- СМС, email и звонки: малобюджетное информирование клиента
- 1. СМС-информирование
- Сколько стоит
- Для каких случаев подходит
- В чем минусы
- 2. Звонки
- Для каких случаев подходит
- Сколько стоит
- В чем минусы
- 3. Email-рассылка
- Сколько стоит?
- Для каких случаев подходит
- В чем минусы
- За чертой: информирование с помощью мессенджеров (WhatsApp, Viber)
- Пара способов отправить уведомления на смартфон со своего сервера
- 1. Регистрируемся в Firebase
- 2. Настраиваем Firebase
- 3. Настройка приложения Android на приём уведомлений.
- 4. Отправляем уведомление со своего сервера
- Протокол первого поколения — Legacy HTTP
- Протокол второго поколения — (Modern) HTTP v1.
- Бонус, дополнительные параметры для уведомлений:
- Заключение
СМС, email и звонки: малобюджетное информирование клиента
Передать клиенту сообщение об акции или новом поступлении, вовремя напомнить о пополнении баланса в личном кабинете — один из самых простых и дешевых способов повысить продажи в малом бизнесе. Сегодня существуют три основных способа информирования клиента. Контент-маркетолог SMS Aero Дарья Мелихова в колонке для «Нетологии» подробно рассказывает о каждом из них.
1. СМС-информирование
Для рассылки СМС клиентам создано много специальных сервисов, которые иногда называют СМС-гейтами. Они отличаются тарифами, функционалом и возможностями интеграции, качеством статистики и скоростью реагирования техподдержки.
5 опций, которые сделают работу с рассылками простой и удобной:
загрузка базы из CSV или XLS,
создание групп подписчиков,
планирование рассылки на несколько дней или месяцев вперед,
возможность редактировать данные в базе,
использование переменных в тексте рассылки (подстановка имени, отчества).
Последние две опции позволят персонифицировать рассылку (например, обратиться к получателю по имени).
Используйте «живую» базу клиентов — тех, кто дал свое письменное или электронное согласие на получение СМС от вас. Это могут быть ваши клиенты или клиенты партнеров со схожей целевой аудиторией. Если клиент не давал согласия на получение сообщений, рассылка нарушает закон о защите персональных данных и карается штрафами от 100 000 до 500 000 рублей за каждое СМС.
Сервисы для отправки СМС предлагают некоторые возможности для таргетинга. Вы можете отправлять уведомления клиентам с учетом географии, пола и других параметров. Рассылка по группам контактов — хороший способ привлечь целевую аудиторию.
Вот несколько интересных фишек использования этого канала:
добавление в сообщение ссылки для генерации обратного звонка,
использование брендированной буквенной подписи (чтобы ваша рассылка вызывала у получателей больше доверия),
рассылка промокода, дающего право на скидку, в СМС.
Чтобы начать СМС-рассылку, сделайте 4 простых шага: выберите сервис, пополните баланс, загрузите базу телефонов и напишите сообщение. Некоторые компании сами начисляют стартовый баланс, чтобы вы могли протестировать сервис.
Сколько стоит
Как правило, стоимость одного СМС зависит от мобильного оператора получателя и от разовой суммы пополнения: чем больше кладете на счет, тем дешевле СМС. На цену могут влиять использование буквенной подписи отправителя и канал рассылки: негарантированный канал (низкая цена, нестабильная доставка, плохое качество) или канал с гарантией доставки (высокая цена, качество доставки выше 90%). Средняя цена одного СМС колеблется от 1,5 рублей до 40 копеек. Некоторые опции СМС-сервисы могут предоставлять за отдельную абонентскую плату.
Для каких случаев подходит
СМС-рассылка подходит, если вам нужно быстро донести до клиента суть акции с короткими сроками действия. СМС стоит использовать для рассылки одноразовых купонов, промокодов и рекламы распродаж. СМС часто используют для поздравления клиентов с днем рождения. Обычно текст занимает 1−3 части СМС. Если сообщение длиннее, есть вероятность, что клиент не дочитает его.
В чем минусы
Злоупотребление СМС-информированием может привести к тому, что компанию воспримут как спамера. Чтобы этого не произошло, найдите оптимальную периодичность рассылки и оцените ценность сообщения для клиента. Специалисты в сфере СМС-информирования рекомендуют делать рассылку не чаще 1 раза в 1−2 недели для рекламы и по мере необходимости для информационных сообщений.
Важно помнить, что есть товары, реклама которых ограничена или запрещена (Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
2. Звонки
Люди часто открывают и читают сообщения на автомате, тогда как звонок всегда заставляет нас отвлечься от дел и переключить свое внимание.
