- IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
- МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК ПРИ ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ
- Двигательные ошибки, причины их возникновения. Способы предупреждения и устранения ошибок.
- Причины двигательных ошибок и способы их устранения.
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК ПРИ ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ
Во время обучения двигательному действию важной задачей является своевременное исправление ошибок. Причинами ошибок могут быть: неточное представление о технике движения; несоответствие двигательных ощущений и субъективной оценки собственных действий ученика; несоответствие сложности двигательного задания и возможностей ученика, отрицательное влияние уже освоенных упражнений на новое; недостаточное проявление смелости и решительности при выполнении двигательных действий и другое.
Действия, направленные на углубленное разучивание упражнения, позволяют довести основные технические моменты до уровня автоматизированных, что выражается в самостоятельном и технически правильном выполнении упражнения.
Объект: процесс обучения двигательным действиям.
Предмет: методы и приёмы предупреждения и устранения ошибок при обучении двигательным действиям.
Цель: Выполнить анализ методов и приёмов предупреждения и устранения ошибок при обучении двигательному действию.
Обзор научно-методической литературы по теме исследования.
Выявить причины двигательных ошибок при выполнении физических упражнений.
Определить методы и приемы предупреждения и устранения ошибок в двигательных действиях занимающихся.
При обучении двигательным действиям в любом виде спорта выделяют 3 этапа:
Этап начального разучивания движения.
Этап углубленного разучивания.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.
На первом этапе преследуется цель обучить основам техники двигательного действия и предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники упражнений.
Основными причинами возникновения грубых искажений техники двигательного действия на первом этапе его разучивания обычно бывают:
1. Недостаточная физическая подготовленность. В данном случае тренер должен установить, какое из физических качеств недостаточно развито и в зависимости от этого определить дополнительные задания по развитию специальных физических качеств.
2. Боязнь. Тренер должен помнить, что эмоции страха бывают причиной чрезмерного напряжения мускулатуры и ограничения амплитуд движения, что в свою очередь является дополнительной предпосылкой к возникновению травматической ситуации.
3. Недостаточное понимание двигательной задачи. По этой причине занимающиеся допускают самые разнообразные ошибки и если тренер (преподаватель) использует доходчивое объяснение, качественную демонстрацию, методы активизации внимания и углубленного осмысливания задачи, то данный вопрос решается обычно легко.
4. Недостаточный самоконтроль движений. Необходимо отметить, что с этой причиной на первом этапе бороться довольно трудно, но возможно как путем мобилизации внимания, так и с помощью методов срочной информации.
6. Отрицательный перенос навыков – освоение предупреждения или ослабление которого заключается в рациональной последовательности обучения.
7. Неблагоприятные условия выполнения упражнений (плохой инвентарь, оборудование, метерологические, гигиенические и др.) [1].
Цели и задачи обучения на втором этапе несколько отличается от первого. В данном случае цель – довести первоначальное «грубое» владение техникой до относительно совершенного [1,2,3].
Третий этап – этап закрепления и дальнейшего совершенствования имеют целью обеспечить совершенное владение двигательным действием в условиях его практического применения.
Мерами предупреждения ошибок следует считать:
правильное понимание разучиваемой техники и поставленных задач обучения;
доступность изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями и физической подготовленностью;
желание выполнять движение;
выработка умения заканчивать упражнение на хорошей попытке и др.
тщательное соблюдение законов обучения (формирование навыков, и т.д.)
подбирать такие задания, которые требуют от занимающегося определенных усилий.
обеспечивать надежную страховку;
отчет занимающимся о выполнении двигательного действия.
В заключении необходимо отметить, что реальное обучение не бывает процессом безошибочным, занимающиеся допускают ошибки, даже в том случае, если задание доступно, а применяемая методика полноценна.
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для ин-тов физ. культуры. – М.: ФиС, 1991. -543 с.
2. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для физкультурных вузов. – М.: «Физическая культура», 2005. – 544 с.
Источник
Двигательные ошибки, причины их возникновения. Способы предупреждения и устранения ошибок.
Двигательная ошибка – это отклонение фактической техники от заданного образца (модели). К ошибкам относят как невыполнение или существенное искажение частей двигательного действия, так и мало эффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.
