду. Предмет искусства, картина, висящая в холле (даже если она весьма дорогостоящая) таковой не является. Хотя она повышает престиж организации в глазах клиентов, служит маркетинговым стимулом.
- Предмет применяется по прямому назначению в производственном цикле. Простейший пример – станок, конвейер и так далее.
- Он находится во владении предприятия, юридического лица. Не подходит ни лизинг, ни аренда, ни личная собственность одного из сотрудников.
- Некоторые условия применяются и к самому оборудованию. Его стоимость и эксплуатационный срок. Первое – не менее 100 тысяч рублей. При этом бухгалтерские проводки при модернизации основного средства строятся уже от 40 тысяч. Но это сумма имеет вес только для бухгалтерии, не для налоговой. Срок службы – не менее 12 лет. Иначе предмет вполне может быть частью оборотного капитала, если один оборот затягивается на долгое время.
Касательно правовой базы: логично предположить, что подобный момент будет регулироваться НК РФ, но главные факторы связаны с конкретными статьями.
- Стоимостное выражение описывается в ст. 257 НК РФ, а конкретно в 1 пункте.
- В 250 ст. НК РФ поясняется, как можно правильно оценить стоимость средства, если оно было получено безвозмездно. А также не сохранилось записей о его приобретении из-за ошибок или иных факторов.
- В 256 ст. описываются все моменты, которые связаны с начислением амортизации на оборудование.
- В 257-й конкретно уточняется, каким образом вырастает цена для налогового законодательства объекта, если он дорабатывается или реконструируется.
Учет налогов для ОС
ФНС в первую очередь важна стоимость средств. Поэтому стоит обратить внимание на корректность оформления ценового фактора. Следует знать, что в эту сумму входит не только размер премии для продавца. Также и с реконструкцией, она направлена на рост цены. И если произошла модернизация ОС, бухгалтерские проводки должны это скрупулезно отразить. Ведь зачастую возможна ситуация, при которой объект, не попадающий под описание основных средств, после доработки достигает необходимой ценовой группы.
Общая стоимость учитывает уплаченные за покупку финансы, а кроме них, — расходы на доставку объекта, если их понесла организация. Установка, настройка и приведения в работоспособное состояние – все эти моменты тоже учитываются.
Источник
Модернизация основных средств в «1С:Бухгалтерии 8»
При отражении операций, связанных с увеличением первоначальной стоимости основных средств и изменением срока их полезного использования в бухгалтерском учете, следует руководствоваться ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) и Методическими указаниями по учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н), а при отражении в налоговом учете — главой 25 НК РФ.
Согласно установленным перечисленными актами правилам, изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию могут увеличивать первоначальную стоимость основных средств такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) такого основного средства. Аналогичные правила установлены и для налогового учета.
Срок полезного использования в бухгалтерском учете должен быть пересмотрен, если в результате проведенной реконструкции или модернизации произошло улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств. При увеличении срока полезного использования основного средства в бухгалтерском учете, он может быть увеличен и для целей налогового учета, однако только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.
В программе «1С:Бухгалтерия 8» для отражения увеличения первоначальной стоимости основных средств по бухгалтерскому и налоговому учету, а также для изменения срока их полезного использования предназначен документ «Модернизация ОС». Рассмотрим методику отражения увеличения стоимости основного средства на примере.
Пример 1
Организация приобрела в январе 2008 года компьютер стоимостью 20 000 руб., срок полезного использования — 60 месяцев. Амортизация начисляется линейным способом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. В мае того же года было принято решение увеличить объем оперативной памяти компьютера. Сумма расходов по модернизации (как для целей бухгалтерского, так и налогового учета) составила 1 500 руб. (без учета НДС). Эта сумма сложилась из стоимости модуля оперативной памяти (1 200 руб.) и стоимости установки его в системном блоке компьютера, выполненной специалистом сервисной фирмы.
