Методы усиления железобетонных пролетных строений
Целью усиления является повышение эксплуатационных качеств, основным из которых является грузоподъемность.
1. Путем увеличения поперечного сечения, добавлением нового материала (бетон, арматура, металлический лист).
2. Путем изменения статической схемы (объединение в неразрезные схемы, устройство новых опор).
3. Комбинированный способ усиления (путем использования принципа внешнего армирования металлическими листами).
Небольшое усиление (на 10—15 %) выполняют добавлением арматуры в растянутой зоне поясов. Арматуру приваривают к нижним рядам существующей: для этого удаляют защитный бетонный слой до половины толщины стержней нижнего ряда и к ним приваривают добавляемые стержни через коротыши длиной 10—20 см (а), затем омоноличивают (торкретирование) зону усиления. Высота балки увеличивается незначительно, а грузоподъемность возрастает в основном за счет добавляемой арматуры, которая будет работать только на усилия от временной нагрузки.
Повышения грузоподъемности пролетного строения на 15—35 % достигают увеличением высоты балок и площади рабочей арматуры приваркой арматурного каркаса (б), состоящего из продольных изогнутых стержней и коротких хомутов. После удаления защитного слоя добавляемую продольную арматуру соединяют с существующей приваркой наклонных коротышей и хомутов. После установки арматурного каркаса зону усиления бетонируют в опалубке бетоном на мелком щебне или цементно-песчаным раствором. Бетон подают через загрузочные воронки сбоку под напором столба до 1 м и уплотняют вибраторами, закрепляемыми на опалубке. Для улучшения сцепления старого и нового бетонов поверхность тщательно обрабатывают. На обетонируемую поверхность рекомендуется наносить тонкую (до 1 мм) эпоксидно-тиоколовую или полимер-цементную прослойку. Бетон следует применять пластичный, по возможности на быстротвердеющем, безусадочном или расширяющемся цементе.
1 – зона усиления; 2 – существующая арматура; 3 – арматура усиления; 4 – сварные швы; 5 – наклонный коротыш; 6 – хомут.
Главные балки ребристых пролетных строений можно усиливать увеличением площади рабочей арматуры нижнего пояса и стенок. Таким образом на одном из мостов были усилены балочные пролетные строения длиной 15 м, на которых обнаружили много поперечных и наклонных трещин. Главные балки пролетных строений заключили в железобетонную «рубашку» толщиной снизу 20 см и с боков по 5 см. Основная добавленная арматура диаметром 36 мм состояла из трех видов стержней — приваренных к существующим, отгибаемых вверх по боковым граням балок и обрываемых в растянутой зоне. По боковым граням балок поставили горизонтальные стержни диаметром 12 мм, привязанные к хомутам, охватывающим арматуру в нижней зоне. Хомуты верхними концами приварили к арматуре плиты, а нижними — к рабочей арматуре балок. «Рубашку» бетонировали в деревянной опалубке. Для улучшения включения элементов усиления в работу от внешних нагрузок целесообразно предварительно напрягать добавляемую арматуру.
Возможности усиления железобетонных пролетных строений с изменением их статической системы ограничены. По соображениям конструктивного порядка и требований минимального ограничения движения поездов во время ведения работ целесообразно для усиления применять шпренгели. Их обычно образуют из двух ветвей, располагаемых симметрично по отношению к ребрам балки, очертание их может быть прямолинейным или полигональным. При прямолинейном шпренгеле в балке уменьшаются только изгибающие моменты, а при полигональном — изгибающие моменты и поперечные силы.
Шпренгели выполняют из стержневой высокопрочной арматуры, тросов, пучков из высокопрочной проволоки, прядей и т. п. Для эффективного включения шпренгелей в работу производят предварительное напряжение.
Для закрепления и напряжения шпренгелей используют анкерные устройства, применяемые при изготовлении предварительно напряженных железобетонных конструкций. Напряжение шпренгелей производят оттяжкой их в вертикальной плоскости домкратами, а шпренгелей из арматурных стержней—электронагревом или закручиванием гаек.
