Статья «Формирование навыков грамотного письма через разнообразие форм и методов преподавания русского языка»
План:
I. Общие задачи преподавания русского языка в начальной школе
II. Формирование орфографических навыков письма:
- три составные части при выработке орфографического навыка;
- упражнения на развитие орфографической зоркости;
- упражнения на развитие памяти;
- работа со словарными словами.
III. Методы преподавания русского языка.
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад,
это достояние, переданное нам нашими предшественниками…
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием:
в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!”
И.С. Тургенев
В реализации задачи общего развития младших школьников предмету “Русский язык” принадлежит очень важная роль.
Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи:
- развитие учащихся средствами языка;
- развитие речи учащихся;
- развитие познавательных способностей;
- формирование грамматических понятий и орфографических навыков;
- системное изучение материала;
- развитие умения наблюдать, осмысливать и анализировать.
А так же быть ступенью в преподавании этого учебного предмета на дальнейших этапах школы.
Каждого учителя волнует вопрос: “Как работать над формированием грамотного письма?”. Я хочу предложить некоторые конкретные учебные материалы и рекомендации для работы над этой проблемой. Итак, с чего же следует начать? [5]
Прежде всего нужно научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные.
Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить детей самоконтролю.
Выработка орфографической зоркости начинается с периода обучения грамоте. Сначала детей учим слуховому вниманию, а, затем зрительной зоркости (ученик должен на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами).
Когда заканчивается период обучения грамоте, формы работы над орфографией значительно пополняются. Это такие традиционные задания, предложенные учебниками: списать, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова; найти в упражнении слова на данное правило, подчеркнуть орфограмму, и др. Используя задания из учебника, стараюсь дополнить материал каждого урока упражнениями на развитие орфографической зоркости: [6]
1. На доске записаны слова:
зубки поляна касса
тапки трава масса
Задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.
2. При изучении темы “Непроизносимые согласные”:
- написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными, подчеркнуть орфограмму;
- списать с доски слова, которые были пропущены, подчёркивая орфограммы.
3. Игра “Фонарики”:
- зажги фонарик под изученными орфограммами.
4. Письмо с проговариванием:
- ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически.
5. Комментированное письмо: [3]
Ученик диктует предложение, объясняя орфограммы.
6. Предупредительный диктант:
Перед диктантом, изложением, сочинением работаем над трудными словами на предыдущих диктанту уроках. Это — словарная работа, творческая работа, чтение слов хором и индивидуально, объяснение, запоминание прочитанного, составление предложений с трудными словами, запись этих предложений.
7. Анализ диктанта:
После проведения диктанта работаем над словами, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день выписываю их на доску, дети объясняют орфограммы, проговаривают их хором и индивидуально, а затем провожу составленный из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут.
На следующий день вновь выписываю те слова, в которых были допущены ошибки, дети их анализируют устно, затем даётся новый диктант. И так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.
8. Диктант “Проверяю себя”:
Ученики пишут предложение под диктовку, те слова, в написании которых сомневаются, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно написать слова, в которых они сомневались. Учитель напоминает правило, задаёт наводящий вопрос или объясняет правописание слова.
9. Диктант с обоснованием:
Я диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, затем то слово, которое диктует учитель, т.е. обосновывает орфограмму.
10. Диктант с постукиванием:
Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
11. Диктант “Найди слова”:
Диктую несколько предложений и даю задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с непроизносимой согласной, со звонкими или глухими согласными, с безударной гласной, проверяемой ударением.
Все диктанты небольшие по объёму, состоящие из 2–3 предложений.
12. Повторение ранее изученного:
Проводится ежедневно в течение 5 минут. При этом повторяется только одна изученная ранее тема. Например, повторяем правописание разделительных ь и ъ знаков.
В понедельник: ученики пишут 10 слов на данную тему с объяснением.
Во вторник: эти же слова, но под диктовку, без объяснения, проверяю и выписываю слова, где были допущены ошибки.
В среду: пишем слова, где были допущены ошибки и новые слова.
В четверг: небольшой диктант, насыщенный словами с разделительными ь и ъ знаками. Проверяю, снова выписываю ошибки.
В пятницу: из этих слов составляю новый диктант, который пишем.
Если ученики допускают ошибки, значит всю следующую неделю занимаемся повторением этой темы.
Упражнения на развитие орфографической зоркости лучше проводить, постепенно увеличивая степень сложности, например, тема “безударные гласные”: [7]
- Подчеркни безударную гласную в корне (окончании) в указанных словах. Докажи её написание.
- Выпиши из словосочетания слова с безударной гласной в корне (окончании), докажи правильность выполнения задания.
- Выпиши из предложения слова с безударной гласной в корне (окончании), докажи правильность.
- Выпиши из текста слова с безударной гласной в корне в один столбик, в окончании – во второй столбик. Обоснуй правильность выполненного задания.
