Способы утраты гражданства международное право

Население и вопросы гражданства в международном праве

Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство

Под населением в международном праве понимают совокупность всех физических лиц, находящихся на территории государства и подчиняющихся его юрисдикции. В категорию населения входят граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране.

В основе предоставления гражданства по рождению лежат два принципа – «право крови» (jus sanguinis), т. е. рождение от родителя пли родителей – граждан конкретной страны, и «право почвы» (jus soli), т. е. рождение на территории определенной страны. Предпочтение «праву крови» – общности в силу происхождения – отдают государства, стремящиеся сохранить этнокультурное единство народа, традиционно проживающего па определенной территории (Германия, Швейцария). В государствах иммиграции (США, Канада) полагают, что «право почвы» помогает сформировать новую культурно-государственную общность, т. е. в данном случае гражданство рассматривается как своеобразное территориальное понятие.

В законодательстве большинства государств закрепляются смешанные подходы – сочетание в той или иной форме «права крови» и «права почвы».

Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе и в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве (реинтеграция), пожалования, в результате оптации.

Натурализация (укоренение) – предоставление гражданства лицу, не являющемуся гражданином страны по рождению, на основании решения компетентного органа. Можно выделить, по крайней мере, четыре вида процедур натурализации:

  1. натурализация, осуществляемая высшими органами государственной власти;
  2. натурализация, осуществляемая органами государственного управления: правительством либо (чаще всего) центральными отраслевыми органами государственного управления (ведомствами внутренних дел);
  3. натурализация, осуществляемая местными органами государственной власти (встречается крайне редко);
  4. судебная натурализация (также встречается редко).

Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.

Оптация – выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между последними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство.

Трансферт. При трансферте (переходе территории от одного государства к другому) мнение населения о том, хочет ли оно выбрать гражданство, не имеет значения. Население просто «передают» другому государству вместе с территорией.

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие волеизъявления лица либо по причине лишения гражданства. Выход из гражданства может иметь место как по просьбе заинтересованного лица, так и по решению компетентных органов. В ряде случаев государство может отказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение.

Двойное гражданство – наличие у гражданина гражданства двух или более государств. Двойное гражданство у человека может появиться как в силу рождения, так и в порядке волеизъявления в соответствии с национальными законами государств.

Множественное гражданство. Это – наличие у лица гражданства двух или более государств, поэтому термин «множественное гражданство» является более точным, чем широко распространенный термин «двойное гражданство». Однако чаше всего встречается термин «двойное гражданство». Оно порождается коллизиями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови).

В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета. Согласно этому правилу, государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.

Однако обычно государства стремятся избежать двойного гражданства, хотя есть и противоположные этой общей тенденции примеры: так, Швеция в принятом в 2002 г. законе допускает для своих граждан двойное гражданство.

Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г. допускает в некоторых случаях множественное гражданство (в частности, его могут сохранять дети, которые автоматически приобрели его в результате рождения, если это разрешает государство-участник). Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что ее гражданин может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором России.

Читайте также:  Линейный способ списания амортизационных отчислений

Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.

Первый – договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной службой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. Среди них – многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосторонней Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряд двусторонних договоров. Значительная часть западноевропейских государств охвачена сетью подобных двусторонних договоров. Из них многие посвящены только одному вопросу – военной службе лиц с двойным гражданством.

Второй вид договоров о двойном гражданстве – договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового.

С целью предотвращения возникновения двойного гражданства при натурализации в конвенциях закрепляется правило, согласно которому каждая сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой стороны, пока он не представит разрешения на это властей своего государства.

Иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища

Иностранцы – лица, которые находятся на территории иностранного государства, не являясь его гражданами. Каждое государство самостоятельно решает вопросы относительно въезда иностранцев на территорию своего государства и условий пребывания на ней. Правовой статус иностранцев можно свести к трем видам:

  • национальный режим – иностранцы уравниваются в правах с собственными гражданами;
  • режим наибольшего благоприятствования – иностранцам предоставляются такие же права, как и гражданам любого третьего государства;
  • специальный режим – для иностранцев устанавливается особый режим, более жесткий по сравнению с двумя вышеназванными.

Общее для всех трех режимов состоит в том, что каждый из них предусматривает: а) соблюдение иностранцами законов и правил государства пребывания; б) привлечение иностранцев к уголовной, гражданской и административной ответственности за нарушение соответствующих законов государства пребывания; в) запрещение занимать определенные должности или заниматься отдельными видами деятельности.

