Способы урегулирования региональных конфликтов

Способы урегулирования региональных конфликтов

В литературе* предлагаются следующие стратегии урегулирования региональных конфликтов. Каждая стратегия имеет свои минусы и плюсы и в каждом конкретном случае нужно учитывать природу конфликта.

    Интеграция.

Задача процесса – минимизация значимости этнических различий в политической повестке дня и в повседневной жизни.

Направления:

  1. социально-культурное (общая система образования, предоставление жилья, направленное на предотвращение этнической сегрегации);
  2. экономическая интеграционная политики: недискриминационные рынок труда (оплата труда, равный доступ к рабочим местам, равные карьерные возможности), равные социальные стандарты, особые программы региональной политики (инвестиции, условия налогообложения);
  3. политическое измерение: придание региону особого статуса.

Интеграция может перейти в ассимиляцию меньшинства – потерю культурной идентичности, а угроза этого может скорее спровоцировать конфликт, нежели предотвратить его.

Условия интеграции:

  1. добровольный характер
  2. консенсус меньшинства и большинства относительно использования интеграционной политики;
  3. желание обеих сторон решить данную задачу, а также создание адекватных институциональных рамок для ее решения.

Сецессия – это процесс, в результате которого население, занимающее определенную территорию в рамках существующего государства, добивается отделения от этой территории и создает независимое государство. Сецессия – результат регионального сепаратизма.

Региональный сепаратизм – обусловленная региональной стратификацией общества идеология, политика и практика. Направленная на отделение региона от единого государства, стремление к предельной самостоятельности региона. Отличительные особенности:

  1. комплексный характер (аспекты терр., нац.-этнич., конфессиональный);
  2. опора на всю совокупность преимуществ положения региона (экономико-географическое положение, природные ресурсы, климатические условия, трудовые ресурсы);
  3. способность возникать и развиваться не как постоянное явление (что характерно для национального сепаратизма), а как явление, связанное с экстремальными обстоятельствами (смена политического режима, изменение формы государственного устройства, экономический кризис)
  4. опора на относительно самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, отличающуюся от политики центра. Примеры: Югославия, Чехословакия, Квебек.

– процесс, в результате которого население определенного региона отделяется от государства с целью присоединения к другому существующему государству. Например, болгарский ирредентизм в Македонии, албанский ирредентизм в Косово.

Право на сецессию связано с правом нации на самоопределение, признанным принципом ООН. Однако право на сецессию не является автоматическим следствием самоопределения. Право на сецессию не отрицается, но ограничено исключительными обстоятельствами.

Вопросы и проблемы: кто принимает решение о практической реализации права на самоопределение, проблема этнического меньшинства («сироты сецессии»), как решать проблему последствий самоопределения для дальнейшего существования государства и безопасности макрорегиона (распад Югославии). Чем большее значение имеет отделяющийся регион, тем менее вероятен выбор сецессии как способа разрешения конфликта.

Консоциативные механизмы используются в регионах с ярко выраженной социальной фрагментацией (Скандинавские страны, Нидерланды, Бельгия).

4 базовых признака консоциативных политических систем: правительство большой коалиции, автономия для различных сегментов общества, пропорциональняа избирательная система, вето меньшинства.

Условия:

  1. интеграция или ассимиляция не должны быть целью ни одной из конфликтующих сторон ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе;
  2. элиты должны быть заинтересованы в сохранении консоциативных механизмов;
  3. элиты должны обладать достаточным уровнем автономии в своих сообществах, позволяющим им достигать компромиссов и договоренностей.
  • Деволюция – процесс перераспределения политической власти, ее диффузия, постепенное «переливание» власти сверху вниз с созданием в регионах собственной системы политических институтов или расширением компетенций уже существующих. Административная деволюция – Уэльс, законодательная деволюция – Шотландия (полноценный участник политического процесса в ЕС, свой штаб в Брюсселе).
  • * — Бусыгина И.М. Политическая регионалистика: Учебное пособие. М.: МГИМО, 2006. – С.195-209.

    Источник

    Способы урегулирования региональных конфликтов

    При урегулировании конфликта в устранении противоречия участвует третья сторона. Отличительным признаком разрешения и урегулирования конфликта является активность сторон конфликта или третьей стороны по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта. Третьей стороной в урегулировании конфликта в международном праве могут выступать любые субъекты международного права и их представители: государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, международные организации и др., наделенные соответствующей компетенцией (особенно это касается пределов правоспособности международных организаций и ее органов).

