Способы ускорения оборачиваемости оборотного капитала

Что представляет собой коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Оборотные средства фирмы, например, материальные запасы, незавершенное производство, денежные средства, полностью потребляются в производстве продукции и услуг, затем снова происходит их приобретение тем или иным путем. Эти средства постоянно находятся в обороте, в движении. В финансовом анализе существует ряд показателей, характеризующих этот процесс. Среди них выделяется коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

Оборотные средства и их финансовый анализ

Показатели оборачиваемости оборотных средств аналитики рассматривают в комплексе. Коэффициент оборачиваемости – это величина, показывающая скорость оборота, интенсивность использования тех или иных активов или обязательств, деловую активность фирмы.

По отношению к оборотным средствам, называемым так же оборотными активами, исчисляют скорость оборачиваемости:

  • оборотных активов;
  • запасов;
  • дебиторской задолженности и др.

На заметку! В финансовом анализе также часто используют расчет коэффициентов общей оборачиваемости активов, собственного капитала.

Запасы и дебиторская задолженность входят в состав оборотных средств. Расчет их оборачиваемости – частный случай коэффициента оборачиваемости оборотных средств.

Чтобы определить коэффициент оборачиваемости оборотных средств, необходимо выручку разделить на их величину.

Оборотные средства берутся по среднегодовому остатку: значение на начало года плюсуется с конечным годовым значением и делится на 2. Брать данные только на начало или на конец года неверно – образуется значительная погрешность в вычислениях.

Коэффициент является базой для других важных аналитических показателей по оборотным средствам. К примеру, оборачиваемость их в днях можно рассчитать делением числа дней периода на коэффициент оборачиваемости. Если производственный цикл не прерывается, предприятие работает постоянно, берут 365 дней, в других случаях принято вычитать выходные дни.

Результат покажет, за сколько дней предприятие получит ту же выручку, что и величина оборотных средств, т.е., иными словами, через какой промежуток времени фирма увидит вложения в оборотные активы в виде выручки, окупит их.

Популярно также исчисление показателя, обратного коэффициенту оборачиваемости, когда оборотные средства делят на выручку за период. Это так называемый коэффициент загрузки средств в обороте. Он показывает, сколько оборотных средств вложено для получения 1 рубля выручки. Чем ниже значение, тем лучше используются оборотные средства. Для корректного отражения показателя его переводят в копейки – умножают значение на 100.

Расчет коэффициента оборачиваемости с примером

Итак, коэффициент оборачиваемости оборотных средств можно выразить формулой

Коб ОС = В / ОС ср

Данные для расчета берем из бухгалтерской отчетности за период. Цифры в примере условные. Пусть выручка небольшой торговой точки за год (без НДС) 5000000 руб., оборотных средств на начало периода числилось 435000 руб., на конец периода — 510000 руб.

Средний остаток оборотных средств: ОС ср = (435000 + 510000) / 2 = 472500 руб. Коб ОС = 5000000 / 472500 = 10,58 – достаточно высокий показатель, характерный для торговой точки.

Из этих данных можно исчислить обратный показатель загрузки средств в обороте. К загр. = 472500 / 5000000 * 100 = 9 копеек. Столько вложено средств, чтобы получить один рубль выручки.

Специфика этой торговой точки – работа по сменам, круглый год. Длительность оборота, исчисленная на основе коэффициента оборачиваемости, равна Д об = 365 / 10,58 = 34,50 дня. За этот период фирма накопит выручку, равную величине оборотных активов.

Экономический смысл коэффициента оборачиваемости

Увеличение коэффициента оборачиваемости по сравнению с предыдущим периодом означает, что предприятию нужно меньше ресурсов, чтобы поддерживать экономическую активность. Часть финансов, необходимая для пополнения оборотных средств, высвобождается, и появляется возможность для интенсификации производства товаров, работ, услуг.

Читайте также:  Способы оценки процесса общения

Нормального значения показателя как такового не существует. Анализ ведется с учетом:

  • схожих показателей по отрасли;
  • динамики внутри самой фирмы.

Если значение показателя низкое, это свидетельствует об излишках накопленных оборотных средств, которые не приносят экономических результатов.

Резервы повышения оборачиваемости, увеличения коэффициента оборачиваемости предприятие может изыскать:

  • в снижении объема МПЗ до минимума, необходимого для непрерывной работы;
  • в интенсивной работе по увеличению продаж готовой продукции, товара;
  • в управленческих мерах по снижению дебиторской задолженности.

Эти, как и любые иные меры, способные снизить объем оборотных средств, ведут к увеличению их оборачиваемости, повышению коэффициента оборачиваемости до оптимальных значений.

Источник

Три способа ускорить оборачиваемость оборотных средств

Какова основная задача рационального управления оборотными активами организации? Всеми силами и средствами сокращать периоды оборачиваемости запасов и кредиторской задолженности и увеличивать средний срок оплаты кредиторской задолженности, с целью снижения текущих финансовых потребностей, вплоть до превращения их в отрицательную величину.

