- Установление психологического контакта и его стадии – какие приёмы лучше
- Этапы установления психологического контакта
- Приемы установления контакта
- Способы установления психологического контакта
- Эффективные способы
- Способы, которых лучше избегать
- Техники
- Установление контакта с людьми: особенности, техника, правила и рекомендации
- Как понравиться собеседнику?
- Первый этап — регулирование взаимоотношений
- Этап второй — точка соприкосновения
- Этап третий – установление единого принципа
- Четвертый этап — подводные камни
- Пятый этап – адаптация
- Для чего это нужно?
- Обратная связь
- Внешний вид
- Невербальное общение
- Установление контакта с ребёнком
- Заключение
Установление психологического контакта и его стадии – какие приёмы лучше
Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Есть люди, с которыми знакомишься и, сразу кажется, что знаешь их сто лет. С ними приятно, легко; им ты можешь рассказать обо всех своих проблемах и радостях. Секрет в том, что они умеют устанавливать психологический контакт и к каждому человеку находят подход.
У кого-то из них к этому природный дар, другие прошли курсы по коммуникационным навыкам. Главное то, что и ты можешь узнать, что такое установление психологического контакта и как научиться пользоваться специальными приемами, техниками, способами.
Этапы установления психологического контакта
Дружелюбные отношения между людьми, которые дают начало искренней дружбе, любви, взаимовыгодному партнерству в бизнесе, начинаются с установления психологического контакта. Основная его цель – обнаружить общие интересы, начать доверять друг другу, понять, приятно ли вам общаться между собой.
Процесс взаимодействия проходит три основных этапа:
Люди наблюдают друг за другом, оценивают, интересен и приятен ли им партнер. В результате формируется первое впечатление, на основе которого собеседники делают вывод о заинтересованности в продолжении общения.
Между сторонами снижается напряжение, появляется некоторая расслабленность, ослабляются психологические барьеры.
- Выполняются попытки установить контакт. В процессе этого собеседники задают уточняющие вопросы, пытаются расширить круг интересов. Паузы между вопросами становятся короче. Партнеры начинают предугадывать, что скажет другая сторона, бессознательно ищут подводные камни. У них возникает желание дальше общаться, быть ближе.
- Формируются дружеские отношения, в которых есть доверие, взаимный интерес или понимание пользы взаимодействия. Собеседники могут договариваться о встречах, звонить, писать друг другу.
В результате установления психологического контакта расширяется сфера взаимодействия между сторонами. Если речь идет о бизнесе, партнеры начинают доверять друг другу; работа по строительству совместного дела идет более продуктивно. Так, продавец товаров для детей начинает более близко общаться с потенциальными покупателями, из дистрибьютора превращается в консультанта или даже приятеля. Девушка и юноша образуют пару, на первом этапе объединенную интересом друг к другу, а позже – нежными чувствами.
Приемы установления контакта
Общение имеет глубокий смысл для обеих сторон, приносит удовольствие и радость только тогда, когда есть доверие. Однако от того, что ты придешь к кому-то и просто скажешь: «Давай доверять друг другу», вряд ли между вами появится доверие.
Один из важных приемов – активное слушание. Во время беседы ты внимательно слушаешь собеседника, задаешь уточняющие вопросы, перефразируешь сказанное им. Когда нужно, поддерживаешь с помощью мимики, жестов, поддакиваешь. Можешь чуть заметно копировать движения, но так, чтобы это не выглядело, как фарс или насмешка.
Установление контакта в продажах
Во время общения не забывай уважать мнение собеседника, не подвергай его критике, не перебивай. Все это мгновенно разрушит доверие, которое только-только начинает формироваться. Если ты не сдержалась, сорвалась, сказала глупость, не стесняйся извиниться.
При разговоре тщательно выбирай слова. Пусть ты будешь больше молчать, но это лучше, чем болтать чепуху, говорить пустые фразы. Старайся передать словами смысл, настроение, интерес.
Способы установления психологического контакта
Некоторые способы позволяют быстро и эффективно установить психологический контакт. Другие могут быть эффективны только в определенных обстоятельствах, а в остальных препятствуют установке нормальных отношений.
Эффективные способы
Несколько методов, которые помогут в установлении контакта:
- Проявляй дружелюбие – улыбайся, будь открытой в жестах, позе, словах, при этом не теряй естественности.
- Старайся выяснить, что важно для твоего партнера, задавай вопросы по интересующей его теме.
- Ищи способы включить его в диалог. Помимо того, что ты задаешь вопросы, можешь сама давать комментарии, рассказывать то, что обязательно вызовет у него реакцию или интерес.
- Спрашивая о чем-то собеседника, пытайся подбирать такие вопросы, чтобы он мог чаще отвечать утвердительно.
- Поддерживай его самооценку. Пусть твои вопросы, комментарии будут напоминать собеседнику, что он достоин уважения.
- Три вида имен. Начиная общаться с незнакомым человеком, ты, чаще всего, обращаешься к нему по имени-отчеству. Затем переходишь на полное имя. В конце установления психологического контакта, когда ты почувствуешь свободу и раскрепощение, можно перейти на более легкое и свободное имя – Наташа, Ваня, Саша.
Если в процессе общения ты поняла, что человек тебе неинтересен, можно вежливо закончить разговор. Избегай резкого ухода от темы, не прерывай речь на середине. Кто знает, возможно, через пару лет судьба снова сведет тебя с ним, и тогда ты посмотришь на него с другой стороны.
Способы, которых лучше избегать
Если у тебя сын-подросток, понаблюдай, как он общается с незнакомыми сверстниками. Вот он знакомится, узнает имя, например, Иван, и тут же обращается к новому знакомому: «Ванька, Вано, Ванек». Его собеседника такое обращение может вполне устроить. Однако, если так начать знакомство со взрослым, тревожным и замкнутым в себе подростком, его это может покоробить, сильно обидеть.
Что может разрушить контакт:
- Панибратское отношение – коверкание имен, дружеские хлопки по плечу со всей силы;
- «Наезды» – пытаешься показать человеку, кто главный, идешь напролом, ломаешь партнера;
- Ореол недосягаемости – ты знакомишься и сразу становишься слишком гордой, недоступной, неприступной;
- Игра в жертву – после начала взаимодействия начинаешь демонстрировать свою мнимую слабость, подчиняемость, уязвимость.
Техники
Чтобы сделать общение более эффективным, обязательно используй особые психотехники.
- Не обращайся к собеседнику по имени, которое ему не нравится. Познакомилась с Александром, используй в обращении Александр, Саша, Сашенька, Сашок, но если увидишь, что слово «Сашок» его бесит, извинись и больше так не говори.
- При выборе тем для разговора можно допустить серьезную ошибку – поднять больную для собеседника тему. Ты увидишь, что он отреагирует на нее, возможно, у него загорятся глаза, но все это будет связано не с интересом, а с другой причиной. Возможно, он потерял работу, маму, друга, попал в аварию, чуть не утонул.
- Соблюдай личные границы – не подсаживайся и не становись слишком близко.
- Постарайся поменьше использовать местоимения «я», мое», «наше», избегай противопоставления и самовыпячивания.
- Говоря комплименты, не лицемерь.
Установление психологического контакта – ключевой этап в формировании прочных, живых взаимоотношений как в личной жизни, так и в бизнесе. Для этого нужно преодолеть внутренние барьеры, раскрыться, слушать человека так, чтобы он захотел продолжать общаться с тобой в будущем.
Источник
Установление контакта с людьми: особенности, техника, правила и рекомендации
Бывают люди, с которыми нам общаться комфортно, с ними можно поговорить, посмеяться и весело провести время. А бывают и те, с которыми, наоборот, невозможно найти общую тему для разговора. Основное значение здесь имеет установление контакта.
Как понравиться собеседнику?
Установление контакта включает в себя три основных момента:
- Вербальное взаимодействие. Подразумевает собой правильное общение с человеком. В речи не должны присутствовать нецензурные выражения и бранные слова. Чем она чище и красивее, тем приятнее его слушать.
- Голосовое взаимодействие. Необходимо общаться спокойным тоном, тщательно проговаривая каждую фразу. Если человек будет тараторить или проглатывать половину слов, то понять его достаточно сложно.
- Визуальное общение. Приятный собеседник должен выглядеть опрятно, необходимо, чтобы выражение лица было доброжелательным, чтобы от него хорошо пахло. Вряд ли кому-то доставит удовольствие общаться с неухоженным человеком.
- Невербальное общение. Под этим понятием подразумевается технология жестов. Если человек будет постоянно суетиться, махать руками и делать резкие движения в попытках что-то объяснить собеседнику, то он вызовет подозрение. Психологи уверяют, что доверию способствует открытая, уверенная поза.
Таким образом, техника установления контакта с клиентом держится на трёх основных китах: опрятный внешний вид, грамотное общение и красивый голос. Посудите сами, кто бы у вас вызвал большее доверие? Приятный человек, умеющий правильно донести информацию или неухоженный, произносящий сумбурные фразы и делающий непонятные жесты. Согласитесь, вывод очевиден.
Первый этап — регулирование взаимоотношений
Красивой внешности и грамотной речи для установления психологического контакта мало. Для того чтобы встреча оказалась максимально продуктивной, потребуется выполнить еще пять основных шагов.
Первый этап подразумевает регулирование взаимоотношений. Человек, находящийся в незнакомом для него обществе, будет ощущать лёгкий дискомфорт. Первое, что нужно сделать — снять этот психологический барьер.
На первой встрече следует больше соглашаться и меньше спорить. Пусть ваше мнение будет немного отличаться от мнения собеседника, вы разрешите это разногласие потом. Сейчас ваша основная цель — снятие вербального напряжения. Если встреча проходит в деловой обстановке, рекомендуется немного поговорить на обобщенные темы, например, о погоде, спортивных соревнованиях или политике. Здесь ваша оценка на происходящее также должна совпадать.
Если после 20 минут общения продолжительность пауз сократилась, а диалог стал продуктивнее, то первый этап процесса установления и развития контактов между людьми можно считать завершенным.
Этап второй — точка соприкосновения
На втором этапе общения с собеседником необходимо найти точки соприкосновения. Заинтересованному лицу необходимо предварительно узнать больше информации о личности, с которой планируется встреча. Возможно, он заядлый любитель охоты или рыбалки, коллекционирует старинные вещи, занимается рукоделием. Узнать всё о его интересах можно в социальных сетях или через общих знакомых. О любимом хобби нужно сказать как бы невзначай.
Второй этап можно считать успешным, если собеседник заметно оживится во время беседы и будет периодически возвращаться к любимой для него теме. Правильное нахождение общих точек соприкосновения гарантирует плодотворное сотрудничество и приятное впечатление о себе.
Этап третий – установление единого принципа
Установление единого принципа — это самый важный этап в процессе общения. Под этим понятием подразумевается формирование мнения о своем собеседнике. Всего существует несколько принципов, на которых может опираться дальнейшее взаимоотношение.
- «Я готов» — человек представляет собой уверенную в себе личность. Её сложно, практически невозможно чем-то смутить. Любую проблему она воспримет не как ограничение, а как проверку своих возможностей.
- «Я раскрыт» — человек полностью открыт для своего партнера. Он не льстит ему и прямо рассказывает о своих положительных и отрицательных качествах. Такой психологический объект не станет говорить, что он всегда будет приходить вовремя, он скажет, что ему, как и всем, присуще человеческие качества, которые он не сможет контролировать (будет отсутствовать рейс транспортного средства, не прозвенит будильник, прорвет дома трубу и т.д)
- «Я прямой» — человек всегда говорит правду обо всем и никогда не приукрашивает, чтобы выглядеть лучше.
Все вышеперечисленные принципы играют положительную роль в процессе установления контактов между людьми. Существует несколько принципов, из-за которых у собеседника может сложиться негативное мнение.
- «Я сдержанный» — человек с трудом идет на контакт, он не желает предоставлять информацию о себе и не готов к продуктивному диалогу.
- «Я не уверен» — человек будет всегда сомневаться в своих силах, ни на один вопрос он не сможет дать утвердительный ответ.
Подобные качества дадут собеседнику понять, какой перед ним сидит человек, и появится ли у него желание продолжать с ним общение.
Четвертый этап — подводные камни
Четвертый этап начинается, когда процесс установления делового контакта затянулся на несколько дней. При непосредственной близости партнеры начнут замечать, что знают неполную информацию друг о друге. Выяснить истину об этих «подводных камнях» можно только выступая в роли инициатора. Например, вам показалось, что человек с вами недостаточно прямой и открытый. Задайте ему провокационный вопрос и тщательно анализируйте его реакцию. Такой метод быстро развеет все возможные сомнения.
Пятый этап – адаптация
Последний (завершающий) этап установления контакта подразумевает собой адаптацию партнеров друг к другу. К этому периоду два психологических объекта уже знают все положительные и отрицательные качества друг о друге. Теперь они могут, основываясь на этой информации, находить подход к своему партнёру.
Для чего это нужно?
Отдельно стоит поговорить о том, для чего нужно нарабатывать эту связь в процессе общения:
- Важно знать технику и способы установления контакта с клиентом для того, чтобы вызвать у него доверие. Правильно организованная беседа настроит его на положительный лад — это основа продуктивных отношений.
- Эти качества необходимы при собеседовании. У человека, который опрятно одет, красиво говорит и «надел» на себя позитивные принципы общения, больше шансов получить это место работы.
- О процессе установления и развития контактов должен знать каждый бизнесмен. Правильное общение окажет огромное значение на его деятельность. Кто захочет сотрудничать с невежей, с которым неприятно общаться?
- Правильная организация построения взаимоотношений необходима каждому человеку. Ведь каждый день люди плотно взаимодействуют с другими личностями в магазинах, ресторанах, транспорте и иных общественных местах. «Качественное» общение создает о себе положительное мнение.
Обратная связь
Обратная связь — это ещё один приём установления контакта. Такой подход позволит сформировать правильное мнение о своём собеседнике.
- Требуется обращать внимание на то, как человек отвечает на поставленный вопрос. Если он смотрит в глаза, то это говорит о том, что он максимально заинтересован, тема общения ему действительно близка. Томный взгляд на обстановку в помещении или окно говорит об отсутствии интереса.
- Очень хороший признак, если человек во время беседы делает какие-либо заметки в блокноте. Это говорит о том, что он ответственно подходит к переговорам. Следует обратить внимание на то, на каких моментах он максимально заострил свое внимание.
- Во время переговоров будут появляться различные барьеры. Например, человек будет не понимать расшифровку различных терминов и формулировок. Хороший знак, если он задает много вопросов и пытается раскрыть всю сущность проходящей беседы.
Обратная связь — это очень тонкий психологический подход. Если требуется создать хорошее впечатление о себе, важно заранее уделить внимание этим нюансам.
Внешний вид
Самый эффективный способ установления контакта при переговорах — создание привлекательного образа. Нежелательно для собеседования наряжаться в самые дорогие костюмы. Важно, чтобы образ был сдержанным и опрятным.
Женщине рекомендуется надеть на переговоры стильное платье, которое подчеркнет все достоинства и скроет недостатки её фигуры. Ещё один удачный вариант — строгий костюм. Ни в коем случае одежда не должна демонстрировать ноги и грудь. Такой развратный образ вряд ли сможет вызвать доверие у собеседника. Волосы должны быть максимально уложены. Необходимо, чтобы макияж не был вызывающим, а, напротив, подчеркнул естественную красоту лица. Для маникюра стоит выбирать неброские лаки.
Мужчине рекомендуется отправиться на встречу в деловом костюме. Отличной альтернативой могут стать классические джинсы с рубашкой. Совсем не обязательно, чтобы одежда была от элитного дизайнера. Обычно собеседники обращают внимание на качество обуви и бренд часов. Аксессуар может создать о человеке особое впечатление.
Отдельно стоит поговорить о цветовой палитре. Для собеседования не рекомендуется совмещать несколько ярких оттенков. Например, если блузка или рубашка будет яркой, то аксессуары, брюки или юбка и обувь должны быть нейтрального оттенка.
Невербальное общение
Важную роль играет невербальное общение. Психологи называют его скрытым диалогом. То, как человек ведет себя во время беседы, сможет о многом сообщить. Например, если он сидит сложа руки, то, скорее всего, закрыт или что-то скрывает. Открытая, расслабленная поза говорит о его готовности к общению.
Следует насторожиться, если человек нервничает. Это может говорить о том, что он не уверен в себе или что-то скрывает. Способствующими сигналами станут следующие: если собеседник начинает что-то перебирать в руках, например, активно теребить пуговицу от одежды или чайную ложку.
Тщательно нужно исследовать выражение лица. Огромный плюс, если у человека на лице доброжелательная улыбка. Это признак того, что он настроен на продуктивное общение.
Установление контакта с ребёнком
Отдельно стоит поговорить об установлении контакта с ребенком. Если сделать это правильно, то можно заметно сблизиться. Существует несколько эффективных психологических методов, способствующих улучшению взаимодействия. Среди них следующие:
- Интенсивный ритм вносит в нашу жизнь свои правила. Мамы занимаются построением своей карьеры, внешностью, бытовыми хлопотами и другими полезными делами. Как бы ни было тяжело, стоит минимум один час в день выделять на общение или игры со своим малышом.
- С сыном или дочкой следует общаться максимально спокойно, без повышения тонов. Если родитель будет постоянно ругать своего отпрыска, то существует высокая степень вероятности, что он вырастет замкнутым человеком.
- Своего ребенка нужно просто любить. Читайте с ним книги, ходите гулять, делайте уборку дома, вместе готовьте и просто общайтесь. Даже самая квалифицированная няня с педагогическим образованием не сможет заменить заботу любимой матери.
Установление контакта с ребёнком — это действительно очень важно. Он способствует формированию доверительных отношений между близкими людьми, что немаловажно.
Заключение
Если вы не умеете общаться с людьми, каждое собеседование заканчивается неудачей, у вас появляются проблемы в отношениях с родственниками, значит, пришла пора задуматься о том, как научиться устанавливать контакт между людьми. Несколько простых правил позволят вам сделать это намного успешнее.
Источник