- Придумай и запиши три слова с безударной гласной в корне и три слова с безударной гласной в окончании. Докажи правильность выполнения задания.
“При формировании орфографических умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной (кратковременной) памяти”. [1] Следовательно, необходимо стремиться развивать у детей этот вид памяти.
Упражнения для развития памяти: [1]
1. В классе провожу словарный диктант “Кто больше запомнит”. Данный диктант провожу по методике И.П.Федоренко. Произношу один раз и больше не повторяю цепочку, например, из трёх слов, затем делаю паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читаю новую цепочку из трёх слов, и опять пауза. Так происходит, пока не запишем весь диктант. После чего дети подсчитывают количество слов, проверяют друг у друга их написание.
Диктант целесообразно начинать с цепочки, состоящей из 3-х слов. Далее цепочка увеличивается.
Такая работа повышает орфографическую грамотность, увеличивает скорость письма, развивает самоконтроль, положительно влияет на дисциплину.
2. Распространение предложений.
Предлагаю детям предложение, состоящее только из основы. Каждый ученик записывает своё предложение. Затем зачитываем их, выбираем лучшее.
3. Восстановление деформированного текста.
Белый, живёт, севере, медведь, на
4. Зарядка с предложением.
- прочитываю предложение с доски, чтобы дети поняли смысл;
- дети читают вслух, проговаривая орфограммы;
- читают орфографически про себя;
- просматривают его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные, коллективно объясняют все орфограммы;
- закрывают глаза и, мысленно, крупно и разборчиво, яркими буквами “пишут” каждое слово ручкой в воздухе. При этом проговаривают трудные слова орфографически (если не уверены в написании какого-то слова, откройте глаза, посмотрите на слово);
- запись предложения в тетрадь, доска с предложением закрывается;
- предложение открывается, проверяется от последнего слова к первому.
5. Зрительные картинные диктанты.
Показываю лист с девятью картинками, считаю до 10, убираю. Дети пишут то, что запомнили.
6. Рифмовки на доске по темам.
Например, “непроизносимые согласные в корне”:
Солнце, чувство, праздник,
Сердце и проказник,
Лестница и звёздный,
Здравствуйте и поздний.
Ледокол, дроворуб,
Землемер, книголюб,
Водопад, сенокос,
Снегопад, паровоз.
Дети читают, запоминают, пишут по памяти, выделяя орфограммы.
В русском языке встречается очень много слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Работе над этой орфограммой нужно уделить особое внимание. Освоение “словарных” слов трудно даётся младшим школьникам. Работу по их освоению рекомендуется строить в несколько этапов: [4]
1) предъявление слова:
- чтение загадки, её отгадывание;
- прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идёт речь;
- рассмотрение предметной картинки;
- описание признаков предмета или предъявление слова – синонима.
Дети определяют, какое слово будут изучать.
2) “слуховой” образ слова:
3) запись слова с “окошком”:
записывают слово, пропустив орфограмму, ставя ударение. На месте пропущенной буквы ставится сигнал опасности, например, точка: б.рёза. Затем, после обдумывания, вставляют пропущенную букву, пишут слово ещё раз, теперь уже без пропуска.
Специфическая форма записи слова с пропуском “трудного” места – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились, прежде всего, обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.
4) “зрительный” образ слова:
Ключом к грамотности написания словарных слов является многоразовое использование одной и той же группы слов в разных видах работы, например: [2]
- Спишите слова, подчеркните выделенные орфограммы (можно не выделять).
- В этой же группе слов: спиши, вставь пропущенные орфограммы.
- Допиши слова, добавляя слог или сочетание букв.
- Запись этих слов под диктовку.
- Письмо их по памяти.
Формирование навыков грамотного письма необходимо. Но, трудность в том, что орфография своим содержанием малопривлекательна для детей и в то же время усваивается она нелегко, приносит многим детям одни лишь неприятности. Из-за боязни ошибок школьник теряет веру в себя, орфография вызывает отрицательные эмоции, которые переносятся на весь предмет “Русский язык”, а иногда и на всю школу. Чтобы избежать этого, я убеждаю ребёнка, что в овладении грамотным письмом нет никакой исключительности, все люди овладевают письмом, в орфографии нет ничего непреодолимого. При обучении опираюсь на чувственное восприятие языка – зрительную и слуховую наглядность: плакаты, картины, записи цветным мелом; образцовое художественное чтение, прослушивание записей, проговаривание слов, звуков, и пр.
Использую интересный по содержанию дидактический материал, подбираю его с постепенным нарастанием трудности, умеренно насыщенный орфограммами.
Стараюсь на уроке создать свободную атмосферу: дети обращаются с вопросами, высказывают своё мнение, соглашаются или спорят друг с другом или со мной.
Оценивая умения и навыки учащихся, стараюсь не выставлять отрицательных оценок за правописание, т.к. они подавляют психику детей, лишают их веры в себя.
Все эти методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль, интерес к предмету. Такая система работы над исправлением ошибок и повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А всё вместе это называется формированием грамотного письма.
Литература
- Баргамен Н.И. Развитие памяти на уроках русского языка. Начальная школа, 1996, № 1, с.32.
- Захарова Н.А. Работа со словами с непроверяемыми написаниями. Начальная школа, 1993, № 11, с. 53–57.
- Китаева Т.А. Кратковременный диктант, или кратковременное комментирование. Начальная школа, 1992, № 4, с 21–26.
- Репина Л.И. разнообразить задания при работе над словами из “Словаря”. Начальная школа, 1988, № 3, с. 29.
- Савельева Н.А., Зинченко И.В. Работа над формированием навыков грамотного письма. Начальная школа, 1992, № 4, с. 26–28.
- Савинова А.З. Виды работ по формированию орфографической зоркости. Начальная школа, 1996, № 1, с. 22–27.
- Цветкова И.Г. Развитие оперативной памяти и орфографической зоркости у учащихся. Начальная школа, 1996, № 1, с.31–32.
Источник
Приемы обучения грамотному письму
статья по русскому языку на тему
Данный материал раскрывает различные приемы при формировании у учащихся начальной школы грамотности. Материал дан в форме реферата, а так же даны примеры карточек и различные виды работы с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приемы обучения грамотному письму.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 5 с. Соломенского
Степновского района Ставропольского края
учитель начальных классов
Можно ли представить себе дом без фундамента? Фундамент – основание, служащее опорой для стен здания, и если он непрочный, то и все сооружение будет недолговечным . Так и начальная школа является базой, основой всего образования человека . Здесь важно всё : качество, прочность, настроение, с которым входит в «храм науки» ребенок . У каждого здания свои особенности, свой фундамент . Каждая школа интересна своими находками, традициями, учителями . Но авторитет любого учебного заведения, конечно, результат – знания учеников .
Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится неизменно и сейчас . И вместе с тем обеспечение качества знаний остаётся постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена . Одна из таких проблем – научить детей грамотно писать .
К . Г . Житомирский писал, как в 70 – х годах прошлого века учили грамотному письму :«Грамотности обучали только в первых двух классах . Начиная с третьего, никаких диктовок уже не практиковалось . Отчего же тогда писали грамотнее , чем теперь? Да просто потому, что нам оставляли больше времени на чтение . Читая книги мы зрительной памятью усваивали орфографию».
Да, это было в прошлом веке, когда ни телевизоры, ни компьютеры не заменили ещё общение ребенка с книгой, и усвоение орфографии посредством чтения книг было эффективным .
Среди многих существующих на земле заблуждений есть и заблуждение, что орфография – трудная наука и что стать грамотным человеком тоже очень трудно .
А . И . Герцен говорил :«Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые .
В процессе овладения прописной грамотностью особое значение имеет развитие орфографической зоркости, что означает видеть орфограммы в словах и уметь проверить их написание .
Орфографическая грамотность и причины порождающие ошибки .
Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания . В начальных классах закладываются основы грамотного письма . Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки . В орфограмме всегда есть, не менее двух предполагаемых написаний, один из этих вариантов выбирает пишущий .
Среди причин, порождающих ошибки учащихся, можно назвать следующие:
- невнимание, рассеянность, поспешность;
- не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);
- орфограмму видит, но ошибочно её определяет ;
- допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки ;
- не понимает значение слова, словосочетания, предложения, смысла текста ;
- работает медленно, не успевает применить свои знания ;
- дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими .
«Что делать?» — известный русский вопрос . что делать если русские дети не умеют грамотно писать по – русски? Что делать, если наши русские дети не любят русский язык именно из – за орфографии – слезы из – за двойки и бесконечные красные исправления в тетради не прибавляют любви к «правописанию»?
Абсолютного и окончательного ответа на эти наболевшие вопросы мы, наверное, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски истины следует прекратить . наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее, свидетельство тому – появление довольно большого количества книг о русской орфографии и о методике её преподавания как в средней, так и в начальной школе . Ярким примером особенного внимания именно к орфографии являются и школьные учебники русского языка, и в первую очередь, в родной начальной школе . В каждом учебнике представлена «своя» орфография, несмотря на то, что все учебники, преследуют одинаковую цель : научить детей писать грамотно .
Способы формирования орфографического навыка .
