3. Регулирование внешних эффектов: способы устранения последствий воздействия
Задачи и способы регулирования
Существование вызванной внешними эффектами неэффективности связано с недостатками рыночного ценообразования, которое не обеспечивает учета в рыночной цене внешних предельных издержек или выгод. Следовательно, суть проблемы регулирования сводится к тому, чтобы найти способы трансформации внешних предельных издержек (выгод) во внутренние.
Теоретически рыночный механизм при определенных условиях способен обеспечить интернализацию внешних эффектов. Когда права собственности четко установлены, а процедуры по их обмену не связаны с существенными издержками сторон, проблема внешних эффектов может быть решена путем переговоров производителей и получателей внешних эффектов. Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута посредством слияния, то есть объединения производителей и получателей внешних эффектов в единый хозяйствующий субъект. То и другое приведет к корректировке объемов производства и будет способствовать более оптимальному распределению ресурсов.
Условия, необходимые для интернализации внешних эффектов посредством рыночного механизма, на практике часто оказываются невыполнимыми. Причин тому много. Трудности установления прав собственности, сложность определения источников внешних эффектов, недостаток информации об издержках и выгодах сторон, наконец, значительные издержки, которыми обычно сопровождается как установление прав собственности, так и ведение переговоров. Поэтому использование рыночного механизма для решения проблемы экстерналий не всегда эффективно и возможно. Возникает необходимость применения нерыночных способов регулирования внешних воздействий. Эту функцию выполняет государство, обеспечивая корректировку возникающих в связи с действием внешних воздействий издержек и выгод посредством административных (ограничение производства или предоставление благ) и экономических мер (налоги и субсидии).
Регулирование внешних эффектов — это осуществляемые в виде ограничений или поощрений способы интернализации внешних эффектов, направленные на оптимизацию распределения ресурсов
Регулирование отрицательных внешних эффектов
Следствием действия отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать кривую предложения блага в сторону оптимального, соответствующего уровню общественных предельных издержек, объема его производства. Для решения ее могут использоваться разнообразные способы.
Стандарты, представляющие собой устанавливаемые государством ограничения на виды и объемы загрязняющих окружающую среду промышленных выбросов, являются наиболее распространенным способом регулирования отрицательных внешних эффектов. Суть его состоит в том, чтобы добиться приведения равновесного рыночного объема предложения в соответствие с оптимальным путем сокращения предложения блага. Для этого в качестве воздействующих инструментов используются такие, как ограничение объемов загрязняющих выбросов и установление норм содержания вредных веществ в выбросах. В первом случае цель достигается за счет прямого ограничения объема выпуска. Во втором — за счет сдвига кривой предложения в результате роста издержек производства из-за дополнительных затрат производителей, связанных с необходимостью соблюдения норм (установка оборудования и проведение мероприятий по очистке выбросов).
Способствуя сокращению внешних эффектов, применение стандартов не обеспечивает оптимального распределения ресурсов.
Во-первых, оно не затрагивает ту часть внешних эффектов, которая вызвана допускаемыми стандартами уровнями выбросов, и часть внешних предельных издержек не компенсируется, что означает потребление части ресурсов бесплатно.
Во-вторых, оно не учитывает возможных различий в уровнях частных предельных издержек фирм, с одной стороны, и уровнях общественной предельной полезности для разных получателей экстерналий — с другой. Если предельные издержки фирм различаются, то применение единого стандарта выбросов приводит к тому, что для фирм с низкими издержками установленные требования окажутся выше эффективного, а для фирм с более высокими издержками – ниже эффективного. Поскольку в обоих случаях общественно оптимальный объем выпуска не достигается, то и неэффективность размещения ресурсов не устраняется. Подобная ситуация складывается и при наличии расхождений в уровне общественных выгод. Например, степень загрязненности в городах выше, чем в сельской местности. Соответственно и общественные выгоды от производства блага в городах ниже, чем в сельской местности. Поэтому при применении единого стандарта действующие в сельской местности фирмы будут производить на уровне ниже оптимального, а фирмы, действующие в городах, — выше оптимального, что свидетельствует о неэффективности распределения ресурсов. Устранение этих недостатков путем введения индивидуальных стандартов экономически не оправдано, так как связано с большими административными издержками (сбор информации, мониторинг и контроль).
