Закон спроса и предложения: как работает основной закон рыночной экономики
В этой статье, помимо разбора закона спроса, на примерах проиллюстрировано влияние различных факторов на спрос и предложение.
- Что такое закон спроса, какие факторы влияют на размер спроса.
- Что такое закон предложения, какие факторы влияют на размер предложения.
- Каким образом формируется равновесная цена.
Закон спроса и предложения: что это
Спрос – это потребность в конкретных товарах или услугах (например, в молоке или шоколаде конкретных производителей или брендов) или в товарной категории в целом (например, молочная продукция или кондитерские изделия), которая может быть оплачена покупателями. Иными словами, это платежеспособная потребность, то есть то количество продукции, которое может быть куплено по фактическим рыночным ценам.
Спрос бывает двух видов:
- Реальный спрос – сколько продукции фактически куплено в конкретный период в натуральном или денежном выражении.
- Потенциальный спрос – сколько товаров и услуг потребители могут приобрести в перспективе.
Потенциальный спрос в 2020 году может оказаться выше или ниже показателя 2019 года. Например, потенциальный спрос на хлебобулочные изделия будет падать, так как в стремлении к ЗОЖ люди все чаще снижают потребление хлеба, переключаясь на более дорогие, при этом более полезные позиции. Потенциальное потребление снеков и объемы питания вне дома будут расти в ответ на ускорение темпа жизни населения.
Предложение – это товары и услуги, которые находятся на рынке и которые продавцы готовы предложить покупателям по определенной цене. Как и спрос, предложение может быть реальным и потенциальным.
Спрос и предложение оцениваются за определенный период времени (за год или месяц), в конкретных географических границах (в рамках города, страны или мира) и по конкретным ценам. Иными словами, они измеряются в определенном месте, в определенное время и по определенным ценам в натуральном (килограммы, штуки, условные единицы и др.) и денежном выражении (результат умножения спроса в натуральном выражении на цены).
Закон спроса и влияющие на него факторы
На объем спроса на товары и услуги конкретной компании влияют:
- Их ценность и важность для целевой аудитории. На товары первой необходимости спрос является практически постоянным, поскольку они нужны для поддержания жизнедеятельности людей. Скачкообразный рост потребления наблюдается только в кризисные моменты. Так в марте 2020 года мы столкнулись со вторым за последние несколько лет ажиотажным спросом на гречу.
- Цены на товары-заменители. Например, рост цен на рыбу ведет к снижению спроса на нее и увеличению потреблению мяса. У бензина заменителей нет, поэтому потребители вынуждены или отказываться от поездок, или покупать его по предлагаемому прайсу.
- Цены на товары-комплименты. Например, если существенно вырастут цены на капсулы для кофемашин, можно ожидать падения интереса к кофейной технике. Стоимость в пересчете на одну чашку кофе может оказаться для потребителей слишком высокой.
- Маркетинговые и коммуникационные активности продавца. Под влиянием рекламы, симулирующих акций, презентаций, интернет-маркетинга и других инструментов продвижения компания может точечно или на долгосрочную перспективу (в зависимости от целей) увеличить спрос на свою продукцию.
- Уровень доходов населения или финансовое состояние конкретных компаний. Чем выше располагаемые доходы физических лиц и чем стабильнее бизнесы на b2b-рынках, тем больший спрос они могут формировать. Однако, при росте платежеспособности часто происходит переключение на товары и услуги более высокого ценового сегмента. Например, чем больше зарабатывают люди и чем выше их статус, тем у большинства из них более дорогими становятся одежда и автомобили. В кризисные периоды потребители, наоборот, снижаются по цене. Яркий пример – с падением доходов населения, сопровождающегося безработицей, высокой инфляцией и нестабильностью экономики, растет потребление карамели при сокращении покупок более дорогого шоколада.
- Мода. Интерес к модным товарам нередко стремительно растет, но через непродолжительное время так же стремительно может снизиться почти до нуля. Так, например, пару лет назад были очень популярны спиннеры, а сегодня про них почти не вспоминают.
- Размер целевой аудитории. Чем большему количеству потребителей нужен товар или услуга, тем больше может быть спрос на продукцию компании. Предприятия могут увеличивать продажи за счет расширения целевой аудитории. Так несколько лет назад детское масло Johnson Baby стало позиционироваться и как масло для женщин.
