Способы установления контакта с аудиторией
Что же такое ораторство? По многим определениям ораторство – это сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Речи можно разделить на развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию и т.д., в зависимости от поставленной оратором цели.
Можно наблюдать истоки ораторского искусства еще в V веке до н.э., когда это называлось «риторика». Риторику относят к древнейшим искусствам. Оно возникло как ответ на практическую потребность общества. Вопросы общества решались на Народном собрании, публично слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями называют Платона и Аристотеля; а их предшественники, создавшие первые труды по риторике — это Лисий, Георгий. К числу наиболее прославленных ораторов того времени можно отнести Демосфена, Сократа, Перикла. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни. Одной из основных задач оратора, который хочет добиться успеха, становиться привлечение как можно большего числа людей на свою сторону.
Начало контакта с аудиторией
Когда аудитория незнакомая, то между выступающим и публикой возникает стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Такое происходит очень часто, поэтому оратору просто необходимо знать, как выходить из этой ситуации, как разрушить стену и как установить контакт. Лучше убрать эту стену сразу, хотя со временем она разрушается сама. Этому помогают следующие виды контакта с аудиторией:
а) Доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса
б) Естественность
в) Раскрепощенность
г) Разговорный стиль изложения
д) Свободные жесты и движения
Зрительный контакт так же необходим, ведь он выражает заботу о слушателе. До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Достаточно только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки или просто закрыть глаза. Такой оратор не сумеет наладить общение со слушателями.
Но надо заметить, что ничуть не лучше и пустой взгляд оратора, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора. Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет аудитории избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда. С каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом, оратор должен переводить взгляд от одной стены к другой. А вместе с этим иногда поворачивать голову и немного корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют.
Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу – 5-7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.
Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоцианально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.
Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:
• Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
• Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
• Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.
• Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
• Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
• Показ практической значимости информации.
• Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
• Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».
• Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
• Прием градации — нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
• Прием инверсии — речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
• Прием апелляции к собственным мыслям.
Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.
Тропы — это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т.д.
Сравнение — один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.
Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?).
Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, несмотря на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Но, если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст многое и для позы и для чувства уверенности. Стоит поупражняться в манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы:
Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги. В наиболее выразительных местах речи упор делается сильнее на носок, чем на пятку. Колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не прижаты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.
Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки – подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.
В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.
Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей выступающего и представляют собой проявления его настроения и мыслей. Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но жестом считается любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, жестикуляция свойственна абсолютно всем, не только одним профессиональным ораторам.
Конечно же оратору необходимо соблюдать кое-какие правила по жестикуляции, ведь одно неправильное движение или неправильно понятый аудиторией жест, может навредить оратору.
а) Жесты должны быть непроизвольны. Оратор должен прибегать к жесту по мере ощущения потребности в нем.
б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не надо жестикулировать руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
в) Нужно научиться управлять жестами. Необходимо помнить, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
г) Внесение разнообразие в жестикуляцию. Нельзя пользоваться без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.
С первого до последнего слова оратор должен бороться за внимание и интерес аудитории, за готовность воспринять, что он говорит, за желание согласиться с ним и последовать его предложениям. И это нельзя понимать, как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее выступлению. Оратор для этого постоянно поддерживает психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждает и заостряет их интерес, добивается их расположения, преодолевает безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекает, удовлетворяет любознательность, воодушевляет, убеждает и призывает к действию — в зависимости от мотивов выступления.
Литература
1. Д. Карнеги, «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», перевод с английского. Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.: Прогресс, 1994 – 704 с. 2. Н.Н.Кохтев, «Основы ораторской речи». Московский университет, М.: 1992г. – 521 с.
Источник
Установление контакта с аудиторией
Установление контакта с аудиторией – это первая ступень любого публичного выступления. Именно первые минуты зачастую и определяют весь его тон и то, как аудитория будет реагировать на оратора и на то, что он хочет до нее донести. Отдельного разговора в рамках темы публичных выступлений заслуживает зрительный контакт. О том, почему он так необходим, как правильно его устанавливать и какие последовательные шаги для этого нужно предпринять мы и поговорим.
