Способы ущерба экономике страны

Тема 8. Экономические последствия и материальные затраты на безопасность жизнедеятельности

Оглавление

Введение

В связи с растущим уровнем урбанизации, современным состоянием общеэкологической ситуации, ростом глобальных проблем, эскалацией кризисных экологических ситуаций и катастроф чрезвычайно актуальной является проблема оценки экономических последствий и материальных затрат общества, обусловленных увеличением риска во всех сферах жизни, загрязнением окружающей среды.

Аварии, катастрофы, несчастные случаи, связанные с несоблюдением требований безопасности, загрязнение рабочей зоны и окружающей среды наносят экономический ущерб.

Экономический ущерб это потери и затраты в стоимостном выражении, возникающие в основном за счет:

  • гибели, ухудшения состояния здоровья и профессиональных заболеваний людей;
  • снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, связанного с загрязнением окружающей среды, затрат за освоение новых земель, и ее рекультивацию;
  • снижения продуктивности леса и затрат на лесовосстановительные работы;
  • более быстрого разрушения и старения основных фондов промышленности, производственного оборудования, зданий и сооружений, жилищно-коммунального хозяйства городов и поселков, связанного с ростом скорости коррозии при загрязнении окружающей среды;
  • затрат на ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, восстановление объектов экономики, жилищно-коммунального хозяйства, переселение и реабилитацию населения.

Кроме того, антропогенное воздействие на среду обитания вызывает эколого-экономический ущерб, связанный с потерей природных ресурсов, гибелью природных экосистем, естественных ландшафтов, исчезновением отдельных видов и популяций растительного и животного мира, уменьшением многообразия природного мира, и социальные потери из-за нарушения привычного уклада жизни людей, разрушения сложившейся среды обитания человека.

Под экономическим ущербом, наносимым природной среде, принято понимать стоимостную оценку деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в результате человеческой деятельности.

Чрезвычайно важным понятием в экономике являются экстерналии (внешние эффекты).

Экстерналии — это внешние эффекты (или последствия) экономической деятельности объекта, которые положительно или чаще отрицательно воздействуют на субъектов этой деятельности. Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении самих источников загрязнения. Последние заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние (экстернальные) издержки они обычно игнорируют. Возникает важный экономический вопрос: почему люди, предприятия, города, подвергшиеся внешнему воздействию, должны сами компенсировать возникающие у них отрицательные экстерналии, почему один человек должен расплачиваться за отрицательную деятельность другого; почему одно предприятие должно нести издержки из-за загрязнений, создаваемых другим. Например, почему предприятие должно затрачивать средства на очистку воды, забираемой из водоема для своих нужд, если другое предприятие сбрасывает в этот водоем неочищенные сточные воды; почему один регион должен компенсировать ущерб, создаваемый загрязнением промышленности другого региона; почему одна отрасль страдает от деятельности другой (например, сельское хозяйство из-за горнодобывающей промышленности)?

Различают следующие виды ущербов:

  • прямой ущерб, который проявляется непосредственно на объектах, расположенных в зоне негативного воздействия промышленного производства;
  • косвенный ущерб, который проявляется в смежных производствах, на объектах непроизводственной сферы и в природной среде;
  • социально-экономический ущерб, связанный с потерями в связи с увеличением заболеваемости населения и затратами на восстановление здоровья;
  • эколого-экономический ущерб, связанный с деградацией природной среды и затратами на ее восстановление.

Методики расчета экономического ущерба можно разделить на локальные и укрупненные. Первые методики предусматривают расчет ущерба как сумму отдельных составляющих ущерба для различных объектов воздействия (реципиентов): населения, основных фондов промышленности, сельскохозяйственных угодий и т. д. Локальные методики сложны и дают хорошую точность лишь при наличии надежных исходных фактических данных. Например, трудно рассчитать ущерб здоровью населения из-за загрязнения окружающей среды, так как не просто выявить «экологические» заболевания на фоне других. Особенно трудны и неоднозначны расчеты экономических ущербов, связанных с экстерналиями.