Существует два варианта информирования клиентов звонком на телефон: голосовая рассылка с использованием программы-автоинформатора или обзвон клиентов специалистами контакт-центра. Второй вариант не относится к малобюджетным и используется, как правило, для холодного обзвона клиентской базы.
Схема работы программ и сервисов для отправки голосовых сообщений очень проста. Вы записываете сообщение или пишете текст, который переводите в голос синтезатором речи. Программа предлагает вам выбрать номер телефона, с которого будет поступать вызов, и настроить параметры (интервал повтора звонка, если абонент не взял трубку или линия была занята). После этого клиенты начинают получать звонки.
Сегодня существует несколько конкурирующих сервисов и программ, которые позволяют делать голосовую рассылку. Как и при СМС-информировании, есть множество дополнительных разработок, которые позволят вам увеличить эффективность кампании:
распознавание голосового ответа абонента,
отправка дублирующего СМС,
подключение интерактивного голосового меню.
Для каких случаев подходит
Голосовая рассылка подходит, если вам необходимо, чтобы клиент получил вашу информацию быстро, а актуальность предложения (акции или распродажи) ограничена во времени.
Лучше всего звонки работают, если клиент ждет звонка от вас и ему важно получить эту информацию. Голосовые уведомления используют банки, такси, ЖКХ и т. д. Малый бизнес может использовать автообзвон для оповещения о статусе заказа в интернет-магазине.
Сколько стоит
Затраты на голосовую рассылку складываются из абонентской платы и стоимости самих звонков. Цена звонка зависит от региона клиента, номера, на который идет вызов (мобильный или стационарный), оператора. Цена одного звонка — от 80 копеек до 3 рублей 60 копеек за 1 минуту в зависимости от региона и оператора.
В чем минусы
Автообзвон для большинства компаний запрещен Федеральным законом «О рекламе» (ст.18). Чтобы компания могла его использовать, ей нужно получить лицензию от Роскомнадзора. Сервисы, предоставляющие услугу голосового автоинформирования, по-разному решают этот вопрос. Заранее уточните у юристов выбранного вами сервиса, как урегулирован вопрос законности этой услуги в их компании.
Психологический минус заключается в том, что если СМС люди привыкли воспринимать как опосредованную форму общения, то звонки — это вторжение в личное пространство клиента, которое может вызвать раздражение, отвлечь от важных дел.
Клиент может не получить информацию, так как вызовы автоинформатора часто сбрасывают или заносят номер в черный список. Настройте кампанию так, чтобы информация дублировалась другим способом в случае сброса или отсутствия ответа.
3. Email-рассылка
Чтобы сделать электронные письма каналом информирования, выберите еmail-сервис, создайте аккаунт, загрузите клиентскую базу, напишите письмо и отправьте его.
Сколько стоит?
Существуют платные и бесплатные сервисы еmail-рассылок. Стоимость рассчитывается на основе двух параметров: количества контактов в базе или количества писем, которые вы отправляете в месяц. Некоторые затраты потребуются для сбора базы и ее регулярного расширения, а также для создания фирменного дизайна писем.
Для каких случаев подходит
Лучше всего электронная рассылка подходит для рекламных предложений, которые будут актуальны длительное время, так как клиент не прочитает письмо моментально.
Электронное письмо — самый «емкий» носитель. Если кампания требует деталей и отсылки к дополнительной информации, то СМС-рассылка и автообзвон не подойдут.
К email-рассылкам все привыкли: электронное письмо реже всего воспринимается клиентом как вторжение в личное пространство.
В чем минусы
Скорость получения отклика от еmail-рассылки ниже, чем от звонков и СМС, ведь клиент может открыть письмо не сразу, а спустя несколько часов или дней. Многие люди заводят отдельные «подписные» почты, которые не проверяют месяцами. К тому же есть вероятность попадания вашего письма в спам.
Получатель может отписаться от вашей рассылки в любой момент, если она ему неинтересна, и вы потеряете контакт из базы, что редко происходит в случае СМС-информирования.
За чертой: информирование с помощью мессенджеров (WhatsApp, Viber)
Количество людей, которые используют хотя бы один мессенджер, огромно: число скачиваний приложения WhatsApp только для телефонов на Android составляет более одного миллиарда, а приложения Viber — более 100 миллионов. Маркетинг проникает и сюда — некоторые компании в России уже включили рассылки при помощи мессенджеров в список своих инструментов. Важное преимущество этого вида информирования в том, что оно пока не регулируется законодательством, которое касается СМС-рассылок.
Данные указаны для подписчиков, которые дали согласие на получение информации.
Источник
Пара способов отправить уведомления на смартфон со своего сервера
В этом туториале я рассмотрю пошагово, как отправлять со своего сервера уведомления на свой (или не свой) смартфон, какие средства для этого понадобятся. Эти способы универсальны и подойдут для любого языка программирования, т.к. напрямую используют API гугла, без использования библиотек. Отправить можно на смартфоны с Android, iOS и в браузеры с поддержкой Push API (на сегодня это Chrome, Firefox и их производные).
В общем всем тем, кто давно хотел отправлять уведомления со своего домашнего сервера на свой смартфон, но не знал с чего начать, посвящается.
Немного истории. В начале (с версии андроида 2.2) у гугла для доставки использовалась система C2DM (Android Cloud to Device Messaging), начиная с июня 2012 для этого стали предлагать использовать GCM (Google cloud messaging).
В настоящее время используется универсальная платформа Firebase, которая помимо доставки уведомлений имеет ещё много всяких других возможностей. Firebase тоже успела эволюционировать и протокол первого поколения уже считается устаревшим и для доставки сообщений рекомендуется использовать протокол второго поколения.
Технически, уведомления отправляются с сервера не напрямую в смартфон, а на некий промежуточный сервер, на котором при необходимости хранятся до 4-х недель (настраиваемо), и по возможности отправляются получателю. Т.е. если смартфон находится оффлайн, сервер ждёт. Как только появляется возможность — отправляет.
1. Регистрируемся в Firebase
Для регистрации в Firebase понадобится учётка гугла.
Жмём «Перейти к консоли».
Затем «Добавить проект».
Вводим название проекта. Рекомендую в диапазоне 8-16 символов.
Выбираем страну. Жмём «Создать проект».
2. Настраиваем Firebase
Прокручиваем до блока «Notifications», жмём «Начать».
Вам предложат выбрать приложение, для которого ваши уведомления будут отправляться.
Шаги для Andriod-приложения:
Шаг 1 — Вводим название проекта на Andriod.
Жмём «Зарегистрировать приложение».
Шаг 2 — Жмём «Скачать google-services.com».
Добавляем скачанный файл конфигурации в проект, рядом с файлом build.gradle (тем, который персональный для приложения).
Жмём «Продолжить».
После настройки приложения, можно сразу протестировать работает ли связь отправив тестовое сообщение (нет нельзя, у нас ещё нет ID клиента, куда слать).
3. Настройка приложения Android на приём уведомлений.
Важное примечание: некоторые оболочки, например MIUI, могут блокировать уведомления, если приложение не запущено или не висит в фоне. Делается это якобы для экономии заряда батареи.
Грубо говоря, отправлять можно два вида уведомлений:
— уведомление по запросу,
— уведомление с полезной нагрузкой.
У них разные способы взаимодействия с приложением.
Уведомление по запросу выведет уведомление в области уведомлений, но только в случае если приложение свёрнуто. При тапе пользователя оно откроет заранее выбранную (при отправке) активити приложения, и передаст бандлом экстра-параметры.
Уведомление с полезной нагрузкой требует наличия в приложении пары служб, в которые и передаётся управление, но на длительность не дольше 10 секунд.
Ниже приведён пример службы, которая отвечает за генерацию ID клиента.
И пример кода службы, принимающей сообщения. Приложение должно быть запущено, или висеть в фоне, иначе не гарантируется приём сообщений. Некоторые оболочки, например MIUI, в целях экономии, режут всё подряд, в том числе привелегии фоновых служб.
не забудьте прописать службы в манифесте.
ID клиента генерируется на устройстве, но вы сами выбираете способ доставки этого ID к себе на сервер.
Вот теперь можно протестировать, отправив тестовое сообщение из консоли.
4. Отправляем уведомление со своего сервера
Существует несколько способов обмена данными с сервером Firebase. Мы рассмотрим два способа обмена по протоколу HTTP.
Протокол первого поколения — Legacy HTTP
Понадобится ключ. Жмём на гайку, выбираем «Настройки проекта».
Вкладка «Cloud Messaging».
Копируем «Устаревший ключ сервера».
Здесь в поле «to» надо подставить ID клиента. В http заголовок «Authorization: key=» подставить «Устаревший ключ сервера».
Протокол второго поколения — (Modern) HTTP v1.
(источник: developers.google.com/identity/protocols/OAuth2ServiceAccount)
Не спрашивайте, почему вторая версия протокола называется V1, видимо первая считалась бетой и носила нулевой номер.
Я не углублялся в подробности, но так понимаю этот протокол более универсальный и имеет более широкие возможности, чем просто отправка уведомлений.
‘; // — parse answer JSON (lame) — // $line = explode(«\r\n», $receive); if ($line[0] != ‘HTTP/1.1 200 OK’) die($line[0]); $pos = FALSE; if (($pos = strpos($receive, «\r\n\r\n», 0)) !== FALSE ) < if (($pos = strpos($receive, "<", $pos+4)) !== FALSE ) < if (($pose = strpos($receive, ">«, $pos+1)) !== FALSE ) < $post = substr($receive, $pos, ($pose - $pos+1) ); $aw = json_decode($post, TRUE); $access_token = $aw['access_token']; >else die(‘> not found.’); > else die(‘ < not found.'); >else die(‘\r\n\r\n not found.’); // — шаг 3. отправляем запрос на Firebase сервер — // $socket = @fsockopen(‘ssl://fcm.googleapis.com’, 443, $errno, $errstr, 10); if (!$socket) die(‘error: remote host is unreachable.’); $payload = ‘ < "message":< "token" : "cGAFgPJGf-s:APA91bF**. **aEVM17c9peqZ", "notification" : < "title" : "Заголовок сообщения", "body" : "(Modern API) Моё первое сообщение через Firebase!" >> >’; // или $payload = ‘ < "message": < "token" : "cGAFgPJGf-s:APA91bF**. **aEVM17c9peqZ", "data":< "val1" : "Заголовок сообщения", "val2" : "(Modern API) Моё первое сообщение через Firebase!", "val3" : "дополнительные данные" >> >’; $send = »; $send .= ‘POST /v1/projects/pyur-test-id/messages:send HTTP/1.1’.»\r\n»; $send .= ‘Host: fcm.googleapis.com’.»\r\n»; $send .= ‘Connection: close’.»\r\n»; $send .= ‘Content-Type: application/json’.»\r\n»; $send .= ‘Authorization: Bearer ‘.$access_token.»\r\n»; $send .= ‘Content-Length: ‘.strlen($payload).»\r\n»; $send .= «\r\n»; $send .=$payload; $result = fwrite($socket, $send); $receive = »; while (!feof($socket)) $receive .= fread($socket, 8192); fclose($socket); echo »; ?>
по адресу console.firebase.google.com/project/poject-id/settings/serviceaccounts/adminsdk надо скопировать «Сервисный аккаунт Firebase» и подставить в переменную «$JWT_claim_set», в поле «iss».
Жмём «Создание закрытого ключа»
Создаём ключ, сохраняем, никому не показываем. В скачанном файле будет содержаться «Закрытый ключ», его подставляем в переменную «$private_key».
Хинт: токен, полученный в шагах 1 и 2 можно и нужно кешировать в локальном временном хранилище, например файле, или базе данных. И только по истечении времени (по умолчанию один час), запрашивать у сервера авторизации следующий токен.
Важно! Перед использованием Modern Http API необходимо явно разрешить его использование здесь: console.developers.google.com/apis/library/fcm.googleapis.com/?project=your-project
Бонус, дополнительные параметры для уведомлений:
sound — либо «default», либо имя ресурса в приложении. Должен располагаться в «/res/raw/». Формат MP3, AAC или ещё чего подходящее.
icon — меняет иконку уведомления. Должна храниться в «drawable» приложения. Если отсутствует, FCM будет использовать иконку приложения (указанную как «launcher icon» в манифесте приложения).
tag — Следует использовать для группировки однотипных уведомлений. Новые уведомления будут выводиться поверх уже имеющихся с таким же тегом.
color — цвет иконки, задаётся как «#rrggbb» (у меня в MIUI не заработало)
click_action — запускаемое активити, при нажатии пользователем на уведомлении.
Заключение
В будущем API вероятно будет изменяться, объявляться depricated и т.п. Поэтому сегодня думаю стоит делать сразу на протоколе HTTP v1.
Мне будет интересно почитать в комментариях оригинальные способы применения уведомлений, помимо новых сообщений из вконтактика. К примеру у меня настроен мониторинг вентиляторов ардуиной, и если они остановятся, отправляется уведомление.
Да, я в курсе, что существует Zabbix и т.п., но тема статьи — домашние сервера, и прочие умные дома. Считаю системы корпоративного класса перебором в любительских поделках.
Источник