Срок полезного использования в результате модернизации не изменился.
Объекты строительства
Перед тем как увеличить стоимость основного средства, необходимо предварительно собрать затраты, связанные с его модернизацией, на объекте строительства. Для аккумуляции таких затрат предназначен счет 08.03 «Строительство объектов основных средств», позволяющий вести аналитику по объектам строительства, статьям затрат и способам строительства. В нашем случае следует создать объект строительства, по которому будут собираться затраты по модернизации компьютера. Наименование объекта строительства удобно ввести такое же, как и у основного средства, по которому аккумулируются затраты. Это облегчит его поиск и повысит наглядность аналитической информации.
Сбор затрат по модернизации
Приобретаемые у сторонних поставщиков товары принимаются на учет при помощи документа «Поступление товаров и услуг» с видом операции «покупка, комиссия». В нашем примере на закладке «Товары» этого документа следует заполнить информацию о принимаемом на учет модуле памяти. Поскольку модуль предназначен для модернизации оборудования, его можно учесть на счете 10.05 «Запасные части» (см. рис. 1).
Услуги по установке модуля памяти можно отразить в том же документе, на закладке «Услуги».
При этом в качестве счета затрат следует указать счет учета объектов строительства. В нашем примере это будет счет 08.03 со следующей аналитикой:
- Объекты строительства: Компьютер;
- Статьи затрат: статья учета расходов по модернизации основных средств;
- Способы строительства: Подрядный.
Стоимость принятого на учет модуля памяти после его монтажа в системный блок компьютера следует также отнести на объект строительства «Компьютер». Это можно сделать при помощи документа «Требование-накладная» (см. рис. 2).
В качестве счета затрат нужно указать счета учета объекта строительства с соответствующей аналитикой для бухгалтерского и налогового учета. В нашем примере это будет счет 08.03 с такой же аналитикой, которая использовалась при принятии на учет услуг по установке модуля памяти:
- Объекты строительства: Компьютер;
- Статьи затрат: статья учета расходов по модернизации основных средств;
- Способы строительства: Подрядный.
При проведении документа будет сделана проводка, относящая стоимость модуля памяти с кредита счета 10.05 в дебет счета 08.03. В результате все затраты по модернизации компьютера будут собраны на счете 08.03.
Увеличение первоначальной стоимости
После того как затраты, относящиеся к модернизации основного средства, будут отнесены на объект строительства, можно заполнять документ «Модернизация ОС», при помощи которого сумма таких затрат будет перенесена с объекта строительства на основное средство.
В поле ввода «Событие» нужно выбрать событие, характеризующее модернизацию основного средства. Выбранное событие при проведении документа заносится в регистр сведений «События с основными средствами». При помощи этого регистра можно получить информацию обо всех событиях, произошедших с основным средством, настроив соответствующий отбор. Вид события должен иметь значение «Модернизация». Если событие с таким видом в справочнике отсутствует, его нужно создать.
В поле ввода «Объект» следует выбрать объект строительства, на котором собирались затраты на модернизацию основного средства.
На закладке «Основные средства» в табличной части следует перечислить модернизируемые объекты основных средств. Для этого удобно воспользоваться кнопкой «Подбор», расположенной в командной панели табличной части. В нашем примере модернизуется основное средство «Компьютер» (см. рис. 3).
После подбора основных средств в документе «Модернизация ОС» можно автоматически заполнить остальные колонки табличной части на основании данных программы. Для этого нужно нажать на кнопку «Заполнить» в командной панели табличной части документа, и в выпадающем меню выбрать пункт «Для списка ОС».
Если в табличной части документа «Модернизация ОС» выбрано несколько основных средств, то сумма затрат, накопленная на объекте строительства, будет распределена между этими основными средствами равными долями.