Усиление балок полигональными шпренгелями (а, б, в) и прямолинейным (г):
1 – шпренгель; 2 – анкер; 3 – распорка; 4 – упор.
Источник
Усиление балочных железобетонных пролетных строений
УСИЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ, БЕТОННЫХ И КАМЕННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ И ОПОР
Способы усиления.Большинство эксплуатируемых на сети железных дорог страны пролетных строений железобетонных мостов, в том числе построенных под нормативную нагрузку 1907 г.. имеют грузоподъемность, достаточную для беспрепятственного и безопасного пропуска всех видов поездных нагрузок — современных и ближайшей перспективы. В тех же редких случаях, когда из-за значительного возрастания поездных нагрузок, неблагоприятного влияния других эксплуатационных факторов и возникающих в связи с этим серьезных повреждений грузоподъемность пролетных строений оказывается недостаточной, их усиливают или заменяют новыми. При этом выбор целесообразного решения обосновывают соответствующим технике-экономическим анализом.
Обычно потребность в усилении железобетонных пролетных строений возникает в связи с необходимостью повышения их несущей способности по нормальным и главным растягивающим напряжениям.
На практике усиление балочных железобетонных пролетных строений чаще всего производят путем увеличения их поперечного сечения добавлением нового материала (арматуры, бетона) и реже — путем изменения статической схемы подведением шпренгелей, осуществляемым аналогично усилению металлических пролетных строений.
Выбор способа усиления во многом зависит от физического состояния элементов пролетных строений, их конструктивного исполнения, необходимого уровня усиленияу условий производства работ и эксплуатации мостов и т.п.
Усиление пролетных строений увеличением ихпоперечного сечения.Небольшое усиление —до 15 % по нормальным напряжениям (например, в связи с ослаблением коррозией сечений рабочих стержней) — достигается добавлением растянутой арматуры поясов главных балок, как показано на рис. 10.1, д. Предварительно скалывают защитный слой бетона и примерно до половины диаметра обнажают стержни рабочей арматуры нижнего ряда 2. Новую (дополнительную) арматуру 3 приваривают к старой (после ее очистки от грязи и коррозии) через коротыши 4 длиной по 10—20 см. После этого удаленный защитный слой бетона восстанавливают торкретированием или набрызгом по технологическим правилам, утвержденным Главным управлением пути МПС. В этом слу-
Рис. 10.1. Схемы усиления железобетонных балок добавлением арматуры: а — с приваркой стержней через коротыши; б — с приваркой каркаса; в — бетонированием в опалубке; 1 — новый бетон; 2 — существующая арматура; 3 — пш^ольная арматура усиления; 4 — коротыш; 5 — наклонный стержень; 6 — место приварки новой арматуры; 7 — прямой хомут; 8 — наклонный хомут; 9 — опалубка; 10 — загрузочная воронка
чае высота балки практически Не изменяется, а увеличение площади сечения арматурой 3 учитывается только в проверках на временную нагрузку.
Значительно большее усиление железобетонных пролетных строений (до 15 — 35 %) обеспечивается приваркой дополнительного арматурного каркаса, состоящего из продольных 3 (рис. 10.1, б) и наклон-
| |
|
ных 5 стержней и коротких хомутов 7, 8, и увеличением таким обра-зом высоты сечений главных балок, что учитывается в перерасчете грузоподъемности. Наклонные стержни 5 проверяют, как отгибы, на перерезывающую силу в зоне усиления балки, возникающую только от временной нагрузки. Хомуты 7, 8 в расчете не учитываются, поскольку они только подвешивают новые арматурные стержни 3. Работы выполняются в такой последовательности: заготовка каркасов и удаление защитного слоя бетона; приварка каркасов к существующей арматуре (в «окно»); покрытие старого бетона полимерцементным или эпоксид-но-тиоколовым слоем толщиной до 1 мм для увеличения сцепления с новым слоем; установка опалубки 9 (рис. 10.1, в); бетонирование сбоку через загрузочные воронки под давлением столба бетона до 1 м бетоном не ниже В30 на мелком щебне с наружным вибрированием. Бетон лучше приготовлять на водостойком расширяющемся цементе (ВРЦ).
