Способы успокоить шумный класс

Способы успокоить шумный класс

Действенные приемы успокоить шумный класс и наладить дисциплину учащихся во время урока.

Едва ли не в каждом классе есть ученики, способные за считанные минуты сорвать урок. Для того, чтобы удержать внимание этих ребят и всего класса, нужны творческий подход и незаурядное терпение учителя. У вас за годы практики точно появились собственные действенные «фишки» для поддержания дисциплины в классе. Предлагаем вашему вниманию подборку нестандартных приемов, которые помогут постепенно приучать детей к примерному поведению во время урока. Добавьте их в свою «копилку» приемов!

Резкий звук

Учитель, не меняя тона, произносит: «Кто меня слышит, похлопайте!». Среди шума внезапно раздаются аплодисменты – и ученики затихают. Срабатывает безусловный ориентировочный рефлекс: внимание переключается на источник резкого звука. Впрочем, часто этот прием использовать нельзя, ибо теряется эффект неожиданности.

Интрига

Первый вариант. Начните урок словами: «Пожалуйста, держите в тайне то, что я собираюсь вам рассказать». И не важно, что речь пойдет только о правилах вычитания дробей или про новые термины по истории, – тишина и внимание учеников во время объяснения новой темы будут обеспечены.

Второй вариант. Когда класс начал шуметь, изобразите удивление – демонстративно рассматривайте «что-то» за окном. На вопрос учеников, что там происходит, сделайте жест рукой «ждите». Не пройдет и минуты, как все внимание детей будет принадлежать вам. Ведь только вы знаете, что «произошло» за окном. Далее выдержите паузу 5 секунд и скажите: «Ничего интересного, мне показалось» и продолжайте вести урок.

Правила, созданные учениками

Принесите на урок ватман и разноцветные маркеры. Предложите учащимся самостоятельно составить правила поведения на уроке. Например, «не пользоваться телефоном», «не ходить по классу», «не кричать» и тому подобное. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель! Вы можете разве что намекнуть на то, что стоит добавить в правила.

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену как напоминание о примерном поведении!

Арт-терапия мысленно

Гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т. п), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала учителя.

Альтернатива: попросите учеников мысленно выполнить сложное действие, которое требует внимания и сосредоточенности (например, пройти мысленным лабиринтом). Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на работу.

Короткий сон

К вам пришел в класс после большой перемены или после урока физкультуры? Это очень их бодрит, поэтому предложите ученикам. поспать две-три минуты (сложить руки и лечь на них, и так лежать с закрытыми глазами). Обычно это успокаивает школьников и позволяет переключиться с физической деятельности на умственную.

Анализ урока

Вспомните любой урок, который вы проводили недавно. Попробуйте проанализировать, насколько он был результативным. Нарисуйте график с одной горизонтальной и несколькими вертикальными осями. На горизонтальной оси напишите задачи, которые выполнял класс, а на вертикальных осях графически покажите уровень шума и этапы выполнения задач.

Дальше проанализируйте свой график: в каких частях урока следовало бы дать ученикам больше активных заданий, а в какихх – более спокойных? Это поможет оценить урок, которым вы были недовольны, а также выделить моменты, которые следует проработать детальнее. Например, смените вид деятельности с помощью интересного задания. Это может быть кроссворд или составление стиха из разрезанных строчек. Вариантов множество!

Невербальная коммуникация

О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Если хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к ребенку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или разозлить).

Стойте на одном месте, когда даете ученикам задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, который одновременно говорит что-то и отвлекается на какие-то бумажки, показывает, что его слова не очень важны. Сложите за спиной руки и покажите, что ваши слова значимые, не случайные.

Читайте также:  Каких способов защиты от шума не существуют тест

Индивидуальная коррекция

Если приходится обращаться к ученику или ученице персонально, делайте замечание незаметно для окружающих: подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Например: «(Имя), я просил всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал/ла то же самое». Далее продолжайте урок.

Не просто давайте классу задачи, а следите за их выполнением. Каждые две/три минуты осматривайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Прежде чем что-то попросить, обязательно сделайте паузу и посмотрите на учеников. Как можно чаще говорите слова вроде: «Первый ряд, смотрим на меня». Таким образом, вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят.

Успокоить шумный класс – миссия выполнима! Да, это непросто. Но возможно! Будьте наблюдательными, чтобы замечать все мелочи, которые приводят к хаосу в классе. Желаем вам успехов и терпения!

Источник

Как успокоить возбужденный класс и начать продуктивно работать на уроке: 13 золотых правил

«Как успокоить разбушевавшийся класс? Как вести урок, если в классе постоянно шумно? Почему одних понимают с полушепота, а другим приходится надрывать голосовые связки, чтобы добиться внимания?» — такие вопросы нередко задают молодые учителя, еще не имеющие в арсенале хитрых приемов и недюжинного опыта.