Введение
Установление контакта с аудиторией начинается именно с формирования зрительного контакта. Я приведу самый примитивный пример, который с ходу прояснит, почему он несет в себе такое большое значение. Скажите своему любимому человеку «Я люблю тебя». Сделайте это трижды. Первый раз – глядя прямо в глаза, в другой раз – глядя куда-то в сторону, в третий раз – глядя на другого человека. После каждого такого признания обратите внимание на то, какова будет реакция этого человека на ваши слова. Просто попробуйте и вы убедитесь, насколько зрительный контакт увеличивает значимость ваших слов в глазах и в сознании собеседника.
Тот же подход справедлив и в отношении публичного выступления, а все по одной простой причине, что зрительный нерв толще слухового примерно в 50 раз. Именно через визуальные образы, то есть при помощи глаз мы усваиваем порядка 90% всей информации об окружающем нас мире. Именно ваш взгляд на публику, определяет то, как она вас воспринимает. Нередко глаза выступающего выдают о нем больше информации, чем его речь.
СОВЕТ. Данный материал является логическим продолжением статей «Страх публичных выступлений», «Подготовка к публичному выступлению» и «Структура публичного выступления». Для более полного и глубокого понимания темы, рекомендую также ознакомиться и с ним.
С чего начинается выступление
Как я уже рассказывал в предыдущей статье «Структура публичного выступления», в начальной фазе любого подобного мероприятия лежит установление контакта с аудиторией. Здесь же мы будем разбираться с тем, как достигнуть того же эффекта, но только практически без слов. Для этого необходимо в процессе выхода к аудитории придать лицу доброжелательный вид с легкой улыбкой. Как обычно, тут важно не перестараться, не выдавливать ее из себя и не растягивать рот до ушей, иначе ваша фальшь будет предельно очевидна. Будьте естественны и искренни в выражении своих чувств.
Оказавшись перед публикой, не спеша охватите взглядом всех присутствующих. Беглым взглядом пройдитесь по лицам и постарайтесь заглянуть в глаза буквально каждому из них. Если вы уловили среди сидящих в зале встречный взгляд, слегка кивните в ответ, чтобы подчеркнуть, что вы его заметили. Даже если всех присутствующих вы видите впервые и никто из них вам не знаком, отмечая их глаза своим беглым взглядом, вы тем самым устанавливаете с ними подсознательный контакт. Затем, в ходе всего мероприятия этот контакт будет держаться достаточно прочно. Именно таким и должно быть первичное установление контакта с аудиторией.
Установление контакта с аудиторией
Как мы с вами уже выяснили, установление зрительного контакта, говоря на языке аналогий – это не хаотичное бомбометание, а целевые ракетные удары. Бесполезно стараться устанавливать контакт со всем залом, ибо это попросту невозможно. Вместо этого встречайтесь взглядом с каждым из тех, кто сидит в аудитории. Возможно вы подумаете, что это может занять довольно много времени и будет отвлекать вас от основной задачи, но на практике, все намного проще. Наши глаза способны двигаться с невероятной скоростью, благодаря чему вы способны менять направление взгляда буквально за доли секунды. Каждому встречному взгляду из зала уделяйте буквально доли секунды, так вы сможете и контакт установить и охватить большое количество слушателей за короткий промежуток времени. Ваша задача скользить по глазам, но не задерживаться на них.
В первые секунды своего выступления, когда вы мигом скользите по лицам и происходит установление контакта с аудиторией, а именно с теми слушателями, которые уже смотрят на вас. Затем свои глаза поднимают и те, кто во время таких мероприятий обычно ковыряется в телефоне или планшете. В тот момент, когда вы начнете свою речь, они поднимут свои глаза, а вы встретите их своим взглядом. После такого зрительного контакта, когда человек видит ваш встречный взгляд, он подсознательно сделает вывод, что вы видите его среди всей толпы и даже возможно следите за ним. Это будет побуждать его слушать вас внимательнее и уже не опускать глаза обратно в гаджет. Далее, в ходе выступления дождитесь того момента, когда свои глаза поднимут и те слушатели, которые вообще не привыкли смотреть на оратора. Чем бы они не занимались, слушая вас, рано или поздно они поднимут свои глаза и обнаружив ваш встречный взгляд уже долго их не опустят.