Налоги как платежи за наносимый ущерб являются другим способом корректировки внешних эффектов. Они могут устанавливаться как в отношении производимых благ, так и вредных выбросов. Механизм воздействия налога (Т) состоит в том, что вводимый на величину внешних предельных издержек Т = МЕС, налог поднимает предельные издержки производства до уровня общественных предельных издержек (рис. 12.9). Становясь детерминантой кривой предложения, он сдвигает ее вверх от S к S1 . В результате происходит сокращение выпуска в сторону оптимального объема Q1, а общество получает прямой выигрыш, равный устраненным потерям эффективности (треугольник ABC), что, однако, не означает устранение наносимого ущерба вообще. Последствия введения налога обусловливаются наличием у фирм альтернативных способов минимизации издержек производства, что должно учитываться при введении налога. Если фирмы находят предпочтительным с точки зрения максимизации собственной прибыли платить налог, сокращая выпуск, то при этом наносимый ущерб будет лишь уменьшаться, — в нашем случая до размеров (Р1— P3)Q1. Когда вводимый налог лишит фирмы прибыли, они прекратят производство. Если же фирмы располагают способами сокращения вредных выбросов, издержки по которым ниже налога, они будут совершенствовать технологии, в результате чего вредные воздействия сократятся либо будут устранены.
Рис. 5. Применение налога для регулирования отрицательных внешних эффектов
Применение налогов имеет ряд преимуществ. В отличие от стандартов, оно не требует сбора труднодоступной информации о предельных издержках снижения выбросов и связано с более низкими издержками регулирования. Применение налога Т не затрагивает издержек фирм на уменьшение загрязнения и способно обеспечить тот же уровень выбросов при более низких издержках, чем в случае применения стандартов S. Так как фирмы могут извлечь выгоду в виде разницы между затратами на сокращение выбросов и налогом, то последний выступает мощным стимулом для сокращения фирмами уровня выбросов за счет совершенствования технологии, а налоги способствуют росту госдоходов.
Между тем использование налогов на практике имеет определенные трудности:
во-первых, отсутствие непосредственной корреляции между объемом выпуска и уровнем загрязнения не обеспечивает интернализации внешнего эффекта, что требует четкого определения источника внешнего эффекта и установления налога на каждый отдельный вид вредных выбросов, а это связано со значительными дополнительными издержками;
во-вторых, налоги ведут к росту цен;
в-третьих, равнозначные ошибки при установлении налога оборачиваются более серьезными предельными общественными издержками, нежели в случае применения стандартов;
в-четвертых, имеющее компенсирующий характер применение налогов не гарантирует устранения наносимого ущерба, что чревато необратимыми последствиями в долгосрочной перспективе;
наконец, в тех случаях, когда получатели внешнего эффекта располагают более дешевым способом их устранения, налогообложение вообще неэффективно.
Рассматривая вопросы регулирования внешних эффектов, следует помнить, что задача состоит не в устранении загрязнения как такового, а в обеспечении эффективного распределения ресурсов. Это означает, что эффективный уровень контроля над загрязнением достигается тогда, когда предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам. В этой связи проблема регулирования внешних эффектов заключается в том, чтобы повышение эффективности распределения ресурсов достигалось при снижении издержек фирм по устранению отрицательных внешних эффектов. Реализация такой задачи (при соблюдении допустимого уровня загрязнения) возможна путем создания рынка прав на загрязнение, где такие права могли бы свободно продаваться и покупаться.
Лицензии на сброс загрязняющих веществ представляют собой один из возможных способов. Установив допустимый объем загрязнения, государство выпускает равное этому объему количество лицензий, каждая из которых дает право на сброс единицы загрязняющего вещества. Сами же лицензии пускаются в рыночный оборот.