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными «фишками», которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших «испытать новенькую на прочность нервов», одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле «поставлю «двойку», вызову директора, пригласи родителей в школу». Какие ошибки еще допускают начинающие учителя?

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, «не пользоваться телефоном», «не ходить по классу» и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою «фишку», которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

Читайте также:  Дымовая шашка от тараканов способ применения

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот «в тему», приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на «создание хаоса».

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока «минуты тишины». В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже «заразятся» вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема «шумный класс». Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 15 лет. Фото: Марина Учеватова.

Другие статьи автора:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Читайте также:  Обман или злоупотребление доверием способы совершения мошенничества

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

10 способов создать тишину в классе

Каждый учитель знаком с ситуацией, когда дети начинают вредничать: громко разговаривают, смеются и всячески мешают проведению урока. Зачастую, первая реакция — повысить голос на учеников, которые плохо себя ведут, но она может не сработать.

Как навести порядок в классе, не делая замечаний и не повышая голос? Учитель и основатель платформы для педагогов TeachThought Терри Хейк поделился своими приемами, как привлечь внимание учеников и наладить дисциплину:

1. Хлопни раз, хлопни два

Перед тем, как использовать этот прием, необходимо объяснить ученикам правила. Когда вы говорите: «Кто меня слышит, хлопни раз», дети должны хлопнуть в ладоши. После того, как услышите хлопки, скажите: «Кто меня слышит, хлопни два раза». В такие моменты ученики переключают внимание на источники звука и затихают. Не используйте данный прием слишком часто, от этого пропадает эффект неожиданности.

2. Используйте таймер

Это может быть таймер на вашем телефоне или онлайн-приложение. Договоритесь с детьми, что вы ставите таймер на определенное время. После того как время закончится, в классе должна быть тишина. Поощряйте учеников, например, предложите посмотреть фильм или сыграть в игру, если они будут соблюдать правила.

3. Станьте в особом месте

Выберете место в классе, которое редко задействовано во время урока. Пусть ученики знают, что как только вы стали на это место, они должны соблюдать тишину. Если это необходимо, контролируйте уровень шума с помощью жестов.

4. Посчитайте в обратном порядке

Посчитайте в обратном порядке от 4 до 1. Дети должны знать, что, после того, как вы закончите счет, они начнут работу. Выберете темп, который подходит ученикам — слишком быстрый и слишком медленный темп не дадут нужного эффекта.

5. Благодарите учеников за хорошее поведение

Учеников, которые плохо себя ведут, принято наказывать. Почему бы не хвалить детей за хорошее поведение, и тем самым поощрять его? Вы можете поблагодарить учеников в середине или в конце урока или придумать небольшие бонусы в качестве награды.

6. Используйте стоп-слово

Выберете слово или фразу, которые привлекают внимание. Вы можете сделать это традицией, и вместе с учениками выбирать слово каждый месяц. Как только ученики слышат стоп-слово, они должны замолчать и слушать учителя.

7. Поиграйте в светофор

Все ученики знают значение цветов светофора. Используйте этот узнаваемый символ на уроке. Повесьте на видное место круг нужного цвета. Если на стене висит зеленый круг — ученики могут начать обсуждение. Желтый круг — время для обсуждения заканчивается. Красный круг означает, что в классе должна быть тишина.

8. Используйте дополнительные инструменты

В качестве дополнения к другим методами можно использовать различные приложения, например, Too noisy. Приложение определяет уровень шума в классе. В зависимости от уровня шума на экране устройства появляются смайлики с разными эмоциями. Если в классе тихо, смайлик будет улыбаться. Если шумно — смайлик будет плакать и затыкать уши. Приложение можно установить на рабочий компьютер и показывать ученикам во время урока, чтобы контролировать их поведение.

9. Попросите учеников встать

Бывают ситуации, когда дети ведут себя плохо и не могут сосредоточиться на уроке, потому что переполнены энергией, например, после большой перемены или похода в столовую. В таких случаях попросите детей встать и немного размяться. После этого продолжите урок

10. Объясните, как учеба пригодится в реальной жизни

Объясните ученикам, что школа развивает навыки, которые пригодятся в жизни. Используйте на уроках реальные примеры. Преподаете русский язык — дайте детям опубликованную статью и попросите найти ошибки. Вы — учитель математики? Пускай ученики посчитают, как растут коммунальные платежи. На уроке химии расскажите детям, какие подручные средства убирают ржавчину. Каждый урок — это возможность научиться чему-то новому, поэтому соблюдать правила поведения — в интересах ученика.

Источник

Оцените статью
Разные способы