Способы установления контакта с ребенком

Способы установления контакта с ребенком

Наши дети – это кандидаты в успешные, оптимистичные, доброжелательные, творческие взрослые люди. Откроем вам несколько секретов, как стать детям друзьями на пути к взрослению и не потерять контакт с ними.

Секрет № 1. Глаза в глаза. Обращаясь к ребенку или отвечая на его вопросы, важно присесть, наклониться, чтобы быть на одном уровне с ним, и по доброму заглянуть в глаза своего малыша. Так вы сможете показать ему благосклонность, равенство. Есть один беспроигрышный фокус: закрыть глаза руками и так держать их некоторое время. Затем медленно раздвинуть пальцы и посмотреть на ребенка. На его лице появится обязательно улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Секрет № 2. Полетаем. Для того, чтобы установить с ребенком тактильный и эмоциональный контакт, важно пообниматься, «полетать» или «дать пять», и делать это надо не менее 10 раз в день. Объятия ребенку жизненно необходимы, чтобы стать счастливыми, уверенными и даже умными. Если ваше чадо грустит или не хочет разговаривать, выглядит недовольным, хмурым, можно продемонстрировать свое сочувствие: сказать, что видите, что он расстроен и выразить эмоции ребенка на своем лице. Затем обнять и сказать, что готовы выслушать его, но при этом будьте терпеливы, не надо принуждать сейчас же выкладывать все свои мысли.

Секрет № 3. Искренность с ребенком – лучшее, что может быть! Это значит – разговаривать с малышом о том, что вы и он чувствуете, о чем думаете или мечтаете в данный момент. Категорически откажитесь от грубых и обидных слов, прозвищ, подколок. Хочет плакать? Пусть поплачет. Нужно дать малышу понять, что его чувства важны, спокойно проговорить ему ситуацию и то, как можно из нее выйти.

Секрет № 4. Доброе слово. Говорить доброжелательно с ребенком, чаще его хвалить – крайне необходимо! Это внушает ему доверие к Вам и уверенность в себе.

Секрет № 5. Яркий пример. Нелегко, но очень эффективно – быть для ребенка первым, главным, самым ярким примером в любом деле: труд, отдых, увлечения! Полезно изо дня в день проводить не менее часа совместно: играть, читать, гулять, наблюдать, разговаривать, проводить опыты! И вместе с этим давать ребенку время для самостоятельной игры, не отвлекать его от его дел, считая их маловажными. А вот спросить, может ли он отложить свое дело, – отличное решение.

Секрет № 6. Право на ошибку. Необходимо прислушиваться к желаниям ребенка. Позвольте ему иногда совершать ошибки. А если еще не навязывать ему свою помощь, то он вырастет более самостоятельным и инициативным.

Секрет № 7. Идеи, мысли, мнения. Вместо готовых указаний как, когда и что делать, и односложных вопросов, специалисты советуют спросить ребенка подобным образом: «Как тебе такая идея: …?» или «Что сегодня было интересного в детском садике?». Такие вопросы наталкивают дитя на обдумывание ответа и обмен мыслями, идеями и мнениями. Если в силу жизненных обстоятельств нужно подтолкнуть ребенка сделать что-то определенное, можно предлагать неширокий выбор: «Ты наденешь красную или синюю куртку?», «Тебе положить одну или две котлетки?»

Секрет № 8. Прошу совета. Не торопиться высказывать свое мнение! Лучшим решением будет выслушать внимательно, помолчать, выдержать паузу, затем попросить у ребенка совета: «Малыш, я каждый день опаздываю на работу, а ты в детский сад. Как нам поступить?»

Секрет № 9. Мягкая подача. В ситуации капризов, обид, упрямства или другого неуместного поведения ребенка желательно смягчать подачу своих замечаний и требований. Например: «У тебя красивый голос, споешь мне после обеда? Настоящие артисты не поют за едой». Не помешает пробовать переводить детские истерики и манипуляции в разговор о его чувствах. Но… следует помнить, что затевая разговор с разбушевавшимся ребенком на уровне логики (Почему ты себя так ведешь?), эмоциональный контакт теряется.