8.1 Экономические последствия и материальные затраты на безопасность жизнедеятельности

Затраты на обеспечение экологической безопасности

Экономический ущерб от загрязнений атмосферы — это сумма нормативных объективно неизбежных на данном этапе развития и сверхнормативных потерь общественно полезных результатов труда и других элементов национального богатства, выраженных в стоимостной форме, либо приведенных затрат на их компенсацию, обусловленных нарушением экологического равновесия в социальных производственных и природных системах. Элементами этих систем, подвергающимися негативному воздействию загрязнений являются: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, основные промышленно-производственные фонды (ОППФ), трудовые ресурсы, территории особого режима природопользования (ТОРП) — заказники, заповедники, санатории и др.

Общий экономический ущерб для N элементов от загрязнения атмосферы

В общем виде экономический ущерб, причиняемый i -тому э л ементу, определяется по формуле

где j i регонально-отраслевой поправочный коэффициент. Для региона Ростовской области j i составляет по элементам: население — 0,71; жилищно-коммунальное хозяйство Ростова — на- Дону — 0,7; сельское хозяйство — 0,65; лесное хозяйство — 1,18; Y i — удельный экономический ущерб, причиняемый i -тому элементу при выбросе в атмосферу 1т вредных веществ, выраженный в рублях по курсу 1992 года (табл. 8.1);

M j — годовая масса выбросов j -той примеси, т/год;

A ij — коэффициент относительной агрессивности j -той примеси для i -того элемента (табл. 8.2).

Таблица 8.1.

население. на 1 тыс. человек

ЖКХ, на 1 тыс. человек

сельское хозяйство, на 1 тыс. чел.

лесное хозяйство, на 1 тыс. га

ОППФ, на 1 млн. руб. основн. фонд

трудовые ресурсы, на 1 тыс. чел.

ТОРП, на 1 тыс. га

Таблица 8.2.

Вредное вещество

Население

С/Х

ЖКХ

Лесное хоз-во

ОППФ

Трудовые ресурсы

Кадмий и его соед.

Свинец и его соед.

N ij — численность элементов i -того вида в зоне загрязнения атмосферы j -той примесью;

n — количество видов выбрасываемых примесей.

Зона активного загрязнения атмосферы при круговой розе ветров для j -го вредного вещества определяется радиусом

H j — средняя высота источников выбросов j -го вредного вещества, м;

— средняя разность температур смеси на выходе из устья источников выброса j -той примеси и окружающего воздуха, °С.

Оценка экономического ущерба Y от сброса загрязняющих примесей в к-тый водохозяйственный участок некоторым источником (предприятием, населенным пунктом) определяется по формуле :

j — множитель, численное значение которого по курсу 1992 года равно 400 руб/ у.т;

? k — безразмерная константа, имеющая разное значение для различных водохозяйственных участков;

М — приведенная масса годового сброса примесей данным источником в k-тый водохозяйственный участок, у. т/ год.

i — номер сбрасываемой примеси;

N — общее число примесей, сбрасываемых оцениваемым источником;

A i — показатель относительной опасности сброса i -того вещества в водоемы, у. т/г;

m i — общая масса годового сброса i-той примеси т/год.

Численное значение А. для каждого загрязняющего вещества рекомендуется определять по формуле:

ПДК Р/х i (г/м 3) — предельно допустимая концентрация i -того вещества в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйствснных целей.

Нормативы плат за выбросы и сбросы предприятий в пределах лимита определяются на базе суммы капитальных вложений, необходимых для выполнения природоохранных мероприятий в соответствии с планами экономического и социального развития.

В соответствии с Порядком определения платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредной деятельности, введенным постановлением Правительства РФ с августа 1992 года устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножение этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцирование по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей.

Читайте также:  Простой способ обновить интерьер

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды, и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному, хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.

Применение базовых нормативов платы осуществляется на основании порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ и инструктивно-методических документов (список базовых нормативов платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ по видам веществ, список базовых нормативов платы за сброс в водные объекты загрязняющих веществ, базовые нормативы платы за размещение отходов по классам токсичности и др.).

Дифференцированные ставки, платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы рассчитаны по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидростата РФ и Академии наук. В их основу положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов РФ в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов.. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод и категории водного объекта.

