Методы восстановления чугунных корпусных деталей.
После дефектации корпусные детали поступают на восстановление по одному из маршрутов. Устранение таких незначительных дефектов, как риски и задиры на посадочных поверхностях отверстий, износ и повреждение резьбовых отверстий, замена втулок, производят простыми ремонтными и подгоночными операциями, выполнение которых не затруднительно. Резьбовые отверстия ремонтируют установкой резьбовых спиральных вставок. Технологический процесс ремонта резьбовых отверстий спиральными вставками подробно изложен ранее (см. стр. 81).
Устранение трещин и пробоин. На ремонтных предприятиях эту операцию в большинстве случаев производят с помощью сварочных процессов.
При холодной заварке трещин и пробоин в чугунных корпусных деталях чаще всего применяют проволоку ПАНЧ-11. Сварные соединения высокого качества получают также при холодной сварке специальными электродами МНЧ-2. При сварке чугунных корпусных деталей также применяют медно-железные электроды ОЗЧ-2. В отдельных случаях холодную сварку чугунных деталей производят стальными электродами УОНИ-13/45 или ОММ-5 методом наложения отжигающих валиков.
Для устранения трещин и пробоин в чугунных корпусных деталях используют также горячую сварку чугунными прутками марки А.
При ремонте корпусных деталей можно применять пайко-свар-ку латунными припоями JIOK59-1-03, JIOMHA 49-1-10-02. Трещины, пробоины и другие дефекты в алюминиевых корпусных деталях устраняют аргонно-дуговой сваркой. Режимы, техника сварки, необходимое оборудование чугунных и алюминиевых деталей подробно рассмотрены ранее (см. стр. 10).
Дефекты корпусных деталей в виде трещин и пробоин в менее ответственных местах могут быть также устранены путем использования эпоксидных составов. В корпусных чугунных деталях с трещинами длиной до 20 мм определяют границы трещины и электрической или пневматической дрелью просверливают на концах трещин отверстия диаметром 2,5 . 3,0 мм. Затем снимают фаску под углом 60. 70° вдоль всей длины трещины и зачищают края фаски. Глубину фаски принимают в зависимости от толщины стенки детали. При толщине стенки 1,5. 0,5 мм глубина фаскй должна соответствовать 1 мм, при толщине стенки более 5 мм — 2. 3 мм. Далее зачищают поверхность детали до металлического блеска на расстоянии 40. 50 мм по обе стороны трещины и обдувают сжатым воздухом. Зачищенные поверхности крупногабаритных деталей дважды обезжиривают техническим ацетоном (ГОСТ 2768—69) и просушивают на воздухе 8. 10 мин. На обезжиренные поверхности попадание масла, воды, грязи не допускается.
Эпоксидный состав приготавливают по рецепту (в весовых частях): эпоксидная смола ЭД-16—100, ди-бутилфталат— 15, железный порошок— 160, полиэтиленполиамин — 11.
Рис. 115. Нанесение эпоксидного состава на поверхность детали: 1 — деталь; 2 — эпоксидный состав.
Для приготовления эпоксидного состава эпоксидную смолу вместе с тарой нагревают до температуры 60. 70°С, взвешивают необходимое количество смолы, добавляют расчетное количества дибутилфталата и перемешивают шпателем двухкомпонентную смесь 5. 6 мин. Затем добавляют требуемое количество железного порошка, перемешивают трехкомпонентную смесь 8. 10 мин и охлаждают на воздухе до температуры 35. 40°С. В трехкомпонентную смесь добавляют расчетное количество отвердителя (полиэти-ленполиамина) и перемешивают эпоксидный состав в течение 5 мин. Приготовленный таким образом эпоксидный состав должен быть использован в течение 20. 25 мин. После подготовки детали приготовленный эпоксидный состав наносят на поверхность трещины и на зачищенный участок вокруг нее, уплотняя шпателем состав в трещине (рис. 115).
Детали больших габаритов перед нанесением эпоксидного состава на зачищенную поверхность подогревают в электропечи сопротивления или лампой инфракрасного излучения до температуры 60. 80 °С. Отвердевание эпоксидного состава происходит при температуре 20°С за 72 ч или при температуре 20 °С за 12 ч с последующей выдержкой ‘по одному из следующих режимов.