Говоря об обучении грамотному письму, имеют ввиду формирование орфографических навыков . Навыки – автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности . Когда человек пишет письмо или книгу, он думает над содержанием того, о чем он пишет, а не над орфографией каждого слова . Как говорят психологи, актуально осознается то, что «что находится в светлой точке сознания» /А . А . Леонтьев /, т.е. является целью деятельности . Создавая текст, мы начинаем сознавать орфографическую форму того или иного слова, когда затрудняемся его написать . При этом сознательно проконтролировать можно то, что первоначально формировалось как целенаправленные способы действий с данным материалом . Возможность проконтролировать как раз и отличает сознательно сформированные операции от операций, возникающих путем «прилаживания» действия к определенным образам .
Обратимся для , простоты доказательства к примеру из другой области . Навык ходьбы осваивают все без каких бы то ни было теоретических оснований . Но если спортсмен, занимающийся спортивной ходьбой, захочет улучшить свои показатели, ему понадобится тщательно проанализировать все операции, входящие в действие ходьбы . То же следует сказать и о методах совершенствования навыков правописания .
Понятие навыка в сущности двойственно : навык может рождаться «снизу» как подстройки или имитации, или «сверху» как результат автоматизации и редукции умения . / Леонтьев – 1970 – с. 13 /
Однако нельзя забывать о возможности становления навыка на чувственной, интуитивной основе . В одних и тех же условиях : в одном классе, у одного учителя, примерно одинаковом уровне развития – дети достигают разных результатов . Разве можно отрицать природную грамотность некоторых учащихся . Им достаточно однажды увидеть слово написанным или один раз почувствовать его в движении руки (прописать), чтобы не допускать ошибок в этом слове . Одним из достижений педагогической науки является безоговорочное признание положения, согласно которому наилучшие условия для обучения правописанию создаются тогда, когда вначале это действие складывается как полностью осознаваемое . Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л . И . Божович, Д . Н . Богоявленскому, С . Ф . Жуйкову и др ., а также известным ученым – методистам А . М . Пешковскому, А . Н . Гвоздеву, Н . С . Рождественскому и др .
Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых фонетические, лексические и другие особенности слов . Было доказано, что успешность обучения правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно осознает учащийся особенности слова как языковой единицей .
Приемы обучения грамотному письму .
Одним из эффективных приемов в усвоении орфограмм учащимися является использование раздаточного материала . Уже в первом классе я использую раздаточный материал на уроках русского языка . Это тренинговые карточки .
Что такое тренинг? Тренинг – это специальный тренировочный режим, тренировочные упражнения, которые позволяют развить навык обнаружения орфограмм . Психология учит : чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ . Хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления . Хотелось бы ввести немного иное понятие тренинга .
Тренинг – это теория и практика, которые преследуют цель развития у учащихся умений и навыков орфографического письма . Следует обратить внимание, что данный тренинг в первую очередь включает в себя теорию, а потом только практику . в связи с этим в начале каждой темы дан теоретический материал , но это вовсе не означает, что ученики должны заниматься заучиванием . Перед подачей и в период работы проводится такая подготовка, при которой ученик – субъект деятельности . Он сам формирует проблему и предлагает идеи для ее разрешения . При этом применяется тренинговая система , потому что ребенок, как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся, на определенном этапе начинает чувствовать необходимость навыка письма изученных орфограмм .
Тренинговые карточки можно разделить на три уровня изучения каждой отдельно взятой орфограммы .
Карточки 1 – го уровня построены так, что при их выполнении ученик повторяет уже известную орфограмму . Сделать это ему позволяет наличие правил на самом листе .
к ошка, М уська, И ра, д евочка, с обака, Д ружок,
Ма льчик, Ко стя, Бу рёнка, Ко рова, ре ка,
До н, го род, Мо сква
2 – й уровень предполагает выполнение заданий на отработку учебного материала, заставляющего отвечать (устно или письменно ) на вопрос «Почему?»
Выпиши нужную букву ( Б – заглавная, М – строчная )
3 – й уровень – творческий, так как на этом этапе собраны задания:«Проверь, Исправь, Придумай».
Исправь ошибки в тексте .
Саша поехал в Деревню к бабушке оле . Она живет рядом с Рекой волгой С ними в Машине ехал Кот Васька . Ваську любят все : мама, Папа, я и мой брат саша .
Орфограмма жи – ши .
«Жи – ши» пиши с буквой _______ .
Верш…на, ваш…, выш…ть, нож…, луж…, ж…раф, ш…шка, крыш…, камыш…, еж…, ж…тели .
У Мишы, наживка, жылище, жужжыт, гаражи, кувшын, жывотное, держи, мышы, зашывать, мыша .
Исправь ошибки в предложениях .
Наши машынки стоят в гараже .
У Сережи и Алёши стрижы .
Чижык живёт на даче .
Стрижы – птицы, а ерши – рыбы .
У Дашы и Маши душистые ландышы .
Тренинговые занятия могут проводится по различным вариантам в зависимости от того, на каком этапе изучения находится та или иная орфограмма . В своей практике я выделила такие ступени :
— процесс знакомства с орфограммой ;
— тренинговые упражнения по недавно изученной орфограмме ;
— тренинг по уже известным орфограммам .