Ошибки в работе с аудиторией
Самой распространенной ошибкой, которую вы можете допустить, когда происходит установление контакта с аудиторией, является упущение из виду отдельных ее частей. Зачастую это задние и боковые ряды, то есть крайние места в конце зала и по его флангам. Как правило, именно с этих мест зачастую задают самые щекотливые или провоцирующие вопросы. Именно в этих рядах все время шелестят, щелкают, перешептываются, нервно кашляют и даже ехидно похихикивают. Что является тому причиной? Как правило, то, что именно этим местам обычно не уделяют достаточно внимания, что в том числе объясняется уровнем вашего профессионализма, то есть умением охватить и увлечь темой всех присутствующих.
Как известно, угол обзора новичка в ораторском ремесле составляет порядка 35 градусов, а у умудренного опытом оратора до 45 градусов. Другими словами, одна из популярных ошибок в работе с публикой – это установление контакта с аудиторией исключительно внутри собственного угла обзора, что позволяет работать только с ее серединой. Именно с теми слушателями, которые находятся в центральной части аудитории, зачастую и формируется хороший зрительный контакт от самого начала и до конца выступления. Представители именно этих мест внимательно слушают, кивают головой и всячески демонстрируют заинтересованность.
Работа над ошибками
Прежде всего, стоит начать с выбора такого места перед слушателями, которое наилучшим образом обеспечивает оратору благоприятное и успешное установление контакта с аудиторией, буквально с каждым ее присутствующим. Поскольку помещения, в которых оратор то и дело выступает, практически всегда отличаются друг от друга, то выбирать место исключительно исходя из их размера – занятие неблагодарное. По этой причине, в среде как начинающих, так и более опытных ораторов вошло в оборот негласное правило, суть которого сводится к тому, что в оптимальной позиции оратор стоит так, что расстояние между ним и боковыми местами (слева и справа) первого ряда аудитории образует равносторонний треугольник. Причем именно равносторонний, но никак не равнобедренный. Такое положение оратора относительно аудитории считается оптимальным.
Это правило можно применять как для квадратных, так и для прямоугольных и иных конфигураций залов. Благодаря ему, вы с легкостью можете определить, в какой точке вам лучше всего находиться, чтобы установление контакта с аудиторией прошло максимально гладко. Причем особую важность это правило играет именно для начальной фазы выступления, так как на всем его протяжении оратору необходимо перемещаться по аудитории от одного ее края к другому. Особенно внимание стоит обращать на так называемые «сигналы потери внимания». Речь идет о тех местах, с которых доносится тихая беседа, шуршание конфет, оповещения смартфона и т. д. Как только вы акцентируете свой взгляд на этих рядах, их внимание возобновляется практически моментально. Как показывает опыт, вашими самыми верными союзниками становятся те, кто изначально считал себя лишенным зрительного контакта. В ходе мероприятия подходите к разным краям аудитории и направляйте свои вопросы к разным частям зала. Это можно делать как при помощи взгляда, так и при помощи жестов и непосредственно слов.
Заключение
Установление контакта с аудиторией, особенно в своей начальной части, во многом опирается на зрительное восприятие. Как я уже говорил в начале, зрительный нерв намного толще слухового, как следствие, важность увиденного в сознании аудитории всегда будет превышать важность услышанного. По большому счету, аудиторию можно в какой-то мере сравнить с женщиной, ведь если вы не способны уделить ей достаточное количество внимания, она с большой долей вероятности либо обидится на вас, либо потеряет к вам интерес. Вы уже одним только своим взглядом должны научиться демонстрировать каждому из присутствующих свою заинтересованность в их внимании и в том, все ли им понятно из того, что вы хотите до них донести. Истина как всегда лежит на поверхности – чтобы аудитория проявила к вам интерес, вы сами прежде всего должны проявить интерес к ней.
Источник