Классификация двигательных ошибок:
1. В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок:
• Грубые (ошибки, искажающие основу техники двигательного действия)
• Значительные (невыполнение детали техники)
• Незначительные (неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности решения двигательной задачи)
2. • нестабильные (возникают по причине недостаточной координационной подготовленности или из-за воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после принятия мер по их устранения)
• стабильные (закрепленные в навык ошибки)
3. По распространенности и частоте возникновения ошибки подразделяются на:
• Типичные (причинами являются общие закономерности формирования двигательного умения, влияние внешних сил, биомеханика движения, появление таких ошибок можно заранее предугадать)
• Нетипичные (ошибки, возникающие эпизодически, как правило по субъективным причинам)
Причинами ошибок при выполнении физического упражнения могут быть:
— Нарушение правильной последовательности обучения разным двигательным действиям, имеющих одинаковые или похожие элементы.
— Несоответствие изучаемого образца техники особенностям физической подготовленности занимающихся (подражание технике квалифицированных спортсменов при начальном разучивании).
— Преждевременное создание целостного представления о физ. упр, требующего одновременного управления многими параметрами движений (при сложной структуре, координации движений).
— Недостаточная осознанность, неверное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения.
— Недостаточная информированность занимающихся о допускаемых ошибках при выполнении действия.
— Задания и условия их выполнения не отвечают степени освоенности занимающимися дижений. Н-р, обучаемые могут выполнить действия только концентрируя внимание на технике, а им предлагается выполнить его быстро или в связке.
— Неуверенность в своих силах, страх, утомление.
— Недостаточный уровень развития специальных психофизических качеств.
— Неблагоприятные внешние условия, несоответствующие возможностям занимающихся инвентарь и оборудование.
Меры предупреждения ошибок:
1. Соблюдение закономерностей формирования двигательных умений и навыков, принципов дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения.
2. Информировать о типичных ошибках при выполнении упражнений, указывая причины их возникновения и способы предупреждения.
3. Подбирать методические приемы обучения, обеспечивающие концентрацию внимания на технике.
4. Заранее обеспечивать психофизическую готовность занимающихся для выполнения упражнений.
5. Обеспечивать страховку и помощь, убеждающих обучаемого в безопасности выполнения.
6. Применение словесного отчета и самооценки занимающимися.
7. Создание обстановки постоянного контроля и неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного труда на протяжении всего процесса обучения.
Способами исправления ошибок могут быть:
1. Сопоставление ошибочного и требуемого выполнения с помощью разбора, сравнительного показа.
2. Обеспечение направленного прочувствования движений и их характеристик, используя помощь, ориентиры, ограничение сенсорного контроля, подводящие упражнения и т.д., при которых ошибочное выполнение невозможно.
Выполнением заданий с разной степенью усилий, с отягощением, сопротивлением и ограничениями, с измерением результативности действий
Метод решения учебных задач (исследовательский метод)
Метод решения учебных задач (исследовательский метод).
В зависимости от уровня самостоятельности учащихся, степени сложности проблемных ситуаций и способов их решения различают следующие методы:
1. Сообщающее изложение с элементами проблемности.
2. Познавательное проблемное изложение.
3. Диалогическое проблемное изложение.
4. Эвристический или частично-поисковый метод
5. Исследовательский метод: предполагает управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью учащихся, которые усваивают новые знания путем решения учебных проблем.
При этом методе вопросы ставятся после того, как учащиеся в основном справились с решением учебно-познавательной проблемы, и постановка их служит средством контроля и самопроверки правильности своих выводов и понятий, приобретенных знаний.
Метод характеризуется высоким уровнем самостоятельной творческой поисковой деятельности студентов. Он может быть применен на занятиях с учащимися, обладающими высоким уровнем развития и хорошими навыками творческой работы, самостоятельного решения учебно- познавательных проблем, так как этот метод обучения по своему характеру приближается к научно-исследовательской деятельности.
Основные признаки: преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический характер.
