Способы увеличения оборотных средств предприятия

3 Пути увеличения собственных оборотных средств предприятия и эффективности их использования

Эффективность использования оборотных средств зависит от продолжительности нахождения оборотных средств в сферах производства и обращения (в кругообороте), а также от экономного использования предметов труда (сырья, материалов и т.п.).

Сокращение продолжительности пребывания оборотных средств в кругообороте влияет на снижение их общей суммы, требуемой для организации производственного процесса на предприятиях.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств достигается в результате внедрения мероприятий, способствующих сжижению продолжительности нахождения оборотных средств в пути, в производственных запасах, в производстве и па складах готовой продукции. Сокращение продолжительности пребывания оборотных средств в пути, на складах предприятий, в производстве и в готовой продукции позволяет при определенном объеме производства и реализации продукции снизить их величину.

Сокращение продолжительности кругооборота по оборотным средствам, находящимся в производственных запасах, достигается в результате сокращения времени нахождения грузов в пути и на складах предприятий.

Сокращение брака и повышение качества продукции соответственно влияют на повышение выпуска продукции и, следовательно, на ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Важным резервом ускорения оборачиваемости оборотных средств является комплексное использование сырья. Оно, как правило, ведет к увеличению объема выпускаемой продукции из определенного количества сырья. В данном случае фактические расходы, пошедшие на сырье, распределяются на больший ассортимент и объем продукции. При этом средние остатки оборотных средств относительно выпуска продукции снижаются.

Главное направление экономии материальных ресурсов на каждом предприятии — увеличение выхода конечной продукции из одного и того же количества сырья и материалов на рабочих местах (в бригадах, участках, цехах). Оно зависит от технического оснащения производства, уровня мастерства работников, умелой организации материально-технического обеспечения, количества норм расхода и запасов материальных ресурсов, обоснованности их уровня [11].

Конкретные пути снижения материалоемкости должны определятся исходя из детального анализа и выявления истинных причин неудовлетворенного использования материальных ресурсов на предприятии. Снижение материалоемкости продукции на предприятии имеет большое экономическое и социальное значение, так как позволяет:

— существенно снизить издержки на производство и реализацию продукции;

— значительно увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия;

повысить конкурентоспособность продукции;

улучшить финансовое состояние предприятия. Материалоемкость можно снизить за счет:

создания более совершенной конструкции машин и оборудования;

широкого применения искусственных и синтетических материалов;

широкого применения малоотходной и безотходной технологии;

улучшения качества продукции [15].

Конкретные направления повышения эффективности использования оборотных средств на предприятии ООО «Молоко».

Уменьшение дебиторской задолженности и сведение ее к нулю. За счет реализации данного направления на предприятии увеличится выпуск товарной продукции на сумму дебиторской задолженности, то есть на 682 тыс. руб. в 2005 году и составит

39531 + 682 = 40213тыс. руб.

Это приведет к увеличению оборотов оборотных средств. По формуле (4) вычисляем

Следовательно, к сокращению продолжительности одного оборота оборотных средств. По формуле (5) рассчитываем

Тем самым повыситься эффективность использования оборотных средств и увеличится прибыль предприятия.

К основным элементам маркетинга будут относится: схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, формирование общественного мнения о предприятии и товарах.

Основные направления маркетинга руководства — совершенствовать экономическую эффективность и снижать цены. Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители оказывают предпочтение товарам высокого качества и, следовательно, больших усилий по стимулированию сбыта не требуется. Концепция интенсификации коммерческих усилий базируется на том, что товары организации не будут покупать в достаточных количествах, если не побуждать потребителей к этому с помощью значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Концепция маркетинга строится на утверждении, что предприятие должно выявить с помощью исследований нужды и запросы точно очерченного целевого рынка и обеспечить их желаемое удовлетворение. Концепция социально-этичного маркетинга провозглашает залогом достижение целей организации ее способность обеспечить потребительскую удовлетворенность и долговременное благополучие и потребителя и общества в целом [14].

Эффективное использование оборотных средств играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, в повышении уровня рентабельности производства. К сожалению, собственные финансовые ресурсы, которыми в настоящее время располагают предприятия, не могут в полной мере обеспечить процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства. Отсутствие на предприятиях необходимых финансовых ресурсов, низкий уровень платежной дисциплины привели к возникновению взаимных неплатежей [6].

Читайте также:  Единственным способом развития культуры является

Руководители предприятия с целью повышения эффективности его экономической деятельности должны организовать постоянный мониторинг соблюдения нормативов и динамики во времени фактических удельных расходов и оборачиваемости оборотных средств. Прежде всего потому, что материальные затраты во многих случаях имеют значительный удельный вес в общих производственных затратах, которые, в свою очередь, существенно влияют на размеры получаемой в результате прибыли [18].

Рекомендации по увеличению собственных оборотных средств

Если на предприятии величина собственных оборотных средств ниже нормы (имеет отрицательную величину), а величина текущих финансовых потребностей при детальном рассмотрении также не соответствует рекомендуемым значениям, то для увеличения СОС необходимы следующие мероприятия.

1) Увеличить долгосрочные заимствования. Если долгосрочных кредитов в структуре пассива относительно немного, то можно попробовать получить дополнительный долгосрочный кредит. В развитой рыночной экономике долгосрочный кредит имеет для предприятия свои преимущества: проценты ниже, чем по краткосрочному кредиту, возмещение растянуто во времени.

2) Уменьшить иммобилизацию средств во внеоборотные активы, но только не в ущерб производству. Сохраняя активную часть основных средств, можно, например, попытаться избавиться от части или всех долгосрочных финансовых вложений, если они не играют особой роли для предприятия.

3) Нарастить собственный капитал увеличением Уставного капитала, снижением дивидендов и увеличением нераспределенной прибыли и резервов, подъемом рентабельности с помощью контроля затрат и агрессивной коммерческой политики.

Для снижения текущих финансовых потребностей необходимо:

1) Снизить дебиторскую задолженность. Сокращать длительность отсрочек платежей надо стараясь не подвергать себя риску потерять клиентуру. Здесь могут быть полезны: учет векселей, факторинг, спонтанное финансирование. Вообще необходимо хорошо изучить свой рынок, прежде чем принимать решение о сокращении средней длительности отсрочек. Какие средние отсрочки предоставляют конкуренты? Если их отсрочки короче наших, то и мы можем попробовать укоротить свои. Оценивая свои нынешние отсрочки, выяснить, перевешивает ли прирост оборота убытки от этих длительных сроков. Необходимо также снизить удельный вес сомнительных клиентов, систематически напоминая дебиторам о прошедшем сроке расчета, проводя селективную политику по отношению к дебиторам. Полезно, конечно, поискать возможность повысить эффективность взаимодействия собственных коммерческих и финансовых служб, с тем чтобы оперативно прекращать продажи клиентам, задерживающим платежи и вовсе не оплачивающим товар.

2) Уменьшить оборотные активы. Плохое управление запасами или вовсе неконтролирование их может привести к неплатежеспособности предприятия.

3) Увеличить кредиторскую задолженность, удлиняя сроки расчета с поставщиками крупных партий сырья, материалов, товаров. Причем, это можно себе позволить именно с теми поставщиками, которые заинтересованы в сбыте предприятию больших партий.

1.2. Собственные оборотные средства: понятие и методы расчета.

Следует различать понятия «оборотные средства» и «собственные оборотные средства».

Собственные оборотные средства – часть текущих активов предприятия, покрытая за счет перманентного капитала(разница между накопленными предприятием оборотными средствами и его краткосрочными обязательствами). Они должны обеспечивать имущественную и оперативную самостоятельность предприятия, необходимую для рентабельной предпринимательской деятельности. Собственные оборотные средства свидетельствуют о степени финансовой устойчивости предприятия, его положении на финансовом рынке.

Собственные оборотные средства (СОС) характеризуют ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия его текущих активов. Величина СОС является расчетным показателем, зависящим как от структуры активов, так и от структуры источников средств. При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Основным и постоянным источником собственных оборотных средств является прибыль.

Алгоритм расчета показателя СОС с течением лет менялся. В период централизованно планируемой экономики он выглядел следующим образом:

СОС = СК + УП – ВА

Где Ск — собственный капитал; (1)

УП — устойчивые пассивы;

ВА – внеоборотные активы.