Сложность и трудоемкость установки дополнительного арматурного каркаса, слабая его связь с существующей арматурой являются недостатком такого приема усиления балок.
В случае необходимости усиления пролетных строений по главным растягивающим напряжениям балки заключают в железобетонные оболочки с толщиной стенок не менее 5 см, армируя их отогнутыми стержнями и хомутами. Хомуты оболочки вверху приваривают к арматуре плиты балластного корыта. Нижние основные добавляемые стержни арматуры приваривают к нижним существующим или отгибают в стенках оболочки до сжатой зоны, чем воспринимаются главные растягивающие напряжения. Сетка горизонтальной распределительной арматуры и хомутов в стенках назначается по общим правилам. Бетонирование производится в опалубке.
При усилении пролетных строений путем увеличения их поперечного сечения для повышения эффективности включения добавляемых стержней в совместную работу с балками целесообразно выполнить небольшое натяжение этих стержней до их обетонирования, используя известные способы и конструктивные решения создания предварительного напряжения. В частности, при усилении балки железобетонной рубашкой хомуты могут быть предварительно напряженными из стержневой высокопрочной стали с анкеровкой в плите балластного корыта. Для этого хомуты пропускают через плиту балластного корыта, на концах делают нарезку и закручиванием гаек обеспечивают их натяжение.
Стойки и ригели рам, арки и другие конструктивные элементы железобетонных мостов могут быть усилены также путем увеличения их поперечного сечения — добавлением арматуры и бетона.
Усиление пролетных строений изменением их расчетной схемы. По сравнению с металлическими пролетными строениями возможности использования этого способа крайне ограничены. Для железобетонных пролетных строений при изменении их статической схемы необходимо обеспечить совпадение знаков эксплуатационных эпюр внутренних уси-
Рис 10.2. Схемы усиления железобетонных балок шпренгелями полигонального
<а, б, в) и горизонтального (г) очертания:
1 — анкерное закрепление; 2 — шпренгель; 3 — распорка
лий до и после усиления. Из всех известных решений этому в наибольшей степени отвечают шпренгельные конструкции усиления, схемы которых приведены на рис. 10.2.
Выбор схемы шпренгеля определяется конструкцией и грузоподъемностью усиливаемого пролетного строения. Очертание их может быть прямблинейным или полигональным. При прямолинейном очертании уменьшаются изгибающие моменты в балке, при полигональном — изгибающие моменты и поперечные силы.
Шпренгели обычно формируют из двух ветвей, устанавливаемых в параллельных плоскостях с двух сторон ребра каждой балки симметрично ее продольной оси. Для их изготовления используют кабели, составленные из высокопрочной проволоки, собранной в пучки, или из витых стальных тросов заводского изготовления, а также из стержней высокопрочной арматуры. С целью эффективной разгрузки балок шпренгели обычно предварительно напрягают, используя для этого анкерные закрепления и оборудование, применяемое при изготовлении предварительно напряженных конструкций. При необходимости шпренгели могут быть натянуты оттяжкой их в вертикальной плоскости домкратами или установкой распорок между поясом шпренгеля и нижним поясом балки. Однако у этих способов повышенная трудоемкость выполнения натяжения ввиду необходимости закрепления упоров под концевые анкеры, а также установки и демонтажа натяжных устройств при ограниченном свободном пространстве.
В^отдельных случаях при малых поперечных габаритах усиливаемого элемента для прямолинейных шпренгелей может быть использован более простой способ натяжения за счет осуществления многократных перегибов его ветвей по зигзагообразной линии по длине балки. На рис. 10.3 соответственно показаны: а — фасад усиливаемого пролетного строения; б — нижняя грань усиливаемой балки непосредственно перед натяжением шпренгеля; в — натяжение ветвей шпренгеля одновременно на всех участках между промежуточными анкерами; г — нижняя грань усиливаемого элемента после натяжения и фиксации ветвей шпренгеля;
| |
|
|
|
Рис. 10.4. Схема усиления железобетонной балки приваркой плоского листа и обоймы к растянутой арматуре соответственно плиты балластного корыта и ребра: 1 — существующая арматура; 2 -‘лист; 3 — усиливаемая балка; 4 — швеллер (обойма) |
д — натяжное приспособление в виде струбцины. Фиксацию ветвей шпренгеля по зигзагообразным линиям производят с использованием пар сближенных в направлении к продольной оси усиливаемой балки фиксаторов, укрепленных между смежными по длине промежуточными анкерами. Причем фиксаторы расположены ближе к продольной оси балки, чем промежуточные анкеры.
Для натяжения шпренгелей Из высокопрочных арматурных стержней удобно использовать электронагрев или закручивание концевых гаек.
Особое внимание уделяют защите шпренгелей от коррозии. Кабели из проволок и тросов защищают специальными антикоррозионными мастиками или помещают в трубки из полимерных материалов с последую-
Рис. 10.3. Схемы усиления железобетонной балки предварительно напряженным шпренгелем:
1 — усиливаемая балка; 2 — шпренгель; 3 — концевые анкеры; 4 — промежуточные анкеры; 5 — фиксаторы; 6 — натяжные струбцины
щим нагнетанием в них герметизирующих составов на основе тиокола; стержневую арматуру либо окрашивают обычным способом, либо окраску комбинируют с металлизацией.
Работы по усилению железобетонных пролетных строений ввиду их сложности и трудоемкости выполняют рабочие высокой квалификации. Учитывая, что эти работы проводятся на эксплуатируемых сооружениях и, как правило, без перерыва в движении поездов, к ним предъявляются более строгие требования, гарантирующие безопасность и высокое качество работ.
В последнее время появились разработки в направлении усиления железобетонных пролетных -строений стальными элементами (листовыми и прокатными).
На рис. 10.4 и 10.5 показано применение стального листа, приваренного к арматурелребующей усиления плиты балластного корыта, а также усиление главной балки стальной обоймой в растянутой зоне и наклонными тягами в приопорных участках. В этих решениях используется принцип внешнего армирования, который в последние годы находит широкое применение, в частности при изготовлении новых и усилении эксплуатируемых автодорожных мостов.
Повышение грузоподъемности отдельных элементов пролетного строения может быть также достигнуто путем их разгрузки от постоянной и временной нагрузок. Например, для усиления наружных консолей железобетонных пролетных строений с ездой на балласте разработано разгрузочное устройство (рис. 10.6). Разгрузочное устройство выполнено в виде пакета 2 балок, установленного под рельсовым путем 3 и опирающегося через опорные подкладки 4 на плиту 6 балластного корыта пролетного строения 7. Пакет балок установлен поперек продольной оси пролетного строения 7. Балки 8 объединены по
| |
|
|
Рис. 10.5. Схема усиления железобетонной балки наклонными тягами в при-опорной части:
1 — болт; 2 — пластины; 3 — наклонные тяги; 4 — упоры; 5 — швеллер (обойма) ; б — полимерраствор
концам над консолями 10 плиты 6 металлическими листами 5, жестко прикрепленными снизу к балкам 8 и расположенными с поперечным уклоном к оси пролетного строения 7. Сверху к листам 5 прикреплены параллельно балкам 8 ребра жесткости 11. Опорные подкладки 4 пакета балок расположены в плане в пределах стенок 9 про-
Рис. 10.6. Разгрузочное устройство для усиления плиты балластного корыта железобетонного пролетного строения (на разрезе А — Л верхнее строение пути и балласт не показаны)
Рис. 10.7. Устройство для усиления железобетонного пролетного строения с откидными консолями:
1 — откидная консоль; 2 — шарнир; 3 — комплект болтов с гайками, шайбами и прокладками; 4 — неподвижная часть консоли; 5 — прокладки; 6 — поддерживающая (несущая) балка
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник