- Способы устранения неисправностей вагонов
- Коды неисправностей грузовых вагонов
- Неисправности грузовых вагонов в эксплуатации
- Возможные неисправности и способы их выявления
- Вагонник.РФ
- четверг, 24 октября 2019 г.
- Конструкция и устранение неисправностей тормозного оборудования грузовых вагонов, в том числе с потележечным торможением или оборудованных системами соединения безрезьбовых тормозных трубопроводов; регулировака рычажной передачи; замена тормозных колодок; замена приборов воздухораспределителя; технология обслуживания, ремонта и методов выявления неисправностей автотормозов в зимних условиях
- 1. Конструкция и устранение неисправностей тормозного оборудования грузовых вагонов, в том числе с потележечным торможением или оборудованных системами соединения безрезьбовых тормозных трубопроводов
- Выписка из: Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) №808-2017 ПКБ ЦВ
Способы устранения неисправностей вагонов
Наибольшее количество отказов узлов и элементов грузовых вагонов связано с неисправностями в тележках, тормозном оборудовании, автосцепке, кузове. К прочим проблемам с ж/д техникой можно отнести перегруз вагонов, неправильное крепление (смещение) грузов, перепробег вагона. Все эти поломки негативно сказываются на работоспособности и безопасности эксплуатации рельсового транспорта. Поэтому необходимо регулярно проводить осмотр ж/д транспорта и вовремя устранять малейшие дефекты в работе.
Коды неисправностей грузовых вагонов
Для кодирования дефектов в работе грузовых вагонов на Украине используется классификатор неисправностей грузовых вагонов (актуальная версия 2018 г), в котором можно найти основные дефекты рельсового транспорта и коды к ним.
Например:
Код | Неисправность |
103 | Прокат по кругу катания выше нормы |
113 | Ослабление ступицы на оси |
213 | Отсутствие/смещение пружины |
221 | Разнотипность тележек |
304 | Трещины в корпусе автосцепки |
Устранение основных неисправностей грузовых вагонов из Классификатора осуществляется при текущем отцепочном ремонте на специализированных путях. Такие работы должны включать в себя ликвидацию поломок, выполнение профилактических мероприятий и контроль технического состояния узлов и элементов ж/д техники.
Неисправности грузовых вагонов в эксплуатации
Содержание рельсового транспорта в работоспособном состоянии достигается регулярным техническим обслуживанием их в пути следования и своевременной заменой или ремонтом поврежденных элементов.
Рассмотрим 6 распространенных поломок, которые встречаются в работе рельсового транспорта:
- Неисправности тележек. Связаны с проблемами в колесной паре, надрессорной балке, боковой раме, рессорном подвешивании, механической части. Основные дефекты в работе – износ трущихся элементов, трещины литых боковых рам, ослабление заклепок и излом фрикционных планок.
- Неисправности кузова и рамы. Проблемы в кузове могут возникнуть при погрузке/разгрузке, при неправильной перевозке груза. Дефекты рамы могут возникнуть при неверном управлении тормозами состава, в случае перегрузки вагонов.
- Проблемы автосцепки. Исправное состояние данного элемента имеет большое влияние на безопасность движения состава. Если своевременно не выявить износ, это приведет к саморасцепу автосцепок. Что приводит к неисправностям? Большие динамические нагрузки и температруные перепады, износы от трения деталей.
- Проблемы в работе тормозного оборудования. Основные из них – обрыв тормозной магистрали, подводящих труб, не отрегулированная рычажная передача, дефект триангеля или воздухораспределителя.
- Поломка колесных пар. К ней относится: неравномерный прокат, выщербины на поверхности катания, тонкий гребень, остроконечный накат гребня. От работоспособности колесной пары зависит надежность ж/д техники.
- Поломка буксового узла. Буксы находятся на шейках оси и преобразуют вращательное движение колесных пар. Благодаря этому вагоны движутся с в нужном скоростном режиме.
Примеры неисправностей буксового узла
Все указанные дефекты ликвидируются при техническом обслуживании рельсового транспорта. Хотите вовремя и на 100% устранить основные неисправности грузовых вагонов (крытого типа, цистерн, платформ и др.)? Обращайтесь за помощью к специалистам Жмеринский вагоноремонтного завода ООО «Экспресс».
Звоните нам: (04332) 200-10, (043332) 200-28.
Источник
Возможные неисправности и способы их выявления
Наиболее частыми неисправностями системы электрического отопления являются перегорание высоковольтных предохранителей, пробой изоляции рабочей розетки и штыря межвагонного соединения или магистрали на корпус вагона, выход и строя высоковольтных контакторов и нагревательных элементов, нарушение контактов блокирующих устройств, нарушение силовой цепи отопления, цепи управления или заземления, выход из строя РКТ, защитных устройств котла и перегорание сигнальных ламп.
