Способы урегулирования межэтнических конфликтов pdf

Способы урегулирования межэтнических конфликтов

Способы урегулирования межэтнических конфликтов

Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить межэтнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов. Речь, по сути, идет об управлении межэтническими конфликтами в многоэтническом обществе.

Для того чтобы выработать стратегию управления этническими отношениями, необходимо на всем полиэтническом пространстве найти общие взаимоприемлемые ценности и нормы. Необходимо выработать общие правила игры, которые, с одной стороны, были бы достаточно универсальными, чтобы охватить ценностно-нормативным полем все многоэтническое общество, а с другой — не ущемляли бы частных традиций, обычаев, ценностей и интересов, входящих в полиэтническое пространство этносов. Поэтому возникает вопрос о заключении своего рода «общественного договора» между государством и всеми входящими в состав государства этносами. Такой договор не может регламентировать все детали межэтнического взаимодействия, но он должен содержать основополагающие нормы и принципы: гарантии безопасности личности и этноса, равноправие, запрет на применение насилия при возникновении противоречий, решение конфликтов мирными способами и т. д. При этом правила игры не должны отдавать предпочтение одному из участников конфликта. Только в этом случае они будут эффективными.

Роль верховного арбитра в решении спорных проблем и гаранта в выполнении договора должна быть делегирована федеральному Центру (или специально созданному для этих целей институту власти) с безусловным признанием его полномочий (легитимности).

Для самореализации этнических групп в рамках своей субкультуры им необходимо передать часть федеральной власти при условии соблюдения всеми общих принципов общественного договора. Но чтобы делиться властью, государство должно быть достаточно сильным (желательно и экономически), чтобы при необходимости иметь возможность силовыми методами пресекать сепаратистские и экстремистские поползновения в межэтнических отношениях.

Если межэтнический конфликт не удалось выявить и предотвратить на стадии зарождения, то первостепенной задачей является прекращение насилия (если оно имело место). Далее необходимо перевести конфликтное взаимодействие сторон в форму диалога. Существуют два уровня диалога: диалог как цель взаимодействия и диалог как средство достижения цели.

Если диалог между субъектами конфликта по тем или иным причинам невозможен, то возникает необходимость привлечения посредников. Посредничество является наиболее мягкой формой участия третьей стороны в урегулировании конфликта.

Следующим шагом в урегулировании конфликта является обращение в арбитраж, если его решения станут обязательными для исполнения всеми участниками конфликта.

Существует также обязательный арбитраж, который находится на грани между регулированием и подавлением конфликта.

Крайней формой регулирования межэтнических конфликтов является подавление силой.

Для прекращения кровопролития и гражданской войны на территории бывшей Югославской федерации поэтапно применялись посредничество, арбитраж, обязательный арбитраж и частично подавление (бомбежка сербских боевых позиций авиацией НАТО и угроза применения силы). Силовым методом был также остановлен осетино-ингушский военный конфликт.

В настоящее время в России отсутствует стратегия в развитии межэтнических отношений. Действия федерального Центра напоминает пожарную команду, которая пытается тушить уже вспыхнувшие пожары межэтнических конфликтов. Чтобы исправить положение, необходимо разработать и принять долговременную программу межэтнической стабилизации, интеграции, кооперации и межэтнического сотрудничества. В рамках этой программы необходимо предусмотреть создание специализированной сети организаций по предупреждению и урегулированию конфликтов. Например, конфликтологический мониторинг для выявления конфликтных ситуаций на ранней стадии развития и выработки соответствующих рекомендаций по их урегулированию. Необходимо также создать службу быстрого реагирования для защиты людей от насилия и локализации конфликта.

Вопросы для проверки знаний

Назовите основные субъективные и объективные индикаторы этничности.

Назовите основные причины возникновения этнических конфликтов.

В чем заключаются особенности развития межэтнических конфликтов?

Что такое принцип «зеркального отражения» в развитии межэтнического конфликта?

Какие вы знаете способы урегулирования межэтнических конфликтов?

В каких случаях применяется метод «подавления» межэтнического конфликта?