Работа с карточками дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы . Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время . Для ребят сильной группы свободное время не пропадает даром в ожидании, когда другие дети выполнят задания . Работая с карточкой, учащийся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее при выполнении разноуровнего задания, проявить упорство и аккуратность .
На уроках дети работают и с другими видами карточек . Карточки раздаются группе детей одного ряда или варианта ( от 5 до 15 карточек ). Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока : закрепление орфограммы или отработка ее . Дети быстро привыкают к требованиям работы с индивидуальной карточкой, совместной деятельности с соседом по одной карточке, когда материал нужно усвоить с помощью более сильного ученика .
Не удивительно, что в тетрадях отдельных детей можно увидеть по 2 – 3 оценки . Накопляемость оценок за письменные работы очень высока . Во время урока ученик по желанию учителя может выйти к доске и получить оценку за правильную работу или получить помощь от учителя для дальнейшего выполнения задания .
Каждый ученик может получить карточку на любом этапе урока : в начале урока, по ходу урока, в конце урока . Учитель проверяет выполненную работу учащихся по образцу . Характерно, что дети не стремятся подсмотреть у соседа, т. к. карточки с заданиями по содержанию разные . Учащиеся заготавливают перфокарты на уроках трудового обучения, а наполняет их содержанием учитель, используя познавательный и занимательный материал . Примерное содержание карточек по теме «Предложение».
2 . Допиши родственные слова :
Сад, ________ , ______________ .
3 . Разбери по составу:
1. Маленькая девочка чистит школьную форму .
2 . Сад , садовник , садовый .
3 . Подкладка , домовой .
1. Составь предложение по схеме :
_______ _______ _______ ________ .
2 . Раздели слова на слоги :
Деньки, собака, кусты, поёте, мастер, стол .
В свете задач, поставленных перед школой, закрепление знаний, умений и навыков приобретает особое значение : учиться на уроке – один из основных принципов работы в современной школе . Для того чтобы убедиться, что учащиеся поняли материал, используются различные приемы работы по закреплению правил . Опыт показывает, что закрепление наиболее эффективно, когда оно слагается из следующих элементов :
а) проверки усвоения теоретического материала ;
б) анализа примеров, иллюстрирующих на практике ;
в) тренировки с целью выработки практических навыков .
Во время закрепления материала широко практикуется самостоятельная работа учащихся . При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно . Заслуживает внимание такой вид самостоятельной работы по закреплению орфографических навыков учащихся, как диктант с элементами творчества . Сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами .
Приведу пример такой работы .
- Туристы побывали в древних городах … .
- Солнце всходит на … , а заходит на … .
- Мы расположились на отдых на … леса .
- По обеим сторонам … росли пахучие ели .
- На … собралось много народу .
Слова для справок : аллея, пристань, Москва, Казань, Ярославль, опушка, восток, запад .
При закреплении материала о глаголе детям можно предложить такого рода задания .
1. Дописать глаголы по смыслу и объяснить правописание безударных гласных в следующих предложениях :
Медведь в берлоге лапу … . Журавли караваном … . Ручьи по оврагам … .
2 . Выписать из словаря глаголы, обозначающие движение .
3 . Продолжить рассказ . Глаголы употребить в прошедшем времени . Безударные гласные подчеркнуть .
Маша жила в деревне . Летом она ходила в лес за ягодами и грибами . Однажды … .
Известно, что прочные навыки грамотного письма учащиеся могут приобрести путем систематических письменных упражнений на базе усвоенных правил орфографии . Одним из эффективных видов упражнений является письменный орфографический разбор или диктант с обоснованием . К сожалению, этим видам деятельности школьников не уделяется должного внимания . Надо стремиться к тому, чтобы запись была краткой, чёткой и ясной ( луч – сущ.; м . р.; ночь – сущ.; ж . р.).
Чтобы сэкономить время на уроке, заострить внимание учащихся на изучаемой орфограмме и тем самым лучше закрепить изучаемый материал, можно предложить выборочное списывание, когда текст упражнения выполняется не целиком, а частично, по указанию учителя . Задания на выборочное списывание можно предлагать при изучении любой темы по орфограмме .
Для развития у детей внимания и сосредоточенности можно использовать свободное списывание . Сначала текст упражнения анализируется, разбираются трудные орфограммы, затем учащиеся читают отдельные абзацы и весь текст целиком и самостоятельно записывают своими словами или близко к тексту . После выполнения работы дети сверяют свои записи с текстом учебника и исправляют орфографические ошибки . Материал для свободного списывания должен быть интересным по содержанию, понятным детям, в тексте должно быть как можно меньше неизученных орфограмм . Описанные выше упражнения выполняются учащимися на уроке под руководством учителя . При этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает . Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают «техникой» выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом . При этом учителю не обязательно «изобретать» свои задания, он может творчески использовать дидактический материал учебника .