Плата за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы от стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, другие виды загрязнений и размещение отходов перечисляются плательщиками на счета экологических фондов ив доход Республиканского бюджета РФ в бесспорном порядке, предусмотренном Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

За экологические правонарушения налагаются штрафы органами в области охраны природы, санэпиднадзора и другими специально уполномоченными государственными органами. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Поступающие средства аккумулируются на счетах экологических фондов и распределяются в следующем порядке:

  • 60% средств направляется на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения с зачислением соответствующих сумм на счета городских, районных экологических фондов;
  • 30% средств остается в распоряжении областного и краевых экологических фондов для финансирования мероприятий соответствующего значения;
  • 10% средств перечисляется в Федеральный экологический фонд РФ на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

Перечисление средств производится ежеквартально с указанием оплачиваемого вида загрязнения.

Основные природоохранные мероприятия, на которые расходуют средства экологических фондов:

  • строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки;
  • внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов;
  • реконструкция или ликвидация накопителей отходов;
  • строительство опытно-промышленных установок и цехов по выработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу;
  • оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализатором для обезвреживания отработавших газов, создание станций (служб) регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработанных газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающим токсичность и дымность отработавших газов и др.;
  • строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов;
  • разработка экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве;
  • проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия и др.

Общая плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников определяется по формуле:

Пн атм — плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов;

Пл атм — плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов;

П сл.атм плата за выброс 1 тонны одного загрязняющего вещества сверх установленного лимита.

Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников определяется по формуле:

Пн транс — плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ;

Псн транс — плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ;

Кз атм — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости.

В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.

Удельная плата для различных видов топлива определяется в руб/т или в руб/тыс. . При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств, из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива или количество моточасов работы на уровне 85% обеспеченности, топливо с наиболее экологически неблагоприятными характеристиками и т. д.). Годовая плата предусматривается за транспортное средство и другие источники передвижения в тыс. руб./год за 1 транспортное средство.

Общая плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов определяется по формуле:

Пн вод — плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб);

Пл вод — плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб);

Псл вод —плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ.

Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природе-пользователю предельно допустимые нормативы сбросов, определяются путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

Плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитовопределяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми сбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Плата на размещение токсичных и нетоксичных отходов складывается из размера платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов и размеров платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов.

Пл отх — плата за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов;

Псл отх — плата за размещение отходов сверх установленного природопользователю лимита. Размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода (токсичные, нетоксичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов. При этом учитывается базовый норматив платы за 1 тонну в пределах установленных лимитов и коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.

Размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину повышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов. Отходы подразделяются на промышленные, бытовые и сельскохозяйственные, токсичные и нетоксичные.

Класс токсичности отходов определяется в соответствии с «Временным классификатором токсичных промышленных отходов» и «Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов», утвержденным Минздравом СССР и ГКНТ СССР в 1987 г.

Размещение отходов производства и потребления осуществляется на:

  • полигонах для захоронения твердых бытовых отходов, на которых по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологического.контроля и коммунальной службы подлежат захоронению некоторые виды твердых инертных промышленных отходов;
  • полигонах общерегионального назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов;
  • полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов;
  • отвалах, хранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов;
  • свалках (санкционированных, несанкционированных). При размещении токсичных отходов на специализированных по их размещению, обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке осуществляют страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском.

Размер платы за размещение отходов на неотведенной для этой цели территории (несанкционированнная свалка) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов. При размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий, применяется коэффициент 5, на расстоянии менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов коэффициент 3.

Читайте также:  Способ защиты леса от молний

Затраты на чрезвычайные ситуации (Кадр 14)

Огромные материальные и людские потери общества связаны со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, сопровождающимися часто разрушениями промышленных объектов и ухудшением экологической обстановки.

Масштаб экономического ущерба, наносимого землетрясениями складывается из ущерба, наносимого разрушениями, гибелью людей, травматизмом и затрат на восстановительные работы.