Собственный капитал представляет собой источники собственных средств и численно был равен итогу первого раздела пассива баланса. Устойчивые пассивы — учетно- аналитическая категория, характеризующаяся временно привлеченные средства, постоянно (т.е. устойчиво) находящиеся в обороте. Как видно из наименования, это источники средств, возникающие в силу специфики расчетов с контрагентами.

Например, в балансе постоянно отражаются задолженность работниками предприятия по заработной плате, социальному страхованию, авансы покупателей и заказчиков и другие.

В условиях перехода к рыночной экономике и, в частности, в связи с изменением принципов финансового планирования, целевого кредитования производственной деятельности и все большим развитием коммерческого кредитования ограничения на использование как собственных, так и заемных средств, имевшие директивный характер, практически устранены. Куда и в какой пропорции направлять имеющиеся финансовые ресурсы, решает руководство коммерческой организации. Так, формула (1) трансформировалась следующим образом:

Читайте также:  Мечта это такая характеристика воображения как способ форма вид механизм

В связи с усилением в 90-е гг. влияния англо- американской школы бухгалтерского учета на процессы развития учета, аудита и финансового анализа в России в отечественной аналитической практике получил признание другой алгоритм расчета величины собственных оборотных средств или чистого оборотного капитала (NetWorkingCapital):

СОС = ( СК — Р) + ДО – ВА

Где Р – непокрытые убытки и прочие регулятивы;

ДО — долгосрочные обязательства.

В настоящее время показатель СОС можно определить используя 2 способа расчета:

1)разность между текущими активами и текущими пассивами

2) разность между суммой собственного капитала и долгосрочных пассивов и внеоборотными активами.

Или иными словами (текущие активы)- (текущие пассивы) =

(оборотные средства ) – (краткосрочные обязательства);

Наличие собственных оборотных средств – необходимое условие обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Минимальное значение данного показателя рекомендуется устанавливать в размере 10% от общего объема оборотных активов. Чем выше данный показатель, тем устойчивее финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей к приведению независимой финансовой политики.

Графически, можно рассмотреть 3 случая формирования и функционального значения СОС.

Постоянные «долгоиграющие» пассивы полностью покрывают внеоборотные (постоянные) активы, что соответствует их функциональному назначению. Оборотные средства будут полностью профинансированы за счет краткосрочных пассивов, включая долговое и спонтанное финансирование.

Предприятие генерирует постоянных пассивов больше, чем это необходимо для финансирования внеоборотных активов, поэтому часть перманентного капитала будет использована для формирования оборотных средств (финансирование текущих активов).

Источник

Три способа ускорить оборачиваемость оборотных средств

Какова основная задача рационального управления оборотными активами организации? Всеми силами и средствами сокращать периоды оборачиваемости запасов и кредиторской задолженности и увеличивать средний срок оплаты кредиторской задолженности, с целью снижения текущих финансовых потребностей, вплоть до превращения их в отрицательную величину.

Рассмотрим далее возможности маневра по сокращению текущих финансовых потребностей организации и сроков оборачиваемости оборотных средств, которые относятся к «стыку» финансов и сбыта: принцип дорогой закупки и дешевой продажи товара, полностью соответствующий формуле Дюпона; скидки покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование), а также учет векселей и факторинг.

1. Спонтанное финансирование

Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец фактически предоставляет своему партнеру отнюдь не бесплатный кредит. Кому из них приходится платить, не открывая кошелька? Предоставляя отсрочку в 45 дней, организация идет на упущенную выгоду (тот же убыток) — по крайней мере в сумме банковского процента, который мог бы «набежать» за 1,5 месяца, получи организация ее немедленно. Более того, если рентабельность превышает среднебанковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная организацией в оборот, могла бы принести еще большее приращение.

С другой стороны, зачастую трудно реализовать свой товар, не предоставляя коммерческого кредита. В странах с развитой рыночной экономикой давно был найден и успешно применяется способ облегчения трудностей работы поставщика, небесприбыльный и для покупателя: спонтанное финансирование. Если вы оплатите товар до истечения определенного срока, то сможете воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока вы платите сполна, разумеется, укладываясь в договорный срок платежа. Что вам выгоднее: оплатить до заветной даты, даже если придется воспользоваться для этого банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку? Вряд ли стоит спешить с ответом.

