Способы утилизации автомобильных аккумуляторов

Как происходит утилизация автомобильных аккумуляторов

Аккумуляторная батарея – одно из важнейших комплектующих автомобиля, срок работы которого зависит от условий эксплуатации. Когда АКБ отработал весь ресурс, его необходимо заменить и утилизировать. Данный процесс предусматривает ряд правил и рекомендаций, которые позволяют сохранить окружающую среду и не навредить жизнедеятельности людей.

Правильная утилизация АКБ позволяет минимизировать вред для окружающей среды.

Для чего нужна утилизация автомобильных аккумуляторов

Аккумуляторы, отработавшие свой ресурс, опасны для природы и здоровья людей из-за материалов и химических веществ, используемых при производстве. Всего существует два типа автомобильных АКБ: на кислотной и щелочной основе. Первые считаются наиболее распространенными, в них содержится разбавленная серная кислота, свинец и другие металлы. Щелочные батареи также имеют ряд вредных веществ в составе: щелочь, никель и другие компоненты. Кроме того, даже обычный пластик, из которого состоит корпус АКБ, способен навредить окружающей среде и человеку.

Компоненты, из которых состоят аккумуляторы, нельзя выкидывать на общую свалку. Их необходимо собирать и утилизировать. В некоторых странах Западной Европы и в США четко налажена система переработки отслуживших аккумуляторов – весь процесс строго контролируется законом. В Японии же вообще нельзя купить новый АКБ, пока не сдали старый. В России система сбора и утилизации налажена не до конца, поэтому все еще бывают случаи выброса использованной батареи на общую свалку.

Тем не менее, с каждым годом в стране появляется все больше пунктов приема и заводов по утилизации отработанных АКБ. Компании по переработке не только помогают экологии, но и получают прибыль за счет повторного использования свинца из внутренних пластин батареи. При этом стоимость утилизированного сырья ниже, чем изначальный металл.

Способы утилизации АКБ

Процесс переработки аккумуляторных батарей автомобиля включает 2 стадии. На первой компоненты конструкции размельчаются на однородные части, после чего подвергаются химической обработке в металлолом. Для извлечения свинца из АКБ в процессе переработки применяется технология дробления корпуса с последующей сортировкой металла. Из получившейся массы удаляются свинцовые пластины, которые затем отправляются на металлургические заводы на переплавку. Для автоматизации процесса многие компании по переработке используют сортировочные линии, обеспечивающие раздельную погрузку свинца и прочих элементов.

Для утилизации аккумуляторных батарей предусмотрен также другой метод, суть которого заключается в применении воздушной сепарации. Она позволяет разделить твердые полидисперсные вещества на разнокрупные фракции. Однако она существенно дороже обычной сортировки, так как требует наличия специального оборудования.

Наиболее распространенным способом переработки АКБ является шахтная плавка. Этот металлургический процесс применяется в цветной металлургии для выплавки чернового свинца. Полученную при утилизации кислоту из батарей продают промышленным предприятиям. Плавка металла осуществляется в специальных печах. Такой метод переработки дешевле предыдущих и позволяет утилизировать АКБ с минимальными выбросами вредных веществ. Потери свинца при переработке минимальны – не более 1%.

Куда можно сдать аккумулятор

Сдать отработанный аккумулятор можно только компаниям или в пункты приема, у которых есть лицензия на утилизацию АКБ. Помимо этого, у них должны быть сертификаты, допускающие использование технологий переработки. Предусмотрено 3 варианта сдачи автомобильной батареи:

  • в пункт приема черных и цветных металлов;
  • на завод переработки отработанных свинцово-кислотных АКБ;
  • в магазин продажи и установки автомобильных аккумуляторов.

Пункты приема и заводы выкупают отработанные АКБ, тогда как в магазинах могут дать скидку на новую батарею при сдаче старой.

Цена утилизации

Стоимость сдачи отработанной батареи зависит от:

Средняя цена батареи, отслужившей срок эксплуатации, составляет 600-800 рублей. Наиболее распространенными при продаже являются свинцово-кислотные АКБ. В их составе может быть до 6 отдельных элементов, соединенных в единую систему. Благодаря большому содержанию свинца такие батареи ценятся дороже остальных.

