Способы устранения психологических причин возникновения опасных ситуаций

Основные психологические причины травматизма

Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе причин травматизма лежат психологические причины.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций и способы их устранения

1. Нарушение мотивационной части действий человека, которое проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.

Нарушения мотивационной части действий могут иметь временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии или алкогольного опьянения.

2. Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.

3. Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.

Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения.

Для устранения причин мотивационной части необходимо осуществлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности.

Для устранения причин ориентировочной части – обучение, отработку навыков и приемов безопасных действий.

Для устранения причин исполнительской части – профессиональный отбор, периодические медицинские освидетельствования, особенно для сложных, ответственных и опасных видов трудовой деятельности.

Источник

Основные психологические причины травматизма

Галина Кисленко
Основные психологические причины травматизма

Основные психологические причины травматизма

В каждом действии человека психологивыделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила, инструкции потому, что либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причинвозникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

• нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовыми (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т. п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольном опьянении);

• нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения;

Читайте также:  Как убрать живот проверенные способы

• нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.

Эта классификация показывает реальную возможность в соответствии с каждой группой причинвозникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть — пропаганда и воспитание; ориентировочная — обучение, обработка навыков; исполнительная — профессиональный отбор, медицинское обследование.

Детская агрессия, причины и как с ней бороться Проявления детской агрессии «Агрессор» Он не может справиться со своим гневом, выплескивая отрицательные эмоции на родных, друзей, воспитателей.

Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ершистого, драчливого, грубого.

Детская агрессивность и её причины Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Паутовский детский сад «Солнышко» Детская агрессивность И её причины.

Неуспеваемость младших школьников: проявления, причины По статистике всё чаще учащиеся начальной школы испытываю трудности при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Это приводит.

Основные причины ухода подростка из дома После 10 лет для родителей и детей наступает время перемен, ребенок достигает подросткового возраста: под действием половых гормонов детский.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма Причины детского дорожно — транспортного травматизма. Роль взрослых в его профилактике. Проблема детского дорожно- транспортного травматизма.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма Причины детского дорожно — транспортного травматизма. Роль взрослых в его профилактике. Проблема детского дорожно- транспортного травматизма.

Консультация «Причины и профилактика речевых нарушений» Речевые нарушения у детей- серьезная проблема нашего времени. Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы,.

Причины стойкого нарушения звукопроизношения у дошкольников Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать.

Речевые нарушения и причины их возникновения Причины возникновения речевых нарушенийКогда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным.

Источник

Основные психологические причины травматизма

Нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить — в основе перечисленных факторов лежат психологические причины.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов (рис. 3.1).

Психологические причины возникновения опасных ситуаций и способы их устранения | —- ———— — —

Нарушение

Мотивационной части

Действий человека

X

Пропаганда, воспита­ние и образование в области безопасности

Нарушение

Ориентировочной части

Действий человека

X

Способы устранения

Читайте также:  Легкий способ найти ранг матрицы

Обучение, выработка навыков и приемов

Нарушение

Исполнительской части

Действий человека

I

Профессиональный отбор, медицинское освидетельствование

Рис. 3.1. Психологические причины возникновения опасных ситуаций

1. Нарушение мотивационной части действий человека про­является в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, скло­нен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Нарушения мотивационной части дей­ствий могут быть постоянными или иметь временный характер, свя­занный с состоянием депрессии, алкогольного опьянения и т.д.

2. Нарушение ориентировочной части действий человека про­является в незнании норм и способов обеспечения безопасности, пра­вил эксплуатации оборудования.

3. Нарушение исполнительской части действий человека про­является в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недоста­точная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение и т.д.) требованиям данной работы.

Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения.

Для устранения причин мотивационной части необходимо осуще­ствлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности.

Для устранения причин ориентировочной части — обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий.

Для устранения причин исполнительской части — профессиональ­ный отбор, периодические медицинские освидетельствования, особенно для сложных, ответственных и опасных видов трудовой деятельности.

Установлено, что травматизм зависит также и от возраста работника. Наибольший уровень травматизма наблюдается у моло­дых работников и у лиц, имеющих стаж более 15. 20 лет.

Наивысший уровень травматизма у молодых работников на­блюдается в первый год работы и связан с профессиональной неопыт­ностью, недостатком знаний, неумением правильно диагностировать возникающие нарушения и опасную ситуацию, отсутствием вырабо­танных до автоматизма навыков и действий в опасной ситуации.

Повышенный уровень травматизма у опытных работников свя­зан с возрастным снижением психологических и физиологических функций человека (остроты зрения, быстроты реакции, координации движений, памяти и т.д.), а также с привыканием к опасности.

Перечисленные психические и физические аспекты организации труда должны учитываться при разработке мероприятий по повыше­нию безопасности труда, при отборе лиц для выполнения тех или иных видов трудовой деятельности, особенно если она связана с повышен­ной опасностью и ответственностью за жизнь и здоровье других людей.

Сам человек при выборе профессии должен осознанно относить­ся к физическим и психическим особенностям своего организма, чер­там своего характера, если его будущая профессия связана с риском для жизни.

Источник

Психологические причины возникновения опасных ситуаций и способы их устранения

Нарушение мотивационной части действий человека

Нарушение ориентировочной части действий человека

Нарушение исполнительской части действий человека

Пропаганда, воспита­ние и образование в области безопасности

Обучение, выработка навыков и приемов

Профессиональный отбор, медицинское освидетельствование

Читайте также:  Йодинол способ применения для детей

Рис. 3.1. Психологические причины возникновения опасных ситуаций

Нарушение мотивационной части действий человека про­является в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, скло­нен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Нарушения мотивационной части дей­ствий могут быть постоянными или иметь временный характер, свя­занный с состоянием депрессии, алкогольного опьянения и т.д.

Нарушение ориентировочной части действий человека про­является в незнании норм и способов обеспечения безопасности, пра­вил эксплуатации оборудования.

Нарушение исполнительской части действий человека про­является в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недоста­точная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение и т.д.) требованиям данной работы.

Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения.

Для устранения причин мотивационной части необходимо осуще­ствлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности.

Для устранения причин ориентировочной части — обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий.

Для устранения причин исполнительской части — профессиональ­ный отбор, периодические медицинские освидетельствования, особенно для сложных, ответственных и опасных видов трудовой деятельности.

Установлено, что травматизм зависит также и от возраста работника. Наибольший уровень травматизма наблюдается у моло­дых работников и у лиц, имеющих стаж более 15. 20 лет.

Наивысший уровень травматизма у молодых работников на­блюдается в первый год работы и связан с профессиональной неопыт­ностью, недостатком знаний, неумением правильно диагностировать возникающие нарушения и опасную ситуацию, отсутствием вырабо­танных до автоматизма навыков и действий в опасной ситуации.

Повышенный уровень травматизма у опытных работников свя­зан с возрастным снижением психологических и физиологических функций человека (остроты зрения, быстроты реакции, координации движений, памяти и т.д.), а также с привыканием к опасности.

Перечисленные психические и физические аспекты организации труда должны учитываться при разработке мероприятий по повыше­нию безопасности труда, при отборе лиц для выполнения тех или иных видов трудовой деятельности, особенно если она связана с повышен­ной опасностью и ответственностью за жизнь и здоровье других людей.

Сам человек при выборе профессии должен осознанно относить­ся к физическим и психическим особенностям своего организма, чер­там своего характера, если его будущая профессия связана с риском для жизни.

3.1.3. Виды и условия трудовой деятельности человека

Наиболее важными факторами с точки зрения психофизиоло­гических возможностей человека, влияющих на безопасность, явля­ются вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, а так­же условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Прежде всего труд разделяют на умственный и физический, бо­лее подробная классификация видов трудовой деятельности пред­ставлена на рис. 3.2.

Виды трудовой деятельности человека

Источник

Оцените статью
Разные способы