Выбор метода обучения зависит:
— от целей образования, воспитания и развития учащихся;
— от особенностей изучаемого предмета;
— от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
— от цели, задач и содержания материала конкретного урока;
— от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— от возрастных особенностей студентов;
— от уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития);
— от материальной оснащенности учебного заведения, оборудования, пособий, технических средств;
— от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств
12. Проектный метод в физической культуре.
Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 1638 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Причины двигательных ошибок и способы их устранения.
1. Этап начального разучивания.Цель — сформировать у обучаемого
основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чер-
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном
действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по основным опорным
точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или
структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двига-
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о техни-
ке у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподава-
телем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий,
анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых
попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимаю-
щихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно
освоение техники действия.
В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники дей-
ствия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие
разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия ши-
роко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполне-
Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же
ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале ра-
зучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начи-
нается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным
напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедлен-
ным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как
ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опор-
ные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определя-
ют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при ис-
полнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно исполь-
зовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управле-
нии движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так
как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.
При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка
его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при сле-
Для практического освоения техники двигательного действия нужны
неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение
двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы каче-
ственнее и быстрее осваивать движения.
На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие
массовый характер) следующие двигательные ошибки:
– лишние, ненужные движения;
– искажение движения по амплитуде и направлению;
– нарушение ритма двигательного действия;
Причинами ошибок могут быть:
– недостаточно ясное представление о двигательной задаче;
– неправильное выполнение предыдущих действий;
– слабое развитие координационных способностей и других двигатель-
– влияние конкурирующих навыков;
– недостаточность двигательного опыта занимающегося;
– неблагоприятные условия выполнение действий (плохой инвентарь или
– психологические причины: боязнь, невнимательность, неуверенность,
повышенная возбудимость занимающихся и др.
Понимание причин позволит найти наиболее верный способ исправле-
ния. Ошибки рекомендуется исправлять как можно быстрее и тщательнее,
чтобы они не автоматизировались.
Наиболее распространенные правила исправления ошибок:
1. Ошибка должна быть понята. Для этого применяется словесный или
письменный отчет обучаемого о своих движениях и действиях с последую-
щим анализом его вместе с преподавателем.
2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по сте-
пени их значимости. Вначале исправляются грубые, искажающие основу тех-
ники действия. Затем исправляются ошибки в деталях техники.
3. Указания преподавателя об исправлении ошибки должно соответ-
ствовать возможностям обучаемого в данный момент.
4. Не рекомендуется показывать ошибки в утрированном виде.
Для повышения эффективности освоения двигательных действий и про-
филактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выпол-
нения. Основными параметрами такого регламента являются число повторе-
ний и интервалы отдыха между ними. Поэтому следует соблюдать следую-
щие общие правила:
– число повторений нового действия определяется возможностями обучаемо-
го улучшать движение при каждой новой попытке;
– повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к
перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;
– интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выпол-
нению очередной попытки (готовность как физическую, так и психическую);
– продолжать освоение движений в условиях прогрессирующего утомления
нецелесообразно и даже вредно;
– обучение двигательным действиям целесообразно проводить в начале
основной части занятия.
– интервалы между занятиями рекомендуется делать по возможности ко-
роткими, чтобы избежать угасания ещё не стойких умений.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного дей-
ствия зависит от:
1) степени сложности техники изучаемого действия;
2) уровня подготовленности занимающихся;
3) их индивидуальных особенностей;
4) возможности использовать положительный эффект переноса навы-
2. Этап углубленного разучивания.Цель — сформировать полно-
ценное двигательное умение.
1. Уточнить действия во всех основных опорных точках как в основе,
так и в деталях техники (с учетом индивидуальных особенностей занимаю-
2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе
сознательного контроля пространственных, временных и динамических ха-
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
Данные задачи могут решаться одновременно.
Ведущее значение приобретает метод целостного упражнения. В числе
методов передачи устной информации ведущими становятся анализ и разбор
техники действия, беседа. Широко применяются методы обеспечения нагляд-
ности показ (непосредственный и опосредованный), направленного прочув-
ствование двигательного действия, срочной информации, для создания ощу-
щений правильного исполнения деталей техники. Часто используется метод
Дополнительные ориентиры используемые на первом этапе, постепенно
убирают с тем, чтобы приблизить условия выполнения действия к естествен-
ным. Постепенно устраняются и облегчающая физическая помощь.