Другой вид автомобильных АКБ – щелочные. Их срок эксплуатации составляет 8-10 лет при должном обслуживании. Ценятся они меньше свинцово-кислотных, но все равно выгодны для переработки, поэтому сдать такой АКБ в пункт приема довольно просто.

Утилизация автомобильных аккумуляторов, в состав которых входят вредные вещества – процесс, позволяющий сохранить экологию и обезопасить человека. Есть несколько способов переработки, каждый из которых требует наличия специального оборудования. В связи с этим сдать отработанный аккумулятор можно только на соответствующий завод или в пункт приема металлолома. Выкидывать АКБ на свалку нельзя.

Источник

Способы и важность правильной утилизации аккумуляторных батарей (АКБ)

Важность проведения утилизации

Главная проблема аккумуляторных батарей – непродолжительный срок эксплуатации и сложная процедура переработки.

После того, как аккумулятор перестал функционировать, он больше не годится для использования и представляет опасность для окружающей среды. Выкинуть вместе с обычным бытовым мусором его нельзя, ведь химические соединения рано или поздно попадут в почву, воду и воздух, отравляя их.

Поэтому утилизация аккумуляторов происходит по специальной технологии, а перерабатывать утильсырье имеют право только организации с соответствующими лицензиями и специально обученным персоналом.

При этом любой аккумулятор содержит дорогие металлы – никель, сурьму, свинец, цинк, кадмий, железо.

Их используют повторно для выпуска новых изделий, которые будут стоить уже на порядок дешевле. Поэтому старые АКБ лучше не хранить, а сдать соответствующему предприятию с выгодой для себя и пользой для природы.

Читайте также:  Индуктивный способ обучения грамматике

Чем опасны отработанные аккумуляторы?

Аккумулятор представляет собой источник питания автомобиля, устройства или гаджета, который необходим для их работы, поддержания определенного режима и первоначального включения. АКБ используют и в промышленности, но простого потребителя это не касается. Зарядку батареи проводят через имеющее стабилизатор тока и напряжения зарядное устройство. Проблему утилизации на крупных предприятиях решают его владельцы в тандеме с государственными структурами.

Основная проблема в использовании АКБ это не слишком длинный срок их работы и трудность утилизации. После истечения срока службы из аккумулятора могут просачиваться во внешнее пространство вредные вещества. Особенно опасны вздувшиеся батареи. Поэтому необходимо сдать аккумулятор в специализированную организацию, занимающуюся его переработкой.

Утилизирующие фирмы должны иметь соответствующую лицензию на работы. Ее сотрудники обладают опытом обращения с отжившими свой век аккумуляторами. Они соблюдают технику безопасности при переработке вредных веществ.

В составе отслужившей АКБ присутствуют дорогостоящие вещества. Кроме свинца и железа в него входят цинк и никель, а также сурьма и кадмий. В мобильниках и ноутбуках установлены литиевые аккумуляторы. Металлические компоненты используются при производстве новых батарей.

Куда сдать аккумуляторы

Аккумуляторные батареи причислены ко второму классу токсичности. По этой причине их необходимо утилизировать по правилам.

Утилизация АКБ проводится на специальных предприятиях, занимающихся переработкой этой разновидности утильсырья. Любой аккумулятор можно продать компании, имеющей право его перерабатывать.

Также батареи можно сдать в пункт приема металлического лома. Здесь тоже можно рассчитывать на неплохое вознаграждение, особенно в том случае, если приходится сдавать аккумуляторы в большом количестве.

Наиболее современный пункт приема АКБ – это специализированные магазины, где можно сдать подобные отходы и при этом получить скидку на новый товар.

В больших городах существует много организаций, принимающих все виды АКБ. Стоимость зависит от веса, типа АКБ, объема металла. При взвешивании не будут учитывать вес резиновых включений и кожухов из железа. Если отходов много, компания может предоставить собственные услуги по их вывозу.

Свинец – это чистый цветной металл (до 99 %), при этом дорогостоящий. Его очень ценят при повторном использовании и производстве. Содержится в аккумуляторах, потому за сдачу такого лома получают хорошее вознаграждение.

Однако не любое отработавшее устройство принимают на переработку.

Согласно ГОСТу, на утилизацию поступают АКБ, которые:

  • Содержат не менее 95 % свинцовых соединений.
  • Имеют залитый герметичный или слитый полностью электролит.
  • Содержат не больше 3 % других металлических соединений.
  • Имеют засоры (в виде резины и пластика) не больше 1 %

Стоимость 1 кг аккумуляторных отходов зависит от нескольких факторов:

  • Соответствия его государственному стандарту (при несоответствии лом будет стоить дешевле).
  • Количества металла.
  • Частоты поставки.
  • Способов транспортировки.
  • Удаленности объекта от места приема, переработки и продажи.

Способ утилизации отработанного раствора электролита

Изобретение относится к области утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей и может быть использовано в технологиях защиты окружающей среды на предприятиях автомобильного транспорта. Нейтрализацию раствора электролита производят конвертерным шламом при массовом соотношении (0,65-0,95): 1, в образующуюся стеклообразную вязкую массу при перемешивании добавляют в качестве вяжущего гранулированный доменный шлак при массовом соотношении (0,65-0,95): 1:(0,10-0,20) и из полученной пластичной массы готовят образцы, которые подвергают сушке в атмосферных условиях. Технический эффект — упрощение технологии утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей, обеспечивающей полную его утилизацию и эффективную защиту природных систем от воздействия ионов тяжелых металлов. 1 табл.

Изобретение относится к области утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей и может быть использовано в технологиях защиты окружающей среды на предприятиях автомобильного транспорта.

Известен способ утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей путем нейтрализации известью [1].Недостатком этого способа является наличие загрязняющих природные системы сточных вод, содержащих ионы тяжелых металлов (Pb2+, Zn2+ и др.), и неутилизируемых шламов сульфата кальция, также загрязненных соединениями тяжелых металлов.Известен также способ утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей путем нейтрализации известью и реагентного удаления образующегося сульфата кальция из водных растворов путем осаждения в виде сульфоалюмината с получением рециркулируемого и (или) утилизируемого в качестве наполнителя в производстве бумаги, пластмасс и других материалов. По этому способу в обрабатываемый раствор дозируют Ca2+ и Li+, Na+ К+ или NH4+, обеспечивая соотношение Al3+:SO42-:Ca2+:Me, где Me — Li+, Na+, K+ или NH4+, в пределах 2:1:2:0,08 — 2:2,5:5:4 [2].Недостатком этого способа является наличие загрязняющих природные системы сточных вод, содержащих ионы тяжелых металлов (Pb2+, Zn2+ и др.).Более близким к изобретению является способ утилизации кислого отработанного раствора гальванического производства путем нейтрализации, отделения осадка от раствора декантацией и фильтрованием с последующей его переработкой с получением пигментной пасты. Фильтрат после отделения осадка возвращают в производство на стадию первичной промывки деталей, подлежащих обработке [3].Этот способ обеспечивает эффективную защиту природных систем от воздействия токсичных ионов тяжелых металлов.Недостатком способа является сложность технологической схемы и связанные с этим высокие капитальные затраты.Целью способа является упрощение технологии утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей, обеспечивающей полную его утилизацию и эффективную защиту природных систем от воздействия ионов тяжелых металлов. Поставленная цель достигается описываемым способом, включающим нейтрализацию раствора электролита, согласно изобретению нейтрализацию раствора электролита производят конвертерным шламом при массовом соотношении (0,65-0.95): 1, в образующуюся в течение 2-5 ч стеклообразную вязкую массу при перемешивании добавляют в качестве вяжущего гранулированный доменный шлак при массовом соотношении (0,65-0,95): 1: (0,10-0,20), смешивают в течение 60-90 с и из полученной пластичной массы готовят образцы, которые подвергают сушке в атмосферных условиях.Нейтрализацию раствора электролита производят конвертерным шламом. Это позволяет из раствора электролита получить однородную стеклообразную вязкую массу, что упрощает ее дальнейшую утилизацию. Добавляемый в образовавшуюся стеклообразную вязкую массу гранулированный доменный шлак позволяет перевести ее в камневидное тело. Из порченной пластичной массы готовят образцы. Это позволяет обеспечить полную утилизацию отработанного раствора электролита.Процесс проводится в реакторе с мешалкой, в который засыпается конвертерный шлам (отход сталеплавильного производства), при массовом соотношении электролит: конвертерный шлам (0,65-0,95):1 приливается отработанный раствор электролита. В результате взаимодействия компонентов шлама и раствора электролита образуется в течение 2-5 ч стеклообразная вязкая масса, в которую при перемешивании добавляют в качестве вяжущего гранулированный доменный шлак в массовом соотношении электролит: конвертерный шлам: доменный шлак (0,65- 0,95): 1:(0,10-0,20). Смешивание всех компонентов осуществляют в течение 60-90 с. Из полученной пластичной массы готовят образцы, которые подвергают сушке в атмосферных условиях.Сроки схватывания, равномерность изменения объема, прочностные характеристики образцов, скорость вымывания ионов тяжелых металлов из попорченных образцов определяли по известным методикам. Испытание образцов проводят в возрасте 28 сут.Составы смеси и результаты испытаний приведены в таблице.Как следует из таблицы, способ в предлагаемых диапазонах соотношений ингредиентов позволяет упростить технологию утилизации отработанного раствора электролита аккумуляторных батарей, обеспечивающую полную его утилизацию и эффективную защиту природных систем от воздействия ионов тяжелых металлов.Положительным является также то, что продукт полной утилизации отработанного раствора электролита может быть использован в качестве гидрофобного строительного материала.Процесс утилизации прост в аппаратурном оформлении и может быть осуществлен на базе основного производства.Достоинством заявляемого способа является и то, что используемый для утилизации материал также является отходом производства.Источники информации 1. Авторское свидетельство СССР N 1664753, кл. МКИ5 C 02 F 1/66, опубл. 23.07.1991 г. БИ N 27.2. Заявка Франции N 2671791, кл. МКИ5 C 02 F 5/06, 1/52; C 04 B 11/28, опубл. 24.07.1992 г.3. Патент RU N 2069240, кл. МКИ6 C1; C 25 D 21/16, опубл. 20.11.1996 г.