Температура, °С . 40 60 80 100 180 Продолжительность выдержки, ч. 48 24 5 3 1 После отвердения подтеки и наплывы зачищают. Покрытие должно быть равномерным, без трещин, пор и отслаивания состава от поверхности. При наличии в чугунных корпусных деталях трещин длиной 20. 150 мм подготовку поверхности детали, т. е. определение границы трещины, снятие фаски вдоль трещины, зачистку поверхности детали, обезжиривание очищенных поверхностей, а также приготовление эпоксидного состава производят аналогично подготовке детали с трещиной длиной до 20 мм. Кроме того, для устранения трещины изготовляют две накладки из стеклоткани или технической бязи, первая из которых должна быть больше длины трещины на 40. 50 мм, вторая — на 60 . 80 мм. Затем наносят тонкий слой эпоксидного состава на поверхность трещины и на зачищенный участок детали. При этом шпателем уплотняют состав в трещине. После этого накладкой из стеклоткани перекрывают трещину на 20. 25 мм с двух сторон и прикатывают роликом. Накладка предварительно должна быть обезжирена кипячением в воде в течение 2. 3 часов и высушена. На эту первую накладку наносят тонкий слой эпоксидного состава и накладывают вторую так, чтобы она перекрывала первую на 10. 15 мм с двух сторон, и прикатывают роликом. На вторую накладку наносят тонкий слой эпоксидного состава (рис. 116). Состав должен равномерно покрывать накладку и зачищенную поверхность. После этого происходит отвердение состава по одному из режимов, приведенных ранее, после чего зачищают подтеки и наплывы состава и проверяют качество заделки трещины.
Рис. 116. Заделка трещин эпоксидным составом: 1 — деталь; 2 — эпоксидный состав; 3 — накладки.
При длине трещин более 150 мм на чугунных корпусных деталях вместо накладок из стеклоткани применяют металлическую накладку, изготовленную по контуру трещины из листовой стали толщиной 1,0. 1,5 мм. Накладка должна перекрывать трещину с двух сторон на 40 . 50 мм. Тонкий слой эпоксидного состава наносят на зачищенные поверхности детали и накладки, которую необходимо наложить так, чтобы отверстия детали и накладки совпадали. Через эти отверстия деталь скрепляют с накладкой болтами, которые перед завертыванием покрывают тонким слоем эпоксидного состава (рис. 117). Подготовку поверхности детали, приготовление эпоксидного состава и его отвердение производят аналогично рассмотренным ранее случаям.
При наличии в чугунной корпусной детали пробоин из листовой стали изготавливают накладку толщиной 1,0. 1,5 мм по контуру пробоины с перекрытием ее на 40. 50 мм. На зачищенные поверхности детали и накладки наносят тонкий слой эпоксидного состава. Накладку располагают так, чтобы отверстия детали и накладки совпадали, и закрепляют болтами.
При устранении трещин в корпусных алюминиевых деталях применяют следующий эпоксидный состав (в весовых частях): эпоксидная смола ЭД-16—100, дибутилфтала;г—15, алюминиевая пудра — 25, полиэтиленцолиамин—11.
Все остальные операции по заделке трещин в алюминиевых корпусных деталях производят аналогично чугунным корпусным деталям.
При ремонте трещин и пробоин с целью придания сварному шву прочности, жесткости и герметичности применяют комбинированный клеесварной способ. Для этого выполняют следующие операции: подготовку трещин и пробоин, сварку места дефекта, зачистку сварного шва и околошовной поверхности до металлического блеска, обезжиривание поверхности ацетоном, нанесение эпоксидного состава и отвердение. Оптимальный клеевой состав применяется следующий (в весовых частях): эпоксидная смола ЭД-16—100; дибутилфталат—15; железный порошок—120; полиэтиленполиамин— 12.
Отвердение состава происходит сначала при температуре 20 °С за 12 ч, а затем при 180 °С за 1 ч. В клеесварных соединениях силовую основу составляет сварной шов, разгруженный в значительной степени клеевым составом. Перераспределение напряжений уменьшает их концентрацию у границ сварного шва, что приводит к увеличению прочности соединения, особенно при циклических нагрузках. Клеевой состав служит защитой металла от коррозии.
Восстановление посадочных отверстий. Сложность ремонта корпусных деталей объясняется наличием у них значительного количества дефектов, основные из которых — износы посадочных отверстий.
В ремонтной практике для восстановления отверстий в корпусных деталях нашли применение полимерные материалы. В основном это эпоксидные составы, которые наносят для постановки подшипника, последующей калибровки протяжкой и постановки кольца.
Восстановление посадки в корпусе нанесением эпоксидного состава с последующей постановкой подшипника производят в такой последовательности. Внутреннюю поверхность посадочного отверстия зачищают до металлического блеска и продувают сжатым воздухом. Зачищенные поверхности отверстия и подшипника дважды обезжиривают техническим ацетоном и просушивают на воздухе 8. 10 мин. На обезжиренные поверхности попадание воды, масла, грязи не допускается. Эпоксидный состав принимается следующий (в весовых частях): эпоксидная смола ЭД-16—100; дибутилфталат— 10; полиэтиленполиамин 12.
Эпоксидный состав приготовляют так же, как и при заделке трещин. Его наносят на посадочную поверхность отверстия и наружную поверхность подшипника слоем толщиной не более 0,5 мм и выдерживают в течение 10 мин. Не позднее чем через 15 мин после нанесения состава вставляют подшипник в отверстие с помощью пресса. Подтеки эпоксидного состава удаляют техническим ацетоном. Отвердевание эпоксидного состава происходит за 72 ч при температуре 20°С или за 12 ч при температуре 20 °С, а затем по одному из следующих режимов. Температура, °С . 40 60 80 100, Продолжительность выдержки, ч. 48 24 5 3. Температурный режим необходимо выдержать с точностью* ±5°С. Наплывы и подтеки состава удаляют после отвердевания с помощью напильника, шабера, шкурки.
Рассмотренная технология может быть применена при зазоре между сопрягаемыми поверхностями не более 0,1 мм.
Неподвижные сопряжения типа подшипник — корпус восстанавливают также нанесением на изношенную поверхность посадочного отверстия слоя эпоксидного компаунда с наполнителем,, который формируется под номинальный размер путем протягивания шлифованной оправки и последующего отвердевания слоя. Существенные недостатки посадочных отверстий, восстановленных полимерными материалами, — недостаточная стойкость против повторных запрессовок — выпрессовок, трудности в обеспечении соосности.
На ремонтных предприятиях для восстановления посадочных отверстий распространен способ нанесения эпоксидных составов с последующей постановкой кольца, для чего растачивают посадочное отверстие. В зависимости от конфигурации и габаритности деталей для растачивания отверстий в корпусных деталях используют горизонтально-расточные, вертикально-расточные и токарновинторезные станки. Глубина растачивания может составлять 2. 6 мм на сторону в зависимости от конструкции детали (наличие перегородок, резьбовых отверстий и т. п.). Затем изготавливают кольцо для запрессовки в расточенное отверстие. Расточенную поверхность отверстия и наружную поверхность кольца дважды обезжиривают техническим ацетоном и просушивают на воздухе 8. 10 мин. Рецептура эпоксидного состава и последовательность его приготовления принимают аналогично применяемым при нанесении эпоксидного состава с последующей постановкой подшипника и описанными ранее.
Тонкий слой эпоксидного состава наносят на расточенную поверхность отверстия и наружную поверхность кольца и выдери живают в течение 10 мин. Затем с помощью пресса запрессовывают кольцо в подготовленное отверстие, но не позднее 15 мин после нанесения состава. После отвердевания состава по одному из описанных ранее режимов кольца растачивают до номинального размера.
В то же время способ постановки толстостенных колец ослабляет сечение перемычек, требует большого объема механической обработки. Работы по ремонту корпусных деталей составами на основе эпоксидных смол проводят на специальном рабочем месте, типовая планировка которого приведена на рисунке 118.
Источник
Заварка трещин в чугунных деталях судна
Сварка чугуна, применяется главным образом для ремонтных работ (сваривают поломанные детали, заваривают трещины, заполняют раковины и т. п.).
При сварке чугуна необходимо учитывать его особенности:
- низкие пластические свойства;
- образование закалочных и отбелочных структур при недостаточно замедленном охлаждении;
- наличие графита, который вступает в соединение с кислородом и образует окись углерода и углекислый газ, что вызывает пористость шва.
Контейнеровоз Christophe Colomb, Побережье Японии
Источник: www.shipspotting.com
Заварку трещин в чугунных деталях осуществляют с подогревом (горячая и полугорячая сварка) и без подогрева (холодная сварка). Горячую сварку чугуна в судоремонте применяют редко из-за необходимости подогрева всей детали, что не всегда возможно. При полугорячей сварке чугуна деталь подогревают до температуры 330—430°С, в качестве электродов используют пруток из серого чугуна с покрытием, содержащим графитизаторы. Сварку ведут в нижнем положении короткими валиками.
При холодной сварке трещин используют несколько способов сварки:
- стальными электродами;
- электродами из специальных сплавов и цветных металлов;
- чугунными электродами.
В случаях, когда допустима неравномерность основного и наплавленного металла Автоматическая наплавка на токарных станках , но необходимо получить плотность шва, применяют электроды из сплавов на медной или никелевой основе — электроды из монель-металла. На электроды этого сплава наносят покрытие, содержащее мел и графит. Диаметр электродов 2—6 мм, ток постоянный, полярность обратная, сила тока 30—40 А. Сварку ведут участками длиной не более 50 мм, металл шва обрабатывают.
В некоторых случаях для получения достаточной прочности и плотности применяют холодную сварку чугуна следующими электродами:
- ОЗЧ-1, стержень которых выполнен из меди марок Ml, МЗ с покрытием фтористо-кальциевого типа, содержащим железный порошок (сварку ведут на постоянном токе при обратной полярности);
- МНЧ-1, стержень которых выполнен из сплава НМЖМ-28-2,5-1,5 (монель) или МНМ 40-1,5 (константан) с покрытием фтористокальциевого типа;
- ЦЧ-4, стержень которого выполнен из стали Св-08 или Св-08А с покрытием фтористокальциевого типа, предназначается для сварки серого и высокопрочного чугуна (сварку ведут как на постоянном, так и на переменном токе).
Контейнеровоз IDA Rambow, Кильский канал
Источник: www.shipspotting.com
Хорошие результаты дает сварка чугуна одностержневыми железомедными электродами с покрытием УОНИИ-13/55 (ток постоянный, полярность обратная, сила тока 100—120 А).
В последнее время применяют механизированную сварку чугуна малоуглеродистой тонкой проволокой (0,2 ÷ 0,3 мм) в углекислом газе. При правильном подборе режима, качественном ведении сварки можно получить соединение, не уступающее по прочности основному материалу и выдерживающее по плотности необходимое давление.
Используется метод холодной сварки чугуна металлическим электродом с постановкой ввертышей, с усиливающими связями, приваренными к ним. Ввертыши изготавливают из малоуглеродистой стали, их располагают в шахматном порядке.
Охрана труда при процессах восстановления
При обработке деталей на металлорежущих станках необходимо предусмотреть меры, обеспечивающие защиту рабочих от травмирования. В случае обработки мягкой стали следует периодически останавливать станок для уборки стружки.
Для защиты от отлетающей стружки используют:
- очки;
- щитки;
- разнообразные прозрачные экраны и ограждения;
- специальные стружкоотводники с резцами особой конструкции.
При скоростной обработке бронзы, чугуна, латуни образуется большое количество мелкой металлической пыли, вредной для здоровья. Для удаления ее необходимо устанавливать специальные отсосы.
Рудовоз American Spirit
Источник: www.shipspotting.com
При работе на станках с абразивным инструментом (шлифовальные круги, головки, бруски и сегменты) возникает опасность разрыва круга во время работы. Шлифовальные круги должны быть ограждены защитными кожухами. Запрещается работать с абразивами, имеющими дефекты или не испытанными на допустимую окружную скорость, нарушать правила эксплуатации кругов и профилактических мероприятий.
При нанесении металлопокрытий горячим способом распыляющий металл, попадая в воздушную среду в виде (дисперсной пыли, оседает на одежде и на открытых частях тела. Поэтому установки для металлизации необходимо располагать в изолируемом и в вентилируемом помещении (в камерах).
При работах, связанных с электрическим распылением металла, для защиты глаз необходимо применять очки со светофильтрами, так как при этом излучаются ультрафиолетовые лучи.
При ремонтных работах, которые требуют применения компаунда на базе эпоксидных смол ЭД-5, ЭД-6, ЭД-37, ЭД-40 и других, необходимо соблюдать ряд защитных мер:
- помещения должны иметь вытяжную вентиляцию взрывобезопасного исполнения;
- смолу с рук смывать ватными тампонами, пропитанными этиловым гидролизным спиртом.
В помещениях, где проводят работы по восстановлению деталей эластомером, должны быть приняты противопожарные меры и строго соблюдены правила применения пожароопасных и токсичных материалов.
Работы должны производиться на специально оборудованном месте с предупреждающими плакатами:
Растворов эластомера, ацетона, бензина на рабочем месте должно находиться не более 250 г каждого, они должны быть помещены в закрытые исправные сосуды.
Рудовоз Walter J. Mccarthy JR.
Источник: www.shipspotting.com
Категорически запрещается вблизи от рабочих мест использовать открытый огонь, зажигать спички, курить и т. д.
Рабочие места должны быть оборудованы средствами пожаротушения:
- углекислотные или ионные огнетушители;
- асбестовые и шерстяные маты и др.
На рабочем месте не допускается разливать растворы эластомера, ацетона и бензина в сосуды.
Сварка чугуна электродами (видео)
Источник