Секрет № 10. Чувства. Специалисты рекомендуют принимать даже негативные чувства ребенка, признавать и проговаривать их. Чтобы ребенок быстрее успокоился, и капризы утихли, можно помечтать, как бы могли осуществиться желания малыша, например «Вот было бы здорово, если такой самолет прямо сейчас оказался бы у тебя в руках. »

Читайте также:  Способы обучения охране труда

Секрет № 11. Плохо ли отступать от правил? Иногда нужно! Так, в игре можно позволить ребенку проявить фантазию, придумать игру со своими правилами. Вдруг новая игра окажется намного веселее и ярче привычной? А если нет – это прекрасная иллюстрация к тому, что новое не обязательно бывает лучше, но пробовать все-таки стоит. При этом немаловажно искренне переживать вместе с ребенком.

Секрет № 12. Юмор – удивительная вещь! Юмор помогает не только переключить внимание, разрядить обстановку, например «Мне очень жаль, что я не могу тебе позволить десятое мороженое», но и повысить уровень интеллекта, наблюдательности, творчества. Дети в любом возрасте тянутся к веселым, добродушным, сообразительным людям. Но в шутке, как в прочем и в любом деле, главное не «переборщить».

Источник

Установление психологического контакта с детьми младшего дошкольного возраста

Казакова Екатерина Николаевна
Установление психологического контакта с детьми младшего дошкольного возраста

УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В этой статье описывается важность установления психологического контакта. Эксперимент.

Психологический контакт — это отношения, между людьми, характеризующееся желанием и готовностью собеседников общаться друг с другом. Установление психологического контакта является необходимым условием успешного взаимодействия.

Для того, чтобы начать работу с ребенком, необходимо установить с ним психологический контакт. Без взаимного желания взаимодействовать, педагог не может способствовать процессу прогресса в жизни этого ребенка.

Процесс социализации начинается с 3-х лет, когда родители в первый раз приводят ребенка в детский сад. Это является огромным стрессом для младшего дошкольника: слезы, крики, истерики это вполне ожидаемая реакция на смену обстановки, окружающих детей. Для того чтобы процесс социализации протекал плавно, без огромного стресса, воспитателю необходимо знать основные приемы и методы установления психологического контакта, учитывая особенности каждого ребенка в отдельности и условий его воспитания в семье.

Установление контакта может, и скорее всего так и будет, происходить не в первый день знакомства и даже не во второй, потому что понять истинные мотивы поведения, индивидуальные черты характера нельзя определить так быстро, но понравится ребенку и помочь ему раскрыться, преподаватель может с первых минут, проведенных с воспитанником.

Методы установления контакта с воспитанниками:

«Опуститесь» до уровня ребенка. Да, ребенок должен уважать воспитателя, как взрослого человека, но многие допускают ошибку, держа своих воспитанников на дистанции. Играя в то, что нравится детям, получая от этого удовольствие – верный путь построить отношения с ними.

Основные компоненты,которые складывают первое впечатление:

Рассмотрим каждый пункт подробно:

Требования к внешнему виду педагога:

— приходить на работу в чистой одежде и обуви;

-одежда должна соответствовать учреждению (запрещается носить вещи с глубоким вырезом и т. д.)

-оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды;

— коротко стричь ногти.

-Так же одежда не должна стеснять движения.

2. Выражение лица

Вне зависимости от того что происходит в личной жизни воспитателя, нельзя нести негатив и ни в коем случае срываться на детях. От того, с каким настроением вы встретили ребенка, будет зависеть первое впечатление. Среди детей есть любимые воспитатели и «злюки», которым они не очень доверяют.

Тембр голоса ассоциируется с определенной чертой характера:

-визгливый голос ассоциируется с истеричным человеком,

— томный и вялый с ленивым, быстрая и сбивная речь показывает неуверенность в себе

— ровная, четкая речь и звонкий голос с жизнерадостным, уверенным в себе человеком.

По запаху многое можно сказать о человеке, его характере, образе жизни. Человек, умеющий грамотно подбирать духи и в нужном количестве их использовать, производит приятное впечатление. Не каждый ребенок пойдет к человеку, от которого резко пахнет парфюмом. Так же у детей может быть аллергия на запахи и поэтому лучше не стоит пользоваться ими в большом количестве.

Жесты, как и тембр голоса, могут много сказать о характере человека и, как парфюм, оттолкнуть, или наоборот расположить к себе. Это невербальный тип общения и самый важный. Агрессивные, резкие жесты сигнализируют о раздраженности человека. Плавные, умеренные об уверенности и доброжелательности.

Позы делятся на открытые и закрытые:

1) открытая поза.

Человек в открытой позе ведет себя непринужденно, с ним легко общаться. Он в меру расслаблен и в нем нет чрезмерного напряжения, он открыт для общения. Открытую позу можно распознать по повороту туловища и головы к собеседнику, раскрытым ладоням, свободному положению ног (не скрещены, стопы с полной опорой, мышцы расслаблены, взгляд направлен в лицо собеседника;

Читайте также:  Суффиксальный способ образования английском языке

2) закрытая поза.

Она формируется в качестве защитной реакции, как нежелание продолжить общение, несогласие с высказыванием собеседника.

Учитывая индивидуальные особенности детей, соблюдая компоненты первого впечатления и участвуя в играх детей, можно за короткий срок установить контакт с детьми.

Был проведен эксперимент, задача которого состояла в установлении положительного первого впечатления, психологического контакта с группой младших дошкольников садика №445, 4 группы «Затейники». Использование танцевальных элементов в игре, театральное исполнение заданных образов помогло раскрепостить детей и установить контакт с группой.

О заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста Художественная литература заключает в себе богатейшие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Особенно.

Фотоотчет о празднике «В осеннем лесу» с детьми младшего дошкольного возраста Все детские сады из года в год готовятся к проведению осеннего праздника. Для малышей нашей группы этот праздник стал первым крупным мероприятием.

Картотека игр для налаживания контакта с детьми раннего возраста в адаптационный период КАРТОТЕКА игр для налаживания контакта с детьми раннего возраста в адаптационный период Дай ручку! Цель: развитие эмоционального общения.

Картотека игр для знакомства и установления положительного контакта между детьми. Картотека игр. Данные игры помогают научить детей: • устанавливать доверительный контакт между собой; • чувствовать состояние и настроение.

Планирование культурно-досуговой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста месяц физкультурные 2 музыкальные 4 сентябрь Развлечение «В гостях у Петрушки» Досуг «Здравствуй, сад, давай познакомимся» Досуг «Музыкальные.

Музыкальные занятия с детьми младшего дошкольного возраста Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие.

Организация проведения прогулок с детьми младшего дошкольного возраста ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Процесс воспитания детей непрерывен. Прогулка имеет большое значение для развития.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Вот и подошел к концу летний оздоровительный период. И мы снова встречаемся с коллегами на педсовете, подводя итоги «летней работы». Я познакомила.

Театрализованные игры с детьми младшего дошкольного возраста Дети с ранних лет стремятся к творчеству и для расширения игрового опыта наших детей мы используем театрализованную игру. С детьми мы разыгрываем.

Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста Тема «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Актуальность: В настоящее время актуальность игровой.

Источник

Приемы установления контакта с ребенком в период адаптации
статья по логопедии на тему

В период поступления ребенка в ДОУ при наборе групп или переводе из одного детского сада в другой, учитель — логопед осуществляет диагностику его уровня речевого развития. Данная задача решается в сложных условиях адаптации.

Скачать:

Вложение Размер
priemy_kontakta.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С РЕБЕНКОМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

В период поступления ребенка в ДОУ при наборе групп или переводе из одного детского сада в другой, учитель – логопед осуществляет диагностику его уровня речевого развития. Данная задача решается в сложных условиях адаптации. Ребенок привыкает к группе, к новым детям, к незнакомым взрослым, с которыми ему необходимо вступать в общение.

Установление контакта с ребенком является важной ступенькой в дальнейшем взаимодействии с педагогом. Необходимо постараться организовать ситуацию общения так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями. Сначала ребенок должен получить опыт доверительного общения, и только потом, добившись привязанности, мы можем постепенно развивать более сложные формы взаимодействия.

Цель учителя–логопеда в период адаптации — установление личного контакта с дошкольником.

Перед непосредственным общением с маленьким ребенком, необходимо выяснить в беседе с воспитателем особенности его поведения, вступления в контакт, его личностные черты, которые могут помочь при общении либо оттолкнуть ребенка. При ознакомлении с медицинской картой нужно обратить внимание на возможные причины нарушения развития речи, наследственный фактор, заболевания в раннем возрасте, уровень психомоторного развития по эпикризам.

Работу учителя – логопеда в период адаптации можно строить следующим образом.

С маленькими детьми начинаю общаться в группе, в знакомой обстановке. В общении занимаю позицию равного партнера. («Я не умею играть с машинкой. – Научи меня. — Покажи. – Можно я завтра приду поиграть?»). В ходе разговора принимаю адекватно возрасту ребенка пространственную позицию, стараясь встретиться с ним взглядом и удержать его. Общение по продолжительности индивидуально дозированное, в ходе которого стараюсь выявить потенциальные возможности ребенка. На следующий день можно попробовать показать картинку или поиграть в игру «Дай задание кукле». Когда у ребенка появляется доверие к взрослому, приглашаю к себе в кабинет: «Хотите ко мне в гости?», «Пойдем ко мне в гости?»