Вот пример из американской практики. Товар продается на условиях: скидка 1% при платеже в 15-дневный срок при максимальной длительности отсрочки 30 дней. Уровень банковского процента — 10% годовых.

Цена отказа = [1% / (100% — 1%)] * 100 * [360 дн. / (30 дн. — 15 дн.)] = 24,2%.

Поскольку 24,2% > 10%, есть смысл отклонить предложение поставщика: скидка обойдется на 14,2 процентных пункта (или более чем вдвое) дороже банковского кредита.

Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств. Такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

2. Учет векселей

Действующее законодательство по вексельному обращению дает определение векселя и подробно регламентирует действия всех персонажей вексельных операций, поэтому нет смысла останавливаться на этих вопросах. Интерес сейчас вызывает только главное экономическое предназначение учета векселя — немедленное превращение дебиторской задолженности поставщика в деньги на его счете. Но за это удовольствие приходится платить (в буквальном смысле «время — деньги»):

Читайте также:  Кэширование это способ взаимного функционирования двух типов запоминающих устройств

Дисконт, руб. = Номинальная стоимость векселя — Сумма выплаты банковскому клиенту, руб.

Величина дисконта прямо пропорциональна числу дней, остающихся от дня учета векселя до срока платежа по нему, номиналу векселя и размеру банковской учетной ставки:

Дисконт, р = [Номинал векселя, р * Число дней от даты учета до даты платежа] / [100% * 360 дн.] * учетная ставка банка.

Чем больше номинальная стоимость векселя, тем большую сумму удержит банк в виде дисконта. Одновременно, чем меньше дней остается до срока платежа по векселю, тем меньший дисконт причитается банку.

Чтобы ускорить получение денег по векселю, владельцу не обязательно продавать его банку, можно и заложить. Но при этом, как правило, банк требует так называемого аваля, т. е. гарантии своевременности платежа по векселю. Авалистом (гарантом, поручителем) может выступать третье лицо либо одно из лиц, подписавших вексель.

3. Факторинг

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

  1. факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) — специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;
  2. клиент (поставщик товара, кредитор) — промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;
  3. предприятие (заемщик) — фирма — покупатель товара.

Факторинговые услуги предоставляются без финансирования или с финансированием. В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от последней сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа. Во втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т.е. осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательно возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар.

Факторинговая компания может оплатить счет в момент наступления срока платежа или досрочно. В последнем случае она выполняет функции банка, поскольку досрочное предоставление денежных средств клиенту равносильно выдаче ему кредита. Наиболее важной услугой здесь является гарантия платежа клиенту. Эта гарантия охватывает полный объем внутренних и международных операций: факторинговая компания обязана оплатить клиенту все акцептованные счета-фактуры даже в случае неплатежеспособности должников.

Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:

  1. комиссии (платы за обслуживание в процентах от суммы счета-фактуры);
  2. процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.

Возможность инкассирования дебиторской задолженности, т. е. получения денег по неоплаченным требованиям и счетам-фактурам, особенно привлекательна для небольших организаций, ибо именно у них проблема временного недостатка ликвидных средств и недополучения прибыли из-за неплатежеспособности должников стоит наиболее остро. Полезность факторинга для организаций в первичный период их создания и начала производственной деятельности трудно переоценить.

Вместе с тем тормозом являются дороговизна кредита, почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы.

Когда целесообразно прибегать к учету векселей, факторингу? Факторинг, равно как и учет векселей, имеет смысл применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в свой срок. Это обычно бывает, когда:

  • организация имеет возможность применять средства с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и (или) стоимость (в %) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег. Лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также, когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам;
  • потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя и (или) факторингу. Надо сравнить ставку этих расходов с прогнозируемым уровнем инфляции (и то и другое — в процентах за рассматриваемый период). Если уровень инфляции окажется выше, то вряд ли будет иметь смысл дожидаться договорного срока оплаты. Впрочем, банкир тоже заботится о положительной норме своей доходности с учетом инфляции;
  • нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателем, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего.

Источник

Оцените статью
Разные способы