- Пути повышения ликвидности и платежеспособности
- Информационная основа для обоснования мероприятий повышения ликвидности и платежеспособности
- Пример мероприятий
- Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита
- Засекреченные сотрудники
- Что такое платежеспособность и ликвидность
- Зачем считать эти показатели и как они влияют на получение кредита
- Что нужно для расчета ликвидности и платежеспособности
- Как оценить платежеспособность и ликвидность по соотношению активов и пассивов
- Как рассчитать основные показатели платежеспособности
- Пример расчета платежеспособности компании
Пути повышения ликвидности и платежеспособности
Информационная основа для обоснования мероприятий повышения ликвидности и платежеспособности
Показатели ликвидности и платежеспособности отображают соотношение между обязательствами компании и доступными активами, которые можно использовать для погашения этих обязательств. Соответственно, для улучшения самих показателей ликвидности и платежеспособности необходимо сбалансировать обязательства по срокам их погашения с активами по срокам, в течение которых можно их продать для превращения в денежные средства. Последние будут использованы для погашения упомянутых обязательств.
Существенное влияние на платежеспособность предприятия имеет платежная дисциплина, качество учетного процесса, прочие связанные процессы на предприятии. Поэтому для улучшения отношений с контрагентами, поставщиками, сотрудниками, прочими партнерами в рамках финансово-хозяйственной деятельности компании, целесообразно обеспечить системный управленческий отчет, который будет своевременно фиксировать все операции, активы, обязательства, а также позволит обеспечить необходимую точность прогнозирования будущих денежных потоков. Высокое качество прогноза обеспечивает ситуацию, когда предприятие может хранить меньший объем высоколиквидных активов для погашения своих обязательств. В таком случае полученные денежные средства будут направляться сразу же на погашение возникших обязательств. Конечно, на практике такая ситуация невозможна, ведь дебиторы могут сталкиваться с различными проблемами, что не позволит им погасить свои обязательства перед предприятием согласно ранее достигнутым договоренностям.
Таким образом, для анализа ликвидности и платежеспособности важно рассмотреть также динамику денежных потоков, что отображено в отчете о финансовых результатах, а не только балансе, который обычно используется студентами для определения коэффициентов текущей ликвидности, быстрой ликвидности, абсолютный ликвидности.
Пример мероприятий
Возможные мероприятия повышения ликвидности и платежеспособности на ближайшую перспективу для быстрого получения денежных средств и сбалансирования потоков:
- Продажа запасов, которые не будут использованы в производственном процессе.
- Получение кредита от банка
- Получение товарного кредита (права отсрочки) от поставщика
- Получение аванса от клиента
- Прочие способы привлечения дополнительных финансовых ресурсов
- Прочие варианты продажи имеющихся ресурсов для их превращения в денежные средства
Возможные мероприятия повышения ликвидности и платежеспособности в долгосрочной перспективе, обеспечение системного подхода управления платежеспособностью:
- Внедрение системы финансового контроллинга.
- Внедрение комплексного управленческого учета.
- Внедрение системы бюджетирования и планирования
- Прочие мероприятия усиления контроля за денежными потоками, обязательствами и активами предприятия.
Источник
Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита
Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям, в том числе по ликвидности и платежеспособности
Засекреченные сотрудники
Сотрудники кредитного отдела Тинькофф Бизнеса
Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям. Одни из них — ликвидность и платежеспособность. В статье рассказываем, как их рассчитать и как эти показатели влияют на решение банка о выдаче кредита.
Что такое платежеспособность и ликвидность
Понятия ликвидности и платежеспособности близки друг другу.
Платежеспособность показывает, может ли компания расплатиться в срок по своим обязательствам. Например, без задержек перечислить зарплату, оплатить товары и услуги поставщикам, погасить кредиты. Проще говоря, у платежеспособной компании бюджет спланирован так, что сейчас и в перспективе просроченных долгов у нее нет и не будет.
Ликвидность показывает, как быстро компания может продать свои активы, чтобы заплатить по обязательствам.
Самый ликвидный актив — деньги. Еще быстро можно продать акции, которые котируются на фондовом рынке, быстрореализуемые товары со склада, краткосрочную дебиторскую задолженность.