Одним из наиболее частых стихийных бедствий на территорий Россия являются наводнения. Ряд наводнений последних лет областного и республиканского масштаба потребовали напряженной работы гарнизонных и окружных формирований по ликвидации последствий стихийных бедствий. Примером может служить наводнение в Приморском крае, возникшее в результате действий тайфуна.

Ликвидация последствий только землетрясений и наводнений всегда требует огромного напряжения соответствующих сил и средств, огромных материальных затрат, которые, в основном, должны быть направлены на спасение жизни и обеспечение жизнедеятельности пострадавших и восстановление разрушенных в ходе катастрофы объектов, строительство жилья, коммуникаций и других объектов.

Затраты на охрану труда (Кадр 15)

Большинство современных технологий предъявляют чрезвычайно высокие требования к качеству труда. Возрастает цена ошибок с возрастанием сложности технологических процессов, потому даже незначительные отклонения самочувствия работника от требуемой нормы могут привести к значительному экономическому и социальному ущербу. Общие размеры ущерба увеличиваются из-за роста стоимости оборудования, роста квалификации и, соответственно, роста ценности рабочего времени. При этом повышенная заболеваемость и сокращение периода полноценной трудовой активности, вызываемые отрицательным воздействием загрязнений окружающей среды на здоровье человека, могут приводить к существенному увеличению прямого и косвенного ущерба.

Огромные экономические потери общества связаны с заболеваемостью, травматизмом на производстве и в быту, с временной утратой трудоспособности и инвалидностью. Эти экономические потери складываются из ряда компонентов:

  • потери трудовых человеко-дней и, следовательно, стоимости невыработанной на производстве продукции;
  • расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по инвалидности;
  • затраты на стационарную и амбулаторную лечебно-профилактическую помощь.

Производство страны теряет в течение года из-за заболеваемости 650 млн. человеко-дней, а это равнозначно тому, что 2,3 млн. условных рабочих не трудятся в течение всего года, при этом наносится ущерб, теоретически равнозначный экономическим потерям при остановке всей промышленности более, чем на 13 дней.

Социальная эффективность здравоохранения связана с социальными процессами общества, демографическими явлениями. При этом медицинская эффективность измеряется результативностью лечебно-профилактической деятельности, а экономическая эффективность определяется влиянием снижения заболеваемости, инвалидности, летальности на производительность труда.

Снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидности имеет большое экономическое значение. Подсчитано, что снижение средней временной утраты трудоспособности только на 1 день сохраняет народному хозяйству более 44 млн. человеко-дней на производстве и 155 тысяч условно-годовых рабочих.

Создание безопасных условий труда и быта, профилактика заболеваний обуславливает продление периода трудовой активности людей, сохранение трудового резерва и снижение расходов из средств социального страхования.

Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете РФ, в областных, городских, районных бюджетах, за счет прибыли (доходов) предприятий, а также фондов охраны труда. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.

Фонды охраны труда формируются на трех уровнях:

  • федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований Правительства, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования РФ, добровольных отчислений и поступлений;
  • территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов административно-территориальных образований РФ, части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующей территории, добровольных отчислений предприятий;
  • фонды охраны труда предприятий формируются за счет ежегодного выделения на охрану труда необходимых средств в объемах, определенных коллективным договором или соглашениями.

Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд предприятия и уплачивают штраф в федеральный фонд охраны труда в размере 100% средств, затраченных не по назначению.

За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы в порядке, определяемом законодательством.

8.2 Международное сотрудничество страны в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и охраны окружающей среды

Россия участвует в международном сотрудничестве, проводимом по линии ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. С 1973 г. действует специализированный международный проект «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЭП).

Ученые и специалисты России принимают участие в осуществлении специальной международной программы «Человек и биосфера»; Международном совете охраны птиц (СПО); Международной федерации молодежи по исследованию и охране окружающей среды. Научном комитете по проблемам окружающей среды;

Международном совете научных союзов (СКОПЕ). Примером плодотворного межгосударственного сотрудничества в области охраны природы является деятельность Международного союза охраны природы (МСОП).

Важным моментом в решении проблемы охраны природы стало подписание в 1975 г. 33 европейскими государствами, США и Канадой Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. По инициативе СССР разработана и действует «Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», к которой присоединились многие государства мира. Конвенция ратифицирована страной по Указу Верховного Совета СССР от 16.05.78 г.

По инициативе СССР была принята резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений» (XXXV Сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 1981 г.). В 1982 г. при активном участии СССР Генеральной Ассамблеей ООН принята «Всемирная хартия природы», которая возлагает на все государства ответственность за сохранение планеты и ее богатств.

В области охраны окружающей среды двустороннее сотрудничество осуществляется между нашей страной и США. Оно включает 11 научно-исследовательских программ и 30 проектов и ведется по следующим направлениям: предотвращение загрязнения воздуха, охрана вод и морской среды от загрязнения; предотвращение загрязнения окружающей среды, связанного с сельскохозяйственным производством; организация заповедников, изучение биологических и генетических последствий загрязнения окружающей среды. Сотрудничество с США ведется путем обмена учеными и специалистами, научно-технической информацией, результатами исследований, проведения двусторонних конференций, симпозиумов, встреч и совещаний, совместной разработкой проектов и программ. Аналогичная работа ведется с Англией, Германией, Канадой, Финляндией, Францией, Швецией и рядом других стран.

Международное сотрудничество по охране труда осуществляется в рамках Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Федерации специалистов по охране труда и промышленной гигиене (ИФАС), а также Международной организации по безопасности и охране труда (МОРБОТ). МОТ, в частности, разрабатывает рекомендации по нормализации условий труда, ВОЗ — нормативов качества производственной среды. ИФАС координирует разработки по всему комплексу вопросов, связанных с безопасностью труда, МОРБОТ — по вопросам прогнозирования риска и создания средств защиты.

В последние годы успешно развивается сотрудничество и взаимодействие сил гражданской обороны стран—членов НАТО и особенно стран—членов Европейского экономического сообщества. В НАТО для координации этой деятельности создан специальный Главный комитет. Комиссией европейских сообществ принята совместная программа стран—участниц по взаимодействию в области гражданской защиты.

В соответствии с достигнутым рядом европейских стран «Открытым частичным соглашением по предотвращению стихийных

и технологических бедствий, защите от них и оказанию помощи пострадавшим» в Греции создан Европейский центр предотвращения бедствий и прогнозирования землетрясений (ЕЦПП).

Международной организацией ГО (МОГО) постоянно в большинстве регионов проводится всесторонняя и целенаправленная подготовка руководящего состава организаций, сил ГО и населения к ведению аварийно-спасательных работ.

Таблица 8.1. Международные экологические организации

United Nations Environmental Program. Занимается решением экологических проблем на уровне ООН

GREENPEACE
Занимается защитой окружающей среды активными методами

Всемирный Фонд Защиты Дикой Природы. Занимается защитой редких и исчезающих видов диких животных

EUROPEAN ENVIRONMENTAL AGENCY.
Исследует экологические проблемы объединенной Европы, заодно пытаясь их решить

UNITED NATIONS DIVISION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT.
Подразделение ООН по вопросам устойчивого развития

INTERNATIONAL CONFERENCE ON FINANCING FOR DEVELOPMENT.
Занимается вопросами финансирования программ устойчивого развития

WORLD BUSINESS COUNCIL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT.
Исследует экономические механизмы по достижению устойчивого развития

UNITED NATIONS FORUM OF FORESTS
Занимается вопросами защиты и восстановления лесов

HELCOM
Хельсинская Комиссия. Занимается защитой водной среды в регионе Балтийского моря

Трансграничное Эколого-Информационное Агенство

Основные конференции и соглашения, имеющие международное значение:

