Этапы усвоения знаний старшими дошкольниками.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Этапы усвоения знаний (грамматического строя речи) старшими дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
этапы усвоения грамматических средств и способов ст. дошкольниками. | 15.27 КБ |
Для чего нужна артик.гимнастика. | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы усвоения грамматических средств и способов
В усвоении грамматических средств и способов языка можно выделить несколько этапов. Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много). Далее — использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих.
Более сложная задача — самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со словоформой котята).
И наконец, более трудная задача — оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать.
Если в младшем возрасте в большей мере решаются задачи, связанные с пониманием и использованием в речи грамматических средств, то в старшем — задачи оценочного характера. Вместе с тем на каждом занятии можно решать различные задачи в зависимости от уровня речевого развития детей.
Среди занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделить следующие:
1. Специальные занятия, основное содержание которых — формирование грамматически правильной речи.
Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложений.
2.Часть занятия по методике развития речи.
1) Грамматические упражнения проводятся на материале занятия.
Например, в младшей группе в процессе рассматривания картины «Кошка с котятами» можно:
— упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок у котенка не видно лап);
— предложить детям составить простые предложения о котятах («Что делает черный котенок? Что делает рыжий котенок»).
2) Грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не связанной с его программным содержанием, например, упражнения на согласование существительного и прилагательного вроде и числе, словообразовательные и др.
Так, детям предлагается ответить на вопросы:
— Большой, деревянный, красивый. Это дом или домишко?
— Как можно сказать про домишко?
— Широкая, глубокая, судоходная, это река или ручей?
— Река глубокая, а море еще . (глубже).
— Озеро больное, а море еще . (больше).
— На занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения постоянно представляется возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм.
В процессе развития элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных: пять карандашей, шесть утят, три ежа, пять ежей;
— определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, выше, ниже;
— сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные: шесть больше пяти, пять меньше шести.
При ознакомлении с природой дети упражняются:
— в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного: осенью дни короче, ночи — длиннее; зимой — самые короткие дни, самые длинные ночи;
— в употреблении глаголов: весной — день удлиняется, ночь укорачивается; осенью -листья опадают, трава вянет; весной — набухают почки, распускаются листья, зацветают цветы.
При планировании занятий важно правильно определять программное содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования, которые затрудняют детей. Существуют разные точки зрения на отбор программного содержания для одного занятия. Некоторые считают, что следует выбирать только одну задачу (употребление существительных множественного числа в родительном падеже — карандашей, лошадей или др.), так как узкое содержание позволяет концентрировать внимание детей на нужном материале.
По мнению других, языковой материал для занятий необходимо отбирать таким образом, чтобы у ребенка была возможность сопоставить разные формы. Наряду с трудной формой следует брать и легкие, хорошо усвоенные детьми (блюдце — блюдец, матрешка — матрешки — матрешек). Обучая детей способу образования слов, обозначающих детенышей животных, следует давать не только форму именительного падежа множественного числа (у кошки — котята), но и форму именительного падежа единственного числа (у кошки — котенок; кошка — котенок — котята), а также формы родительного и творительного падежей (кошки, котенка; котят; кошка лежит с котятами). Тогда ребенок начнет ориентироваться в типичных способах изменения числам и падежам, а не только будет усваивать одну трудную форму.
Материал для упражнений подбирается так, чтобы были представлены не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, но и близкие им, уже известные детям. Так, для отработки навыков употребления формы среднего рода берутся не только слова платье, пальто, но и существительные женского и мужского рода: юбка, сарафан. Дети могут сравнить эти формы, выделить существительные среднего рода и почувствовать их отличие.
Для прочного усвоения словоизменения, для выработки динамического стереотипа на различные грамматические конструкции необходимо многократное повторение трудных форм. Продуктивнее всего повторять одно и то же программное содержание, используя разные приемы: в новой игре, в дидактическом упражнении и др.
Предварительный просмотр:
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений.
Постановка звуков – искусственный процесс, с физиологической точки зрения – это создание нового речевого рефлекса. Работу по автоматизации звука следует рассматривать как торможение старых стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для детской нервной системы, поэтому необходимо соблюдать следующие принципы:
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики .
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Как выполнять упражнения?
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.
- К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
- В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка.
1. « Построить забор» — Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Надо про себя произносить звук и ) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.
2. «Трубочка» — Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от1 до 5 – 10.
3. « Загони мяч в ворота» — Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
4. « Накажем непослушный язычок» — Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
5. « Лопатка» — Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10.
6. « Кто дальше загонит мяч? » — Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф , сдуть ватку на противоположный конец стола.
7. « Почистим зубы» — Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор»; так же верхние.
8. « Приклей конфетку» — Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
9. « Грибок» — Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
10. « Вкусное варенье» — Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.
11. « Гармошка» — Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
12. « Фокус» — Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
13. « Пароход гудит » — Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
14. « Индюк» — Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
15. « Качели» — Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык на верхнюю губу и удерживать под счет до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
16. « Лошадка » — Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
17. « Маляр» — Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
18. « Барабанщик» — Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д . Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
Артикуляционная гимнастика поможет развить, укрепить язычок ребенка, способствует постановке звуков и закреплению их в речи! Заниматься нужно весело, в непринужденной форме, постепенно и систематично, тогда будет хороший результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода моделирования в систематизации знаний старших дошкольников в окружающем мире».
1.1. Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знанийМоделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свой.
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко.
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко.
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко.
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко.
Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Универсальным средством образовательного процесса дошкольника выступ.
«Использование метода моделирования в систематизации знаний старших дошкольников в окружающем мире».
1.1. Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знанийМоделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств мо.
Источник