Способы устранения экологического вреда это
Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 78
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
2.1. При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ)
3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Источник
Способы устранения экологического вреда
В зависимости от степени угрозы наступления экологического вреда, его фактического проявления и последствий этого вреда, можно выделить три основных способа устранения эковреда:
1. Профилактика экологического вреда, т.е. принятие мер, упреждающих его возникновение. Подобно тому как пожар намного легче предотвратить, чем его тушить, проведение профилактических мероприятий по упреждению эковреда является первостепенной и главной задачей государственных органов, осуществляющих экологическую функцию.
Профилактика эковреда включает в себя множество мероприятий, которые должны осуществляться системно и комплексно.
2. Пресечение нанесения экологического вреда. В частности, органы экологического контроля вправе совершать три группы действий:
а) ограничивать экологически опасную деятельность тех или иных предприятий. Например, даже при соблюдении ПДВ в атмосферу предприятию могут быть даны ограничения выбросов не допустимого предела, если состояние окружающей среды стало критическим;
б) приостанавливать деятельность хозяйствующих субъектов, если это необходимо для обеспечения экологического благополучии в данной местности. Например, если загазованность на центральных улицах населенного пункта становится опасной для проживающих на них лиц, то экологические службы и ГИБДД вправе запретить движение транспорта по некоторым улицам поселений;
в) прекращать виды деятельности, опасные для окружающей среды и населения. Так, деятельность устройств, связанная с ионизирущим излучением, может быть прекращена и запрещена, если это опасно для окружающих.
3. Восстановление нарушенных природных и иных объектов, которым причинен эковред. Например, на землях ряда субъектов РФ, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., проводятся мероприятия по реабилитации территорий.
Восстановление природных объектов осуществляется и через взыскание стоимости причиненного эковреда с виновных в этом лиц; в денежной компенсации морального вреда, нанесенного экологическими правонарушениями потерпевшим; в проведении мероприятий по восстановлению их здоровья и т.д.
Таким образом, независимо от многочисленных видов и разновидностей эковреда, устранение его сводится к трем основным способам – к его профилактике (предотвращению), его пресечению и восстановлению последствий, нанесенных экологическим правонарушением.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Направления работы Минприроды России
Ликвидация накопленного вреда окружающей среде
Ликвидация накопленного вреда окружающей среде является одним из условий улучшения качества окружающей среды, комфортной и безопасной среды для жизни, что закреплено национальными целями согласно Указам Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Правовые основы в области ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — ОНВОС), в том числе в части их выявления, оценки и учета, а также организации работ по ликвидации ОНВОС, установлены статьями 80.1 и 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 80.2 Закона № 7-ФЗ ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на ОНВОС, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — ГРОНВОС).
Порядок ведения ГРОНВОС регламентирован Правилами ведения ГРОНВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445.
Согласно положениям статей 80.1 и 80.2 выявление и оценку, а также ликвидацию накопленного вреда окружающей среде проводят органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1834, осуществление организации работ по выявлению, оценке и ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит Минприроды России (далее – Постановление № 1834).
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработана и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (далее — Программа).
В рамках реализации национальных целей установленных Президентом Российской Федерации, Программой предусматривается ликвидация несанкционированных свалок в границах городов, ликвидация наиболее опасных ОНВОС.
В рамках подпрограммы 1 «Регулирование качества окружающей среды» Программы предусмотрена реализация мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на приоритетных территориях Российской Федерации.
Государственная поддержка ликвидации ОНВОС осуществляется в рамках федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология» в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта (приложение № 6 к Программе).
В соответствии с Постановлением № 1834 Минприроды России в рамках федерального проекта «Чистая страна» осуществляет работы по ликвидации полигона токсичных промышленных отходов «Красный бор» в Тосненском районе г. Санкт-Петербурга, а также работы по устранению загрязнения окружающей среды на территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области в результате экономической деятельности, связанной с производством химической продукции.
Также, Минприроды России, в целях предупреждения угрозы загрязнения озера Байкал отходами, образовавшимися в процессе деятельности открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (далее – ОАО «БЦБК»), в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал», входящего в состав национального проекта «Экология», осуществляет работы по выявлению и оценке ОНВОС на земельных участках, на которых в прошлом осуществлялась экономическая деятельность ОАО «БЦБК», и организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на указанных земельных участках (Постановление № 1834).
Кроме того, ликвидация объектов накопленного экологического вреда предусмотрена в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» по направлению «Ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волга».