Дольше всего продавать крупную недвижимость и сложное оборудование. При срочной продаже такие активы могут сильно потерять в цене — поэтому говорят, что у таких активов низкая ликвидность.
Зачем считать эти показатели и как они влияют на получение кредита
Ликвидность и платежеспособность можно оценивать с двух сторон: для себя и с точки зрения банка.
Для бизнеса эти показатели могут быть экспресс-диагностикой финансового состояния. Например, они помогут принять решение, стоит ли брать на себя новые обязательства по сделке. Возможно, компания или ИП периодически сталкиваются с нехваткой свободных денег, кассовым разрывом и другими трудностями, и оценка показателей поможет увидеть, в чем проблема.
Банкам показатели ликвидности и платежеспособности помогают оценить риски при выдаче кредита. Но нужно учитывать, что это только часть критериев, на которые смотрит банк при оценке кредитных рисков.
Если платежеспособность компании или ИП в текущий момент неудовлетворительная, это не значит, что в кредите откажут. Возможно, банку тогда понадобится дополнительная гарантия возврата долга — залог или поручительство. И наоборот: бывает, что при хороших показателях ликвидности и платежеспособности банк не может выдать кредит, потому что увидел у бизнеса другую серьезную проблему.
В любом случае чем лучше эти показатели, тем выше вероятность положительного решения по кредиту. А если они слишком низкие, это повод для компании задуматься, стоит ли вообще брать кредит, потому что тогда есть высокий риск невозврата долга.
Что нужно для расчета ликвидности и платежеспособности
Для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия нужно изучить баланс — соотношение имущества и обязательств компании. Цифры можно взять у своего бухгалтера.
Все, что есть у бизнеса, — это его активы: деньги на счетах и в кассе, оборудование, недвижимость, дебиторская задолженность. Обязательства, которые он должен погасить, — это пассивы. Для оценки ликвидности и платежеспособности их нужно сгруппировать.
Чтобы увидеть реальное состояние дел, важно соблюдать несколько правил:
- Для расчета использовать рыночную стоимость имущества, а не балансовую. Например, если в собственности есть автомобиль, его текущая стоимость — цена, за которую его сегодня можно продать.
- Корректируется просроченная дебиторская задолженность. Например, если покупатели не оплатили счета за товары в срок и непонятно, когда заплатят, — такую дебиторку надо убрать из расчетов, будто эти деньги не придут. Если есть товарные остатки, которые не получится продать в течение длительного времени, их тоже надо исключить из расчета.
Тут и далее мы приводим упрощенный расчет — принцип, по которому проводят оценку. У каждой компании может быть своя специфика, и иногда разобраться можно только с бухгалтером или экономистом.
Активы: группируют по сроку ликвидности | Пассивы: группируют по сроку возврата |
---|---|
А1 — высоколиквидные активы. Например, деньги на счетах и в кассе, финансовые вложения — акции, облигации | П1 — срочные пассивы: которые надо погасить на дату оценки баланса. Например, долг перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами, арендодателями, страховщиками, расчеты по дивидендам, ссуды, не погашенные в срок |
А2 — быстрореализуемые активы: которые можно быстро продать и получить деньги. Например, сюда относится краткосрочная дебиторская задолженность — то, что в ближайшее время должны заплатить клиенты | П2 — среднесрочные пассивы: которые надо погасить в течение 12 месяцев. Например, краткосрочные кредиты |
А3 — медленно реализуемые активы: которые невозможно реализовать до определенного срока. Например, готовая продукция, сырье на складе, дебиторская задолженность со сроком выплаты больше 12 месяцев | П3 — долгосрочные пассивы: которые надо погасить в срок больше 12 месяцев. Например, долгосрочные кредиты |
А4 — труднореализуемые активы, для продажи которых понадобится много времени. Это все внеоборотные средства, например оборудование и недвижимость | П4 — постоянные пассивы. Это собственный капитал, который не надо никому отдавать. Например, акционерный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль. Если П4 около нуля или отрицательный, значит, у компании нет собственных средств. Она работает только за счет заемных |
Группировка активов и пассивов — подготовительная часть. Показатели и П1—4 нужны для дальнейших расчетов и оценки финансового состояния компании.