    Особой формой разрешения и урегулирования является устранение – это такое воздействие на конфликт его сторон или третьей стороны, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты: устраняются одна или все стороны конфликта, исключается взаимодействие оппонентов на длительное время, устраняется объект притязаний. Устранение может происходить мирным путем, например, путем самоустранения из конфликта одной из его сторон или добровольного отказа от права, когда одна из сторон решает добровольно отказаться от своего притязания.

    Читайте также:  Каковы способы назначения амортизации основных средств

    урегулирование, в том числе, устранение конфликта может проводиться с применением следующих традиционных для международного права методов:

    · иных или смешанных, со сложной структурой (multiple).

    По желаемости применения мирный способ урегулирования конфликтов обычно ставится на первое место. Под мирным разрешением понимается взаимно согласованное преодоление причин конфликта
    Исторически, силовые методы играли превалирующую роль в урегулировании конфликтов. Несмотря на кажущуюся эффективность силовых методов разрешения конфликтов, истинные противоречия между государствами такими способами в итоге не разрешаются. Более сильное государство принуждает слабую сторону конфликта принять свою позицию по спорному вопросу. При изменении соотношения сил на международной арене неразрешенный конфликт из латентной фазы переходит в реальную и порождает новые.
    К иным способам разрешения (урегулирования) конфликтов ученые относят средства, в которых сила непосредственно не применяется, но используется для устрашения противника, или используются и мирные, и насильственные средства разрешения спора вместе:

    1. cмешанный, без применения силы (multiple not including violence) – например, приведение вооруженных сил в боевую готовность, перемещение их к границе с конфронтирующим государством и ведение одновременно с этим переговоров;

    2. оказание давление без применения вооруженных сил (non-military pressure) – применение экономических санкций;

    3. милитаризованные акции без применения силы (non-violent military) – маневры, перемещение войск, посредством письменных или устных заявлений полномочных представителей государства о возможном применении силы в случае неисполнения требований);

    4. смешанные акции, включающие применение силы (multiply including violence) – разворачивание активных военных действий и одновременно применение экономических санкций 19 .

    Особенностью урегулирования конфликта по сравнению со спором является то, что в его основании не всегда лежит четко обозначенное противоречие. При нахождении истинного противоречия между сторонами, а также сторон конфликта, можно применять обычные средства разрешения международных споров.
    ^ Этапы урегулирования международных конфликтов и средства, применяемые на каждом из них. Исходя из вышесказанного, мирное урегулирование конфликтов в международном праве проводится в два этапа:

    1.устранение конфликтного взаимодействия, снижение интенсивности негативных эмоций между конфликтующими сторонами, подготовка условий для разрешения противоречия между сторонами, если таковое имеет место (определение истинных сторон спора и объекта противоречия)

    2.разрешение противоречия с применением средств, разработанных международной практикой для разрешение (урегулирования) международных споров.

    На первом этапе урегулирования конфликта третьими лицами могут применяться самые различные средства. Эти средства, чаще всего применяются, не отдельно друг от друга, а в совокупности. Первым можно назвать привлечение внимания к возникшему конфликту.Уже даже привлечение внимания к возникшему конфликту государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, прежде всего, с помощью средств массовой информации может остановить обострение противоречий между участниками конфликта. Например, государства, осознавая возможность применения обязательных принудительных мер со стороны мирового сообщества, могут самостоятельно остановить противостояние и обратиться к мирным способам разрешения конфликта. Чаще всего все же привлечение внимания к конфликту будет только первоначальной стадией урегулирования конфликта.

    Перед тем как предпринимать конкретные действия, третья сторона должна определить свое отношение к возникшему конфликту, а именно свои цели и интересы. Для государств это обычно является политическим решением. Государства проявляют интерес в урегулировании конфликтов, например, если разрастание конфликта угрожает собственной национальной безопасности (например, в конфликтах между приграничными государствами или на их территории), защищая интересы своих союзников, следуя исторической традиции и др. В большинстве случаев третье лицо использует следующие меры по устранению или ослаблению конфликтного взаимодействия:

    o обращение к сторонам с призывом прекращения конфликтного взаимодействия или снижения его интенсивности (прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории и др.),

    o предложение своей помощи в урегулировании конфликта,

    o проведение переговоров с целью склонения сторон к мирному разрешению спора, в том числе с использованием институтов «добрых услуг» и «посредничества»,

    o использование наблюдателей от третьих лиц и контингентов, которые своим присутствием в зоне конфликта сдерживают стороны от эскалации конфликтного взаимодействия и создают условия для конструктивного разрешения противоречия сторонами (несмотря на использование вооруженных контингентов, данное средство можно отнести к мирным, так как оружие используется только для самообороны и операция проводится только с разрешения конфликтующих сторон или государства пребывания).

    После проведения первоначальных мероприятий по устранению или снижению интенсивности конфликтного взаимодействия, выяснения истинных сторон спора и имеющихся между ними противоречий урегулирование конфликта переходит в стадию разрешения конкретного противоречия, то есть спора между сторонами-разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». Международные организации и государства создают специальные постоянные арбитражные и судебные учреждения для урегулирования международных споров (Постоянная Палата Третейского Суда, Международный Суд ООН, Международный Трибунал по морскому праву, Экономический Суд СНГ, Суд Европейских Сообществ и др.).
    Еще одной техникой урегулирования спораявляется голосование, которое применяется в демократических обществах, представители которого правомочны разрешать определенные споры принятием решения большинством голосов. Роль третьих лиц при этом заключается в организации проведения свободных и демократичных выборов (например, организация выборов в Афганистане представителями ООН в 2003-2004 годах).Комбинирование из двух или более известных средств разрешения споров в работе одного органа также приносит положительные результаты. Так, например, процедуры примирения и арбитража могут применяться одним органом одновременно.

    Читайте также:  Обрезание у мужчин способы

    БОНУС-ЛЕКЦИЯ!

    1)Принудительные (интервенция, мелкая блокада, торговые эмбарго (запрет на торговлю с группой государств), военные действия).

    Впервые был сформирован и признан действующей нормой международного права в 1928 году в Парижском пакте (идей не нова).

    НО! Это никак не повлияло не некоторые дальнейшие события.

    Первым государством, решившим отказаться от территориальных завоеваний, был СССР.

    Советские исследователи выделили 3 элемента мирного разрешения (Левин):

    1)государства обязаны разрешать свои взаимные споры исключительно мирными средствами;

    2)государства обязаны решать, таким образом, все взаимные споры, как угрожающие международной народной безопасности, так и нет.

    3)государства обязаны разрешать свои взаимные споры своевременно и не оставлять их нерешенными (Россия-Норвегия).

    Источник

    Способы урегулирования региональных конфликтов

    При урегулировании конфликта в устранении противоречия участвует третья сторона. Отличительным признаком разрешения и урегулирования конфликта является активность сторон конфликта или третьей стороны по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта. Третьей стороной в урегулировании конфликта в международном праве могут выступать любые субъекты международного права и их представители: государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, международные организации и др., наделенные соответствующей компетенцией (особенно это касается пределов правоспособности международных организаций и ее органов).

    Особой формой разрешения и урегулирования является устранение – это такое воздействие на конфликт его сторон или третьей стороны, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты: устраняются одна или все стороны конфликта, исключается взаимодействие оппонентов на длительное время, устраняется объект притязаний. Устранение может происходить мирным путем, например, путем самоустранения из конфликта одной из его сторон или добровольного отказа от права, когда одна из сторон решает добровольно отказаться от своего притязания.

    урегулирование, в том числе, устранение конфликта может проводиться с применением следующих традиционных для международного права методов:

    · иных или смешанных, со сложной структурой (multiple).

    По желаемости применения мирный способ урегулирования конфликтов обычно ставится на первое место. Под мирным разрешением понимается взаимно согласованное преодоление причин конфликта
    Исторически, силовые методы играли превалирующую роль в урегулировании конфликтов. Несмотря на кажущуюся эффективность силовых методов разрешения конфликтов, истинные противоречия между государствами такими способами в итоге не разрешаются. Более сильное государство принуждает слабую сторону конфликта принять свою позицию по спорному вопросу. При изменении соотношения сил на международной арене неразрешенный конфликт из латентной фазы переходит в реальную и порождает новые.
    К иным способам разрешения (урегулирования) конфликтов ученые относят средства, в которых сила непосредственно не применяется, но используется для устрашения противника, или используются и мирные, и насильственные средства разрешения спора вместе:

    1. cмешанный, без применения силы (multiple not including violence) – например, приведение вооруженных сил в боевую готовность, перемещение их к границе с конфронтирующим государством и ведение одновременно с этим переговоров;

    2. оказание давление без применения вооруженных сил (non-military pressure) – применение экономических санкций;

    3. милитаризованные акции без применения силы (non-violent military) – маневры, перемещение войск, посредством письменных или устных заявлений полномочных представителей государства о возможном применении силы в случае неисполнения требований);

    4. смешанные акции, включающие применение силы (multiply including violence) – разворачивание активных военных действий и одновременно применение экономических санкций 19 .