  • Первая Межправительственная конференция экспертов по научным основам рационального использования и сохранения естественных ресурсов биосферы (Париж, 4—13 сентября 1968 г.), подготовленная ЮНЕСКО в сотрудничестве с ООН, ФАО, ВОЗ, МСОП и др. Работа шла по трем направлениям: научные исследования, образование, политика;
  • Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 5—6 июня 1972 г.) при участии 113 стран приняла два основных документа:
    • Декларацию принципов, включающую 26 основных положений;
    • План мероприятий, где обозначены пути решения организационных, экономических и политических задач взаимоотношений государств при сотрудничестве в области охраны ОС;
  • Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, август 1975 г.) с участием стран Европы, США и Канады приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности. С целью реализации достигнутых соглашений позже приняты;
  • Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (Женева, 13 ноября 1979 г.);
  • Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 г.);
  • Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г. с изменениями и дополнениями от 18 декабря 1971 г. и от 19 ноября 1976 г.);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 18 мая 1977 г.);
  • Всемирная хартия природы,принятая Генеральной Ассамблеей ООН (28 октября 1981 г.). определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества и способствовала формированию экологической политики государств на то время;
  • Венская встреча представителей государств — участников Совещания в Хельсинки (Вена, 22 апреля 1985 г.), принявшая итоговый документ, содержащий, в частности, рекомендации: сократить выбросы в атмосферу серы на 30% до 1995 г., а также углеводородов и других загрязняющих веществ; разработать способы захоронения опасных отходов, альтернативных способу захоронения в море; сократить производство озоноразрушающих веществ; провести исследования роли СО 2 в глобальных климатических изменениях;
  • Монреальская встреча (Монреаль, 16 сентября 1987 г.) на которой представители 98 стран приняли Соглашение (Монреальский протокол) о постепенном прекращении серийного производства хлорфторуглеродов (ХФУ) и запрещении выброса их в атмосферу;
  • Лондонская встреча (Лондон, 27—29 июня 1990 г.), где представители почти 60 стран подписали дополнительный (к Монреальскому) протокол с требованием полностью прекратить производство ХФУ к 2000 г.;
  • Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г.), организованная для подведения итогов 20-летней деятельности после Стокгольмской конференции. В Конференции участвовали 179 государств и более 30 международных организаций; на ней встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. В Рио были обсуждены и приняты пять основных документов:
    • Декларация РИО по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей;
    • Программа действий ООН «Повестка дня наXXIвек» — программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения;
    • Заявление «О принципах в отношении лесов», касающееся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни;
  • Рамочная конвенция «Об изменении климата», цель которой — стабилизация концентрации в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаланса климата планеты;
  • Общеевропейская конференция министров окружающей среды (София, октябрь 1995 г.) приняла итоговые документы, основные из которых:
    • Декларация министров;
    • Экологическая программа для Европы;
  • Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (Киото, Япония, декабрь 1997 г.), на которой подписан Протокол к Конвенции или Киотский протокол.
Читайте также:  Витамин в12 ампулы способ применения

Международный конгресс по устойчивому развитию (World Summit on Sustainable Development), 26.08 — 04.09.2002, Йоханнесбург, ЮАР.

У нас в России 6 — 07 июня 2007, в г. Комсомольск-на-Амуре, состоялась Международная научно-практическая конференция в области экологии и безопасности жизнедеятельности «Дальневосточная весна-2007»

На ней обсуждались:

  • Идеология и концепции защиты жизни, духовного и физического здоровья человека, его социального благополучия
  • Проблемы управления здоровьем персонала предприятий
  • Экологические проблемы регионов
  • Чрезвычайные ситуации
  • Аспекты профессиональной экологической подготовки
  • Международное сотрудничество в области экологии и безопасности жизнедеятельности
  • Правовые и социально-экономические аспекты безопасности

Сотрудничество России с Содружеством Независимых Государств осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанного Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной.

Стороны Соглашения договорились о выработке и проведении согласованной политики в области охраны и использования земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, естественных ресурсов континентального шельфа, экономической зоны и открытого моря за пределами национальной юрисдикции с учетом соглашений, ранее заключенных СССР.

Чтобы обеспечить ведение согласованной политики в области охраны окружающей среды, государства признали необходимым:

  • гармонизировать принимаемые ими природоохранительные законодательные акты, экологические нормы и стандарты;
  • совместно разрабатывать и осуществлять межгосударственные программы и проекты в области природопользования и охраны окружающей среды, включая программы безопасного уничтожения и нейтрализации химического и ядерного оружия, высокотоксичных и радиоактивных отходов;
  • применять общие подходы, критерии (показатели), методы и процедуры оценки качества и контроля состояния окружающей среды и антропогенных воздействий на нее, обеспечивая сопоставимость данных о состоянии окружающей среды в межгосударственном масштабе;
  • использовать согласованные методики при оценке антропогенных воздействий на окружающую природную среду;
  • унифицировать методы нормирования антропогенных воздействий на окружающую среду;
  • создать и поддерживать межгосударственную экологическую информационную систему и представлять информацию в распоряжение других сторон.