Читайте также:  Разложение многочленов различными способами 7 класс

Способ утилизации отработанного раствора электролита, включающий нейтрализацию раствора электролита, отличающийся тем, что нейтрализацию раствора электролита производят конвертерным шламом при массовом соотношении (0,65-0,95): 1, в образующуюся в течение 2-5 ч стеклообразную вязкую массу при перемешивании добавляют в качестве вяжущего гранулированный доменный шлак при массовом соотношении (0,65-0,95): 1: (0,10-0,20), смешивают в течение 60-90 с и из полученной пластичной массы готовят образцы, которые подвергают сушке в атмосферных условиях.

Как утилизировать автомобильный аккумулятор

Вторичное использование автомобильных аккумуляторных устройств проводится только на заводах по переработке опасных отходов.

Утилизация отработанных аккумуляторов выполняется поэтапно:

  • Сначала из корпуса выливается электролит.
  • Далее электролитная жидкость нейтрализуется под действием высоких температур.
  • Внешнюю оболочку АКБ дробят.
  • Фильтр отделяет от пластика и металла свинцово-кислотную смесь.
  • Далее пластмасса отделяется от металла.
  • Пластиковые остатки направляют на гранулирование.
  • Металл и свинцовая паста подвергают нейтрализации.
  • Свинцовую массу отделяют от других веществ.
  • Свинцовую пасту дочищают дополнительно при помощи тиглей.
  • Готовый свинец разливают по формам.

Свинцовые аккумуляторы, у которых электролит не литой, гораздо более опасны, ведь в них содержится ядовитый свинец вместе с серной кислотой.

Ликвидируют автомобильные аккумуляторы со свинцом при помощи особого оборудования при строгом следовании предписаниям и техники безопасности.

Приборы, осуществляющие бесперебойное питание, ликвидируют похожим способом, так как в них также имеются аккумуляторы с кислотой и свинцом внутри.