При перегорании общего высоковольтного предохранителя электрическое отопление вагона не работает, и на распределительном щите сигнальные лампы наличия высокого напряжения и работы групп нагревательных элементов не горят. Если же перегорел групповой предохранитель, то не работает только соответствующая группа нагревательных элементов и не горит ее сигнальная лампа.
При пробое на корпус изоляции элементов межвагонных соединений или магистрали какого-либо вагона срабатывает быстродействующий выключатель (БВ) на электровозе. Место пробоя выявляют путем измерения сопротивления изоляции магистрали каждого вагона, а в самом вагоне – путем поочередного отключения элементов межвагонных соединений от магистрали и проверки их сопротивления изоляции.
Вышедший из строя нагревательный элемент определяют с помощью омметра или измерительного моста. Исправность контакторов проверяют путем их включения.
Привыходе же из строя РКТ в вагоне чрезмерно поднимается температура.
Проводникам вагона запрещается соединять и разъединять штыревые межвагонные разъемы, открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и защитные кожухи котла, электрических печей и калориферов, ремонтировать пускорегулирующую аппаратуру, установленную внутри вагона и в служебном отделении, а также подсоединять систему отопления вагона к стационарной высоковольтной колонке.
В вагонах с электрическим отоплением при наличии высокого напряжения категорически запрещается мыть полы. Разрешается влажная уборка и мытье полов при отсутствии высокого напряжения на вагоне. В вагонах с комбинированным отоплением мыть полы не разрешается только в котельном отделении при наличии высокого напряжения. Необходимо следить, чтобы пассажиры не размещали какие-либо предметы на кожухе электропечей.
В пути следования при аварийных ситуациях, когда необходимо обесточить цепи отопления, пакетные переключатели электрического или комбинированного отопления устанавливают в отключенное (нулевое) положение. В вагонах, оборудованных аварийным выключателем, для снятия высокого напряжения с нагревательных приборов при необходимости следует разбить защитное стекло или отодвинуть вправо задвижную шторку. Подача высокого напряжения допускается только после снятия напряжения.
Слив воды с отопления вагона постройки КВЗ
I. Снаружи вагона:
1. Открыть пробку грязевика
2. Открыть пробку котла
3. Открыть пробки обогревателей заправочных труб с купейной и коридорной стороны
II. Внутри вагона:
Котельное отделение:
1. Слить воду с ручного насоса. Прокачать насос
2. Открыть спускной кран с калорифера, открыть все водопробные краны
3. Открыть вентили перекачки, вывернуть обратный клапан
4. Слить воду из запасного бака
5. Открыть спускной кран и слить воду из бойлера
6. Открыть спускную электронагревательных элементов
7. Открыть вентиль заправочных труб
В салоне вагона:
1. Открыть спускной кран с подпольной трубы
2. Слить воду с циркуляционного насоса (при невозможности открыть спускные пробки, ослабить стяжные хомуты на шлангах и снять шланги)
3. Открыть все вентили подающие воду на циркуляционный насос
4. Открыть спускной кран на коридорной стороне
5. Открыть «воздушки»
6. Открыть перекрывные пробки обогревателей заправочных труб
7. Открыть кран горячей промывки и слить воду с отопительной батареи в туалете
Источник
Вагонник.РФ
четверг, 24 октября 2019 г.
Конструкция и устранение неисправностей тормозного оборудования грузовых вагонов, в том числе с потележечным торможением или оборудованных системами соединения безрезьбовых тормозных трубопроводов; регулировака рычажной передачи; замена тормозных колодок; замена приборов воздухораспределителя; технология обслуживания, ремонта и методов выявления неисправностей автотормозов в зимних условиях
1. Конструкция и устранение неисправностей тормозного оборудования грузовых вагонов, в том числе с потележечным торможением или оборудованных системами соединения безрезьбовых тормозных трубопроводов
Выписка из: Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) №808-2017 ПКБ ЦВ
- неисправное тормозное оборудование: воздухораспределитель, электровоздухораспределитель, электрическая цепь электропневматического тормоза, авторежим, концевой или разобщительный кран, выпускной клапан, обратный клапан между тормозной магистралью и дополнительным питательным резервуаром на вагонах с дисковыми тормозами, тормозной цилиндр, резервуары, рабочая камера, клещевой механизм дискового тормоза;
- повреждение воздухопроводов: трещины, прорывы, протертости и расслоение соединительных рукавов; трещины, надломы и вмятины на воздухопроводах, неплотность их соединений, ослабление трубопровода в местах крепления;
а – надрывы, трещины, расслоение резиновой трубки рукава |
б – повреждения воздухопровода |
- неисправность механической части: триангелей, тяг, подвесок, авторегулятора рычажной передачи, башмаков, клещевых механизмов; трещины или изломы в деталях, откол проушин колодки, неправильное крепление колодки в башмаке (накладки); неисправные или отсутствующие предохранительные устройства и балки авторежимов; нетиповое крепление механических частей, нетиповые детали и шплинты в узлах;
- ослабление крепления деталей;
- неотрегулированная рычажная передача;
- толщина колодок (накладок) менее минимально-допустимой в эксплуатации.