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Оздоровление Волги», входящего в состав национального проекта «Экология» (приложение № 23 к Программе), реализация природоохранных мероприятий в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» возможна при условии расположения объекта накопленного вреда окружающей среде на расстоянии не более 1,5 километров до реки Волги, либо нахождение объекта накопленного вреда окружающей среде в водоохранной зоне реки Волги, либо в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на реке Волге, либо в водоохранных зонах (в акватории реки Волги), используемых для рекреационных целей, а также являющихся местами массового отдыха граждан.
Источник
GN1204: Безопасность жизнедеятельности
Вред — это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты.
По отношению к человеку вредный фактор — это фактор, воздействие которого на человека может привести к его заболеванию, снижению работоспособности и/или отрицательному влиянию на здоровье потомства.
Все виды вредных факторов, формируемых в процессе трудовой деятельности и действующих негативно на организм человека, разделяют на следующие группы.
Вредные и опасные физические факторы:
- движущиеся машины и механизмы (различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования — приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.);
- отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента;
- электрический ток;
- повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т. д.
Вредные и опасные для здоровья физические факторы:
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- высокие влажность и скорость движения воздуха;
- повышенные уровни шума, вибраций, ультразвука и различных излучений: тепловых, ионизирующих, инфракрасных и др.;
- запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов;
- повышенная яркость света и пульсация светового потока.
Химически опасные и вредные производственные факторы:
- общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола и толуола, оксид углерода, сернистый ангидрид, оксиды азота, аэрозоли свинца и др.,
- токсичные пыли, образующиеся, например, при обработке резанием бериллия, свинцовистых бронз, латуней и некоторых пластмасс. Сюда же относятся агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ним.
Экологический вред
Экологический вред — любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований.
Он прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.
Вследствие таких форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц (экогенный вред). Он может причиняться также вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.
Экологический вред имеет общественно значимые проявления в демографической сфере: снижается продолжительность жизни, уменьшается естественный прирост населения.
Экологический вред часто связан с упущением выгоды, то есть неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях.
Элементом экологического вреда является моральный вред — нравственные переживания в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также и с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда (нарушение права человека на благоприятную окружающую среду).
Таким образом, экологический вред посягает на заинтересованость человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде. Материальным объектом его посягательства служит качество природной среды: состояние его экологических систем, т.е. обменные процессы, которые протекают в биосфере. Экологический вред проявляется в различных биологических формах, связанных с количественными и качественными изменениями в биосфере под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Особой разновидностью экологического вреда становится антропогенный вред, причиняемый человеку негативными воздействиями окружающей природной среды, его здоровью, состоянию будущих поколений. В его составе выделяется физиологический вред, причиняемый состоянию здоровья человека, и генетический вред. Такое подразделение имеет и правовое значение, в том смысле, что генетический вред необратим. Единственным средством нейтрализации наступления его вредных последствий является предупреждение негативного влияния антропогенных факторов на человека путем улучшения и оздоровления окружающей среды.
Экономический вред
Экономический вред вытекает из экономической оценки природных ресурсов и выражается в потерях запасов природных ресурсов (товарной древесины, рыбных запасов, полезных ископаемых и т.д.), материальных ценностей (урожая, сельскохозяйственных животных, многолетних насаждений и т.д.), в неполучении дохода, который должен быть получен при нормальных условиях производства.
Экономический вред посягает на экономические интересы природопользователя (собственника, владельца, пользователя, арендатора). Так, экономический вред, возникший при нарушении правил пожарной безопасности в лесах, включает в себя: стоимость уничтоженной огнем товарной древесины, строений и сооружений, пострадавших при пожаре, затрат на тушение пожара и уборку территории, расходов по возмещению ущерба другим организациям и лицам.
Однако не только этим измеряются потери, возникшие при пожаре. Перестал функционировать лесной массив, уничтоженный пожаром. Атмосферный воздух лишается естественного фильтра, очищающего окружающую среду от пыли и газов, а почвы и реки — от эрозии и обмеления. Отсюда возникает необходимость исчислять не только экономический, но и экологический вред.
Социальный вред
Социальная среда — это все то, что окружает человека в его социальной (общественной) жизни. Это, в первую очередь, семья, одноклассники, сверстники по двору и т. п.
В процессе всей жизни человек испытывает воздействие социальных факторов. По отношению к здоровью человека отдельные факторы могут быть безразличными, могут оказывать благоприятное действие, а могут наносить вред — вплоть до смертельного исхода.
В социальной среде в процессе общения и совместной деятельности создается определенный эмоциональный настрой (психологический климат), который влияет на активность личности, на уровень ее безопасности. Благоприятный психологический климат способствует предупреждению физического и психологического травматизма. И наоборот, конфликтные ситуации приводят к агрессивным актам, девиантному поведению возникновению травм и аварийных ситуаций.
Поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Источник