Что такое конфликтологический мониторинг?

Авсентьев В. А. Этнические конфликты: история и типология. // Социологические исследования, 1996. — № 12.

Лысихин И. Е. Духовные факторы возникновения и обострения конфликтных ситуаций: Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. — М., 1995.— Вып. 9. Ч. I. С. 48.

Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования. // Социально-политический журнал, 1996.-№ 4.-С. 46.

Михайлов В. А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта. // Социологические исследования, 1993. — № 5.

Россия: Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М., 1996. С. 49-50, 164.

Российский социум в 1994 г.: конфликтологическая экспертиза. // Социологические исследования, 1995. — № 2. — С. 9.

Шихирев П. Психика и мораль в конфликте. // Общественные науки и современность. — М., — 1992. — № 3. — С. 31.

Источник

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

УРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Проблема этнической социализации и этнических взаимодействий среди представителей молодого поколения пока еще остается слабоизученной [1]. На данный момент молодежь как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов, поскольку именно она является индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества.

В настоящее время данных и, соответственно, теоретических обобщений, касающихся становления этнической идентичности особенно у студенчества, недостаточно. Между тем для средне- и долгосрочного прогнозирования, разработки направлений и мер государственной национальной политики России в этой сфере важно понять, как формируется и каким становится этническое самосознание молодого поколения россиян, которое придет на смену нынешним взрослым поколениям.

Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудности решения подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этнорелигиозно-территориальные.

Огромное количество этнических конфликтов продолжает волновать общество в странах Африки и Латинской Америки [3]. Для Российской

Федерации данная проблема также является серьезной – например, на территории Российской Федерации зафиксировано два длительных вооруженных конфликта с участием регулярных войск и около 20 кратковременных столкновений. Специалисты насчитывают свыше 100 возможных межэтнических противоречий, которые могут актуализироваться в вооруженные столкновения [4].

Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

В отечественной социологии исследованием этнических конфликтов занимались такие ученые как Ожиганов Э.Н., Дробижева Л.М., Здравомыслов А.Г., Веренко И.С., Фролов С.С. и др. Вместе с тем даже совокупный вклад всех этих исследователей не исчерпывает данной проблемы, а создает только лишь методологические основы ее изучения.

Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить этнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов. Речь, по сути, идет об управлении этническими конфликтами в многоэтничном обществе.

В мировой истории, особенно последних лет, накоплен разнообразный опыт урегулирования этноконфликтов [5]. Механизм, обеспечивающий это урегулирование, представляет собой сложную систему, компонентами которой являются:

1) организационные структуры (институты власти и другие государственные учреждения, политические партии и движения, общественные организации, религиозные объединения и самодеятельные образования населения, и т.п.);

2) установления, регулирующие поведение индивидов, социальных групп и их институтов (международное право, национальное законодательство, общественная мораль, религиозные заповеди, профессиональная этика, идеологические установки, обычаи, традиции, и др.);

3) характер и способы действия (побуждение, сдерживание, принуждение конфликтующих сторон, или – по другому основанию классификации – предупреждение, локализация, прекращение);

4) принимаемые практические меры (декларации и заявления, санкции к одной или обеим противоборствующим силам, миротворчество, налаживание переговорного процесса, подавление, и т.д.).

В зависимости от характера и степени напряженности конфликта его урегулирование может осуществляться на четырех уровнях – глобальном, региональном, национальном (страновом), местном (локальном).

Среди известных и используемых техник, стратегий по урегулированию межэтнических конфликтов в последнее время занимает преимущественную позицию интеграционный подход [6].

Методы урегулирования этнических конфликтов могут быть, по мнению А. А. Садохина, дополнены методами ослабления и торможения конфликта. К ним относятся следующие:

• метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, склонных к компромиссам и переговорам;

• использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам, например, прекращение поставок оружия и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воющим сторонам; прекращение с ними торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе его имеют место массовые нарушения прав человека;

• прерывание конфликта на короткое время путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает консолидированность групп в конфликте.

В разрешении конфликтной ситуации наиболее эффективно прерывание конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. И что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте. Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, его важно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач.

Читайте также:  Creme mousse confort lancome способ применения

Итак, подводя итог, следует отметить, что при возникновении конфликта, прежде всего, необходимо его локализовать, т.е. не допустить введения в него этнического и религиозного факторов, которые могут послужить катализатором для его эскалации. Кроме того, необходимо избегать упрощения проблем, жесткого противопоставления интересов, целей конфликтующих сторон: как бы ни развивала каждая из них свою аргументацию, в равной мере будут развиваться аргументы и другой стороны. Поэтому важно выйти за пределы сложившейся конфликтной ситуации, т.е. рассмотреть ее с точки зрения общих принципов, объединяющих позиции обеих сторон, например, гуманизма, демократии, свободы индивида, равенства и т.п. Очень важно исключить всякие бюрократические проволочки в решении возникших проблем. И, наконец, важноеусловие управления конфликтами – недопущение промедления в принятии мер; время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов, ибо промедление в признании конфликта и в управлении им приводит к эскалации действий и к усугублению последствий.

При этом не исключено применение государственного насилия по отношению к тем, кто нарушает законы, ущемляет права и свободы других членов общества. Оно правомерно как насилие над насилием, т.е. как отрицание насилия, которые чаще всего сопровождают этнополитический конфликт.

1. Кутявина Е.Е. — Причины этнических конфликтов[Текст]/Е.Е. Кутявина-Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1. С. 241-248.

2. Иркутскстат — население [Электронный ресурс] Режим доступа: http://irkutskstat.gks.ru/Свободный

3. Павленко П.Д. — Основы социальной работы. [Текст] П.Д. Павленко Инфра-М 2008

4. Терешкович П.В. — Нация Философский справочник.[Электронный ресурс]/ http://www.filosofiya.su/word/naciia.htm/ Свободный

5. Гуриева С.Д. — Современные способы урегулирования межэтнических конфликтов [Текст]/С.Д. Гуриева — Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12:Психология. Социология. Педагогика. 2009 г. 76 с.

6. Сикевич З.В. — Социология и психология межэтнических отношений. Текст]/СПб.: Издательство Михайлова В.А. 203 с.

7. Ушева Т.Ф., О.А. Молокова — Основы конфликтологии: предметный словарь/ отв. ред. Т.Ф. Ушева, О.А. Молокова. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»,2013. 254 с.

Источник

Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования

Глава 1 Межэтническая напряженность как начальная стадия межэтнического конфликта 5

1.1. Межэтническая напряженность 7

1.2. Причины межэтнических конфликтов 10

Глава 2 Динамика и типология межэтнических конфликтов 16

2.1. Динамика этнических конфликтов 16

2.2. Типология и формы этнических конфликтов 21

Глава 3 Причины конфликтов на Юге России и способы их урегулирования 28

3.1. Причины конфликтов на Юге России 28

3.2. Способы урегулирования этнических конфликтов 34

Список используемой литературы 43

Словарь терминов 44

Когда мы слышим слово “конфликт” нам в голову сразу приходят разные варианты, такие как межэтнические конфликты, революции, религиозные противоречия, столкновение полов и т.д. И действительно, различные анализы показывают, что межэтнических конфликтов в чистом виде не возникает. Зон общества, принципиально свободных от конфликтов не существует, т.к. конфликты неразрывно связанны с повседневностью жизни.