Поскольку предложение лицензий строго ограничено, то цена лицензии будет зависеть от спроса на них, как права на сброс загрязняющих веществ. Уже само действие рыночного механизма на рынке лицензий будет способствовать тому, что права на выбросы будут перемещаться к тем фирмам, которые имеют более низкие издержки по сокращению выбросов. Кроме того, права на использование ресурса (воздух, вода и т.п.) будут покупаться и для альтернативных целей использования, не сопряженных с внешними эффектами, что равнозначно сокращению предложения лицензий и росту их цены. Одни фирмы будут вынуждены сокращать выпуск либо внедрять более совершенные способы производства.
Фирмы, для которых цена лицензий окажется выше издержек по снижению вредных выбросов, вынуждены будут прекратить производство, что обеспечит переход прав на выбросы к фирмам, имеющим более низкие издержки по снижению вредных выбросов. В результате достигается повышение эффективности при более низких издержках.
Механизм «компенсаций», представляющий собою заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнения, применяется тогда, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.
Механизм «кредитования» сводится к тому, что фирмы, имеющие более низкий по сравнению с нормативным уровень вредных выбросов, получают не только право («кредит») на равновеликое превышение норм загрязнения в будущем, но и возможность накапливать такие «кредиты». Если фирмам предоставляется право продавать такие «кредиты», то этот способ регулирования может стать мощным стимулом для дальнейшего снижения выбросов, так как продажа полученных «кредитов» приведет к росту их прибылей.
Мониторинг, применяемый для отслеживания норм выбросов по каждому отдельному загрязнителю, также может быть использован для снижения издержек фирм по соблюдению установленных норм. Суть дела при этом состоит в том, что фирмам разрешается превышать нормативы по одному виду выбросов, если она обеспечивает равноценное снижение выбросов другого вида.
Регулирование положительных внешних эффектов
Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком по сравнению с эффективным объемом производства и потребления блага. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального, то есть соответствующего уровню общественных предельных выгод, объема его производства и потребления. Так как собственно положительный характер внешнего эффекта обычно проявляется в процессе потребления благ, то суть регулирования положительных эффектов сводится к оказанию понижающего воздействия на цену блага, что увеличит спрос на него, а следовательно, и выпуск.
Субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям блага, являются наиболее распространенным способом регулирования положительных внешних эффектов.
Субсидии могут быть направлены непосредственно на стимулирование спроса, когда их получателями являются потребители блага, вызывающего положительные внешние эффекты. Формы такого суб- сидирования — талоны на продукты питания, денежные выплаты бедным слоям населения, предоставление стипендий на образование, бесплатная вакцинация.
Субсидии могут быть нацелены на стимулирование предложения. В этом случае непосредственными получателями субсидий выступают производители, а их воздействие выражается в сокращении предельных издержек производства блага и смещении кривой его предложения. Понижающее воздействие на цену приводит к росту потребления. Следует, однако, обратить внимание на то, что размер субсидии больше снижения цены. Примером такого рода регулирования могут служить субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства.
Что касается трудностей, возникающих при регулировании положительных внешних эффектов, то они сходны с теми, которые возникают в процессе регулирования отрицательных внешних эффектов — недостаток информации, дополнительные административные издержки. Нельзя также забывать, что субсидирование связано с дополнительными издержками.
Источник
3. Регулирование внешних эффектов: способы устранения последствий воздействия
Существование вызванной внешними эффектами неэффективности связано с недостатками рыночного ценообразования, которое не обеспечивает учета в рыночной цене внешних предельных издержек или выгод. Следовательно, суть проблемы регулирования сводится к тому, чтобы найти способы трансформации внешних предельных издержек (выгод) во внутренние.
Теоретически рыночный механизм при определенных условиях способен обеспечить интернализацию внешних эффектов. Когда права собственности четко установлены, а процедуры по их обмену не связаны с существенными издержками сторон, проблема внешних эффектов может быть решена путем переговоров производителей и получателей внешних эффектов. Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута посредством слияния, то есть объединения производителей и получателей внешних эффектов в единый хозяйствующий субъект. То и другое приведет к корректировке объемов производства и будет способствовать более оптимальному распределению ресурсов.