Рассмотрим далее возможности маневра по сокращению текущих финансовых потребностей организации и сроков оборачиваемости оборотных средств, которые относятся к «стыку» финансов и сбыта: принцип дорогой закупки и дешевой продажи товара, полностью соответствующий формуле Дюпона; скидки покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование), а также учет векселей и факторинг.

1. Спонтанное финансирование

Предоставляя покупателю отсрочку платежа за товар, продавец фактически предоставляет своему партнеру отнюдь не бесплатный кредит. Кому из них приходится платить, не открывая кошелька? Предоставляя отсрочку в 45 дней, организация идет на упущенную выгоду (тот же убыток) — по крайней мере в сумме банковского процента, который мог бы «набежать» за 1,5 месяца, получи организация ее немедленно. Более того, если рентабельность превышает среднебанковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная организацией в оборот, могла бы принести еще большее приращение.

С другой стороны, зачастую трудно реализовать свой товар, не предоставляя коммерческого кредита. В странах с развитой рыночной экономикой давно был найден и успешно применяется способ облегчения трудностей работы поставщика, небесприбыльный и для покупателя: спонтанное финансирование. Если вы оплатите товар до истечения определенного срока, то сможете воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока вы платите сполна, разумеется, укладываясь в договорный срок платежа. Что вам выгоднее: оплатить до заветной даты, даже если придется воспользоваться для этого банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку? Вряд ли стоит спешить с ответом.

Вот пример из американской практики. Товар продается на условиях: скидка 1% при платеже в 15-дневный срок при максимальной длительности отсрочки 30 дней. Уровень банковского процента — 10% годовых.

Цена отказа = [1% / (100% — 1%)] * 100 * [360 дн. / (30 дн. — 15 дн.)] = 24,2%.

Поскольку 24,2% > 10%, есть смысл отклонить предложение поставщика: скидка обойдется на 14,2 процентных пункта (или более чем вдвое) дороже банковского кредита.

Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств. Такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

2. Учет векселей

Действующее законодательство по вексельному обращению дает определение векселя и подробно регламентирует действия всех персонажей вексельных операций, поэтому нет смысла останавливаться на этих вопросах. Интерес сейчас вызывает только главное экономическое предназначение учета векселя — немедленное превращение дебиторской задолженности поставщика в деньги на его счете. Но за это удовольствие приходится платить (в буквальном смысле «время — деньги»):

Дисконт, руб. = Номинальная стоимость векселя — Сумма выплаты банковскому клиенту, руб.

Величина дисконта прямо пропорциональна числу дней, остающихся от дня учета векселя до срока платежа по нему, номиналу векселя и размеру банковской учетной ставки:

Читайте также:  Используют такие способы печати как

Дисконт, р = [Номинал векселя, р * Число дней от даты учета до даты платежа] / [100% * 360 дн.] * учетная ставка банка.

Чем больше номинальная стоимость векселя, тем большую сумму удержит банк в виде дисконта. Одновременно, чем меньше дней остается до срока платежа по векселю, тем меньший дисконт причитается банку.

Чтобы ускорить получение денег по векселю, владельцу не обязательно продавать его банку, можно и заложить. Но при этом, как правило, банк требует так называемого аваля, т. е. гарантии своевременности платежа по векселю. Авалистом (гарантом, поручителем) может выступать третье лицо либо одно из лиц, подписавших вексель.

3. Факторинг

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

  1. факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) — специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;
  2. клиент (поставщик товара, кредитор) — промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;
  3. предприятие (заемщик) — фирма — покупатель товара.

Факторинговые услуги предоставляются без финансирования или с финансированием. В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от последней сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа. Во втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т.е. осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательно возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар.

Факторинговая компания может оплатить счет в момент наступления срока платежа или досрочно. В последнем случае она выполняет функции банка, поскольку досрочное предоставление денежных средств клиенту равносильно выдаче ему кредита. Наиболее важной услугой здесь является гарантия платежа клиенту. Эта гарантия охватывает полный объем внутренних и международных операций: факторинговая компания обязана оплатить клиенту все акцептованные счета-фактуры даже в случае неплатежеспособности должников.

Стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:

  1. комиссии (платы за обслуживание в процентах от суммы счета-фактуры);
  2. процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.

Возможность инкассирования дебиторской задолженности, т. е. получения денег по неоплаченным требованиям и счетам-фактурам, особенно привлекательна для небольших организаций, ибо именно у них проблема временного недостатка ликвидных средств и недополучения прибыли из-за неплатежеспособности должников стоит наиболее остро. Полезность факторинга для организаций в первичный период их создания и начала производственной деятельности трудно переоценить.