Беженцы и перемещенные лица. Беженцы – это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В международное право понятие «беженцы» проникает после первой мировой войны. Проблема беженцев нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках ООН для содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ). А 28 июля 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла к сведению Протокол, касающийся статуса беженцев, который предусматривал некоторые изменения конвенции. Он вступил в силу 4 ноября 1967 г.

В Конвенции 1951 года предусмотрены некоторые ограничения понятия «беженцы», связанные со временем наступления событий, послуживших причиной того, что соответствующие лица покинули страну своего гражданства или обычного местожительства (до 1 января 1951 г.).

Конвенция и Устав УВКБ включают в понятие «беженцы» лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений, либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не могут или не желают вернуться вследствие таких опасений либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства. Их нередко называют лицами без гражданства de facto, поскольку практически их статус ничем не отличается от статуса лиц без гражданства.

В последние годы в практике УВКБ наблюдается тенденция применять его к некоторым категориям «внутренних» беженцев, то есть лиц, которые недобровольно покинули какую-либо часть своей страны и вынуждены были поселиться в другой ее части. Иногда их именуют «вынужденными переселенцами».

Право убежища – право каждого человека искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, а также право государства разрешать въезд и проживание на его территории лицу, которое преследуется в другой стране по политическим мотивам. Право убежища закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также в Декларации о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации.

Читайте также:  Народный способ лечения фарингита

Что касается специальных правил относительно предоставления убежища и пользования им, таковых международное право не выработало.

В международной практике встречается два вида предоставления убежища: территориальное и дипломатическое. Первое означает, что государство предоставляет убежище на своей территории, а второе – в стенах своего дипломатического представительства, действующего в иностранном государстве. Предоставление дипломатического убежища практикуется в ряде государств Латинской Америки на основании Гаванской конвенции 1928 г. о дипломатическом убежище.

Источник

Международно-правовые аспекты утраты гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:11, реферат

Описание

Регламентация вопросов гражданства хотя и основывается на национальном законодательстве государств, тем не менее связано с учетом требований международного права. В связи с этим гражданство — одна из правовых категорий, являющаяся объектом согласования норм международного права и национального права. Условия утраты гражданства устанавливаются внутренним законодательством государства. Поскольку каждое государство в данной области действует самостоятельно неизбежны коллизии законов о гражданстве различных государств.

Работа состоит из 1 файл

Международно-правовые аспекты приобретения и утраты гражданства 2007.doc

Международно-правовые аспекты утраты гражданства

Регламентация вопросов гражданства хотя и основывается на национальном законодательстве государств, тем не менее связано с учетом требований международного права. В связи с этим гражданство — одна из правовых категорий, являющаяся объектом согласования норм международного права и национального права. Условия утраты гражданства устанавливаются внутренним законодательством государства. Поскольку каждое государство в данной области действует самостоятельно неизбежны коллизии законов о гражданстве различных государств. Такие коллизии чаще всего бывают источником трений и конфликтов международного характера. Для их предотвращения государства чаще всего прибегают к заключению международных договоров, т.е. вырабатывают соответствующие нормы международного права. Данные нормы прежде всего нацелены на разрешение таких вопросов как приобретение гражданства, утрата гражданства, двойное гражданство, безгражданство. Рассмотрим более подробно утрату гражданства индивидом.

Утрата гражданства

Затрагивая вопрос утраты гражданства можно выделить три ее формы: автоматическую утрату гражданства, выход из гражданства, лишение гражданства. Вопросы утраты, прекращения гражданства решаются внутренним правом государства и решаются по-разному. Гражданство может быть утрачено лицом по cобственной воле или по инициативе государства. В пocледнем cлучае говорят о лишении гражданства. Оно может быть как отмечалось ранее автоматическим, т. е. в силу закона, который предусматривает, что при определенных условиях гражданство прекращается, например, в случае приoбретения другого гражданства, длительного проживания за рубежом, поступления на службу в иностранные вооруженные силы. Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США находит свое отражение так называемая доктрина экспатриации. Любое лицо, имеющее американское гражданство, натурализовавшееся за рубежом, автоматически утрачивает американское гражданство. Законодательству данной страны присуще так же и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранного государства)

В западной доктрине существует мнение, что безусловная свобода экспатриации является международной правовой нормой. Согласно этой точке зрения, лицо, натурализованное в каком-либо другом государстве, должно считаться утратившим свое прежнее гражданство. Но практика ее опровергает. Большее число государств не придерживаются свободы экспатриации. Великобритания в 1948 от нее отказалась. В качестве международно-правовой нормы она выступает лишь в том случае, если предусмотрена международным договором и действие ее распространяется на участников договора.