Важную роль в развитии природоохранительного сотрудничества в рамках СНГ призвана играть Межпарламентская ассамблея.

Международное сотрудничество России с государствами-участниками СНГ в области снижения риска чрезвычайных ситуаций осуществляет Межгосударственная система предупреждения и ликвидации ЧС ключевыми функциями которой являются:

  • оповещение государств-участников СНГ об угрозе, возникновении и масштабах ЧС, которые могут носить трансграничный характер;
  • информирование сопредельных государств о состоянии потенциально опасных объектов и окружающей природной среды в приграничных зонах;
  • организация взаимодействия органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств при организации работ Межгосударственной системы по ликвидации ЧС и первоочередному жизнеобеспечению населения.
  • разработка и реализация межгосударственных целевых и научно-технических программ по вопросам, относящимся к компетенции системы;
  • содействие в подготовке населения стран — членов этой системы к действиям в ЧС, в подготовке и повышении квалификации специалистов национальных систем;
  • создание и согласованное использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • осуществление согласованной политики в сфере международного сотрудничества с другими организациями и странами по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

Выводы

С ростом в наше время глобальных проблем, эскалацией кризисных экологических ситуаций и катастроф, современным состоянием общеэкологической ситуации чрезвычайно актуальной является проблема оценки экономических последствий и материальных затрат общества, обусловленных увеличением риска во всех сферах жизни, загрязнением окружающей среды.

В определение э кономического ущерба, то есть потерь и затрат в стоимостном выражении при возникновении различных экстремальных ситуаций будут принимать участие и специалисты – выпускники нашего института. Это важно для определения не только масштабов этого ущерба, но и для определения необходимых субсидий для ликвидации последствий ЧС.

Важно уметь определить и экономические потери общества, связаны с заболеваемостью, травматизмом на производстве и в быту, с временной утратой трудоспособности и инвалидностью.

Производство страны теряет в течение года из-за заболеваемости 650 млн. человеко-дней, а это равнозначно тому, что 2,3 млн. условных рабочих не трудятся в течение всего года, при этом наносится ущерб, теоретически равнозначный экономическим потерям при остановке всей промышленности более, чем на 13 дней. Только снижение средней временной утраты трудоспособности только на 1 день сохраняет народному хозяйству более 44 млн. человеко-дней на производстве и 155 тысяч условно-годовых рабочих.

Создание безопасных условий труда и быта, профилактика заболеваний обуславливает продление периода трудовой активности людей, сохранение трудового резерва и снижение расходов из средств социального страхования. Этому способствует и международное сотрудничество России в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и охраны окружающей среды, которое расширяется и ему всё больше придаётся значение.

Россия участвует в международном сотрудничестве, проводимом по линии ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.

Примером плодотворного межгосударственного сотрудничества в области охраны природы является деятельность Международного союза охраны природы (МСОП). 33 европейскими государствами, США и Канадой Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В области охраны окружающей среды двустороннее сотрудничество осуществляется между нашей страной и США. Сотрудничество с США ведется путем обмена учеными и специалистами, научно-технической информацией, результатами исследований, проведения двусторонних конференций, симпозиумов, встреч и совещаний, совместной разработкой проектов и программ. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций имеет очень важное значение, поскольку определяет, прежде всего, формирование бережного и хозяйского отношения к природным богатствам. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды и природопользования – вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.

Международное сотрудничество по охране труда осуществляется в рамках Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Федерации специалистов по охране труда и промышленной гигиене (ИФАС).

В последние годы успешно развивается сотрудничество и взаимодействие сил гражданской обороны стран—членов НАТО и особенно стран — членов Европейского экономического сообщества.

Источник

Оцените статью
Разные способы