Способы увеличения доходов федерального бюджета

Доходы федерального бюджета, пути их роста

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и содержание термина «доходы федерального бюджета»

Федеральный бюджет – это план поступления доходов и их использования для обеспечения расходов центральных органов власти. Составляется он на определённый период, как правило, на год. Федеральный бюджет — основа бюджетной системы страны.

Для осуществления государством своих внутренних и внешних функций требуются определённые финансовые ресурсы, сосредоточенные в государственном бюджете.

Экономическая функция доходов бюджета – аккумулирование финансовых ресурсов с целью их последующего распределения на государственные, социальные и экономические потребности общества.

Бюджет утверждается законодательным органов власти РФ – Федеральным собранием и существует как общеобязательный правовой акт.

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение федеральных органов власти.

Признаки доходов бюджета:

  • безвозмездность поступления;
  • безвозвратность;
  • законодательное закрепление.

Доходы бюджета формируются за счёт перераспределения национального дохода. Формируется за счёт поступлений от физических лиц и хозяйствующих субъектов.

Понятия государственные доходы и доходы федерального бюджета близки, но не тождественным и соотносятся между собой как целое и часть.

Виды доходов федерального бюджета

Доходы федерального бюджета разделены на две составляющие:

  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы.

Состав налоговых доходов бюджета закреплён в Бюджетном Кодексе РФ. Помимо федеральных налогов и сборов в них включены таможенные платежи и пошлины.

Готовые работы на аналогичную тему

Федеральные налоги – это платежи, которые государство взимает с физических и юридических лия, являющихся налогоплательщиками.

  • индивидуальный характер;
  • обязательность платежа;
  • безвозмездность.

В качестве доходов в федеральный бюджет поступают следующие налоги:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Налоги составляют большую часть в составе доходов бюджета (74%), это говорит о высокой степени значимости налогов для бюджета, и о достаточно высоком уровне надежности доходной базы бюджета.

Таможенные пошлины – это платёж за перемещение товара через таможенную границу.

Характерные признаки таможенных пошлин и платежей:

  • правовая основа взимания – таможенное законодательство;
  • направляются исключительно в федеральный бюджет;
  • взимаются при пересечении объекта через таможенную границу;
  • администрируются таможенными органами.

Неналоговые доходы бюджета формируются за счет использования федерального имущества и оказания платных услуг государственными учреждениями.

В структуру неналоговых доходов федерального бюджета включены:

  • доходы от использования федерального имущества;
  • доходы от продажи федерального имущества;
  • оплата за предоставленными федеральными учреждениями услуги;
  • штрафы, компенсации и другие виды денежных средств, полученных при наложении юридической ответственности на лиц, совершивших правонарушения.

Пути роста доходов федерального бюджета

Рост доходов федерального бюджета определяется решением проблем несбалансированности бюджетной системы.

Несбалансированность бюджетной системы страны – это отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности органов власти соответствующего уровня.

Основные проблемы формирования доходной части федерального бюджета:

  • наличие выраженной зависимости от нефтегазовых источников;
  • низкие темпы роста доходов;
  • проблема организации межбюджетных отношений, под которой понимается проблема оптимального формирования и распределения бюджетных средств;
  • несбалансированность бюджетной системы страны;
  • низкая эффективность бюджетного процесса.

Основную часть доходов федерального бюджета составляют налоговые поступления. Рост доходов федерального бюджета снижается из низкой эффективности налоговой системы страны.

Проблема неэффективности налоговой системы, в данном случае понимается следующим образом:

  • частые внесения поправок в налоговое законодательство, что приводит к манипулированию нормами Налогового кодекса;
  • ориентация налоговой системы на прямые налоги, усиление налогового бремени по отношению к физическим лицам, что не совсем эффективно в связи с недоработкой системы подоходного налогообложения.

Рост доходов федерального бюджета связан с повышением эффективности бюджетного процесса. Для этого необходимо:

  • обеспечить прозрачность бюджетов и бюджетных процедур в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы страны;
  • улучшить систему госзакупок с целью обеспечения конкурентного режима размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд и прочее.