3.7.3 Запрещается устанавливать композиционные колодки на вагоны, рычажная передача которых переставлена под чугунные колодки (т.е. валики затяжки горизонтальных рычагов находятся в отверстиях, расположенных дальше от тормозного цилиндра), и наоборот, не допускается устанавливать чугунные колодки на вагоны, рычажная передача которых переставлена под композиционные колодки, за исключением колесных пар пассажирских вагонов с редукторами, где могут применяться чугунные колодки для скорости движения до 120 км/ч.
Шести- и восьмиосные, а также вагоны для перевозки опасных грузов, грузовые вагоны разрешается эксплуатировать только с композиционными колодками.
- Тормозная магистраль — утечки сжатого воздуха в соединениях и из тормозных приборов;
- трещина магистральной трубы по резьбе;
- протертости, вмятины магистральной трубы;
- повреждение подводящей трубы;
- трещина, износ резьбы тройника.
- Соединительный рукав — отсутствие хомута (а);
- излом, трещина наконечника рукава (б);
- износ гребня соединительной головки (в);
- излом, трещина соединительной головки (г);
- забита канавка для уплотнительного кольца (д);
- вздутие рукава (е);
- обрыв рукава (ж);
- расслоение рукава.
- излом, трещина рабочей камеры;
- износ резьбы в местах установки шпилек крепления главной и магистральной частей рабочей камеры;
- износ резьбы в местах установки накидных гаек подводящих трубок;
- ослабление крепления рабочей камеры.
- износ резьбы, излом штуцера запасного резервуара;
- трещины, протертости, вмятины запасного резервуара;
- ослабление крепления запасного резервуара.
- трещина, изгиб или излом струны триангеля;
- трещина, изгиб или излом распорки триангеля;
- трещина, изгиб или излом траверсы триангеля;
- заварной башмак.
- износ тормозных колодок;
- нарушение регулировки ТРП.
3.7.5 В случае выявления, при контроле технического состояния тормозного оборудования, неисправностей, на боковых стенках кузовов вагонов (между угловой и боковой стойками), на бортах платформ, на котлах цистерн наносятся следующие условные меловые пометки:
- «СТП» сменить тормозной прибор;
- «ОРП» отрегулировать тормозную рычажную передачу;
- «РР» регулировать или заменить автоматический регулятор тормозной рычажной передачи;
- «СТ» сменить триангель;
- «ПШ» поставить шплинт, шайбу;
- «СКК» сменить концевой кран;
- «СР» сменить соединительный рукав;
- «СВР» сменить валик тормозной рычажной передачи;
- «СК» сменить тормозную колодку.
На вагонах, подлежащих ремонту с отцепкой, также наносятся четкие меловые соответствующие надписи: «Ремпуть», «Перегруз», «В депо» и т.д.
В парке отправления осуществляется замена и ремонт неисправных деталей и узлов тормозного оборудования без отцепки вагона от состава, обнаруженных как в парках прибытия и сортировочном, так и в парке отправления.
- крепление всех приборов, арматуры и трубопровода на вагоне (таблица 3.5);
- наличие и исправность предохранительных и поддерживающих скоб и устройств (таблица 3.5);
- наличие и правильность установки устройств фиксирующих усилие затяжки крепежных гаек (шплинты, стопорные планки, шайбы, контргайки) (таблица3.5);
- наличие валиков рычажной передачи зафиксированных от выпадения шайбой и типовым шплинтом с разведенными усиками на угол не менее 90 град., предохранителя валика подвески триангеля (таблица 3.5);
- правильность соединения рукавов тормозной магистрали, открытие концевых кранов между вагонами и разобщительных кранов на подводящих воздухопроводах от магистрали к воздухораспределителям, а также их состояние и надежность крепления;
- правильность включения режимов воздухораспределителей на каждом вагоне с учетом наличия авторежима, в том числе в соответствии с загрузкой и типом колодок;
- плотность тормозной сети состава, которая должна соответствовать установленным нормативам.
- действие автотормозов на чувствительность к торможению и отпуску. Воздухораспределители и электровоздухораспределители, работающие неудовлетворительно, заменить исправными. При этом действие электропневматических тормозов проверить от источника питания с напряжением при торможении не более 40 В, при этом падение напряжения в электрической цепи проводов N 1 и 2 в режиме торможения в пересчете на вагон проверяемого состава должно составлять не более 0,5 В для составов до 20 вагонов включительно, и не более 0,3 В для составов большей длины;
- на вагонах с авторежимом — соответствие выхода вилки авторежима загрузке вагона, надежность крепления контактной планки, опорной балки на тележке, авторежима, демпферной части и реле давления на кронштейне; ослабшие болты затянуть;
- на вагонах, в тормозных цилиндрах которых установлен Индикатор давления, (рисунок 3.26а), предназначенный для визуального определения соответствия давления воздуха в тормозном цилиндре груженому и порожнему режимам, исправность действия Индикатора.
1) порожний режим |
2) груженый режим |
3) отсутствие индикации |
- в порожнем режиме по выходу одного штока из корпуса индикатора (рисунок 3.26 а 1);
- в груженом режиме по выходу двух штоков из корпуса индикатора (рисунок 3.26 а 2);
Наименование и номер безрезьбового соединения | Штуцер 4370 | Ниппель 4371 | Ниппель 4378 | Муфта 4379 — 01 | Муфта 4379 | Штуцер 4374 | Тройник 4375 — 01 | Концевой кран 4314Б |
Момент затяжки накидных гаек, Н*м | 150(+-)15 | 200(+-)20 | 200(+-)20/ 150(+-)15 | 200(+-)20 | ||||
Диапазон рабочих температур,град.С | — 60. + 60 | |||||||
Максимальная температура, град.С | + 120, не более 4 часов |
Размер «А», мм. | Размер «а» не менее, мм. | Выход штока тормозного цилиндра | ||||
Рычажный привод | Стержневой привод | I-я ст. торможения | ПСТ | |||
Грузовые вагоны с симметричным расположением ТРП (полувагоны, крытые, цистерны, платформы) рис.3.30 (а), а так же вагоны бункерного типа (хопперы) с несимметричным расположением ТРП, рис.3.30 (б), оборудованных авторегуляторами 574 Б и 675 | Композиционные колодки | 35 — 50 | — | 150 | 40 — 80 | 50 — 100 |
Чугунные колодки | 40 — 60 | — | 150 | 40 — 100 | 75 — 125 | |
Восьмиосные цистерны | Композиционные колодки | 30 — 50 | — | — | — | — |
Грузовые вагоны со стержневым приводом авторегулятора (думпкар, термос на тележках ЦНИИ-Х3, автономные рефрижераторные вагоны на тележках ЦМВ — Дессау), рис. 3.30 (в) | Композиционные колодки | — | 140 — 200 | 150 | 40 — 80 | 50 — 100 |
Чугунные колодки | — | 130 — 150 | 150 | 40 — 100 | 75 -125 | |
Рефрижераторные секции и вагоны термосы на тележках КВЗ-И2 с рычажным приводом авторегулятора, рис.3.30 (а), и на тележках ЦМВ — Дессау со стержневым приводом авторегулятора, рис. 3.30 (в) | Композиционные колодки | 25 — 60 | 55 — 145 | 150 | 40 — 80 | 50 — 100 |
Чугунные колодки | 40 — 75 | 60 — 100 | 150 | 40 — 100 | 75 -125 | |
Грузовые вагоны спотележечным торможением с композиционными колодками, оборудованные, авторегуляторами, рис. 3.30 (г, д) | Тормозной цилиндр диаметром 254 мм и ходом поршня 125мм. Авторегуляторы 574Б и 675 | 15 — 25 | — | 150 | 25 — 65 | 25 — 65(75)* |
Тормозной цилиндр диаметром 254 мм и ходом поршня 125 мм. АвторегуляторыРТРП-300 | 15 — 25 | — | 50 | 25 — 65 | 25 — 65(75)* | |
Грузовые вагоны на тележках, оборудованных буксовыми адаптерами с упругими элементами, с потележечным торможением с композиционными колодками оборудованные авторегуляторами, рис. 3.30 (г, д) | Тормозной цилиндр диаметром 254 мм и ходом поршня 240 мм. АвторегуляторыРТРП-300 | 20 — 40 | — | 50 | 40 — 80 | 50 — 100 |
Примечания:
- ПСТ — полное служебное торможение.