- Изменения в темпе и образе жизни потребителей. Например, продолжающий набирать популярность ЗОЖ приводит к росту потреблению продуктов для правильного питания и услуг индустрии красоты и спорта, одновременно с этим сокращаются объемы продаж продуктов питания с высоким содержанием сахара и жиров.
- Ожидания потребителей относительно дальнейшего развития ситуации в стране. Например, каждый раз при резком скачке курсов валют потребители стремятся купить бытовую технику и автомобили, успев до повышения цен на них.
Функция спроса от цены и других влияющих на него факторов выглядит следующим образом:
Qd = Qd(P, Х1, Х2…ХN)
- Qd – размер спроса на конкретный товар (d – demand, спрос).
- Р – цена на данный товар.
- Х1, Х2…ХN – другие факторы, оказывающие влияние на спрос, перечисленные выше.
Закон спроса звучит следующим образом: при неизменности других факторов спрос на товары и услуги в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены (обратно пропорционален цене). Таким образом, закон отражает зависимость спроса от цены.
Закон нарушается только в трех случаях:
- При ожидаемом росте цен или в кризисных ситуациях (примеры с ажиотажным спросом на гречу и растущим ростом продаж автомобилей приведены выше).
- При смещении спроса на более дорогие и качественные товары с ростом доходов населения.
- На рынках премиальных и люксовых товаров, которые часто рассматриваются как инвестиция, а также приобретаются для удовлетворения вторичных выгод (так называемый эффект сноба – повышение статуса в глазах других, принадлежность к «тусовке» и др.).
Объем предложения зависит от следующих факторов:
- Производственные возможности продавца. Например, производитель не может загрузить производственные мощности более чем на 100%. Чтобы увеличить объемы производства ему придется или ввести в эксплуатацию еще одну производственную линию или воспользоваться аутсорсингом. Этот же выбор встанет перед компанией при принятии решения о расширении ассортимента или диверсификации бизнеса. Аналогичным образом салон красоты не может оказать услуг больше, чем в течение рабочего дня каждый мастер может обслужить клиентов, а магазин иметь в наличии в торговом зале больше SKU, чем это физически возможно на имеющемся оборудовании.
- Спрос. Предприятие может производить товары и услуги или иметь возможности для их производства, но, если они неинтересны целевой аудитории или имеют слишком высокие цены, смысла в их производстве нет. Компании придется работать «на склад» и решать проблему с его распродажей. С другой стороны, в моменты пикового спроса, например, в сезон, именно склады из ранее произведенной продукции могут удовлетворить растущие запросы. Так заранее готовятся к Новому году производители сувенирной продукции, подарочных наборов и др. В сфере услуг нарастить предложение бывает проще. Часто для этого требуется всего лишь увеличение штата клиентского персонала. Таким образом работают службы такси, привлекающие водителей с автомобилями, курьерские службы и компании, оказывающие онлайн-услуги, например, курсы иностранных языков. В случае с кофейнями, салонами красоты, магазинам и другими видами услуг, привязанными к площадям и зависящими от их размера, может потребоваться открытие новых точек и переход в сетевой формат.
- Количество игроков на рынке. Чем больше игроков на рынке, тем сильнее между ними конкуренция. Соответственно, тем меньше и их сбытовые возможности (предложение). По этой причине найти предприятия с загрузкой мощностей почти 100% в любых отраслях крайне сложно. Средняя загрузка составляет около 50-60%. Загрузка предприятий разных отраслей зависит от конкретного региона, ассортимента, ценовой политики, маркетинговой и сбытовой активностей и других факторов.
- Этап жизненного цикла рынка. На зарождающемся рынке спрос и предложение минимальны – первые игроки формируют рынок. По мере принятия товаров и услуг рынком растет интерес у ним и, соответственно, растет и предложение. Если предложение не успевает за спросом, на рынке появляется дефицит. Такая ситуация может наблюдаться на этапе стремительного роста рынка. Если предложение превышает спрос, это излишек. Он часто характерен для второй половине этапа зрелости и этапа спада.