Пути роста доходов федерального бюджета связаны с реализацией следующих мероприятий:

  1. Необходимо пересмотреть налоговую нагрузку в сторону снижения, в первую очередь для товаропроизводителей; одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.
  2. Введение прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физических лиц, как одного из важного фактора повышения доходов в бюджеты бюджетной системы страны.
  3. Трансформация экономической структуры, уход от преобладания нефтегазовых источников в доходах федерального бюджета и зависимости от внешних факторов.
  4. Реструктуризация доходов федерального бюджета с целью обеспечить оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. Это позволит увеличить доход бюджета посредством уменьшения теневых оборотов в экономическом секторе, так как по итогам государственного финансового контроля выявляются коммерческие структуры, уменьшающих налогооблагаемую базу по выручке и прибыли с целью ухода от налогов.
Читайте также:  Способы удаления серной пробки тест

Источник

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Вердиев Д.А. Доходы федерального бюджета, пути их роста // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — №12. — С. 14-17.

ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПУТИ ИХ РОСТА

Д.А. Вердиев , студент

Финансовый университ ет при Правительстве РФ

(Россия, г . Москва )

Аннотация . В условиях уменьшения доходов федерального бюджета, вызванного в о с новном факторами внешнего порядка – падение мировых цен на энергоресурсы, санкционная политика стран ЕС и США против России, сложная геополитическая обстановка , военный конфликт на Ближнем Востоке , поиск путей роста доходов за счет внутренних резервов приобретает особую актуальность. В статье проанализированы условия, которые привели к возникновению дефицита федерального бюджета в 2016 г. и определены пути, в соотве т ствии с которыми доходная база федерального бюджета может быть увеличена.

Ключевые слова: бюджет, казначейство, дефицит, Россия, нефть, санкции.

Актуальность исследования путей роста доходов федерального бюджета связана с негативными макроэконо мическими те н денциями 2014-2016 г., выраженными не только в падении цен на энергоресурсы, но и в высокой волатильности стоимости сырьевых активов на мировом рынке, а также ослаблении национальной росси й ской валюты. Все эти негативные тенденции происходят на фоне сокращения междун а родных резервов и падения объемов прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.

Современная геополитическая ситуация также вносит коррективы в развитие ро с сийской финансо вой системы. Более того, с 2014 г. внешнеполитические и внешнеэк о номические факторы начали играть знач и тельную роль в процессе распредел ения бюджетных ресурсов. В 2015 г. Правител ь ство РФ отказалось от составления трехле т него бюджета и на рассмотрение Государс т венной Думы был внесен однолетний бю д жет на 2016 г. Подобная ситуация уже н а блюдалась в 2008 г. В качестве основных причин составления однолетнего бюджета на 2016 г. Министерс твом финансов РФ б ы ли озвучены стремление минимизировать вероятность возникновения ошибок при прогнозировании доходов в условиях выс о кой волатильности мировых рынков.

Следующей новацией в процессе испо л нения бюджета на 2016 г. был отказ от бюджетного правила, которое действовало с момента создания Стабилизаци онного фо н да и «по содержанию представляло собой отсечение и последующее накопление сверхдоходов от продажи нефти» [1; с. 224] . Несмотря на необходимост ь существования такого бюджетного правила, его спешная отмена , делает бюджет 2016 г. похожим на экстраординарный. С другой стороны, 2016 г. оказался нелегок для российской экономики, поэтому повышенные риски требуют чрезвычайных и оперативных мер реагирования.

Основные характеристики бюджета на 2016 г. определены ФЗ РФ № 359-ФЗ от 14.12.2015 г. (в ред. 22.11.2016 г.) «О фед е ральном бюджете на 2016 г.»:

1. Доходы федеральног о бюджета – 13 368,5 млрд. руб.

2. Расходы федеральног о бюджета – 16 402,9 млрд. руб.

3. Дефицит федерального бюджета – 3 034,4 млрд. руб.

Таким образом, проблема увеличения д о ходов федерального бюджета стоит наиб о лее остро. Однако , проблема роста дохо д ной базы федерального бюджета заключае т ся не просто в поиске путей увеличения о т дельных направлений доходов, а в поиске путей диверсификации источников доходов. На сегодняшний момент, «доля нефтегаз о вых доходов в бюджете находится на уро в не 46-49%, что говорит о критической зав и симости от мировой конъюнктуры» [3; с. 110] . В условиях, когда чуть менее полов и ны доходной базы федерального бюджета зависит от колебания мировых цен, то есть от внешней среды, необходимо обратить внимание на развитие доходной базы за счет внутренней среды, а для нефтегазовые доходы определять исходя из пессимист и ческого сценария и при увеличение цен на мировых рынках воспринимать как свер х доходы от продажи нефти и газа.

Читайте также:  Способ находить по известному приближению решения следующее более точное приближение называется

Соответственно, учитывая современные макроэкономические реалии, было бы ошибкой пытаться спрогнозировать повед е ние мировых цен на энергоресурсы и пре д лагать это как один из путей увеличения д о ходов бюджета. Постоянно меняющаяся геополитическая ситуация, усиление роли России в мировом сообществе , ситуация на Ближнем Востоке, – все эти факторы оказ ы вают влияние на мировые цены на энерг о ресурсы. Поэтому, если опираться только на математический аппарат (данные прошлых лет) и экономические показатели, то вер о ятность ошибки в прогнозах будет слишком большой, так как не проанализирована п о литическая составляющая современных макроэкономических процессов.

Таким образом, определять пути роста доходов фе дерального бюджета нужно, и с ходя из доходов, не связанных с поступл е ниями от газа и нефти. Поэтому меропри я тия, связанные с увеличением доходной б а зы федерального бюджета должны лежать в следующих плоскостях:

– с овершенствование системы налогоо б ложения;

– с овершенствование системы управл е ния неналоговыми доходами.

Если совершенствование системы нал о гообложения предполагает построение т а кой налоговой системы, чтобы она отвечала интересам не только государства, но и сре д него и малого бизнеса, стимулируя его ра з витие, то управление совершенствованием сист емы неналоговых доходов имеет гора з до больше объектов наблюдения, которые к тому же значительно дифференцированы и каждое из направлений неналоговых дох о дов имеет свою специфику.

К неналоговым доходам относятся дох о ды от продажи имущества, которое нах о дится в государственной или муниципал ь ной собственности; доходы от платных у с луг, оказываемыми казенными учрежд е ниями, а также средства самообложения граждан; средства, полученные в результате применения мер юридической ответстве н ности и иные неналоговые поступления.

Увеличение доходной базы за счет пр о дажи государственного и муниципального имущества в период социально-экономического кризиса сталкивается не только различными рода трудностями, как в плане поиска покупателя, так и в плане о п ределения цены. С экономической точки зрения, действующий механизм продаж г о сударственного и муниципального имущ е ства на основе оценки чистых активов п о зволяет существенно занижать его сто и мость. «При определении цены имущества на основе чистых активов оценка объектов недвижимости смешивается с результатами финансово-хозяйственной д еятельности предприятия» [4 ; с. 28] . К правовым пр о блемам приватизации государственного и муниципального имущества относится о т сутствие стройной системы законодательс т ва, позволяющей четко регламентировать правила и порядок приватизации. Спорным вопросом приватизации является также и то, что продажа государственного и мун и ципального имущества может быть осущ е ствлена через механизмы скрытого ба н кротства, когда у предприятия есть опред е ленные долги перед кредиторами, в связи, с чем стоимость предприятия существенно занижается. Таким образом, несмотря на кризисные явления в российской экономике необходимо адекватно подходить к оценке стоимости предприятий, находящихся в г о сударственной и муниципальной собстве н ности, оценивая их доходным методом, опираясь на рыночные показатели стоим о сти предприятия, а не на оценку методом чистых активов. Более ответственно нео б ходимо подходить к подбору покупателей государственной и муниципальной собс т венности, изучать их деятельность и цели приобретения объектов недвижимости. В таком случае, с одной стороны, произойдет замедление процесса продажи государс т венной и муниципальной собственности, но, с другой стороны, увеличится цена прод а ваемых объектов недвижимости. Кроме т о го, необязательно продавать государстве н ную собственность. Объекты государстве н ной собственности могут сдаваться в аре н ду, однако, для этого необходимы соотве т ствующие инвестиции, чтобы потенциал ь ные арендаторы начали воспринимать эту недвижимость с точки зрения получения выгоды, а не с точки зрения дополнител ь ных расходов на обустройство инфрастру к туры.

