- Стадии установления доверительных отношений (по Филонову Л.Б.)
- Психологический контакт – что это, приемы и методы установления
- Что такое психологический контакт
- Методика установления психологического контакта
- Этапы психологического контакта
- Приемы установления психологического контакта
- Какие условия успешного установления психологического контакта
- Барьеры для взаимодействия
- Психологические
- Коммуникативные
- Мои рекомендации
- Заключение
Стадии установления доверительных отношений (по Филонову Л.Б.)
«Принципиальными для развития доверия являются следующие положения, которые должны быть учтены инициатором контакта: 1) доверительное общение не навязывается; основное внимание уделяется тому, чтобы вызвать в собеседнике собственное желание общаться с психологом (врачом, педагогом и т.п.); 2) процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы, задержка которых, также как и попытка проскочить тот или иной этап, могут свести на нет все усилия врача (психолога, педагога . ); Процесс контактирования носит поступательный характер, возможности перехода к последующим стадиям взаимодействия определяются рядом специфических признаков; 3) фиксация признаков и показателей в развитии контакта дает инициатору основание для использования иных способов и приемов воздействия, отличных от применявшихся ранее.
Итак, метод контактного взаимодействия предусматривает последовательный переход от изначального «незнания» (предупрежденности) партнеров по взаимодействию к взаимопониманию; переход от неопределенности, тревожности и повышенного самоконтроля к уверенности в партнере, спокойствию и спонтанности высказываний.
Первая стадия общения – накопление согласия. Учитывая, что собеседник имеет определенные ожидания относительного того, как будет действовать инициатор контакта, он соответствующим образом подготавливается к общению с ним, «выстраивает» барьеры возможным воздействиям, повышает контроль за своими высказываниями. Настороженность, боязнь раскрыть свои слабые места, подвергнуться осуждению или оказаться в зависимости от вышестоящих препятствуют установлению контакта. Вместе с тем, собеседник обычно испытывает непроизвольный интерес к тому, чего от него хотят. Поэтому инициатор должен нейтрализовать негативные установи собеседника (пациента) и постараться усилить действия побуждений, способствующих общению и сближению.
Наиболее целесообразно начинать общение с обсуждения нейтральной и достаточно актуальной темы – той, о которой все говорят (о погоде, спортивных состязаниях, новых фильмах . Беседа должна протекать легко, свободно, без напряжения. При постановке вопросов не следует настаивать на ответах, нецелесообразно задавать вопросы, на которые собеседник даст отрицательный ответ. Если собеседник отмалчивается, то инициатор контакта «считывает» (по мимике и жестам) его вероятные ответы, угадывая его мысли, психические состояния. .
Вторая стадия общения – поиск совпадающих интересов. Для установления психологического контакта недостаточно одного лишь признания возможности «нормально говорить». Необходимо найти точки соприкосновения интересов инициатора контакта и собеседника, способные стать материалом для дальнейшего сближения. К этому материалу предъявляются требования, которые должны обеспечить дальнейшее сближение партнеров, сделать их общение неофициальным, лишенным статусных различий.
В ходе беседы желательно накапливать все то, что указывает на сходство позиций и снижает значение имеющихся различий в статусе, возрасте, образовании и т.п.
Третья стадия общения предполагает взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов. После достижения первичного согласия общение приобретает положительную эмоциональную окраску. Дальнейшее развитие общения требует поиска более прочной и широкой основы для углубления отношений, которые, возможны в том случае, когда партнеры готовы принять друг друга. На данной стадии инициатор общения и собеседник выдвигают на первый план те свои качества, и свойства, которые благоприятно скажутся на дальнейшем развитии отношений, – это прямота, честность, откровенность, деловитость, надежность и т.п. Те качества, которые возможно человек себе как бы «приписывает» должны приниматься инициатором общения безоговорочно, без высказываний сомнений в их существовании. О благополучном развитии отношений можно судить по появлению высказываний личного характера: «Я считаю . », «Я люблю . », «Обычно я . » Лучше, если происходит процесс солидарного обсуждения и инициатор общения соглашается или заявляет о своих положительных качествах, подчеркивая этим сходство взглядов, оценок, личностных качеств. В результате общения на данной стадии контактирования собеседник должен прийти к выводу, что у него и у визави имеются не только общие интересы, но и общие взгляды, сходство характеров.