- Политическая и экономическая ситуация в стране и в мире. Например, введение санкций привело к тому, что многие рынки столкнулись с дефицитом. Следствием этого стало постепенное развитие внутреннего российского производства при поддержке государства. Постепенно ситуация выровнялась, теперь страна имеет высокий уровень обеспечения по многим продуктам питания, попавшим под ограничения.
- Развитие технологий и инновации. Новые технологии и внедрение инноваций могут существенно увеличить производительность предприятия, а также сделать его товары и услуги более привлекательными для потребителей.
Функция предложения от цены и других влияющих на него факторов выглядит следующим образом:
Qs = Qs(P, Y1, Y2…YN)
- Qs – размер спроса на конкретный товар (s – supply, предложение).
- Р – цена на данный товар.
- Y1, Y2…YN – другие факторы, оказывающие влияние на спрос, перечисленные выше.
Закон предложения: при неизменности других факторов предложение товаров и услуг в количественном выражении изменяется в прямой зависимости от цены (прямо пропорционально цене). Закон описывает зависимость предложения от цены.
Таким образом, предложение – это те объемы в рамках рынка, которые зависят от каждого конкретного предприятия, и формируют совокупное предложение. Спрос – это объемы товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести на рынке в целом и у конкретных поставщиков. Взаимодействие спроса и предложения формирует рыночную цену, также называемую равновесной, а спрос и предложение называются равновесными.
Графическое соотношение спроса и предложения отражено на рисунке:
В связи с тем, что в реальности спрос и предложение зависят не только от цены, но и от других, перечисленных выше факторов, графики не являются линейными.
Под действием закона спроса и предложения цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Если спрос растет при неизменном предложении (дефицит), цена увеличивается. Когда спрос падает, а предложение остается на том же уровне, цена падает – продавцы начинают избавляться от излишков, снижая цены.
Например, когда производители смартфонов Apple и Samsung выводят на рынок флагманскую новинку, ее цена высока и может достигать 100 тыс. руб. По такой цене устройства готовы покупать только новаторы, отслеживающие передовые технологии, для которых гаджеты также являются отражением их стиля жизни и статуса. Однако, количество таких покупателей невелико, поэтому производители начинают постепенно снижать цены, привлекая новых потребителей. Снижение цены происходит, как правило, до выхода новой модели. К этому моменту цена на предыдущую модель может упасть уже на 30-40% от первоначальной.
Подводя итоги, в статье на примерах проиллюстрирован механизм действия ключевого закона рыночной экономики. Понимая, как работает закон спроса и предложения, компания сможет оказывать влияет на рыночную ситуацию в рамках своих возможностей и учитывать возможные последствия и риски от воздействия различных факторов.
Источник
Что такое спрос: определение, виды
Узнайте больше о законе спроса и предложения, а также о факторах, которые влияют на спрос
- Главная
- Поддержка
- Глоссарий
- Спрос
Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое потребители могут и хотят купить по строго определенной стоимости в конкретный промежуток времени.
Чтобы узнать, как спрос зависит от стоимости товаров и что влияет на его рост, посмотрите это видео.
Содержание
Закон спроса и предложения
Прежде чем установить цену на товар или услугу, сначала рассчитывают себестоимость и делают наценку. Однако, слишком высокая стоимость будет отпугивать потенциальных клиентов. Поэтому, цену чаще всего устанавливают в точке равновесия спроса и предложения.
Предположим, что компания N продает брелки на ключи. Стоимость одной единицы товара составляет $2. По такой цене брелки готовы купить 100 тысяч человек. Допустим, компания нашла возможность снизить себестоимость изготовления товаров и теперь может установить цену $1,5. По такой стоимости брелок готовы купить уже 150 тысяч человек.
Отсюда и выплывает закон спроса и предложения. Он гласит, чем ниже цена, тем выше спрос и наоборот. Исключение составляет товар Гиффена. Для него при повышении цены растет и спрос. К товарам Гиффена можно отнести хлеб, гречку, рис, чай и некоторые другие продукты. Это малоценные товары, которые в потребительском бюджете занимают значительное место, при этом их практически невозможно заменить.
Далее вы узнаете, какие факторы влияют на спрос и как им можно управлять.
Факторы спроса
На спрос в первую очередь влияет цена. Однако, есть и неценовые факторы. Ниже мы разберем именно их.