Затем на закладке «Бухгалтерский и налоговый учет» следует указать общую сумму затрат (как для бухгалтерского, так и для налогового учета), накопленную на объекте строительства. После того как будут указаны счета учета объектов строительства (в нашем примере 08.03), можно нажать на кнопку «Рассчитать суммы» в документе «Модернизация ОС» и соответствующие поля будут заполнены программой автоматически.
После заполнения документа можно распечатать акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. № ОС-3).
При проведении документ «Модернизация ОС» переносит сумму затрат с кредита счета учета объектов строительства в дебет счета учета основных средств. В нашем примере будут сделаны следующие проводки:
Дебет 01.01 Кредит 08.03 — на сумму 1 500 руб.
Соответствующая проводка будет сформирована и в налоговом учете.
Особенности начисления амортизации после проведения модернизации…
… для целей бухгалтерского учета
Согласно разъяснениям Минфина России, в бухгалтерском учете при увеличении первоначальной стоимости объекта основных средств в результате модернизации и реконструкции амортизация должна начисляться исходя из остаточной стоимости объекта, увеличенной на затраты на модернизацию и реконструкцию, и оставшегося срока полезного использования (письмо Минфина России от 23.06.2004 № 07-02-14/144).
Следовательно, после проведения модернизации должна быть вычислена стоимость, которая будет служить базой для дальнейшего начисления амортизации. Она определяется следующим образом — см. схему.
Полученная сумма отражается в колонке «Ост. стоимость (БУ)». В нашем примере эта сумма составит 20 166,68 руб. (20 000 — 999,99 — 333,33 + 1 500).
При проведении документа «Модернизация ОС» остаточная стоимость и оставшийся срок полезного использования запоминаются. В нашем примере оставшийся срок полезного использования равен 56 мес. (60 — 4).
Новая стоимость и новый срок использования для начисления амортизации применяются, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была проведена модернизация.
В нашем примере, начиная с июня 2005 года, сумма амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета составит 360,12 руб. (20 166,68 : 56).
… для целей налогового учета
Порядок начисления амортизации после проведения модернизации для целей налогового учета, отличается от того, как это принято в бухгалтерском учете. Правила начисления амортизации в налоговом учете установлены статьей 259 НК РФ.
Начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была проведена модернизация для расчета амортизации используется изменившаяся первоначальная стоимость и срок полезного использования.
В нашем примере, начиная с июня 2005 года, сумма амортизационных отчислений для целей налогового учета составит 358,33 руб. (21 500,00 : 60).
Остается добавить, что по истечении срока полезного использования, стоимость компьютера в налоговом учете не будет полностью погашена, поскольку за 60 месяцев сумма амортизации составит 21 399,80 руб. (333,33 x 4 + 358,33 x 56).
Оставшиеся 100,20 руб. будут включены в сумму амортизации, рассчитанной в 61-й месяц использования компьютера.
Модернизация ОС при применении общего режима налогообложения
При отражении операций, связанных с увеличением первоначальной стоимости основных средств и изменением срока их полезного использования в бухгалтерском учете, следует руководствоваться ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) и Методическими указаниями по учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н), а при отражении в налоговом учете — главой 25 НК РФ.
Согласно установленным перечисленными актами правилам, изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию могут увеличивать первоначальную стоимость основных средств такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) такого основного средства. Аналогичные правила установлены и для налогового учета.
Срок полезного использования в бухгалтерском учете должен быть пересмотрен, если в результате проведенной реконструкции или модернизации произошло улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств. При увеличении срока полезного использования основного средства в бухгалтерском учете, он может быть увеличен и для целей налогового учета, однако только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.
В программе «1С:Бухгалтерия 8» для отражения увеличения первоначальной стоимости основных средств по бухгалтерскому и налоговому учету, а также для изменения срока их полезного использования предназначен документ «Модернизация ОС». Рассмотрим методику отражения увеличения стоимости основного средства на примере.
Пример 1
Организация приобрела в январе 2008 года компьютер стоимостью 20 000 руб., срок полезного использования — 60 месяцев. Амортизация начисляется линейным способом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. В мае того же года было принято решение увеличить объем оперативной памяти компьютера. Сумма расходов по модернизации (как для целей бухгалтерского, так и налогового учета) составила 1 500 руб. (без учета НДС). Эта сумма сложилась из стоимости модуля оперативной памяти (1 200 руб.) и стоимости установки его в системном блоке компьютера, выполненной специалистом сервисной фирмы.
Срок полезного использования в результате модернизации не изменился.
Объекты строительства
Перед тем как увеличить стоимость основного средства, необходимо предварительно собрать затраты, связанные с его модернизацией, на объекте строительства. Для аккумуляции таких затрат предназначен счет 08.03 «Строительство объектов основных средств», позволяющий вести аналитику по объектам строительства, статьям затрат и способам строительства. В нашем случае следует создать объект строительства, по которому будут собираться затраты по модернизации компьютера. Наименование объекта строительства удобно ввести такое же, как и у основного средства, по которому аккумулируются затраты. Это облегчит его поиск и повысит наглядность аналитической информации.
Сбор затрат по модернизации
Приобретаемые у сторонних поставщиков товары принимаются на учет при помощи документа «Поступление товаров и услуг» с видом операции «покупка, комиссия». В нашем примере на закладке «Товары» этого документа следует заполнить информацию о принимаемом на учет модуле памяти. Поскольку модуль предназначен для модернизации оборудования, его можно учесть на счете 10.05 «Запасные части» (см. рис. 1).
Услуги по установке модуля памяти можно отразить в том же документе, на закладке «Услуги».
При этом в качестве счета затрат следует указать счет учета объектов строительства. В нашем примере это будет счет 08.03 со следующей аналитикой:
- Объекты строительства: Компьютер;
- Статьи затрат: статья учета расходов по модернизации основных средств;
- Способы строительства: Подрядный.
Стоимость принятого на учет модуля памяти после его монтажа в системный блок компьютера следует также отнести на объект строительства «Компьютер». Это можно сделать при помощи документа «Требование-накладная» (см. рис. 2).
В качестве счета затрат нужно указать счета учета объекта строительства с соответствующей аналитикой для бухгалтерского и налогового учета. В нашем примере это будет счет 08.03 с такой же аналитикой, которая использовалась при принятии на учет услуг по установке модуля памяти:
- Объекты строительства: Компьютер;
- Статьи затрат: статья учета расходов по модернизации основных средств;
- Способы строительства: Подрядный.
При проведении документа будет сделана проводка, относящая стоимость модуля памяти с кредита счета 10.05 в дебет счета 08.03. В результате все затраты по модернизации компьютера будут собраны на счете 08.03.
Увеличение первоначальной стоимости
После того как затраты, относящиеся к модернизации основного средства, будут отнесены на объект строительства, можно заполнять документ «Модернизация ОС», при помощи которого сумма таких затрат будет перенесена с объекта строительства на основное средство.
В поле ввода «Событие» нужно выбрать событие, характеризующее модернизацию основного средства. Выбранное событие при проведении документа заносится в регистр сведений «События с основными средствами». При помощи этого регистра можно получить информацию обо всех событиях, произошедших с основным средством, настроив соответствующий отбор. Вид события должен иметь значение «Модернизация». Если событие с таким видом в справочнике отсутствует, его нужно создать.
В поле ввода «Объект» следует выбрать объект строительства, на котором собирались затраты на модернизацию основного средства.
На закладке «Основные средства» в табличной части следует перечислить модернизируемые объекты основных средств. Для этого удобно воспользоваться кнопкой «Подбор», расположенной в командной панели табличной части. В нашем примере модернизуется основное средство «Компьютер» (см. рис. 3).
После подбора основных средств в документе «Модернизация ОС» можно автоматически заполнить остальные колонки табличной части на основании данных программы. Для этого нужно нажать на кнопку «Заполнить» в командной панели табличной части документа, и в выпадающем меню выбрать пункт «Для списка ОС».