Ряд норм относительно утраты гражданства содержится и в ст. 5 Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. Если закoн государства предусматривает утрату гражданства вследствие какого-либо изменения в личном статусе, как-то: вступление в брак или его прекращение, узаконение, признание или усыновление, такая утрата ставится под условие приобретения другого гражданства.

Гражданин не утрачивает своего гражданства в результате выезда, длительнoгo проживания за границей, нерегистрации или иной подобной причины, если в результате утраты он станет лицом без гражданства.

Конвенция допускает возможность утраты гражданства лицом, длительно проживающим за границей, но устанавливает, что длительным считается проживание не менее семи последовательных лет. Это правило установлено, чтoбы по возможности избежать случаев злоупотребления иностранным гражданством, когда его приобретают из соображения той или иной выгоды, не собираясь устанавливать реальную связь с соответствующей страной.

Читайте также:  Способы выправки опор вл

Выход из гражданства – это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности для российского законодательства.

Лишение гражданства может осуществляться : а) при определенных условиях, предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализации обменным путем), б) на основании специального акта, касающегося конкретного лица или определенной категории.

Известна практика маccового лишения гражданства за политическую деятельность. После Октябрьской революции в России на этoм оcновании были лишены гражданства около двух миллионoв человек. Массовость этого явления вызвала протесты других государств, некоторые из них отказались признать законную cилу актов Сoветского государства как противоречащих международному праву. Аналогичная ситуация имела место в 1941 г. после издания Германией 11-го декрета об имперском праве гражданства, лишившего гражданства германских евреев, проживавших за рубежом. На данном этапе в российском законодательстве возможность лишения гражданства не предусмотрена.

Вообще в поcледние десятилетия наблюдается тенденция к oграничению права государства лишать гражданства. Кoнституция РФ уcтановила, что гражданин не может быть лишен своего гражданства (ч. 3 ст. 6). В Швейцарии гражданин в принципе не может быть лишен гражданства. Исключением является случай, когда швейцарец, имея двойное гражданство и проживая за рубежом, нанес значительный ущерб авторитету и интересам Швейцарии. Эта возможность была часто использована в годы Втoрой мировoй войны..В ряде государств возможность лишения гражданства не предусмотрена законом (Дания, Китай, ФРГ, Япония, Эфиопия и др.). В некоторых государствах такая возможность предусмотрена лишь в отношении натурализованных граждан, т.е получивших гражданство после рождения (Великобритания и члены Содружества). Это положение является дискриминациoнным в oтношении натурализованных граждан. Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 6 закрепила единство и равенство гражданства независимo от оснований его приобретения

Отмеченная ранее тенденция находит отражение и в международном праве. Согласно общепризнанной норме, отраженной в ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Конвенция 1961 г. закрепила общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства. Вместе с тем, государству предоставлено право делать определенные исключения из этого правила, если оно сделает соответствующую оговорку к Конвенции. В таком случае законы государства могут предусмотреть право лишать гражданства по одному или нескольким из следующих оснований: а) игнорируя прямое запрещение государства, лицо оказывало или продолжает оказывать услуги другому государству, либо получило или продолжает получать от него вознаграждение; б) поведение лица наносит существенный ущерб жизненным интересам государства; в) лицо сделало заявление о верности другому государству. Лишение гражданства в таких случаях может быть оспорено в судебном порядке

Недопустимо лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9 Конвенции). Неправомерен и отказ в приобретении гражданства по этим основаниям. К сожалению, массовые случаи такого рода имеют место в прибалтийских республиках в отношении русскоязычного населения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Конвенция направлена на обеспечение принципа непрерывности гражданства, в соответствии с которым утрата гражданства допускается лишь при одновременном обретении нового. Так же законодательству ряда государств известна норма, согласно которой гражданство утрачивается автоматически в случае приобретения другого гражданства (например, Закон США об иммиграции и гражданстве 1952 г., разд. 349 «а»). Такого рода норма содержится и в Еврoпейской конвенции об ограничении многогражданства и воинской обязанности в случаях многогражданства. Все это подтверждает, что как безгражданство, так и многогражданство представляют отклонения от нормы и должны по возможности ограничиваться.

1. Современные аспекты прав и свобод человека. “Спрос”. № 3, 1996.

2. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. Москва. 1910 г., стр. 45-51.

3. Крашенинникова Н. А. Цивилизационные подходы к изучению истории государства и права / / Методологические проблемы правоведения. Изд-во Московского Ун-та. 1994. С. 10-32.

4. Учебник «Международное право», Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов, М.: Международные отношения,1994год
5. Закон о гражданстве Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 17.06.93 №5206-1; Федерального закона от 06.02.95 №13-ФЗ)

Источник

Оцените статью
Разные способы