- Выход штока тормозного цилиндра при композиционных колодках на пассажирских вагонах указан с учетом длины хомута (70 мм), установленного на штоке.
- Нормы выхода штоков тормозных цилиндров у грузовых вагонов перед крутыми затяжными спусками устанавливаются начальником железной дороги.
- При регулировании рычажных передач грузовых вагонов на пунктах технического обслуживания (в парке отправления) и пунктах подготовки к перевозкам выход штока тормозных цилиндров устанавливать по минимально допустимому размеру или на 20-25 мм меньше верхнего предела; на вагонах, оборудованных авторегуляторами рычажной передачи, их привод регулируется на поддержание выхода штока на нижнем пределе установленных нормативов.
- Для грузовых вагонов на тележках, оборудованных буксовыми адаптерами
- при симметричном расположении тормозного цилиндра на вагоне и на вагонах с раздельным потележечным торможением (рисунок 3.29 а) при полном служебном торможении и новых тормозных колодках горизонтальный рычаг со стороны штока тормозного цилиндра должен располагаться перпендикулярно к оси тормозного цилиндра или иметь наклон от своего перпендикулярного положения до 10о в сторону от тележки;
- при несимметричном расположении тормозного цилиндра на вагонах и на вагонах с раздельным потележечным торможением (рисунок 3.29 б) и новых тормозных колодках промежуточные рычаги должны иметь наклон не менее 20° в сторону тележек.
Примечание: Неправильная установка затяжки горизонтальных рычагов при композиционных колодках, может привести к заклиниванию колес, при чугунных — к недостаточности тормозного нажатия.
Примечание: При размере «А» более нормы регулятор работает как жесткая тяга и по мере износа тормозных колодок не стягивает ТРП, что приводит к увеличению выхода штока тормозного цилиндра.
При размере «А» менее нормы регулятор чрезмерно стягивает ТРП, после отпуска тормоза тормозные колодки могут остаться прижатыми к колесам, что может привести к их заклиниванию.
Примечание: Минимальная толщина вновь устанавливаемой тормозной колодки должна быть не менее 25 мм, при этом клиновидный износ не допускается
При замене тормозных колодок необходимо соблюдать следующие условия: колодки на одной оси не должны различаться по толщине более, чем на 10 мм.
- толщину тормозных колодок и их расположение на поверхности катания колес. Зазор между тормозными колодками и колесами должен составлять до 10 мм. Не допускается оставлять на грузовых вагонах тормозные колодки, если они выходят с поверхности катания на наружную грань колеса более чем на 10 мм. На пассажирских и рефрижераторных вагонах выход колодок с поверхности катания за наружную грань колеса не допускается. Минимальная толщина тормозных колодок, при которой они подлежат замене, составляет: для чугунных-12 мм, композиционных с металлической спинкой-14 мм, с сетчато- проволочным каркасом-10 мм (колодки с сетчато — проволочным каркасом определяют по заполненному фрикционной массой ушку). Толщину тормозной колодки следует проверять с наружной стороны, а при клиновидном износе — на расстоянии 50 мм от тонкого торца. В случае явного износа тормозной колодки с внутренней стороны (со стороны гребня колеса) колодку заменить, если этот износ может вызвать повреждение башмака;
- исправность и действие ручных тормозов, обращая внимание на легкость приведения в действие и прижатие колодок к колесам — в пунктах формирования грузовых поездов и в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов. Такую же проверку ручных тормозов осмотрщики вагонов должны производить на станциях с пунктами технического обслуживания, предшествующих крутым затяжным спускам;
- обеспеченность поезда требуемым нажатием тормозных колодок в соответствии с величиной расчетного нажатия тормозных колодок в пересчете на чугунные, на ось пассажирских и грузовых вагонов (приложение И);
- состояние поверхностей электрических контактов головок рукавов N369А, расстояние между головками соединительных рукавов N 369А и штепсельными разъемами междувагонного электрического соединения осветительной цепи вагонов при их соединенном состоянии. Это расстояние должно быть не менее 100 мм;
- действие противоюзного и скоростного регуляторов на пассажирских вагонах с тормозами западноевропейского типа в соответствии с отдельными инструктивными указаниями и нижеприведенным порядком. Проверить действие пневмомеханических, противоюзного и скоростного регуляторов на вагонах РИЦ на пассажирском режиме включения тормоза при полном служебном торможении. Действие противоюзного регулятора проверяется на каждой оси всех включенных в состав поезда вагонах:
Источник