Если в табличной части документа «Модернизация ОС» выбрано несколько основных средств, то сумма затрат, накопленная на объекте строительства, будет распределена между этими основными средствами равными долями.
Затем на закладке «Бухгалтерский и налоговый учет» следует указать общую сумму затрат (как для бухгалтерского, так и для налогового учета), накопленную на объекте строительства. После того как будут указаны счета учета объектов строительства (в нашем примере 08.03), можно нажать на кнопку «Рассчитать суммы» в документе «Модернизация ОС» и соответствующие поля будут заполнены программой автоматически.
После заполнения документа можно распечатать акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. № ОС-3).
При проведении документ «Модернизация ОС» переносит сумму затрат с кредита счета учета объектов строительства в дебет счета учета основных средств. В нашем примере будут сделаны следующие проводки:
Дебет 01.01 Кредит 08.03 — на сумму 1 500 руб.
Соответствующая проводка будет сформирована и в налоговом учете.
Особенности начисления амортизации после проведения модернизации…
… для целей бухгалтерского учета
Согласно разъяснениям Минфина России, в бухгалтерском учете при увеличении первоначальной стоимости объекта основных средств в результате модернизации и реконструкции амортизация должна начисляться исходя из остаточной стоимости объекта, увеличенной на затраты на модернизацию и реконструкцию, и оставшегося срока полезного использования (письмо Минфина России от 23.06.2004 № 07-02-14/144).
Следовательно, после проведения модернизации должна быть вычислена стоимость, которая будет служить базой для дальнейшего начисления амортизации. Она определяется следующим образом — см. схему.
Полученная сумма отражается в колонке «Ост. стоимость (БУ)». В нашем примере эта сумма составит 20 166,68 руб. (20 000 — 999,99 — 333,33 + 1 500).
При проведении документа «Модернизация ОС» остаточная стоимость и оставшийся срок полезного использования запоминаются. В нашем примере оставшийся срок полезного использования равен 56 мес. (60 — 4).
Новая стоимость и новый срок использования для начисления амортизации применяются, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была проведена модернизация.
В нашем примере, начиная с июня 2005 года, сумма амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета составит 360,12 руб. (20 166,68 : 56).
… для целей налогового учета
Порядок начисления амортизации после проведения модернизации для целей налогового учета, отличается от того, как это принято в бухгалтерском учете. Правила начисления амортизации в налоговом учете установлены статьей 259 НК РФ.
Начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была проведена модернизация для расчета амортизации используется изменившаяся первоначальная стоимость и срок полезного использования.
В нашем примере, начиная с июня 2005 года, сумма амортизационных отчислений для целей налогового учета составит 358,33 руб. (21 500,00 : 60).
Остается добавить, что по истечении срока полезного использования, стоимость компьютера в налоговом учете не будет полностью погашена, поскольку за 60 месяцев сумма амортизации составит 21 399,80 руб. (333,33 x 4 + 358,33 x 56).
Оставшиеся 100,20 руб. будут включены в сумму амортизации, рассчитанной в 61-й месяц использования компьютера.
Учет расходов на модернизацию при применении УСН
При отражении операций, связанных с модернизацией, достройкой и дооборудованием основных средств, в бухгалтерском учете следует руководствоваться ПБУ 6/01, а в целях исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, — главой 26.2 НК РФ.
В программе «1С:Бухгалтерия 8» для отражения модернизации, достройки и дооборудования основных средств предназначен документ «Модернизация ОС».
Пример 2
Организация приобрела в январе 2008 года компьютер стоимостью 20 000 руб., срок полезного использования — 36 месяцев.
В апреле того же года было принято решение увеличить объем оперативной памяти компьютера. Сумма расходов по модернизации составила 1 500 руб. Эта сумма сложилась из стоимости модуля оперативной памяти (1 200 руб.) и стоимости установки его в системном блоке компьютера, выполненной специалистом сервисной фирмы.
