Способы утраты права собственности по законам хаммурапи

Законы Хаммурапи: право собственности, обязательственное семейное и наследственное право.

Право собственности.Виды:)государственная,Гос земли принадлежали царскому дворцу. Часть этих земель передавалась во владение или в аренду. Мелкие землевладельцы владели землей за плату натурой, другая часть земель передавалась должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество-илку. было изъято из оборота. Законы устанавливали лишь два исключения: его можно было продать1) тамкарам, 2),другим покупателям, но при условии, что покупатель принимает на себя уплату в казну полагающихся сборов. Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту. В случае смерти воина или его пленения имущество переходило его сыну при условии несения им военной службы. В случае малолетства сына 1/3 земельного участка отдавалась матери. В случае возвращения воина из плена ему возвращалось имущество, отданное другому воину. За выкуп воина из плена платил храм или дворец. Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их материально к царю.2)общинная земля составляла собственность общины и распределялась между селениями и делилась на парацеллы,которые делились между жителями.Земля давалась на время с правом руководителей общины на ее отобрание.Члены общины были не в праве отчуждать землю или передавать по наследству.Но допусалось отчуждение общинной земли в пользу царя3)частная.Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. . Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины.

Обязательственное.Источники:договор,причинение вреда.Виды договоров:1)купли-продажи(Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной.Если эпелепсия,раб убегал-расторгался догов.запрещение и ограничение купл-пра а)войны и чиновники не могли отчуждать имущество илку б)вдова не могла отчуждать им,составл ее приданное или подарок мужа.нельзя отчуждать приданное,кот отец оставлял своей дочери или жрице.2)договор имущественного найма(аренды)стороны-арендодатель,арендатор,предметы договора-земли,жилища,повозки,животные,рабы(в имущ.наем)заключались письменно с обязательным указанием на объект договора, размер арендной платы, место и время уплаты, имена свидетелей и дату. Плата за аренд.поле=1/3 до половины урожая, а сада – 2/3. Аренда была краткосрочной – на один год, но если в аренду сдавалась неосвоенная земля, то срок был до пяти лет. Отсрочки платежей законодательство не предусматривало. Аренда полей и садов служила средством обогащения служилых людей за счет вавилонской бедноты. 3)договор личного найма.Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). 4)договор поклажи(хранения)предмет вещи,деньги,зерно,финики,рабы,металлы,документы.Договор заключ при свид.не было свид-лицо теряло право пользования.По зак принявший на хранение вещь отвечал перед собственником за ее пропажу.5)Договор поручительства(поручение перевезти вещь)Лицо,принявшее поручение,обязано дать отчет о выполнении.6)Договор товарищества.Заключался для различных целей(совместного займа) или покупке животного.Каждый товарищ(участник договора)отвечал полностью перед 3-ми лицами,если друг не выполняли обязат своей доли.прибыли и убытки распределялись между товарищами поровну.7)Договор займа заёмщик,заимодатель .Время-играет роль..Закон защищ должника и чл его семьи от жестокого обращения кредитора и от самоуправных захватов его имущ.предоставл льготы,если должник пострадал от прир явлений..Несостоятельный должник вынужден был отдавать в кабалу членов своей семьи – дочь, сына или жену. Максимальный срок отработки долга (кабалы) устанавливался в три года.Из причинения вреда.1)возместить ущерб ,причиненный небрежным отношением к ирригационным сооружениям(для орашения земель)2)возместить ущерб пастухом,кот допустил что скот пасся на чужой земли без разрешения.3)обяз возместить ущерб за порубку дерева в чужом саду.4)если рабовлделец потопил судно.5)оплатить стоимость рабов в случае нечаянного их убийства.Семейное.Обязат-письменн.дог(жених-отец невесты)брак возм между свободными и рабами(дети-свободн).запрет-между родств.м давал тестю выкупн плату за невесту и свадебн подарок семье невесты.от отца невест получала приданное,кот передав жениху.Форма брака-моногамная.Развод-.болезнь,бесплодие жены,расстрата или присвоение имущ,предназнач для хоз-ва.если ж бездетна-наложница.вторая жена-ес первая болеет.жена- является собственницей своего приданного,право заключ сделки,заним ростовщичествомразвод : злостной клеветы на нее, нарушение мужем супружеской верности и пренебрежение ею как женой, длительное отсутствие и неоказание семье материальной помощи, при серьезном заболевании, когда муж вторично женится или берет в дом наложницу.неверн жены-смертн казнь,утопл в реке.вторичн замуж-если муж попал в плен.Дети и род.Не самост,отец может отдать детей жрице,продать в долг.кабалу,отдать в раб.силу.усыновление.цели-приобр беспл раб.рук,законн полож внебрачн детям,заменяло в не.случ завещание.отказ от усын:если появ свои дети,усыновл мог вернуться домой ес его не приняли на равне в друг.детьми.нельзя отказаться от усын,если он дал ему свое имя,если усын евнух или жрица.если усыновит ремесленник.кот обучил ремеслу.Наследственное.Доч и сыновья уравнены.имущ поровну.При отсутствии детей-братья или братья отца.Дети наслед имущ отца и матери поровну.Дети рабыни,если признавались то вместе со всеми,если нет то полуали свободу.дети от свободн женщины могли выбрать те вещи,кот сост его долю.Неженат сын должны выделит средства для уплаты предбрачн дара.Приданное матери делилось только между детьми.Жена,переживш мужа получала приданное,подарки м и продолжала жить в его доме.нет подарк-наслед с детьми.имущ раба переход к хозяину,но если брак со свободн-то делится между хоз и вдовой.основн вид-по закону.лишение:тяжкие проступки сыном,по разр суда.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 428 ; Нарушение авторских прав

