Способы устройства земляного полотна
Земляное полотно следует возводить при таком темпе работ, который обеспечил бы нормальные условия производства последующих работ по устройству оснований и покрытий.
Возведение земляного полотна состоит из следующих операций:
а) устройства дренажей и водоотводных сооружений;
б) устройства дренирующих и изолирующих слоев, замены грунтов, не обеспечивающих прочности и устойчивости земляного полотна;
в) разработки грунта в резерве, выемке или карьере и перемещения его в тело насыпи;
г) разравнивания грунта в теле насыпи слоями требуемой толщины и его послойного уплотнения;
д) предварительной планировки откосов насыпи, планировки и отделки резервов;
е) профилирования, планировки, укатки и окончательной отделки поверхности земляного полотна, включая откосы;
ж) транспортирования и распределения растительного слоя на откосах, досыпки, уплотнения и отделки обочин;
з) укрепительных работ.
Разнообразные земляные работы требуют различных способов их производства и применения различных машин, пригодных для того или иного вида работ.
Способы разработки выемок и возведения насыпей выбираются таким образом, чтобы обеспечить:
а) наиболее эффективное использование имеющегося оборудования и транспортных средств;
б) правильное размещение в насыпях различных по своим свойствам грунтов и их достаточное уплотнение;
в) отвод воды из выемок на всех стадиях их разработки, так как вода, увлажняя и размягчая грунт, усложняет его разработку и вывозку и нарушает устойчивость земляного полотна.
Строительство |
---|
|
Последние материалы |
---|
|
Будем рады Вам помочь! Источник Способы устройства земляного полотнаРУКОВОДСТВО Руководство разработано в развитие СНиП III-40-78 “Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ”. Содержит данные о методах сооружения земляного полотна в равнинной и пересеченной местности и в сложных инженерно-геологических условиях, особенностях выполнения работ в зимнее время. Описаны методы возведения земляного полотна с применением современных землеройно-транспортных машин, методы уплотнения грунтов, способы контроля качества работ, порядок сдачи-приемки земляного полотна. Одобрено Главным техническим управлением Минтрансстроя 17.01.1980 ПРЕДИСЛОВИЕРуководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог составлено в развитие главы СНиП III-40-78 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ» с учетом соответствующих требований других глав СНиПов, а также ГОСТов, относящихся к производству и приемке работ при строительстве автомобильных дорог. При составлении руководства существенно дополнены и уточнены положения «Инструкции по сооружению земляного полотна автомобильных дорог» (ВСН 97-63) на основе вышедших в последующий период ГОСТов, инструкций, ведомственных нормативных документов и рекомендаций. Руководство заменяет следующие ведомственные документы: ВСН 134-66 «Указания по технологии возведения насыпей железных и автомобильных дорог на болотах и устройству построечных дорог» (в части автомобильных дорог); ВСН 55-69 «Инструкция по определению требуемой плотности и контролю за уплотнением земляного полотна автомобильных дорог»; ВСН 166-70 «Технические указания по возведению земляного полотна автомобильных дорог из переувлажненных грунтов». Руководство содержит рекомендации по производству и приемке работ, выполнение которых обеспечивает соблюдение соответствующих требований СНиПа. В Руководстве наиболее полно показано устройство типовых конструкций земляного полотна в обычных условиях. При осуществлении индивидуальных конструктивно-технологических решений в особых условиях рекомендуется в дополнение к Руководству использовать методические указания и методические рекомендации по соответствующим вопросам, выпущенные Союздорнии в последнем десятилетии. Руководство составили: д-р техн. наук И.Е.Евгеньев, кандидаты техн. наук Б.С.Марышев, Ю.Л.Мотылев, М.И.Вейцман, Л.Б.Каменецкая, Э.К.Кузахметова, Е.Ф.Левицкий, М.А.Либерман, А.Г.Полуновский, И.П.Акишин, инженеры А.П.Аксенов, Б.Н.Гришаков, Р.Е.Чепланова, Ю.М.Львович, А.К.Мирошкин (Союздорнии), д-р техн. наук Н.Я.Хархута, кандидаты наук Ю.В.Васильев, М.П.Костельов, В.М.Иевлев, Ю.Я.Андрейченко (Ленинградский филиал Союздорнии); канд. техн. наук Ю.В.Бутлицкий, инж. О.А.Сяпич (Среднеазиатский филиал Союздорнии); канд. техн. наук А.М.Каменев, инженеры Р.Г.Абулханов, А.Г.Селиверстов (Казахский филиал Союздорнии); инж. Е.В.Калечиц (Союздорпроект); кандидаты техн. наук В.А.Семенов (Владимирский политехнический институт) и В.Н.Яромко (Белдорнии). Общее редактирование выполнено И.Е.Евгеньевым. Грунты. Метод лабораторного определения влажности. Взамен ГОСТ 5179-64 и ГОСТ 5180-64 Грунты. Метод лабораторного определения удельного веса. Взамен ГОСТ 5181-64 Грунты. Метод лабораторного определения объемного веса. Взамен ГОСТ 5182-64 Грунты. Метод лабораторного определения границы раскатывания и границы текучести. Взамен ГОСТ 5183-64 и ГОСТ 5189-64 Торф. Метод определения степени разложения Торф. Метод приготовления аналитических проб. Взамен ГОСТ 11303-65 Торф. Метод определения зольности. Взамен ГОСТ 278-54 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов. Взамен ГОСТ 12071-66 Грунты. Методы лабораторного определения сопротивляемости срезу. Взамен ГОСТ 12248-66 Грунты. Метод полевого испытания статистическими нагрузками Грунты. Методы лабораторного определения зернового (гранулометрического) состава Грунты. Метод лабораторного определения предела прочности (временного сопротивления) при одноосном сжатии Грунты. Метод лабораторного определения коэффициентов оттаивания и сжимаемости при оттаивании мерзлых грунтов Грунты. Метод лабораторного определения коэффициентов сжимаемости пластично-мерзлых грунтов Грунты. Метод полевого испытания динамическим зондированием. Грунты. Метод полевого испытания статическим зондированием Грунты. Метод полевого определения модуля деформации прессиометрами Грунты. Метод статистической обработки результатов определений характеристик Грунты. Подготовка к лабораторным испытаниям образцов мерзлых грунтов Грунты. Метод лабораторного испытания мерзлых грунтов шариковым штампом Грунты. Метод полевого испытания вращательным срезом Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности Грунты. Методы радиоизотопного определения объемного веса Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности Грунты. Методы полевых испытаний мерзлых грунтов Грунты. Методы полевых испытаний проницаемости Грунты. Метод лабораторного определения сжимаемости Грунты. Методы лабораторного определения характеристик набухания и усадки 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ1.1. Организация работ по возведению земляного полотна и связанных с ним сооружений на основе разработки и осуществления комплекса мероприятий, определяющих количество необходимых трудовых и материально-технических ресурсов, а также порядок использования и систему управления ими в процессе строительства должна обеспечивать минимальную стоимость работ, их выполнение в установленные сроки с высоким качеством, гарантирующим надежность и устойчивость земляного полотна при эксплуатации дороги. При организации работ по возведению земляного полотна следует руководствоваться главой СНиП III-1-76 «Организация строительного производства». 1.2. Рациональная организация земляных работ должна предусматривать: поточный метод, обеспечивающий строгую последовательность выполнения отдельных видов работ, непрерывную готовность участков земляного полотна для устройства дорожной одежды и непрерывное использование трудовых и материально-технических ресурсов; прогрессивную технологию, основанную на целесообразном для конкретных условий распределении земляных масс и передовых способах выполнения отдельных видов земляных работ; комплексную механизацию с применением выбранных на основе технико-экономического сравнения рациональных комплектов машин и отдельных средств механизации, обеспечивающую максимальное снижение затрат ручного труда и наилучшее использование машин и механизмов. 1.3. Земляные работы являются важной частью единого технологического комплекса работ по сооружению автомобильной дороги. Работы по сооружению земляного полотна должны осуществляться на основе разработанных и утвержденных проектов организации строительства и производства работ, состав и порядок разработки которых определяется «Инструкцией по составлению и разработке проектов организации строительства и проектов производства работ» (СН 47-74). 1.4. Проект организации строительства (ПОС) составляет проектная организация, согласовывая основные положения со строительной организацией — генеральным подрядчиком. Соответствующие разделы ПОС должны быть также согласованы с субподрядными организациями, ведущими сооружение земляного полотна или выполняющими отдельные виды земляных работ. ПОС разрабатывается с целью установления принципиальных решений по организации строительства как дороги в целом, так и основных работ и является основанием для составления смет, планирования капитальных вложений и объемов работ, своевременного проведения подготовительных работ и развития дорожно-строительных организаций. ПОС разрабатывают для всего объема работ, предусмотренного при строительстве дороги в целом или ее участка, выделенного в отдельный титул и на весь период строительства. Если строительство продолжается более года, намечают объемы работ, выполняемые в течение каждого года. ПОС определяет: сроки возведения земляного полотна в целом по всему объекту и по отдельным участкам; рациональное распределение земляных масс с указанием источников получения грунтов и мест его отсыпки в земляное полотно; выделение участков сосредоточенных* и линейных работ; объемы и сметную стоимость земляных работ; методы производства и средства механизации разработки, перемещения, отсыпки и уплотнения грунтов, выполнения укрепительных работ и обеспечения водоотвода; потребность в основных материально-технических ресурсах, источники и порядок их получения; количество рабочих и инженеров — технических работников; расстановку, взаимодействие, порядок перемещения и использования в процессе строительства трудовых и материально-технических ресурсов; меры по охране окружающей среды, включая рекультивацию плодородного слоя, предотвращение загрязнения водоемов, запыленности и загазованности воздуха и т.д. организацию связи и диспетчерского управления. * К сосредоточенным работам относятся работы по строительству земляного полотна на отдельных участках с объемом земляных работ на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на дороге в 3 и более раз, или резко отличающихся повышенной сложностью производства и трудоемкостью от работ на смежных участках (переходы через болота, оползневые склоны, слабые грунты и др.). 1.5. Проект производства работ (ППР) разрабатывает дорожно-строительная организация на каждый год строительства. Для наиболее сложных участков сосредоточенных работ возможна разработка отдельных ППР. ППР уточняет и детализирует решения, принятые в ПОС. Положения утвержденного ПОС можно изменять только в том случае, если это ведет к снижению стоимости работ, сокращению сроков строительства, повышению производительности труда и улучшению качества земляного полотна. Изменения необходимо согласовать с проектной организацией, разработавшей ПОС и организацией, его утвердившей. 1.6. При составлении ППР особое внимание должно быть уделено: уточнению распределения земляных масс на основе возможного изменения условий отвода земель; уточнению методов работ, выбора средств механизации и комплектования отрядов и подразделений с учетом количества и структуры парка машин и механизмов, имеющегося в строительной организации; детальному расчету потребности трудовых и материально-технических ресурсов; разработке детальных календарных планов использования машин и механизмов; привязке типовых технологических карт и разработке новых на сложные виды работ и на работы, выполняемые по новым методам или новыми машинами; составлению схем операционного контроля качества; разработке мероприятий по круглогодичному ведению земляных работ; разработке мероприятий по защите среды, охране труда. 1.7. При составлении ППР следует широко использовать типовые технологические схемы и карты по возведению земляного полотна, разработанные научно-исследовательскими институтами, организациями и нормативно-исследовательскими станциями путем привязки их к местным условиям. Принципы организации работ 1.8. Работы по сооружению земляного полотна, как правило, должны выполняться специализированными механизированными колоннами, а также специализированными подразделениями дорожно-строительных организаций (прорабские участки, отряды, бригады). При скоростном строительстве автомобильных дорог земляные работы должны, как правило, выполняться механизированными колоннами. Подразделения оснащают средствами механизации, по количеству и составу обеспечивающими выполнение работ в заданные сроки, средствами и оборудованием для ремонта и обслуживания машин, передвижными жилыми и бытовыми помещениями, лабораториями. 1.9. До начала земляных работ должен быть выполнен весь комплекс подготовительных работ, предусмотренный ПОС и ППР. 1.10. При организации работ следует выделять участки линейных и сосредоточенных работ, сооружение которых целесообразно вести способами гидромеханизации, а также зимой. 1.11. Количество, направление и скорость действия потоков линейных и сосредоточенных земляных работ следует выбирать на основе заданных объемов и сроков возведения земляного полотна с учетом их взаимодействия с потоками по остальным конструктивным элементам автомобильной дороги. 1.12. Темпы выполнения сосредоточенных земляных работ должны обеспечивать их окончание до подхода отряда линейных земляных работ. 1.13. Разрывы в возводимом земляном полотне могут быть допущены только на участках расположения крупных (титульных) искусственных сооружений и на участках с особыми условиями, где проектом предусмотрено выполнение земляных работ в определенные периоды года или наличие технологических перерывов (глубокие болота, заболоченные места, оползневые участки и т.д.). 1.14. Земляное полотно следует возводить с заделом, величина которого должна обеспечивать непрерывное и равномерное устройство дорожных оснований и покрытий. Степень готовности земляного полотна следует определять в зависимости от годовых объемов устройства покрытий: Источник |