Как оценить платежеспособность и ликвидность по соотношению активов и пассивов
На практике чаще всего встречаются такие варианты:
Абсолютная ликвидность. Идеальная ситуация: компания или ИП гасят все обязательства в срок. В такой ситуации высокая вероятность одобрения кредита банком, и сама компания сможет без проблем его погасить.
Нормальная ликвидность. Обычно в такой ситуации платежеспособность компании чуть снижена задержек оплаты от клиентов или большой налоговой нагрузки в конкретный период. В целом тут все хорошо: если остальные показатели не вызовут вопросов, банк, скорее всего, примет решение выдать кредит.
Нарушенная ликвидность. Скорее всего, такие показатели означают, что компания накапливает долги и не может погасить свои срочные обязательства. Тут могут быть серьезные проблемы: кризис, спад производства, клиенты сильно задерживают оплату, судебные дела. В этом случае получить бизнес-кредит может быть проблематично. И, скорее всего, кредитные деньги не исправят ситуацию, а наоборот, могут загнать компанию в еще более сложное финансовое положение.
Кризисное состояние. Такое соотношение означает, что у компании много долгов и она не может их погасить. В этой ситуации восстановить платежеспособность очень сложно и точно не стоит брать на себя новые кредитные обязательства. Вероятнее всего, банк тоже не сможет одобрить кредит.
Как рассчитать основные показатели платежеспособности
Для оценки платежеспособности предприятия банк использует следующие основные показатели:
- Коэффициент текущей ликвидности.
- Коэффициент быстрой ликвидности.
- Коэффициент абсолютной ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности — это основной показатель, который банк рассчитывает при оценке финансового положения. Он показывает, хватит ли у компании денег погасить свои краткосрочные обязательства до конца отчетного года.
Если компания хочет взять кредит, значение коэффициента должно быть больше единицы, меньшее значение говорит о сложностях с платежеспособностью. Оптимальное значение — 2.
Коэффициент быстрой ликвидности показывает, может ли компания погасить обязательства за счет денег и быстрореализуемых активов.
Нормальными считаются значения в пределах 0,7—1.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, есть ли у компании высоколиквидные активы, чтобы погасить краткосрочные обязательства прямо сейчас.
Нормативное значение коэффициента — больше 0,2. На практике его величина может быстро меняться, потому что он напрямую зависит от состояния счета компании в конкретный момент. Например, в момент расчета у компании нет свободных денег в обороте, но в течение нескольких дней заказчики расплатятся за товары или услуги и деньги опять будут на счете.
Для разных типов и отраслей бизнеса нормативные показатели коэффициентов могут отличаться.
Пример расчета платежеспособности компании
При расчете платежеспособности компании можно воспользоваться таким алгоритмом.
Шаг 1. Находим необходимые показатели в балансе и группируем активы по степени ликвидности, а пассивы — по сроку возврата.
Представим компанию, которая занимается оптовой торговлей. У нее есть два грузовика, которые компания купила в лизинг, а на складе хранятся товары для перепродажи.
Компания работает с поставщиками и клиентами по предоплате. Из обязательств у нее — краткосрочный кредит со сроком выплаты до года, краткосрочный лизинг со сроком возврата до 12 месяцев и долгосрочный лизинг со сроком возврата больше 12 месяцев.
Шаг 2. Определяем и анализируем соотношения групп активов и пассивов.
Судя по соотношению активов и пассивов, единственная проблема, с которой может столкнуться компания, — нехватка денег для оплаты текущей задолженности. Но у компании большой запас товаров, они хорошо продаются, значит, особых сложностей с платежеспособностью у компании нет.
Шаг 3. Считаем коэффициенты ликвидности.
Выводы. Ликвидность баланса и коэффициент текущей ликвидности показывает, что компании стоит брать кредит. Она сможет погасить его в срок. того, что остальные коэффициенты ниже нормы, банк, скорее всего, более тщательно изучит особенности бизнес-процессов, оценит другие показатели и, исходя из этого, будет принимать решение о кредите.
В целом можно сделать вывод, что у компании хорошая платежеспособность, так как всех текущих активов достаточно для погашения краткосрочных обязательств. Шанс получить кредит в банке у нее очень высокий.
Источник