Сбор затрат по модернизации
Перед тем как увеличить стоимость основного средства, необходимо предварительно собрать затраты, связанные с его модернизацией. Для аккумуляции таких затрат в учете предназначен счет 08.03 «Строительство объектов основных средств». Аналитический учет на счете ведется по объектам строительства. Для учета затрат на модернизацию в качестве объекта аналитического учета будет выступать «Установка памяти в компьютер i1000».
Создадим этот объект в справочнике «Объекты строительства».
Приобретение у сторонней организации модуля памяти и услуги по его установке отражаем документом «Поступление товаров и услуг» с видом операции «Объекты строительства».
На закладке «Объекты строительства» указываем стоимость модуля памяти.
Услуги по установке модуля памяти отражаем в том же документе на закладке «Услуги».
При этом в качестве счета затрат следует указать счет учета объектов строительства. В нашем примере это будет счет 08.03 со следующей аналитикой:
- Объекты строительства: Установка памяти в компьютер i1000;
- Статьи затрат: статья учета расходов по модернизации основных средств;
- Способы строительства: Подрядный.
Для всех расходов на строительство основных средств или их модернизацию (услуги сторонних организаций, списание материалов, оплата труда работников) обязательно в качестве порядка отражения расходов в налоговом учете следует указывать «Не принимаются».
Это связано с тем, что такие расходы не принимаются в обычном порядке, а уменьшают налоговую базу в составе стоимости построенного объекта основных средств или проведенной модернизации по тем правилам, которые предусмотрены для расходов на приобретение, сооружение и модернизацию основных средств.
Увеличение первоначальной стоимости основного средства
После того как затраты, относящиеся к модернизации основного средства, будут отнесены на объект строительства, можно заполнять документ «Модернизация ОС».
В поле ввода «Событие» нужно выбрать событие, характеризующее модернизацию основного средства.
Вид события должен иметь значение «Модернизация». Если событие с таким видом в справочнике отсутствует, его нужно создать.
Указанное событие будет использовано в наменовании объекта расходов в книге учета доходов и расходов.
В поле ввода «Объект» следует выбрать объект строительства, на котором собирались затраты на модернизацию основного средства.
На закладке «Основные средства» в табличной части следует перечислить модернизируемые объекты основных средств (см. рис. 4).
Если в табличной части документа «Модернизация ОС» выбрано несколько основных средств, то сумма затрат, накопленная на объекте строительства, будет распределена между этими основными средствами равными долями.
Затем на закладке «Бухгалтерский и налоговый учет» следует указать общую сумму затрат (как для бухгалтерского, так и для налогового учета), накопленную на объекте строительства.
После того, как будут указаны счета учета объектов строительства (в нашем примере 08.03), можно нажать на кнопку «Рассчитать суммы» и соответствующие поля будут заполнены программой автоматически.
В таблице оплаты расходов необходимо указать информацию обо всех оплатах с указанием даты и суммы оплаты.
В случае если оплата поставщику производится после оформления документа «Модернизация ОС», такую оплату необходимо зарегистровать документом «Регистрация оплаты ОС и НМА для УСН и ИП», для чего в документе предусмотрена специальная закладка «Модернизации ОС», на которой можно указать документ модернизации.
Признание расходов на модернизацию основного средства
Признание расходов на модернизацию, достройку и дооборудование основных средств производится в том же порядке, что и признание расходов на приобретение основных средств — в конце отчетного перида документом «Закрытие месяца» (рис. 5).
В результате проведения документа будут признаны расходы отдельно на приобретение основного средства и на его модернизацию, при этом будут сформированы записи:
- в раздел I Книги учета доходов и расходов;
- в раздел II Книги учета доходов и расходов.
В результате, сформировав Книгу учета доходов и расходов за полугодие, получим расчет расходов на ОС.
Источник