- Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей. статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Шпаргалка №10. Способы установления контакта с клиентами
- Правила общения
- Пошаговая инструкция установления контакта
- Ошибки при установлении контакта
- Тонкости
- Золотое правило
Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.
статья на тему
Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности. В статье представлены формы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo_-_pedagogicheskie_pravila_i_sposoby_ustanovleniya_kontaktov_s_semey.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог и родители: система взаимоотношений.
Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.
(информация к МО)
Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание ребенка, по праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.
Формы работы с родителями разнообразны:
индивидуальные: посещение семей воспитанников на дому, беседы с родителями в центре, дни консультаций родителей;
групповые: взаимная работа специалистов с родителями в Сетевых встречах; коллективные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов и т.д.
Содержание всех форм работы учреждения с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.
В качестве основных принципов деятельности педагога выступают:
— принцип индивидуального подхода к личности на основе безоговорочного признания ее уникальности и ценности;
— принцип профессионального взаимодействия педагога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку.
Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей личности, укрепление ее собственной активности, раскрытие ее неповторимости.
Задача педагога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для воспитанника способы оптимального развития его интересов, способностей, его личности в целом, возможностей его самовоспитания и самоорганизации, и на этой основе определение программы дальнейшей работы с ним.
Задача профессионального взаимодействия педагога с родителями воспитанников – обеспечить педагогически целесообразные условия для развития личности.
Система работы руководства учреждения, педагогов с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов и должна отвечать ряду требований, таких как:
целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива;
повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры;
выработка единых требований педколлектива к работе классного руководителя и учителя с родителями;
формирование действенной общественной родительской организации.
Прежде чем перейти к характеристике основных форм индивидуальной работы педагогов с родителями воспитанников, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.
С. В. Астахова отмечает следующие правила установления контактов с семьей школьника:
Первое правило. В основе работы учреждения и педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у педагогов, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учреждения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи. Хороший педагог в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Известно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.
Итак, установление контактов с родителями, с семьей воспитанника – первостепенная задача в работе педагога.
Индивидуальная работа с родителями разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продумано учителем, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.
В педагогической литературе различными авторами называются следующие формы — индивидуальной работы с родителями:
— посещение семьи на дому;
— анкетирование или тестирование;
— консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы;
— индивидуальные приглашения родителей для участия на родительских собраниях, для проведения бесед и т.д.;
— привлечение родителей к выполнению разовых поручений;
— индивидуальная работа с родителями воспитанников, имеющих проблемы в учебе, пропуски занятий по уважительным или неуважительным причинам;
индивидуальная коррекционная работа с детьми и др.
Рассмотрим их подробнее.
Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи воспитанника.
К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого интересного, положительного в детях. Но это ценное нужно осмыслить и оценить так, чтобы похвала прозвучала психологически тонко и педагогически правильно.
При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Анкетирование и тестирование проводится с целью выяснения:
— состава семьи, семейных традиций, характера работы каждого члена семьи, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка;
— наличия рабочего уголка учащегося, его интересов, склонностей и увлечений;
— отношений с братьями и сестрами, общего культурного уровня семьи, стиля отношений в ней, степени участия родителей в воспитании детей;
— поиска путей сотрудничества семьи и учреждения, конкретной помощи.
Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо и для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.
По мнению И. М. Марковской, беседа с родителями, с одной стороны, дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой – способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к ребенку, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать.
Родительские тренинги. Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Очень значимым направлением деятельности педагога с семьёй воспитанника является коррекционная работа. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.
В коррекции специалиста вне меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи, а также семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой.
Актуальным остается взаимодействие учреждения и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости детей. Ведь учеба – главный труд учащегося. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости учащихся. Но к вопросам, связанным с успеваемостью и посещаемостью, нужно подходить предельно тщательно и осторожно. В арсенал педагога могут быть включены памятки родителям: «Как обеспечить учащимся успех в учебной деятельности», «Рекомендации преподавателей, работающих в группе», «Советы и рекомендации психолога», «Диагностика причин слабой успеваемости», информация о которой сообщается родителям в индивидуальном порядке или в обобщенной форме.
Итак, индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.
Формы индивидуальной работы разнообразны: посещение семьи ребенка; анкетирование или тестирование; беседа; консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы; индивидуальные приглашения родителей для участия в родительских собраниях, для проведения бесед и т.д.; привлечение семей к планированию и проведению учебно-воспитательного процесса; обсуждение с родителями состояния дел ребенка; индивидуальная работа с родителями детей , имеющих проблемы в учебе, пропуски занятий по уважительным или неуважительным причинам; выражение благодарности родителям за воспитание детей, успешно обучающихся и активно участвовавших в жизни учреждения; родительские тренинги; индивидуальная коррекционная работа с одаренными детьми и др.
В основе эффективного сотруднического взаимодействия семьи и педагога должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Источник
Шпаргалка №10. Способы установления контакта с клиентами
Работа в продажах учит человека многим полезным навыкам. Один из них — умение устанавливать контакт с любым клиентом в любых условиях. Талантливый продавец ориентируется на свою интуицию и опыт, постоянно «сканирует» собеседника, чтобы оставаться с ним на одной волне, и, в конечном счёте, добивается успеха. Новая шпаргалка освежит в вашей памяти законы установления контакта с клиентом и предостережёт от типичных ошибок.
Правила общения
- Правило сорока секунд. Считается, что первое впечатление о собеседнике человек способен сформировать за 30-40 секунд. Как произвести хорошее первое впечатление? Конечно же, стоит позаботиться о внешнем виде. Кроме того, клиент будет оценивать ваше умение говорить, первые сказанные слова и фразы, первые действия, которые вы совершите.
- Будьте внимательны к словам клиента. Слушайте его, отвечайте на вопросы и задавайте их. Если он увидит искренний интерес к своей персоне, то расскажет вам всё необходимое и даже больше.
- Уточняйте те моменты, в которых вы можете неправильно понять друг друга («Я правильно понимаю, что дисковые бороны не совсем подходят для ваших почв?»). Это убережёт вас от ошибки и покажет человеку, что вы его внимательно слушаете.
- Сделайте ваш диалог живым. Вы сами знаете, что сухой формальный тон способен нагнать тоску на кого угодно, поэтому, если клиент не выказывает раздражения, спешки или некоторых особенностей поведения, по которым можно судить о сложном характере, слегка расслабьтесь и позвольте себе немного неформального юмора или эмоциональности в ответ на искренность человека. Кстати, величайшие продавцы мира сделали себе имя, общаясь с клиентами в духе: «А вы мне нравитесь!».
- Делайте комплименты. Правильно и вовремя сделанный комплимент способен моментально расположить к вам собеседника. Обратите внимание на окружающую обстановку — возможно, вы увидите грамоты и награды на стенах, или вам понравится уютная атмосфера в кабинете. Отметьте то, что клиент может считать действительно важным. Заранее проштудируйте информацию о компании, отзывы клиентов, достижения — такой комплимент всегда будет к месту.
- Используйте технику маленького разговора. Это неформальное общение на нейтральную тему, которое поможет снять напряжение или неловкость. Важно, чтобы эта тема была интересна и приятна вашему собеседнику. Темы для маленького разговора: хобби; разговор о том, что вы когда-то услышали от собеседника; интересная и уместная история и т.п.
Пошаговая инструкция установления контакта
- Начиная разговор, установите зрительный контакт, улыбайтесь тепло и искренне.
- Поприветствуйте клиента, обратившись к нему по имени, если оно вам известно.
- Представьтесь коротко и понятно.
- Сделайте лёгкий комплимент компании клиента или его вкусу в выборе товара.
- Не тратя время клиента, перейдите к сути беседы.
- Используйте активное слушание.
Установление контакта — первый из пяти этапов продаж, который заключается в установлении с клиентом таких отношений, при которых будет возможно дальнейшее взаимодействие и осуществление продажи.
Техника активного слушания — специальные приёмы, позволяющие разговорить и лучше понять собеседника.
Ошибки при установлении контакта
- Вторжение в личное пространство. Очень многие люди панически боятся этого. Оптимально находиться в 100-80 см от покупателя — и всё слышно, и у него нет впечатления, что вы вот-вот окажетесь лицом к лицу.
- Холодный тон или, наоборот, заискивание в голосе. Лучше изначально выбрать нейтральный дружелюбный тон, а в процессе беседы подстроиться под темп, тембр и громкость голоса клиента.
- Слишком много внимания. Если продавец слишком настойчив в своём желании продать что-либо, и, как говорится, жёстко давит на психику, покупатель может принципиально ничего не приобрести и больше вообще не обращаться к услугам компании/магазина.
- Говорить больше, чем клиент. Чтобы расположить собеседника к себе, нужно, как минимум, вызвать у него интерес к беседе, вовлечь его в разговор. Помимо техники малого разговора, в этом хорошо помогают открытые вопросы.
Тонкости
Невербальные сигналы. Это наши жесты, мимика, зрительный контакт с собеседником. Как минимум, нужно следить, чтобы они не противоречили вашим словам в процессе беседы. В идеале же они должны усиливать всё, сказанное вами, и помогать вести диалог в дружелюбном и ненавязчивом ключе.
Обойдёмся без тестов. Скорее всего, у вас не будет возможности доподлинно выяснить, какой канал восприятия информации (аудиальный, визуальный, обонятельный, осязательный) преобладает у собеседника. Поэтому используйте сразу все: расскажите о продукте, покажите его, дайте потрогать и, если понадобится, понюхать (вспомните, как пахнут свежие книги — на кого-то это производит особое впечатление).
Золотое правило
Разговаривайте с клиентом на его языке, «отзеркаливая» жесты, мимику, интонации голоса.
«Невербалика в переговорах»
50 наших карточек помогут вам чувствовать себя уверенно на любых переговорах и побеждать противника одним взглядом.
Источник