Перед обследованием уровня речевого развития знакомлю малыша с кабинетом, чтобы в последующем он не отвлекался, рассматривая новое для него пространство. Показываю игрушки, прошу назвать их.

Выясняю, как ребенок хочет, чтобы его называли, как он привык, как его зовут дома. Это дополнительно создает атмосферу доверия и теплоты. Можно обратить внимание на внешний вид ребенка («Какой у тебя красивый бант, платье!»), поинтересоваться его игрушкой. Чтобы побудить ребенка на говорение, неправильно называю игрушку, предметы окружения, тем самым, вызывая желание исправить.

Вступая с ребенком в совместную деятельность, интересуюсь, чем он занимается (расспрашиваю его об игре; показываю, как надо играть; играю вместе с ним). Привлекаю внимание ребенка к новой игрушке «Посмотри, какую игрушку я принесла, тебе она нравится? Хочешь поиграть? Придумай имя игрушке». Предлагаю сделать Волшебную трубу (альбомный лист, скрученный в трубочку, с одного конца взрослый смотрит или слушает, а с другого ребенок). В игре можно определить латерализацию.

Если ребенок не идет на контакт?

Первые попытки общения должны проходить без спешки, в очень спокойных условиях, чтобы у малыша было время привыкнуть к новой обстановке, новому человеку. Его могут спугнуть и громкий голос, и резкие движения, и вообще излишняя активность и суетливость взрослого.

В общении с ребенком лучше избегать слишком прямого обращения: пристального взгляда, активных попыток привлечь внимание, вопросов и настойчивых предложений что-то посмотреть, послушать, с чем-то поиграть. В то же время стараться, чтобы ситуация знакомства не была и абсолютно нейтральной. Необходимо дать понять ребенку, что педагог находится здесь ради него, что он ему симпатичен и интересен, и поддерживать его попытки вступить в контакт. Непродуктивно с самого начала активно навязывать ему свой ритм, свои предпочтения, свою логику взаимодействия.

Соответственно не следует торопиться переходить к более развернутым формам взаимодействия. Ребенок должен сначала «обжить» сам момент установления контакта, опробовать свою способность вызывать другого человека на общение. Постепенно такую ситуацию можно «легализовать», перейдя к ней явным образом, и тут важно, чтобы ребенок снова пережил от нее удовольствие, привык к ней, почувствовал, что сам контролирует ситуацию: дистанцию контакта, его интенсивность и длительность.

Если ребенок не идет сразу на контакт, использую приемы:

  1. Подвижные игры (С мячом).
  2. Выстраивание диалога от имени игрушки с изменением голоса.
  3. Использование кукольного или других видов театра, когда одна игрушка (персонаж) у взрослого, а другая — у ребенка: «Кем ты будешь? Давай я буду мишкой, а ты Машенькой».

Если ребенок не хочет играть, выполняю обе роли, тем самым побуждая его говорить через героя сказки. Затем повторно предлагаю выполнить роль одного из героев.

  1. «Телефон» («Давай позвоним маме, другу или игрушке»).
  2. Общение через ребенка – посредника. Ребенок выбирает себе друга и наблюдает за общением его с логопедом, постепенно вовлекаясь в диалог, совместную предметную деятельность или игру.
  3. Сюжетно-ролевая игра («Я буду мамой, сварю кашку. Саша будет кормить кошку, Маша – собачку, а Дима — зайчика»).
  4. Подключение к диалогу воспитателя группы и ребенка по заранее составленным мной вопросам или заданиям.
  5. Общение через родителей. Этому предшествует беседа с родителями, объясняется цель, даются задания «Покажите, как вы играете дома». Таким образом, наблюдаю, как с ребенком общаются родители, что он любит делать.

В случае стойкого нежелания ребенка общаться со мной, временно оставляю ребенка в покое, но наблюдаю за ним в режимных моментах (в игре, на занятиях, при одевании на прогулку, на прогулке и т.д.) и выбираю наиболее подходящий прием налаживания контакта.

Предложенные приемы помогут педагогам в период адаптации в установлении более легкого и быстрого контакта с детьми, имеющими различные коммуникативные проблемы.

Источник

Читайте также:  Гречневая каша хайнц безмолочная способ приготовления для первого прикорма
Оцените статью
Разные способы