- Доходы клиентов. В большинстве случаев, при увеличении дохода покупателей растет и спрос на продукцию. Однако, этот принцип работает только с товарами средней и высшей категории. С такой продукцией, как одежда из секонд хенда или дешевые низкокачественные товары, зачастую происходит наоборот. Это связано с тем, что при увеличении дохода потребитель стремится приобрести более качественную продукцию.
- Товары-заменители. Если стоимость аналогичной продукции у конкурента станет ниже, вероятнее всего потребители выберут его как более экономный вариант. Продажи одной компании могут подняться, если она сделает покупателям выгодное предложение, и упасть, если на рынке появится аналог по более доступной цене. Поэтому, в высококонкурентных нишах очень часто компании сталкиваются с демпингом цен.
- Тренды и вкусы. Мода, маркетинг влияния, событийный маркетинг, сарафанное радио, реклама в интернете очень сильно влияют на мнения потребителей и уровень спроса. Пост релевантного для аудитории лидера мнений в Instagram способен привлечь новых клиентов и увеличить продажи в несколько раз.
- Количество потребителей. Рост потенциальных покупателей на рынке приводит и к увеличению спроса. Количество потребителей зависит от численности населения, территориального охвата бизнеса, правильной сегментации рынка и других факторов.
- Ожидания. Предположим, бренд одежды каждый сезон предлагает своим покупателям новинки, которые можно купить в любой момент. Однако, компания решает изменить это и вводит в продажу лимитированные товары. Клиенты понимают, что приобрести конкретный продукт можно только сейчас. Их ожидания меняются и это приводит к повышению продаж.
Конечно, каждый фактор может в одной нише оказывать более сильное влияние, чем в другой. Поэтому, важно тщательно изучать свою целевую аудиторию, привлекать новых покупателей, вести базу данных в CRM-системе и регулярно анализировать эффективность своих маркетинговых действий. Читайте дальше, чтобы больше узнать о спросе.
Виды спроса в маркетинге
Существует несколько видов спроса. Давайте познакомимся с ними ближе.
- Полноценный спрос. Предполагает, что предложение полностью соответствует спросу. Например, потребители регулярно покупают товары личной гигиены и предложенные на рынке продукты полностью удовлетворяют их потребности.
- Чрезмерный спрос. Возникает, когда компания не может удовлетворить потребности покупателей в полной мере. Так бывает с сезонными продуктами во время резкого увеличения спроса.Товар может быстро заканчиваться на складе и периодически возникает дефицит.
- Скрытый спрос. Это неявная потребность, которую нельзя удовлетворить из-за отсутствия на рынке соответствующих товаров и услуг. К такому спросу можно отнести желание людей покупать продукты без ГМО или лекарственные препараты без побочных действий.
- Отсутствующий спрос. Возникает когда по каким-либо причинам потребители не хотят покупать товар. Это может быть связано с ненадобностью продукции для конкретных клиентов или отсутствием информации о ней. Например, небольшие производства по обработке металла не покупают большие станки, предназначенные для крупных серийных производств.
- Отрицательный спрос. В этом случае потребитель отказывается приобретать конкретный товар. Чаще всего это связано с негативным отношением к продукту.
- Падающий спрос. Возникает со временем из-за появления более качественных и совершенных товаров. Так с появлением смартфонов спрос на кнопочные телефоны снизился.
- Нерегулярный спрос. Это непостоянная или переменчивая потребность в каком-либо товаре. Нерегулярный спрос зависит от сезона, погодных условий, месяца и других факторов. Осенью в сезон дождей люди активнее покупают зонты, дождевики и резиновые сапоги. Летом потребность в этих товарах зачастую ниже. Однако, большую роль в данном примере играют погодные условия, поэтому все может быть наоборот.
- Нерациональный спрос. Предполагает потребность в товарах, которые несут потенциальный вред здоровью человека или окружающей среде. К такой продукции относятся полиэтиленовые пакеты, сигареты, алкоголь и многое другое.
Как видите, спрос бывает разным и зависит от множества факторов. Однако, им можно управлять с помощью разных маркетинговых подходов и инструментов. Например, вы можете повышать продажи с помощью email рассылок, чат-ботов в мессенджерах, BTL-рекламы и так далее. Зарегистрируйтесь в SendPulse, чтобы начать использовать эти и другие инструменты уже сегодня.
Источник