Весьма эффективной формой закрепления орфографических навыков, как известно, являются задания на составление предложений . В классе такие задания практикуются часто .
Например : подберите родственные слова к существительному горох и выделите корень . составьте предложение и, комментируя, запишите его .
Летом в огороде вырос сладкий горох .
Что касается домашних заданий, то учителя довольствуются, как правило, тем материалом, который предлагает учебник . Следует заметить, что возможности для развития творческих способностей учащихся при выполнении домашней работы с элементами творчества выполняются детьми охотнее, чем «обычные» задания . Нет надобности доказывать, что подобные задания являются хорошим средством повышения не только орфографической, но и общеязыковой грамотности учащихся .
В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей . В . А . Сухомлинский писал :«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка … .Для него игра – это самое серьезное дело . В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности . Без них нет и не может быть полноценного умственного развития . Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире . Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Давно доказано, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества . В игре совершенствуется мышление, включая действие по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив . Цель игр, проводимых на уроках русского языка,- пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению . Дидактическая по своему назначению игра – это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку . Игра выполняет три функции .
«Первая, простейшая функция – облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и др. Другая функция – соревновательная . Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству, от простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний .
Вторая функция – «театрализация» учебного процесса . Игровые формы вводят ролевой элемент, например, вымышленных персонажей . Артистические приемы используются в ролевых диалогах и полилогах, в чтении по ролям, в инсцинировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника .
Игра может проводиться на различных этапах урока . В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность . В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы . В конце урока игра может носить поисковый характер .
Основные виды игр, которые используются в начальной школе на уроках русского языка, определены в методической литературе . Это загадки ( в их привычном виде ), шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы, ребусы и кроссворды . Все названные виды игр можно использовать на уроках обучения грамоте, уроках русского языка уже с 1 класса .
Разгадав каждую часть шарады и сложив их вместе, получаете заданное слово .
Первое слово под чайником тает,
Второе – у папы растет над губой .
А целое – ветер морской надувает
И в плаванье нас приглашают с тобой .
Потом – оленя украшенье .
А вместе – место
Не всегда слово можно разделить на законченные самостоятельные части ( слова ), тогда в задании указываются дополнительные задания .
Анаграмма – это игровое задание, в котором при перестановке слогов или букв или при чтении справа налево получается другое слово ( кот – ток, соль – лось ).
Задачу ты решишь свободно :
Я – небольшая часть лица .
Но прочитай меня с конца –
Во сне увидишь что угодно .
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу .
Если слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу .
В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв . Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу ( цапля – капля, карта – парта и т. д.).
С буквой Г – я по небу лечу,
С буквой В – детишек лечу .
С Л – я слезы вытираю,
С Ж – я по лесу летаю .
Логогрифы – в них новые слова образуются в результате прибавлении или убавлении одной буквы или слога ( кран – экран, и др .).
Его откроешь – и вода
Из него польется .
Добавишь Э – и тогда
В кинотеатре он найдется .
На голове барана и бык
Ты можешь их найти .
А ноту лишь – добавишь –
по ней сумеем мы пройти .
Омограф – загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению . для разгадывания важно правильно перенести ударение с одного слога на другой .
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета .
Но переставьте ударение –
И превращусь в конфету .
Ставь на первом ударенье –
Будет зданье, без сомненья,
А поставь ты на втором –
Сохранит оно твой дом .
Омоним – загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями .
Я журчу, журчу, журчу,
Глядь – и я в замке торчу . ( ключ )
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем .
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают .
Форма загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной ). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными . Из отгадок можно составить кроссворды, чайнворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи, соревнования . Можно усложнить задание, рассыпав слова – загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать . Слова – отгадки можно предложить в соответствии с изучаемой темой, например, записать существительные 1, 2, 3 – го склонения или мужского, женского и среднего рода и т. д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним или проанализировать только слово – отгадку, рассмотрев его с разных сторон .
Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них – предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы . В свои уроки я включаю различные игры на превращения слов . Они помогают развивать у учеников орфографическую зоркость, позволяют предотвратить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь . Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к знаниям .
Вот некоторые загадки, которые можно использовать при изучении орфографических и грамматических тем .
1. Отгадай загадку, проверь написание (запиши проверочное слово ), запиши отгадку .
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом .
На дереве в лукошке
2 . Загадки – складки . Дополни, чтобы звучало в рифму .
Целый день «ца – ца»,
Вот и все ее … ( сл о ва ).
Ты не бойся – это гусь,
Я сама его … (б о юсь ).
1. Отгадай загадку .
Рта нет, а скажу –
Когда спать, когда встать,
Когда работу начинать .
Зубаста, а не лает .
Щетинка у чушки, чешуя у щучки .
3.Составь из слогов слова .
Парные звонкие и глухие согласные .
Отгадай загадку . выпиши другие слова на это же правило .
Белая скатерть все поле покрыла .
Два брю ш ка, четыре у ш ка .
Отгадай загадку, запиши отгадку . Подбери проверочное слово, составь предложение, рассказ .
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено .
Будет плохо если вдруг
Прекратится этот стук .
Ласковое, доброе, а глядеть на себя не велит .
Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка в начальной школе . Но современная жизнь предъявляет все более высокие требования к ученику как личности . значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать ее творческой .Творческая игра, в отличие от дидактической, предполагает несколько вариантов решения игровой задачи . В некоторых видах игр таких вариантов бесконечно много, поэтому каждый ученик может предложить свой и как следствие подключить весь творческий потенциал . Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения – главная задача творческой игры . Видом такой многогранной творческой игры на уроках русского языка может стать игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно сначала убрать одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся еще одно, затем еще одно, пока не останутся два – три «нужных слова». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам : лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т. д. – что ведет к отработке перечисленных понятий . Учитель может проводить эту игру многократно при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы она соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока .
При изучении темы «Имена собственные» попросить детей придумать свои клички для животных, отображая их внешний вид или повадки : коза Бодуля, петух Крикун, собака Лайка и др.
Можно предложить еще несколько приемов, которые сокращают количество ошибок по русскому языку .
Работать над орфограммой три дня, занимая на уроке русского языка всего несколько минут . В первый день ученики пишут в рабочих тетрадях словарный диктант из 15 слов на выбранную орфограмму . Проверка осуществляется сразу же . Учитель записывает каждое слово на классной доске и поясняет правописание . Ученики исправляют допущенные ошибки и получают домашнее задание : составить рассказ из 5 – 6 предложений с использованием слов из этого диктанта .
Во второй день ученики обмениваются тетрадями и читают составленные рассказы . Учитель оценивает одну – две работы и вновь дает домашнее задание : подготовиться к контрольному диктанту – подобрать еще 15 слов на данную орфограмму . На третий день дети пишут контрольный диктант, в который включают 15 слов (старых ) и 15 слов новых на эту же орфограмму . Количество ошибок сокращается в 1,5 – 2 раза .
Работа над грамотностью тесно связана с работой над словарем, т.к. это основа, фундамент всей работы по развитию речи . Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль . Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации .
Над уточнением словаря необходимо вести работу постоянно, на всех занятиях . Учащиеся часто не понимают самых простых слов . Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова, у них нет образа за словом .
Приведу фрагменты урока по теме «Проверяемые и проверочные слова».
1. Мясные блюда – мясо ( слова написаны на доске ).
Назовите проверочное слово .
Назовите проверяемое слово. От какого слова образовано слово мясные?
2 . На доске написаны слова :
От какого слова образовались эти слова? Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные . Поставьте ударение, выделите безударную гласную . Назовите проверяемое и проверочное слово .
3 . К проверочным словам подберите проверяемые слова с проверяемой гласной в корне . выделите корень .
зверь — … ( звериная, зверьки ).
сад — … ( садовые, садить, садовник )
гриб — … (грибной, грибок )
Такие упражнения заставляют детей вникать в смысл слова, они помогают отрабатывать навык проверки слов с безударной гласной в корне . Проводить их необходимо систематически, чтобы достигнуть хороших результатов . Кроме этого ребенок должен научиться сам оценивать свои действия, их результаты, свое продвижение вперед .
Задачу формирования навыков самооценки можно решить с помощью тестов по русскому языку . Тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе « учитель – ученик », помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля, широкий охват материала . Важно, чтобы вопросы и задания в тестах развивали мыслительные операции, учили детей обобщать изученные явления, устанавливать причинно – следственные связи, побуждали к применению определенных способов действий . Одни задания организуют наблюдения за языковыми явлениями, другие необходимы для усвоения грамматического определения или орфографического правила, третьи помогут установить последовательность умственных действий при решении орфографических задач, т.е. откроют общий способ деятельности .
Разнообразие формулировок в тестовых заданиях разовьет остроту ума и гибкость мышления, потребует от ученика предельной внимательности и собранности .
Рассмотрим задания для самоконтроля и самооценки при изучении безударных гласных в корне слова, направляемые на усвоение опознавательных признаков орфограммы, орфографического правила, алгоритма орфографических действий, способов проверки .