Возрастает роль мышечных ощущений в непосредственном управлении
движениями. Следует постепенно усложнять задания по концентрации вни-
мания на ≪опорных точках≫ в каждый момент двигательного акта и последо-
вательному опережающему движения переключению внимания на очередные
≪опорные точки≫. Используются методический приём: выполнение действия
в усложненных условиях сенсорного самоконтроля (ограничивается или пол-
ностью отключается зрительный самоконтроль). Включаются вариативные
В отдельном занятии интенсивность и число повторений изучаемого
действия возрастает. Главный критерий дозирования нагрузки – отсутствие
В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планиро-
вать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значи-
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.Цель —
двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его це-
1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного
2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные чер-
3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с тре-
бованиями его практического использования (максимальные усилия и скоро-
сти, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).
4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от
конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно,
так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и но-
вых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык.
В целях совершенствования движений применяют различные методиче-
ские приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скоро-
сти движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме со-
ревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.
Вариативность действия достигается его многократным воспроизведе-
нием в самых различных условиях, когда оно выполняется с изменениями де-
талей кинематической, динамической и ритмической характеристик движе-
ния. Это может происходить:
а) при усложнении внешних условий (условия опоры, ограничение про-
странства, неблагоприятные метеоусловия);
а) при изменениях в физическом и психическом состоянии занимаю-
щихся (при утомлении, отвлечении внимания, волнения и.т.п.);
в) различных сочетаниях с другими действиями, и в том числе в сочета-
ниях, требующих преодолевать отрицательный перенос навыков;
г) при возрастающих физических усилиях.
Условия выполнения действия усложняется вначале постепенно. Дан-
ный этап характеризуется органическим слиянием процессов совершенство-
вания техники и развития двигательных способностей, обеспечивающих мак-
симальную эффективность действия. Это особенно актуально в спортивной
28. Общая и специальная выносливость и методика их развития.
Выносливость –это способность организма человека преодолевать на-
Общая выносливость– это способность организма человека преодоле-
вать наступающее утомление при выполнении продолжительной физической
работы умеренной интенсивности с функционированием большей части мы-
шечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плавание, гребля).
Специальная выносливость –это способность организма человека
преодолевать наступающее утомление при выполнении отдельных видов за-
1. Анаэробно-аэробный режим работы (стайерская выносливость).
2. Анаэробно-гликолитический режим энергообеспечения (мит-тель-
3. Анаэробно-алактатный режим (спринтерская выносливость).
Факторы влияющие на проявления физической выносливости:
1. Деятельность центральной нервной системы, в частности, такое
её свойство как уравновешенность нервных процессов (возбуждение и тор-
Аэробная и анаэробная производительность организма.
3. Уровень развития двигательных способностей человека и его здоро-
4. Волевые качества человека.
5. Качество техники движений.
Методы. Для развития общей выносливости применяют: равномерный,
переменный и интервальный методы.
Равномерный и переменный методы являются основными при совер-
шенствовании общей выносливости.
Равномерный и переменный методы являются основными при совер-
шенствовании общей выносливости.
Интервальный метод увеличения общей выносливости используется
преимущественно в спортивной тренировке. Он представляет собой достаточ-
но эффективный способ ее совершенствования путем выполнения анаэробной
Методы развития специальной выносливости. Основным в повыше-
нии специальной выносливости является интервальный метод.
Из трех основных типов специальной выносливости остановимся на
рассмотрении анаэробно-гликолитической и анаэробно-алактатной выносли-
вости, т.к. методика смешанной анаэробно-аэробной (стайерской) выносливо-
сти уже раскрыта в разделе развития общей выносливости.
Анаэробно-гликолитический режим развития специальной выносли-
вости направлен на совершенствование способности противостоять неблаго-
приятным сдвигам, в связи с большим кислородным долгом и избытком мо-
лочной кислоты в организме.
Анаэробно-алактатный режим тренировки выносливости связан с со-
вершенствованием ее скоростных проявлений в работе максимальной мощно-
Источник