Источник

Реферат: Законы Хаммурапи 5

Читайте также:
  1. A) Естественно-правовая теория
  2. D. 20.1.1). — Завещание есть правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти.
  3. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  4. I.4.1) Обычное право.
  5. I.4.2) Законы.
  6. I.4.4) Магистратское право.
  7. II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
  8. II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.
  9. II. Политико-правовое учение Петра Алексеевича Кропоткина
  10. II. Право частной собственности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Кафедра «История Отечественного государства и права»

по дисциплине «История отечественного государства и права»

на тему: «Законы Хаммурапи»

Выполнил: студент ЗФУО

группы_гр. _ЮЗ-2 ____________

_____________ года обучения

шифр зач. кн. 100432002 ______

Хабаровск 20 11 г.

1. Источники права Древней Месопотамии

На протяжении последнего столетия археология непрерывно открывала древние цивилизации, исчезнувшие с лица земли несколько тысячелетий назад. Цивилизации эти отличались одна от другой не только уровнем научного, культурного и технического развития, но и административно-юридической и правовой системой. Остановимся только на одном примере. Кодекс царя Хаммурапи является одной из значительных вех мировой истории. Месопотамия. Хаммурапи правил в долине Евфрата, автохтонными жителями которой были шумеры. Этот народ создал высокоразвитую цивилизацию, что подтверждается, в частности, тем, что шумеры начали строить дома из кирпичей на тысячу лет раньше любого другого народа. Шумеры жили семейными общинами и создали города-государства. Им также принадлежит первенство в создании школ: первые образовательные учреждения на свете были созданы шумерами. Они первыми стали пользоваться не иероглифами или клинописью, а записью информации при помощи буквенных обозначений. Они добились значительных успехов в области ирригации, в основе которой лежали научные расчеты, а также в области архитектуры, разработали первые в мире системы единиц измерения весов, объемов и площадей. До сих пор во всем мире пользуются делением круга на 360 частей, делением часа на шестьдесят минут, которые, в свою очередь, делятся на шестьдесят секунд — все это изобретения шумеров. Необычайная плодородность заселенных ими земель служила постоянным соблазном для кочевников, совершавших периодические набеги на поселения шумеров. Самый жестокий (с начала исторического периода) набег произошел в 2500 г. до н. э., когда толпы кочевников нахлынули с территории Аравийского полуострова. Кочевники покорили страну и примерно в 2300 г. до н. э. основали город, который стали называть Вавилон. Этому городу было суждено стать господином Востока и столицей мировой империи, носившей то же название. Новое население адаптировало и развило технологию, науку и религию шумеров. Своего расцвета вавилонская цивилизация достигла во времена правления Амрафелея, шестого царя семитской династии, который больше известен под именем Хаммурапи (1945 — 1902 гг. до н. э.). Его величайшим достижением стала кодификация вавилонского права. Несколько десятков лет назад свод законов царя Хаммурапи был вновь открыт для всего современного мира. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Законы Хаммурапи были найдены в 1901—1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама). На черном базальтовом столбе, видимо захваченном эламитами в качестве трофея, было высечено изображение Хаммурапи, стоящего в молитвенной позе перед богом Солнца вавилонян — Шамашем, который вручает ему Законы и законодательные положения на аккадском языке. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:

введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

282 статьи законов,

Источниками при составлении сборника послужили:

Законы Хаммурапи как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

2. Право собственности по законам Хаммурапи

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Группа статей, касающихся собственности, — едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как институт (воры и укрыватели либо покупатели краденого наказывались), законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего, они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества.

Самым распространенным видом хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее. Крестьянин-общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью. Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него. Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли — как несправедливость.

Каждый земледелец обязан был поддерживать в исправности оросительные сооружения и нести ответственность за нерадивое или неумелое с ними обращение перед соседями, которые понесли вследствие такой нерадивости ущерб.

Арендатор земли должен вносить плату в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной. Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За невыращенный хлеб полагался штраф, равно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков).

Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи. В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга; Так, торговый агент (тамкар), выдавший кредит, не мог брать больше 20% при займе серебром и свыше 33,5% при займе зерном. В случае завышения этого процента тамкар рисковал не получить всю долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в покрытие долга поле или сад.

Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок — на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму.

Особое регулирование получила работа профессионалов (людей, высокой квалификации) — врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба.

Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялось письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон.

Характерными были отношения между крупными и мелкими торговыми агентами — между тамкарами и шаммалумами соответственно. Последние были партнерами-помощниками тамкаров и несли определенную ответственность за недополучение торговой прибыли. Если прибыль не получена, шаммалум возмещал ее тамкаpy в трехкратном размере. Если продажа была удачной и прибыль получена, шаммалум обязан был передать прибыль с надлежащими документами тамкару. В случае непредставления документа сделка считалась недействительной, прибыль утаенной и шаммалум обязывался возмещать прибыль в трехкратном размере. В случае несправедливости обвинения в утаивании прибыли шаммалумом, тамкар обязывался компенсировать несправедливое общение в размере, превышающем размер прибыли в 6 раз.

Обязательственное право знает: а) договорные обязательства; б) обязательства из причинения вреда. Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.

Законодательству Хаммурапи известны договоры:

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

— ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

— ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

— ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

— продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

— продавцом мог быть только собственник вещи;

— продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Брачно-семейное право и наследственное право

Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания.

Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина — не жена».

Неверность со стороны жены каралась смертью. Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода. При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна». Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: «дети следуют за их отцами». Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.

Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему. «Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, — так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу». Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.

Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью.

Правда, эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин. Муж же, наоборот, мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми. Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь.

Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, «ходить из дома в дом», то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца.

В определенных обстоятельствах: болезнь жены, женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей, плохое поведение жены — муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья: «Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, — он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня». Слова «станет разорять свой дом» могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи. В этом же случае она могла, так сказать, копить свои собственные заначки по вполне понятным причинам.

Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе, о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака, об имуществе жены. Женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.

Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.

Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей.

Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него.

Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы «Мои дети». И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство .

Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, «отдавать за серебро». Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома.

Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою «вдовью долю » (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).

Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободным. Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества «для своих детей». Вторая половина отходила к господину умершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не «детьми раба», но «ее детьми». Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий.

Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу; однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи. И в письмах того времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, «владением отцовского дома». Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца.

Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел, а в случаи гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то его матери с детьми выдавалась треть надела на пропитание.

Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда.

5. Уголовное право и процесс в Древнем Вавилоне

В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Клятва могла освободить от преследования человека, «не удержавшего беглого раба», пастуха, не сохранившего стадо по не зависящим от него причинам, разрешить спор между арендатором и арендодателем о взыскании убытков, снять все обвинения с женщины, оклеветанной мужем, и пр.

Отказ от дачи клятвы в суде означал потерю спорной вещи или суммы, отказ от ордалии — признание вины. Ордалия здесь часто выступала как средство проверки клятвы, а отказ от нее был равносилен не только признанию вины, но и самопроклятию. Клятва давалась перед жрецами, клялись именем царей, богов, святилищ. Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

· смертная казнь в различных вариантах — сожжение, утопление, посажение на кол;

· членовредительские наказания — отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством — например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Не могу не отметить, что за одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.

Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским.

Суды были нескольких уровней и разных юрисдикции: на уровне общины, храмовые и царские суды. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в стенах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. Богиней справедливости считалась Китту, дочь бога Солнца, справедливости и предсказаний Шамаша. Китту посвящались многие храмы на территории царства. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и «царских людей» (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым категориям дел, в том числе могли помиловать любовника жены, если согрешившая жена была прощена своим мужем. В противном случае обоих ожидала смертная казнь через утопление.

Очень важную роль в судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических (торговых, брачных и др.), имела большое значение в сохранении и воспроизводстве политической и правовой культуры древнего общества. По замечанию известного востоковеда Дж. Брестеда, широкое распространение письменности в государственном делопроизводстве, в религии и коммерции создавало во все времена классовое различие между неграмотными и образованными, — различие, которое создает проблему и в современном обществе.

Таким образом, сборник Законов Хаммурапи в целом был продуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложились устойчивая классовая структура, упорядоченные отношения между социальными группами жрецов, воинов и земледельцев.

Список использованной литературы

1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., Юрист, 1996 г.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. — М., Норма, 2000 г.

3.Омельченко О.А. Всеобщая история права и государства: Учеб. в 2-томах. — 3-е изд., испр. — М.: ТОН — Остожье, 2000 г. Т.1.

4. История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческих цивилизаций. / Под ред. И.М. Дьяконова. Ч. 1. Месопотамия.- М., Наука, 1983 г.

5. Из законов Хаммурапи, царя Вавилона // Хрестоматия по Всеобщей истории госуда рства и права: В 2 т. Т. 1/ Под ред.

К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М., 1996. – С. 9 – 25.

http://09403.khstu.ru/studentsbooks/zarhistory/zaristoch/Xammurapi.htm Всеобщая история государства и права: Учеб./ Под ред.

К. И. Батыра. – М., 1998. – С. 32 – 36. Графский В.Г.

6. Всеобщая история права и государства: Учеб. для вузов/

7. В.Г. Графский. – М., 2000. – С. 61 – 73 .

8. Ильин А. В., Морозова С.А. Из истории права. – СПб., 1997. –

9. История государства и права зарубежных стран: Учеб. Для узов: В 2 ч. Ч. 1/ Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. –М., 1999. – С.59 – 71.

10. Крашенинникова Н. А. История права Востока. – М., 1994.

11. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учеб.: В 2 т. Т. 1. – М., 1998. – С. 68 – 77.

12. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права.

Источник

Читайте также:  Самый простой способ плетения браслетов
Оцените статью
Разные способы
Название: Законы Хаммурапи 5
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат Добавлен 15:46:26 02 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 6950 Комментариев: 19 Оценило: 10 человек Средний балл: 4.2 Оценка: 4 Скачать