1. Расставь ударение в словах :
1) на первом слоге
2) на втором слоге
3) на третьем слоге
а) дежурный г) ландыш
б) карандаш д) ожила
в) лисица е) звонит
2 . Соедини пропущенные буквы со словами :
1) а а) в…дичка б) в…дяной
2) о в) тр..винка г) тр…ва
3 . Определи особенности проверочных и проверяемых слов :
1) проверочные а) слова с ударным гласным
слова звуком в корне
2) проверяемые б) слова с безударным гласным
слова звуком в корне
4 . Укажи проверочные и проверяемые слова :
1) проверочные слова
2) проверяемые слова
а) глазок б) глазной в) столик
г) настольная д) лесник е) грибной
ё) лисята ж) лисий
5 . Дополни : чтобы правильно писать безударную гласную в корне слова, надо …
а) изменить слово;
б) подобрать однокоренное слово;
в) подобрать проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным .
6 . Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне слова :
а) ставлю под ударение ;
б) нахожу безударную гласную в корне слова ;
в) пишу ту же гласную в безударном слоге ;
г) под ударением … .
7 . Укажи какие безударные гласные в корне слова надо проверять :
а) а, о, е, и, б) а, я, о, ё, и в) а, о, е, и, я
8 . Соедини проверяемое и проверочное слова :
1) слизал а) чистый
2) слезал б) часто
3) частота в) влез
4) чистота г) лижет
9 . Соедини пропущенные буквы со словами :
1) и а) ж…веет б) в…сёлый в) з…ма
2) е г) в…сной д) т…шина е) т…пло
На уроках русского языка можно применять принцип «мозаики », для отработки знаний по определенным темам .
Заготовить карточки большого размера и делим их на четыре части (равные) . В каждой пишем вопрос и четыре варианта ответа, правильный из которых только один .
Что означает выражение «зарубить себе на носу »?
- запомнить
- рубить нос
- удачно завершить дело
- ошибиться
Какая из этих букв всегда обозначает один звук ?
- е
- ё
- ю
- у
Как правильно писать ?
- Олимпийские Игры
- олимпийские Игры
- Олимпийские игры
- олимпийские игры
Как называется часть слова, которая стоит перед корнем ?
- подставка
- приставка
- выставка
- заставка
На второй карточке пишем только номера правильных ответов :
На обратной стороне второй карточки можно написать подходящую пословицу, тему урока и т. д . Организовав работу в группах, учитель способствует активному обсуждению детьми вариантов ответов .
Тестирование занимает немного времени, но позволяет дать ясную картину того, как материал усвоен учащимися, а также над чем и с кем придется индивидуально поработать .
Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками . Но при организации такой работы учитель встречается с рядом трудностей . Первая из них – разнородность ошибок . Разнородные ошибки говорят о том, что для усвоения определенных грамматических правил и для выработки навыков грамотного письма отдельным учеником одного и того же класса требуется различное время . Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления . Например, если для правописания слов с непроизносимыми согласными достаточно подобрать как можно больше подобных слов, написать, запомнить их правописание, подчеркнуть непроизносимые согласные, найти к ним проверочные слова, то для правильного написания безударных гласных в корне необходимо подобрать родственные слова, записать их, поставить в них ударение, подчеркнуть проверочные слова, выделить в них корень .
Вторая трудность, с которой сталкивается учитель, — это различный темп работы учащихся . Часть учащихся выполняет задания быстро и вынуждена ждать, когда закончат работу остальные . Ученики, работающие медленно, а к ним чаще всего относятся добросовестные, аккуратные, начинают торопиться . Спешка ведет за собой небрежность, ошибки и как следствие плохие отметки .
Неудачи убивают в ребенке не только веру в себя, но и интерес к самой работе, пропадает желание самостоятельно работать, учебный труд становится неприятным . Систематическое отсутствие индивидуального подхода при организации работы над ошибками является одной из причин неграмотности и слабой успеваемости отдельных учеников .
Большую роль в проведении самостоятельной работы над ошибками играет подбор дидактического материала . Он представляет собой серию карточек с текстами, предназначенными для тренировки правописания . При составления этого материала надо стремиться подбирать тексты, насыщенные нужными орфограммами и представляющие ценность в воспитательном отношении . Чтобы приучить детей к самостоятельной работе, вначале провожу несколько занятий с одним видом дидактического материала . Работа каждого ученика становится сознательной, он приобретает умение четко определять, на какое правило допущена ошибка, находить в учебнике нужное правило, начинает по – настоящему учиться, мыслить, задумываться над написанием слов. Для тех учащихся, которые не допустили ошибок в контрольной, готовится дидактический материал, стимулирующий творческую деятельность, например, составление рассказов по плану . Самостоятельная работа с дидактическим материалом имеет большое значение для расширения и обогащения словарного запаса учащихся .
Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками .
- Самостоятельное исправление учащимися ошибок .
- Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки .
- Подбор проверочных слов к данным словам .
- Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания .
- Взаимопроверка работ учащихся .
- Подбор аналогичных примеров данной орфограммы .
- Подбор предметов, противоположных по написанию .
- Выписывание слов и словосочетаний из текста с определенными орфограммами .
Источник