В России перерабатывать такой вид утильсырья начали около десяти лет назад, и за это время эти маленькие организации образовали целую отрасль по переработке свинца.

Куда и почему нельзя выливать электролит

Отработанные электролиты категорически запрещено сливать в:

  • Реки, озёра, природные или искусственные водоемы;
  • Канализационную систему многоквартирных домов;
  • На землю, вне зависимости от места расположения участка.

Ведь сама по себе, серная кислота несет большую угрозу здоровью человека, способна вызывать химические ожоги различной степени тяжести, «убивает» почву, отравляет источники питьевой воды. Кроме того, вступая в реакцию с металлическими трубами старых водопроводных систем, токопроводящая жидкость старых свинцовых АКБ, приводит к различным повреждениям систем и может доставить большой дискомфорт жителям многоэтажных многоквартирных домов.

Более того, утилизировать электролитические вещества нужно в специально оборудованных помещениях. Процедура регулируется государственными стандартами, а компания, занимающаяся такой деятельностью, должна иметь государственную аккредитацию, лицензии, сертификаты и все подтверждающие документы. Ведь в случае, если переработка будет производиться без соблюдения установленных норм, полученное сырье окажется некачественным и, фактически, непригодным для использования в производстве.

Благо, если вы ищете компанию, предлагающую утилизировать отработанные аккумуляторы (вне зависимости от их типа) или деактивировать электролит для безопасного слива, вы оказались в нужном месте. Ведь за несколько лет активной работы на столичном рынке, ООО «Стандарт» удалось заслужить доверие клиентов, предлагая комплексную переработку отработанных батарей, а также лучше цены для тех, кто желает сдать аккумуляторы, простаивающие в углу гаража или сарая. У нас есть все, что нужно для грамотной утилизации и мы готовы сотрудничать не только с корпоративными, но и с частными клиентами!

Как утилизировать аккумулятор мобильного телефона

Большую опасность в устройстве отработавшего мобильного телефона представляет именно аккумулятор.

Ликвидировать его необходимо рационально. Состав батарейки телефона включает:

  • Никель.
  • Свинец.
  • Литий.
  • Хромовые частицы.
  • Кадмиевые элементы.
Читайте также:  Классификация счетов по способу обобщения информации

Эти вещества отличаются высокой токсичностью. В телефонах обычно используется литий ионный аккумулятор.

Его утилизация осуществляется путем переработки (но в данный момент в России их чаще закапывают, чем повторно используют в качестве сырья).

Аккумулятор телефона из-за его маленьких размеров сдать организациям тяжелее. Поэтому его можно оставить в магазинах бытовой техники, где часто принимают старые приборы в обмен на скидку при покупке новых.

Телефонную батарею, компьютерную (если она литий-ионная) возможно оставить в пункте приема вторичного сырья. Правда, найти их можно не в любом городе.

Иногда пункты приема расположены в магазинах: там специально выставляют коробки, в которых можно оставить подобные отходы.

Опасность бесконтрольной утилизации

Состав наиболее распространённых свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов известен. Его пластины изготавливаются из тяжёлого металла – свинца, при этом анодные пластины имеют покрытие из диоксида свинца. Этот металл вместе со своими химическими соединениями и является основным вредным фактором АКБ. Его в обычном 55-амперном аккумуляторе много – 15–17 кг.

Свинец, хотя и не настолько токсичен, как, например, ртуть, считается вредным для окружающей среды и здоровья людей. Но в автомобильном аккумуляторе, кроме тяжёлых металлов, содержатся также растворы кислот и щелочей, которые также способны наносить существенный вред, попадая в почву.

Именно поэтому правительства многих стран создают благоприятные условия для сдачи отработанных батарей на повторную переработку. Существует такая практика и в России, причём не одно десятилетие. Но следует различать стихийную утилизацию от цивилизованной. Первая предполагает сдачу АКБ в пункты приёма цветных металлов, вторая – в специализированные пункты, легально занимающиеся переработкой подобной продукции

Отечественное законодательство предусматривает административную ответственность за выбрасывание батарей в обычные контейнеры для мусора. Поскольку их содержимое в большинстве случаев оказывается на свалках, электролит неизбежно выливается наружу, заражая почву и распространяясь через грунтовые воды на окружающие территории. Столь же негативное воздействие оказывают и тяжёлые металлы, используемые при производстве АКБ. Не следует забывать, что валяющийся без присмотра старый аккумулятор может стать объектом внимания детей, любящих разбирать такие предметы, а это – непосредственная угроза их здоровью.