Условия, необходимые для интернализации внешних эффектов посредством рыночного механизма, на практике часто оказываются невыполнимыми. Причин тому много. Трудности установления прав собственности, сложность определения источников внешних эффектов, недостаток информации об издержках и выгодах сторон, наконец, значительные издержки, которыми обычно сопровождается как установление прав собственности, так и ведение переговоров. Поэтому использование рыночного механизма для решения проблемы экстерналий не всегда эффективно и возможно. Возникает необходимость применения нерыночных способов регулирования внешних воздействий. Эту функцию выполняет государство, обеспечивая корректировку возникающих в связи с действием внешних воздействий издержек и выгод посредством административных (ограничение производства или предоставление благ) и экономических мер (налоги и субсидии).
Регулирование внешних эффектов — это осуществляемые в виде ограничений или поощрений способы интернализации внешних эффектов, направленные на оптимизацию распределения ресурсов
Следствием действия отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать кривую предложения блага в сторону оптимального, соответствующего уровню общественных предельных издержек, объема его производства. Для решения ее могут использоваться разнообразные способы.
I. Стандарты, представляющие собой устанавливаемые государством ограничения на виды и объемы загрязняющих окружающую среду промышленных выбросов, являются наиболее распространенным способом регулирования отрицательных внешних эффектов.
II. Налоги как платежи за наносимый ущерб являются другим способом корректировки внешних эффектов. Они могут устанавливаться как в отношении производимых благ, так и вредных выбросов.
Применение налогов имеет ряд преимуществ. В отличие от стандартов, оно не требует сбора труднодоступной информации о предельных издержках снижения выбросов и связано с более низкими издержками регулирования.
III. Лицензии на сброс загрязняющих веществ представляют собой один из возможных способов.
Установив допустимый объем загрязнения, государство выпускает равное этому объему количество лицензий, каждая из которых дает право на сброс единицы загрязняющего вещества. Сами же лицензии пускаются в рыночный оборот.
IV. Механизм «компенсаций», представляющий собою заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнения, применяется тогда, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.
V. Механизм «кредитования» сводится к тому, что фирмы, имеющие более низкий по сравнению с нормативным уровень вредных выбросов, получают не только право («кредит») на равновеликое превышение норм загрязнения в будущем, но и возможность накапливать такие «кредиты». Если фирмам предоставляется право продавать такие «кредиты», то этот способ регулирования может стать мощным стимулом для дальнейшего снижения выбросов, так как продажа полученных «кредитов» приведет к росту их прибылей.
VI. Мониторинг, применяемый для отслеживания норм выбросов по каждому отдельному загрязнителю также может быть использован для снижения издержек фирм по соблюдению установленных норм. Суть дела при этом состоит в том, что фирмам разрешается превышать нормативы по одному виду выбросов, если она обеспечивает равноценное снижение выбросов другого вида.
Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком по сравнению с эффективным объемом производства и потребления блага. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального, то есть соответствующего уровню общественных предельных выгод, объема его производства и потребления. Так как собственно положительный характер внешнего эффекта обычно проявляется в процессе потребления благ, то суть регулирования положительных эффектов сводится к оказанию понижающего воздействия на цену блага, что увеличит спрос на него, а следовательно, и выпуск.
Субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям блага, являются наиболее распространенным способом регулирования положительных внешних эффектов.
Субсидии могут быть направлены непосредственно на стимулирование спроса, когда их получателями являются потребители блага, вызывающего положительные внешние эффекты. Формы такого субсидирования — талоны на продукты питания, денежные выплаты бедным слоям населения, предоставление стипендий на образование, бесплатная вакцинация. Примером такого рода регулирования могут служить субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства.
Что касается трудностей, возникающих при регулировании положительных внешних эффектов, то они сходны с теми, которые возникают в процессе регулирования отрицательных внешних эффектов — недостаток информации, дополнительные административные издержки. Нельзя также забывать, что субсидирование связано с дополнительными издержками.
Источник