Читайте также:  Матричный способ решения систем линейных уравнений примеры

Что касается увеличения налоговых д о ходов федерального бюджета , то в период падения платежеспособнос ти населения, необходимо, снижать налоговое бремя для предприятий малого и среднего бизнеса, вводить льготы, стимулирующие развитие малого предпринимательства, активизир о вать работу Фондов поддержки малого и среднего бизнеса в регионах. Такие меры будут способствовать выходу из тени не только предприятий мал ого и среднего би з неса, но лиц из сегмента неформальной з а нятости, которая представляет существе н ную проблему для формирования доходной базы федерального бюджета.

Увеличение инновационного потенциала российской экономики также положител ь ным образом воздействует на увеличение налоговых доходов федерального бюджета, так как предприятия начинают реализов ы вать продукцию с высокой добавленной стоимостью, а за счет этого увеличиваются налоговые поступления в федеральный бюджет. В качестве стимулов инновацио н ного экономического развития необходимо расширять перечень организаций, осущес т вляющих свою деятельность в области на у ки и образования, гранты (безвозмездная помощь) которым не подлежит налогоо б ложению. В настоящее время действует П о становление Правительства РФ от 15.07.2009 г. №602 (в ред. от 28.10.2016) «Об утверждении перечня российских орг а низаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, о б разования, культуры и искусства в РФ, не подлежат налогообложению». В этом п е речне на сегодняшний момент находится 16 организаций. В 2016 г. было добавлено Ф е деральное агентство по делам молодежи части грантов, которые предоставлены по итогам двух молодежных форумов. Соо т ветственно, расширение данного перечня организаций позволит увеличивать иннов а ционный потенциал российской экономики и стимулировать производство продукции с высокой добавленной стоимостью, что п о ложительным образом скажется на росте доходов федерального бюджета за счет ув е личения налоговых поступлений от этих предприятий.

Подводя итог данной статьи можно ск а зать, что увеличение доходной базы фед е рального бюджета должно происходить за счет институциональных преоб разований в российской экономике , а не за счет поиска путей наилучшего прогнозирования мир о вых цен на энергоресурсы, как это происх о дит сейчас. Стимулирование развития мал о го и среднего предпринимательства, аде к ватные меры, направленные на снижение доли населения в сегменте неформальной занятости, разработка механизма поддержки инновационных предприятий, усиление контроля за эффективностью продажи предприятий, находящихся в государстве н ной и муниципальной собственности – все эти меры будут способствовать увеличению доходной базы федерального бюджета.

1. Бехер В.В. Особеннос ти федерального бюджета на 2016 г.: перспективы экономическ о го и правового роста // Ленинградский юридический журнал. –2016. – №1 (43).

2. Федеральный Закон РФ № 359-ФЗ от 14.12.2015 г. (в ред. 22.11.2016 г.) «О федеральном бюджете на 2016 г.».

3. Понкратов В.В. Формирование и использование нефтегазовых доходов федерального бюджета в условиях низких цен на энергоресурсы и отсутствия бюджетного правила // Эк о ном ика. Налоги. Право,2016. – №2.

3. Бокарева Л.Г. Современные проблемы приватизации федерального имущества // Им у щественные отношения в РФ. –2013. – № 1 (136).

FEDERAL BUDGET REVENUES, THE WAY OF THEIR GROWTH

D.A. Verdiev , student

Financial university under the Government of the Russian Federation

Abstract. In the conditions of reduction of incomes of the Federal budget caused by the OS mai n ly the external factors of the fall in world energy prices, the sanctions policy of the EU and the USA against Russia’s complex geopolitical situation, military conflict in the middle East, the search for ways to increase revenues at the expense of internal reserves is of particular relevance. The article analyzes the conditions that led to the emergence of the Federal budget deficit in 2016 and the ways in which the revenue base of the Federal budget can be increased.

Key words: budget, Treasury, the deficit, Russia, the oil sanctions.

Источник

Оцените статью
Разные способы