Четвертая стадия общения – это выявление качеств, опасныхдля взаимодействия. Дальнейшее развитие контактных взаимоотношений предполагает взаимное ознакомление с особенностями личности, опасными для общения. Настороженность, боязнь открыться, выставить их напоказ могут затормозить или вовсе прервать развитие отношений, поэтому инициатор должен организовать общение так, чтобы собеседник на добровольной основе раскрыл негативные стороны своей личности. Следует иметь в виду, что о структуре личности собеседника можно судить по тому, в каком порядке он раскрывает свои качества и принципы поведения: в первую очередь демонстрируются главные достоинства человека, а недостатки маскируются; они раскрываются в последнюю очередь и в обратном порядке – сначала менее существенные (чтобы не отпугнуть партнера), а затем и более опасные. В связи с этим тактика инициатора контакта строится следующим образом: если в разговоре «всплывают» какие-либо негативные качества, то им особенное внимание не уделяется (эти качества не осуждаются и не обсуждаются). В ответ на доверие со стороны собеседника инициатору также следует раскрыть некоторые свои слабости и недостатки, используя это как средство, вызывающее ответное доверие. Общение не должно носить характера «выведывания», на вопросы следует давать прямые, ясные ответы (не уходить от них).
Пятая стадия общения – способы индивидуального воздействия и взаимной адаптации партнеров. Обоюдное желание продолжать общение выдвигает на первый план поиск общей цели взаимодействия людей, которые достаточно хорошо узнали друг друга и готовы взаимно приспосабливаться друг к другу. Успешность этой цели предопределяется тем, что партнеры могут опереться на известные положительные качества, обойти, компенсировать или устранить отрицательные. Инициатор контакта получает возможность влиять на собеседника, вызывая у него готовность к перестройке, способствующей оптимизации взаимодействия. О готовности собеседника отказаться от некоторых , ранее отстаиваемых принципов можно судить по тому, что он все чаще начинает высказывать мнения, суждения, ранее высказывавшимися инициатором контакта, а теперь «присвоенные» им. Кроме того, собеседник начинает признавать свои ошибки, говорит о том, что раньше был не прав.
Необходимо учитывать, ряд особенностей собеседника с трудом могут поддаваться коррекции, другие же он не считает возможным «переделывать», подстраивать под ожидания партнера. На данной стадии можно уже открыто говорить о том, какие цели ставит перед собой инициатор общения двух людей.
Шестая стадия общения – согласованное взаимодействие. Взаимное приспособление людей устраняет последние препятствия на пути эффективного взаимодействия – ими созданы. Психологические условия, позволяющие теперь ставить конкретные цели, и все это расценивается ими как результат обоюдных усилий, как общее достояние. Чтобы правильно распорядиться им необходимо распределить роли и согласовать правила взаимодействия. Теперь инициатор контакта не маскирует различие между собой и собеседником, как это было на предыдущих этапах общения, а, наоборот, подчеркивает эти различия, обосновывая почему он берет на себя роль лидера, а собеседник (пациент, клиент . ) должен признать свою подчиненную роль. Следует отметить, что теперь у собеседника не возникает стремления отстоять свою независимость – он знает, что ему нечего бояться специалиста».
Табл.6.2. Стадии углубления контакта по Л.Б. Филонову (1989)
Функции стадий общения | Изменения психического состояния | Способы управления психическим состоянием | Навыки, необходимые инициатору контакта |
1. У людей складывают-ся представления о же-лательности и возмож-ности общаться друг с другом; создаются пред-посылки для взаимопо-нимания; устраняются психические барьеры | Исходное состояние: неопределенность, напряжение, сверхконтроль. Конечное состояние: снятие напряжения, ощущение безопасности, создание первичной зоны согласия. | Подчеркивание согласия, избегание расхождений и споров. | Умение поддерживать непринужденную беседу на нейтральную тему. |
2. Общение по поводу общих интересов, создание фонда общих представлений, вызов положительных эмоций. | Исходное состояние: готов-ность беседовать на Инте-ресную тему без лишнего напряжения. Конечное сос-тояние: готовность продол-жать общение по другим темам. | Поиск и обсуждение темы, имеющей обоюдный интерес; акцент на равенстве позиций, расширение зоны общих интересов и согласия. | Знание интересов собеседника, накопление запаса тем, представляющих ценность для общения. |
3. Устанавливаются значимые качества, предлагаемые для взаимного принятия партнерами | Исходное состояние: готовность перейти от обсуждения интересов к общению по поводу качеств личности. Конечное состояние: демонстрация достоинств. | Демонстрация готов-ности принять предлага-емые качества, избега-ние доминирования, проявление откровенности и умения хранить чужие тайны. | Умение «расшифровать» намерение партнера, направлять развитие общения. |
4. Выявление реальных, в том числе и отрицательных, качеств партнеров. | Исходное состояние: жела-ние продолжать общение и опасение разрушить его. Конечное состояние: приня-тие негативных качеств, желание устранить их. | Обмен и авансирование доверием. Обсуждение факторов, могущих препятствовать дальнейшему взаимодействию. | Умение вести дискуссию, корректировать поведение, преодолевать негативные качества. |
5. Взаимная адаптация, изменение собственных качеств в соответствии с запросами партнера | Исходное состояние: обнаружение качеств, потенциально опасных для общения. Конечное состояние: компенсация препятствий, культивирование полезных качеств. | Взаимная откровен-ность, выработка удовлетворяющего обоих стиля взаимодействия, построение перспективных планов сотрудничества. | Умение прогнозировать и управлять поведением партнера, подстраиваться под него. |
6. Организация системы отношений, совместной деятельности, полное взаимопонимание и доверие. | Исходное состояние: не определенность системы отношений. Конечное состояние: распределение ролей и согласованность действий. | Выработка общих целей и средств деятельности; выработка совместных решений и совместное их осуществление. | Умение распределять роли с учетом способностей собеседника и его личностных качеств. |
ПОДВОДЯ ИТОГ
«Три фигурки» (индийская притча)
Однажды Акбар, индийский царь, получил в подарок три абсолютно
одинаковые золотые фигурки. Дарящий сказал также, что у каждой фигурки —
свое значение и своя ценность. Чем же различались они одна от другой? Этот
вопрос должны были решить советники царя. Сколько ни искали они различия, но так и не обнаружили их. Один из мудрецов, Бирбал, тем не менее продолжал свои поиски. Наконец, в каждой из фигурок он обнаружил по маленькому отверстию в ухе. В них-то мудрец и продел тонкую золотую нить. Тогда и стало очевидным, что у одной нить вышла из второго уха, у другой — изо рта, а у третьей фигурки нитка вышла через пупок.
Настало время растолковать ценность и значение фигурок. Бирбал так
объяснил их царю:
— Решение таково. Первая фигурка — символ человека, у которого в одно
ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает нам человека,
который, едва выслушав сказанное, спешит рассказать об услышанном
другим. Третья фигурка символизирует человека, который, услышав от
других что-то, старается пропустить это через собственное сердце. Эта
фигурка — самая ценная из трех.
[1] Цитируемые далее фрагменты взяты из книги профессора А.Н. Орлова «Исцеление словом». – Красноярск, 1989
Источник
Психологический контакт – что это, приемы и методы установления
Психологический контакт – это в психологии способ установления доверительных отношений между двумя людьми. Он важен и нужен в деловых и личных отношениях. Без него невозможно найти друзей, партнеров, покупателей или продавцов. Давайте рассмотрим понятие психологического контакта, методы и способы его установления, а также психологическое содержание контакта между партнерами по общению.
Что такое психологический контакт
Психологический контакт – это процесс установления доверительных, дружеских отношений. Он основывается на поиске общих интересов, целей. Психологический контакт означает встречу одной личности с другой, он проявляется только во взаимодействии.
Сколько этапов насчитывает структура психологического контакта? Три:
- Оппоненты оценивают друг друга по внешнему виду и поведению. На этом этапе складывается первое представление о человеке, люди принимают решение, хотят ли они вступать в диалог.
- Появляется взаимная заинтересованность. Участники общения отходят от общей группы, выбирают свою тему для разговора.
- Происходит объединение в диаду. Дистанция между участниками общения сокращается, они строят совместные планы, тянутся друг к другу.
Психологический контакт используется во всех сферах жизни и видах деятельности. Он нужен для того, чтобы:
- повысить продажи;
- найти клиентов или покупателей;
- завести друзей или построить любовные отношения;
- устроиться на работу и продвинуться по карьерной лестнице;
- обзавестись полезными связями;
- влиться в коллектив.
Установление психологического контакта – это метод предотвращения и разрешения конфликтов.
Методика установления психологического контакта
Существуют разные методы и методики установления психологического контакта:
- Дружелюбное начало беседы. Вы сами становитесь инициатором контакта, улыбаетесь, обращаетесь к собеседнику по имени, делаете комплименты или разряжаете обстановку уместной шуткой. Необходимо вербально и невербально выразить свою симпатию. Важно не переусердствовать, следить за естественностью.
- Вы-техника. Лучше начать с того, что интересно собеседнику. Это поможет ему раскрыться, выйти из зоны комфорта, разрушить барьеры.
- Вовлечение в диалог. Нужно выбрать такую тему, чтобы человек не смог промолчать. Это может быть что-то из общественных новостей или волнующее лично его. Важно не доводить разговор до ссоры, спора.
- Три «Да». Задавайте нейтральные вопросы, на которые человек ответит утвердительно. После этого можно задавать вопросы, важные для вас. Высока вероятность, что собеседник снова согласится. Это техника эффективных продаж.
- Зеркальное отражение. Задавайте такие вопросы, которые питают самоуважение и самолюбие человека. Например: «Правда, что в этом месяце вы стали лучшим работником этой компании?».
- Смена имен. Начните общение с обращения по имени и отчеству, потом перейдите на имя, а затем – на прозвище. Если отношение к оппоненту негативное – на оскорбительное прозвище.
Важно! Рекомендуется во время взаимодействия использовать сразу несколько техник.
Этапы психологического контакта
В психологии принято выделять 5 этапов (стадий) развития психологического контакта:
- Устранение психологических барьеров. Нужно стать инициатором общения, выбрать нейтральную тему для разговора. При этом нужно вести диалог так, чтобы оппонент захотел поддержать его, согласился с вашими высказываниями.
- Общие интересы. Теперь можно переходить от нейтральных тем к интересам собеседника. Важно, чтобы вы разбирались в теме. Параллельно можно ненавязчиво искать другие темы и точки соприкосновения. Это поможет продлить диалог.
- Выбор тактики общения. Согласно цели вашего контакта начните делиться чем-то личным, расскажите о своих сильных сторонах, достоинствах, достижениях. В скором времени собеседник тоже начнет открываться.
- Поиск подводных камней. Внимательно слушайте оппонента, задавайте наводящие вопросы или приводите примеры из жизни, чтобы понять, что потенциально может помешать вам выстроить продуктивные отношения.
- Стабилизация общения. Теперь вы знаете общие темы, запрещенные вопросы и нейтральные области для взаимодействия. А еще вы знаете о сильных и слабых сторонах своего оппонента, его особенностях. Можно начинать воздействовать на человека, чтобы добиться первоначальной цели контакта.
Приемы установления психологического контакта
Существуют общие психологические приемы установления контакта:
- Учитывайте и уважайте личные границы другого человека, его мнение и убеждения. Не будьте навязчивым и жестким.
- Сохраняйте нейтрально-дружелюбный тон при общении с малознакомым человеком. Избегайте грубостей, пошлостей, сленга.
- Умейте признавать свои ошибки и извиняться за них.
- Не критикуйте оппонента, его интересы, мировоззрение и личность в целом.
- Наделяйте слова ценностью, смыслом.
- Не перебивайте.
- Включайте эмпатию, вставайте на место другого человека. Думайте, как ваши слова и действия влияют на его поведение.
- Обращайтесь к человеку так, как ему будет привычнее, приятнее и комфортнее. Предварительно спросите, как вы можете к нему обращаться.
Дополнительные техники установления психологического контакта в деловом общении:
- Подумайте, какая форма и стиль подачи информации максимально соответствуют вашей цели общения. Согласно им расскажите о себе и о компании.
- Поинтересуйтесь потребностями и интересами оппонента. Узнайте, чего он ждет от этого сотрудничества, что он готов предложить для достижения общих целей.
- Опишите выгоды сотрудничества с вами. Называйте реальные преимущества, не давите, ненавязчиво акцентируйте внимание на интересах клиента.
- Выставите на рассмотрение другие предложения, если первое не устроило клиента.
- Обсудите еще раз детали утвержденного предложения, заключите сделку.
Общение само по себе – это форма деятельности, приводящая к установлению психологического контакта.
Какие условия успешного установления психологического контакта
Главное условие установления успешного психологического контакта – стараться понять оппонента, искренне отнестись к его проблемам. Важно осознавать, что вы не обязаны удовлетворять все потребности собеседника, но вы всегда можете понять его.
Другие условия успешного установления контакта:
- выражение радости по поводу общения, непринужденность знакомства;
- заинтересованность жизнью, делами собеседника (каждый человек думает, прежде всего, о себе);
- наличие зацепки (продумайте сразу, с чего начнете диалог);
- незаметное копирование эмоций, жестов, мимики оппонента (это разрушает психологические барьеры);
- просьба о помощи и оказание помощи;
- сопереживание.
Важно помнить об основных правилах общения. Например, о том, что болтливость вредна так же, как молчаливость. Или о том, что каждый человек хочет быть понятым и ждет уважительного отношения к себе. А также о том, что опасно перебивать и предвзято относиться, обобщать, делать необоснованные выводы, которые базируются на домыслах.
Барьеры для взаимодействия
Психологический барьер – это состояние психики, при котором человек не может сделать или сказать желаемое. Виной тому внутренние запреты, эмоции, неуверенность в себе и другие психологические проблемы. Барьеры становятся причиной конфликтов. Можно выделить две группы барьеров: психологические и коммуникативные.
Психологические
В эту группу входят следующие типы барьеров:
- Отрицательных эмоций. Будучи в плохом настроении, человек никого не хочет подпускать к себе.
- Страдания. Тот, у кого болит душа, не выносит чужой радости.
- Гнева. Принцип работы аналогичен влиянию отрицательных эмоций.
- Отвращения и брезгливости. Неприятный запах изо рта, грязная одежда – это отталкивает многих людей.
- Презрения. Один человек за что-то презирает другого и поэтому не идет на контакт. Это может быть связано с предрассудками, стереотипами, убеждениями личности.
- Страха. Если оппонент начал обороняться и закрываться, то, возможно, он чувствует биологическую или социальную угрозу от вас.
- Стыда и вины. Ощущение неловкости ситуации, неуместности контакта. Стыд за себя и других.
- Плохого настроения. Справедливо то же, что для влияния эмоций и гнева.
Коммуникативные
К коммуникативным барьерам относятся:
- Барьер авторитета. Люди больше обращают внимание на авторитетность источника информации, чем на саму информацию. Причем иногда это связано еще и с личными убеждениями, стереотипами.
- Барьер избегания. Если взаимодействие неинтересно для человека или вызывает негативные эмоции, то тот начинает отвлекаться. Пример: студенты на лекции. Метод решения: техники по удержанию внимания.
- Барьер недопонимания. Под этим подразумевается непонимание речи говорящего или непонимание смысла слов. Или оппоненту не нравится стиль подачи материала, либо информация не вписывается в его мировоззрение.
Мои рекомендации
Во время установки контакта важно грамотно совместить естественность вашего поведения и стремление понравиться оппоненту. Это особенно важно в том случае, если вы планируете построить дружеские, любовные или продолжительные деловые отношения. Если же вам просто нужно что-то продать, заключить сделку, то тут допустимо притвориться тем, кем вас хотят видеть. Как же сохранить свою уникальность и не оттолкнуть человека во всех остальных случаях?
Прежде всего не бойтесь оттолкнуть. Будьте собой. Хотя это справедливо не всегда. Привычка оскорблять, унижать, грубить, перебивать оттолкнет кого угодно и вызовет отвращение к вам. Но притворяться — не выход. Если вы хотите научиться устанавливать доверительные отношения, то вам нужно изменить негативные качества в себе.
В то же время если в силу своего темперамента и типа личности, вы не любите активно общаться или избегаете тактильных контактов, сдержаны в эмоциях, то не нужно все это выдавливать из себя. Лучше, наоборот, расскажите про это. Ненавязчиво, например, так: «Я вам немного завидую, вы так открыты, легки в общении. Мне это тяжело дается. Может быть, вы дадите мне пару своих советов?».
Что касается поиска общих интересов, то всегда старайтесь понять оппонента. Если речь зашла о том, чего вы совершенно не знаете, то задайте дополнительные вопросы: «на что это похоже?», «с чем это можно сравнить?». Будет неплохо, если, уловив суть дела, вы уточните: «То есть для меня это примерно, как…?». В этот момент вы и выражаете заинтересованность внутренним миром человека, и ищите общее, и сокращаете дистанцию, и уже начинаете объединяться.
Заключение
Установить психологический контакт не так сложно, как кажется на первый взгляд. Главное – активно слушать оппонента и наблюдать за ним. Человек сам подскажет, куда вам двигаться. Помните о тех психологических способах установления контактов между людьми, что были разобраны в статье, и займитесь изучением кинесики – науки о невербальном общении. Мало кто может контролировать свое подсознание настолько, чтобы вы не поняли истинных эмоций оппонента. К тому же, зная язык тела и жестов, вы можете выгодно управлять собой.
Источник