Утилизация литиевых аккумуляторов

Литиевые аккумуляторы чаще всего устанавливают сейчас на телефоны, планшеты, ноутбуки и электронные книги. При выбросе старых аккумуляторов в места скопления бытового мусора может возникнуть пожар. Потому необходимо правильно осуществлять ликвидацию литиево-ионных, литиево-полимерных АКБ.

Переработка аккумуляторных батарей осуществляется следующим образом:

  1. Вскрывают корпус батарей и извлекают содержимое.
  2. Электролит с солями лития в составе вымывают.
  3. Пластины катодов и анодов разделяют.
  4. С них удаляют большую часть анодного и катодного веществ.
  5. Пластины из меди и алюминия переплавляют.
  6. Пластиковую оболочку дробят и переплавляют.

Обычно данным процессом руководит завод по переработке АКБ. Но так как в России таких предприятий мало, переработкой занимаются заводы по изготовлению АКБ.

Стоимость отработанных накопителей

Для того чтобы точно знать, сколько стоит отработанный АКБ, необходимо уточнить его ёмкость и конъюнктуру рынка на сегодняшний день. Цены приёма периодически меняются, также они могут отличаться друг от друга по регионам. Например, в крупных мегаполисах цена в 2020 году начиналась от 300–400 рублей за малоёмкостные батареи, а за самые крупные АКБ достигала 3000 рублей. Получить хорошую цену можно тогда, когда автолюбитель сам привозит изделия на пункт приёма вторсырья крупного предприятия.

Однако при расчёте приёмщик будет учитывать и общий вес изделия, а также количество входящего в состав пластика. Лучше всего уточнять предварительно текущие цены по указанным контактным номерам телефонов. Зато крупные приёмщики наладили оперативную работу по обмену старых аккумуляторов на деньги, организовывают её в соответствии с экологическими и санитарными нормами. Они заинтересованы в том, чтоб выкупить сырьё в как можно больших масштабах, а водители — в том, чтобы избавиться от ненужного хлама максимально выгодно для себя.

Как утилизировать электролит из аккумулятора

Электролит, содержащий соли, щелочи или кислоты, сливать в канализацию или на почву нельзя. Перерабатывают его заводы по утилизации аккумуляторов.

Утилизировать электролит могут разными способами:

  • Его вторично используют в разных видах производственной деятельности (к примеру, при изготовлении удобрений).
  • Нейтрализуют электролит без дальнейшего применения.
  • Восстанавливают для извлечения чистой серной кислоты.

Проблема переработки аккумуляторов в России

Данная перерабатывающая отрасль в России развита гораздо хуже, чем в соседних европейских странах. Но появляются новые крупные организации с современным специализированным оборудованием для утилизации АКБ.

Процедура ликвидации АКБ в России состоит из нескольких классических этапов:

  • Сбор аккумуляторных батарей.
  • Перевозка отходов до места переработки.
  • Сам процесс утилизации (слив электролита, его нейтрализация, деление отходов, переработка металлических элементов).
  • Подготовка необходимых документов.

Утилизация аккумуляторных батарей – это выгодный бизнес, который для России вполне перспективный, ведь прибыль можно получить за счет получения и продажи вторичного сырья для разных производств.

Где принимают аккумуляторы по лучшей цене в Москве

Если вам нужно утилизировать старый бу аккумулятор, вы всегда можете сдать такое устройство в нашу компанию, где вас ждут привлекательные цены за кг или тонну. Сотрудники проведут полный осмотр и назначат стоимость выкупа, а вам останется лишь получить деньги и отчетные документы. Мы утилизируем АКБ всех типов, процедура соответствует установленным стандартам. Вы можете привезти всего одно устройство или продать на утилизацию несколько тонн оборудования – каждого клиента ждут привлекательные и объективные цены.

Источник

Оцените статью
Разные способы