    Особенностью урегулирования конфликта по сравнению со спором является то, что в его основании не всегда лежит четко обозначенное противоречие. При нахождении истинного противоречия между сторонами, а также сторон конфликта, можно применять обычные средства разрешения международных споров.
    ^ Этапы урегулирования международных конфликтов и средства, применяемые на каждом из них. Исходя из вышесказанного, мирное урегулирование конфликтов в международном праве проводится в два этапа:

    Читайте также:  Футбол как способ развития

    1.устранение конфликтного взаимодействия, снижение интенсивности негативных эмоций между конфликтующими сторонами, подготовка условий для разрешения противоречия между сторонами, если таковое имеет место (определение истинных сторон спора и объекта противоречия)

    2.разрешение противоречия с применением средств, разработанных международной практикой для разрешение (урегулирования) международных споров.

    На первом этапе урегулирования конфликта третьими лицами могут применяться самые различные средства. Эти средства, чаще всего применяются, не отдельно друг от друга, а в совокупности. Первым можно назвать привлечение внимания к возникшему конфликту.Уже даже привлечение внимания к возникшему конфликту государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, прежде всего, с помощью средств массовой информации может остановить обострение противоречий между участниками конфликта. Например, государства, осознавая возможность применения обязательных принудительных мер со стороны мирового сообщества, могут самостоятельно остановить противостояние и обратиться к мирным способам разрешения конфликта. Чаще всего все же привлечение внимания к конфликту будет только первоначальной стадией урегулирования конфликта.

    Перед тем как предпринимать конкретные действия, третья сторона должна определить свое отношение к возникшему конфликту, а именно свои цели и интересы. Для государств это обычно является политическим решением. Государства проявляют интерес в урегулировании конфликтов, например, если разрастание конфликта угрожает собственной национальной безопасности (например, в конфликтах между приграничными государствами или на их территории), защищая интересы своих союзников, следуя исторической традиции и др. В большинстве случаев третье лицо использует следующие меры по устранению или ослаблению конфликтного взаимодействия:

    o обращение к сторонам с призывом прекращения конфликтного взаимодействия или снижения его интенсивности (прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории и др.),

    o предложение своей помощи в урегулировании конфликта,

    o проведение переговоров с целью склонения сторон к мирному разрешению спора, в том числе с использованием институтов «добрых услуг» и «посредничества»,

    o использование наблюдателей от третьих лиц и контингентов, которые своим присутствием в зоне конфликта сдерживают стороны от эскалации конфликтного взаимодействия и создают условия для конструктивного разрешения противоречия сторонами (несмотря на использование вооруженных контингентов, данное средство можно отнести к мирным, так как оружие используется только для самообороны и операция проводится только с разрешения конфликтующих сторон или государства пребывания).

    После проведения первоначальных мероприятий по устранению или снижению интенсивности конфликтного взаимодействия, выяснения истинных сторон спора и имеющихся между ними противоречий урегулирование конфликта переходит в стадию разрешения конкретного противоречия, то есть спора между сторонами-разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». Международные организации и государства создают специальные постоянные арбитражные и судебные учреждения для урегулирования международных споров (Постоянная Палата Третейского Суда, Международный Суд ООН, Международный Трибунал по морскому праву, Экономический Суд СНГ, Суд Европейских Сообществ и др.).
    Еще одной техникой урегулирования спораявляется голосование, которое применяется в демократических обществах, представители которого правомочны разрешать определенные споры принятием решения большинством голосов. Роль третьих лиц при этом заключается в организации проведения свободных и демократичных выборов (например, организация выборов в Афганистане представителями ООН в 2003-2004 годах).Комбинирование из двух или более известных средств разрешения споров в работе одного органа также приносит положительные результаты. Так, например, процедуры примирения и арбитража могут применяться одним органом одновременно.

    БОНУС-ЛЕКЦИЯ!

    1)Принудительные (интервенция, мелкая блокада, торговые эмбарго (запрет на торговлю с группой государств), военные действия).

    Впервые был сформирован и признан действующей нормой международного права в 1928 году в Парижском пакте (идей не нова).

    НО! Это никак не повлияло не некоторые дальнейшие события.

    Первым государством, решившим отказаться от территориальных завоеваний, был СССР.

    Советские исследователи выделили 3 элемента мирного разрешения (Левин):

    1)государства обязаны разрешать свои взаимные споры исключительно мирными средствами;

    2)государства обязаны решать, таким образом, все взаимные споры, как угрожающие международной народной безопасности, так и нет.

    3)государства обязаны разрешать свои взаимные споры своевременно и не оставлять их нерешенными (Россия-Норвегия).

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

    Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы