- ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.
- Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.
- Неверное построение сложноподчинённого предложения.
- Ошибки в сложном предложении.
- Таблица
- Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.
- Ошибки в построении сложного предложения
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Ошибки в построении сложного предложения.
Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.
Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:
- сложносочинённые
- сложноподчинённые
- бессоюзные.
В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.
Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.
От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.
А теперь подходим к сути вопроса № 8.
Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.
Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).
Ошибки в использовании подчинительных союзов.
- Неверно подобранный подчинительный союз.
Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.
Пример.
Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
Верно.
Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)
- Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.
Пример.
Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.
Верно.
Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.
- Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.
Пример.
Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
Верно.
Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
- Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном
Пример.
Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.
Верно.
Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.
- Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.
Пример.
Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.
Верно.
Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.
Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.
- Пропуск необходимого указательного слова.
Пример.
Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)
Верно.
Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.
ИЛИ
Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.
- Неоправданное употребление указательного слова.
Пример.
У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.
Верно.
У меня есть предположение, что он просто не подготовился.
- Использование указательного слова в неверном падеже.
Пример.
Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.
Верно.
Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.
Неверное построение сложноподчинённого предложения.
- Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.
Пример.
В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)
Верно.
В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.
- Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.
Пример.
Контрольная работа, назначенная на понедельник
и к которой я готовился, была вдруг отменена.
Верно.
Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.
- Употребление неверной формы союзного слова «который».
Пример.
Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.
(Героем каким?- который)
Верно.
Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Ошибки в сложном предложении.
- Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
- Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
- Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
- Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
- Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
- Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.
Приложение.
Таблица
Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.
Вид придаточных
Вопросы
Подчинительные союзы
Союзные слова.
Определительные
каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.
Изъяснительные
Вопросы косвенных падежей.
Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».
Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.
Обстоятельственные
Образа действия
Каким образом?
Что, чтобы, словно, будто.
Меры
Что, словно, будто.
Степени
Как? В какой степени?
Что, словно, будто.
Как, насколько.
Места
Где? Куда? Откуда?
Где, куда, откуда.
Времени
Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?
Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.
Причины
Отчего? По какой причине?
Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.
Следствия
Что из этого следует?
Цели
Зачем? С какой целью?
с тем чтобы, дабы.
Условия
При каком условии?
когда, раз.
Уступки
Несмотря на что? Вопреки ему?
Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.
Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)
Сравнения
Как? В сравнении с чем?
Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.
Сопоставительные.
В то время как, между тем как, тогда как,
если – то.
Присоединительные
Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.
Источник
Ошибки в построении сложного предложения
Сложное предложение включает несколько простых и может быть:
- сложносочиненным (ССП);
- сложноподчиненным (СПП);
- бессоюзным.
Наиболее простые по своей структуре бессоюзные и сложносочиненные, поэтому ошибки в них крайне редки. А вот в построении сложноподчиненных предложений часто встречаются «ляпы». Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые можно увидеть при составлении СПП.
СПП состоит из нескольких простых предложений, объединенных подчинительной связью.
Ошибка 1. Неправильное или лишнее употребление союзов и дополнительных слов в зависимых предложениях.
Неверно: Мы волновались за то, что опоздаем на урок.
Она восхищалась, что он был так талантлив.
Верно: Мы волновались о том, что опоздаем на урок.
Она восхищалась его талантом.
Ошибка 2. Употребление похожих по смыслу подчинительных и сочинительных союзов.
Неверно: Пробежав однажды марафон, я понял: для того чтобы победить нужно регулярно заниматься, причем с тренером.
Верно: Пробежав однажды марафон, я понял: для того чтобы победить нужно регулярно заниматься с тренером.
Ошибка 3. Использование одинаковых слов в придаточных предложениях.
Неверно: Мы завели кошку, которая была очень подвижной, которая легко забегала вверх на карниз, который, в конце концов, отвалился.
Верно: Мы завели кошку, которая была очень подвижной: она легко забегала вверх на карниз, и, в конце концов, он отвалился.
Ошибка 4. Одновременное использование подчинительных и сочинительных союзов.
Неверно: Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто ребенок.
Верно: Она радовалась дождю и солнцу, как будто ребенок.
Ошибка 5. Употребление в зависимой части предложения союза «что» одновременно с частицей «ли».
Неверно: Они не гадали, что будет ли в этом году снежная зима.
Верно: Они не гадали, будет ли в этом году снежная зима.
Ошибка 6. Пропуск указательных слов в главной части, в связи с чем, грамматически и по смыслу предложение не закончено.
Неверно: Она училась в школе, где французский был профилирующим предметом.
Верно: Она училась в той школе, где французский был профилирующим предметом.
Ошибка 7. Лишнее употребление указательных слов в главном предложении.
Неверно: У нее было такое чувство, что она где-то уже слышала эту песню.
Верно: У нее было чувство, что она где-то уже слышала эту песню
Ошибка 8. Некорректное присоединение зависимого предложения.
Неверно: Бабушка сказала, что везет кошку на дачу, за которой нужно будет следить. (Следить нужно будет за дачей или кошкой?)
Верно: Бабушка сказала, что везет кошку, за которой нужно будет следить, на дачу.
Ошибка 9. Употребление союзного слова «который» в неверной форме.
Неверно: Клюква была тем витамином, которая очень полезна для иммунитета в зимнее время.
Верно: Клюква была тем витамином, который очень полезен для иммунитета в зимнее время.
Ошибка 10. Излишнее использование частицы «бы». Обратите внимание, что союз «чтобы» уже включает «бы», поэтому не нужно ее употреблять дополнительно.
Неверно: Если бы мы вышли на пять минут раньше, то мы бы успели бы на электричку.
Верно: Если бы мы вышли на пять минут раньше, то успели на электричку.
Ошибка 11. Путаница с косвенной и прямой речью.
Неверно: Посмотрев фильм 15 минут, друзья подумали, что лучше бы мы остались дома.
Верно: Посмотрев фильм 15 минут, друзья подумали, что лучше бы они остались дома.
Источник