Вместе с тем тормозом являются дороговизна кредита, почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы.

Когда целесообразно прибегать к учету векселей, факторингу? Факторинг, равно как и учет векселей, имеет смысл применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от их получения в свой срок. Это обычно бывает, когда:

  • организация имеет возможность применять средства с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и (или) стоимость (в %) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег. Лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также, когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам;
  • потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя и (или) факторингу. Надо сравнить ставку этих расходов с прогнозируемым уровнем инфляции (и то и другое — в процентах за рассматриваемый период). Если уровень инфляции окажется выше, то вряд ли будет иметь смысл дожидаться договорного срока оплаты. Впрочем, банкир тоже заботится о положительной норме своей доходности с учетом инфляции;
  • нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателем, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего.

Источник

Оборачиваемость оборотных средств формула и расчет

Как понять, нужно ли что-то кардинально менять в закупочной или ассортиментной политике, или она проводится эффективно? Для этого не нужно высчитывать разные показатели и сравнивать большое количество данных. Достаточно рассчитать показатели оборачиваемости оборотных средств и посмотреть их динамику. Даже одного показателя может быть достаточно — коэффициента оборачиваемости в динамике хотя бы за полугодие или год.

Читайте также:  Способ управления согласно жк

Отслеживая динамику этого показателя, можно совершенно точно не упустить момент, когда управление закупками и ассортиментом стало менее эффективным. Почему именно оборачиваемость материальных оборотных средств является таким важным показателем? Потому что она показывает суть процесса торговли или производства, которая заключается в следующем цикле: Деньги — Товар для реализации — Деньги». Скорость этого превращения, а точнее, сколько раз за период происходит этот оборот из денег в товар и опять в деньги и есть оборачиваемость. Чем она выше, тем быстрее окупаются вложенные средства, тем быстрее компания получает прибыль.

Оборачиваемость оборотных средств формула

, где

Коб — коэффициент оборачиваемости, В — Выручка за определенный период (не включая НДС), Со — средний объем оборотных средств за период. Показатель Со рассчитывается как сумма оборотных средств на начало периода и на конец, разделенная пополам.

Например, если в течение года было реализовано бытовой техники на сумму 1 200 тыс. руб. (без НДС), а средний объем оборотных средств составлял 600 тыс. руб., то коэффициент будет равен 2.

Также для анализа полезен расчет оборачиваемости оборотных средств в днях или длительность оборота, которая рассчитывается по формуле:

, где

Доб — длительность оборота, Коб — коэффициент оборачиваемости, а Дп — длина рассматриваемого периода в днях. В приведенном выше числовом примере с бытовой техникой длительность оборота будет равна:

Таким образом, длительность оборота в примере выше равна полгода. Это значит, что вложенные в оборот финансовые средства вернутся с прибылью через полгода.

Норматив оборачиваемости оборотных средств не имеет строго определенных рамок или границ. Он будет разным в зависимости от сферы деятельности, спроса на продукцию и даже от расположения магазина. Например, в оптовой торговле товарами ежедневного потребления этот показатель может быть достаточно высоким.

Какие показатели сравнивать для эффективного анализа

Показатель оборачиваемости оборотных средств исчисляется не реже одного раза в квартал и сравнивается в динамике. Так же имеет смысл сравнивать между собой коэффициенты оборачиваемости у аналогичных предприятий, например, у разных торговых точек одного предприятия. Управление оборачиваемостью оборотных средств предприятия начинается со сравнения этих показателей в динамике. Неплохо было бы сравнить показатели по оборачиваемости с аналогичными данными конкурентов, если эти данные в открытом доступе.

В качестве одного из пути ускорения оборачиваемости оборотных средств в целом по предприятию можно использовать изменения ассортимента. Для этого коэффициент оборачиваемости рассчитывается по отдельным видам продукции. Полученные коэффициенты сравниваются между собой и на основе этого можно вывести условный средний или минимальный коэффициент. Если по каким-то наименованиям продукции этот показатель получается ниже, то стоит существенно сократить количество данного товара или отказаться от него совсем. В производственных предприятиях такая продукция снимается с производства или сокращаются объемы ее выпуска.

Если же именно эта продукция имеет стратегическую выгоду, то можно предпринять меры и мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотных средств. Также оборачиваемость целесообразно повышать не только по каждому виду продукции, но и по предприятию в целом — чем выше коэффициент оборачиваемости, тем выше прибыльность предприятия. На оборачиваемость влияют:

  • Стоимость и типы материалов, применяемых в производстве;
  • Темпы производства и длительность производственного цикла;
  • Объемы выпуска или объемы продаж;
  • Квалификация сотрудников предприятия (и в производстве, и в торговле).

Улучшая эти составляющие и параметры, можно ускорить оборачиваемость и увеличить значимые показатели деятельности предприятия.

Источник

Оцените статью
Разные способы