В современных научных словарях термину конфликт (от лат. Conflictus) дают именно такое обозначение — столкновение или борьба противоположных, несовпадающих интересов, действий и взглядов общественных организаций, общественных организаций, социально-политических, социально экономических систем. Межэтнический конфликт — специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку. Различные ученые обращают внимание на различные аспекты межэтнических конфликтов. Так Л. М. Дробижева подчеркивает функциональную основу этнического конфликта, заложенную не в этничности, а в социальных проблемах, возникающих между группами, консолидированными на этнической основе. А. Ямсков определяет этнический конфликт через описание коллективных действий, в основе которых — неприятие ранее сложившегося этнического неравенства или ущемление своих интересов со стороны представителей другой этнической группы . В. А. Тишков определяет межэтнический конфликт как гражданскую, политическую или вооруженную форму противоборства в котором одна из сторон мобилизируется, действует или страдает по признаку этнических различий. По его мнению другого определения дать невозможно, потому что этнический конфликт в “чистом виде” вычленить нельзя. Действительно, в мире практически нет случаев, когда один этнос вступает в конфликт с другим из-за каких-то этнических различий или каких-либо внутренне присущих антагонизмов. Вообще наукой не доказано, что такие антагонизмы существуют в человеческой природе. Такой точки зрения придерживаются некоторые западные ученые .

Известный русско-американский социолог П. Сорокин, приблизительно подсчитал, что за 24 века на 4 года “мирной жизни” приходится ровно 1 год различных конфликтов. Как можно из этого понять, что человечество практически всегда воевало. Сейчас можно говорить об этническом парадоксе современности, он заключается в том, что сформировавшиеся в прошлом идеологии были направлены на то, чтобы стереть межэтнические противоречия за счет интернационализации культуры и экономики. Но на лицо обратный процесс — нарастание противоречий и конфликтов, волна суверенизации этнонациональных групп.

Межэтнические конфликты достаточно актуальная проблема на сегодняшний день. По данным Стокгольмского международного институт по исследованию актуальным проблем мира, две трети острых социальных конфликтов в 1990-х годах XX века являлись межэтническими. Более 100 млн. человек погибло в наше столетие.

Изучением конфликтов занимаются различные отрасли науки, и каждая из них предлагает свои способы решения. Основной причиной такого внимания со стороны научного сообщества, является их трудноразрешимость, ведь каждый конфликт имеет свою специфику, а, следовательно, и определенную “формулу решения”, вот только эта формула не всегда быстро приходит на ум, да и не всегда она правильная. В нашей стране в последние 20 лет сформировалось уже достаточно большое сообщество ученых-кофликтологов, открываются центры по изучению конфликтов.

Большинство ученых, утверждают, что этнический конфликт, является, чуть ли не самой опасной внутренней угрозой государству, т.к. дестабилизирует общество, тормозит социально-экономическое развитие.

Конец 80-х и 90-х годов был ознаменован межнациональными конфликтами, которые протекали на территории советского и постсоветского пространства. Кризисная ситуация возникшая после распада СССР привела к ослаблению центральной власти, к её неспособности выполнять положения федеральной конституции и основных федеральных законов. Все это способствовало обострению ситуации в первую очередь на Кавказе. Из семи вооруженных межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве, пять произошли в Кавказском регионе. Этнополитические конфликты выражались в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве Чечни, Грузии, Армении, Ингушетии, Азербайджане, Северной Осетии, привели к многочисленным жертвам мирного населения.

Юг России, является самым не стабильным в плане межэтнических конфликтов или как говорят в научном мире самым конфликтогенным регионом. Вот уже на протяжении всего существования новой России до сих пор не решена эта проблема, хотя определенные сдвиги есть.

Для будущих специалистов регионоведов, эта тема достаточно актуально и требует своего определенного рассмотрения. В соответствие с поставленной актуальностью, целью курсовой работы – рассмотрение причин возникновения межэтнических конфликтов, для предложения оптимальных форм и способов их урегулирования.

Задачами, вытекающими, из цели являются:

• Анализ причин межэтнических конфликтов

• Рассмотрение межэтнической напряженности как начальной стадии любого социального конфликта

• Выделение причин межэтнических конфликтов на Юге России

• Выявление динамики этнического конфликта

• Раскрытие типологии и форм этнических конфликтов

• Рассмотрение способов урегулирования межэтнических конфликтов.

Глава 1 Межэтническая напряженность как начальная стадия межэтнического конфликта

Межэтнический конфликт, в научных трудах достаточно часто называют его просто этническим, является одной из важнейших проблем современности. Тысячи научных работ посвящены разработке именно этой проблематики и, конечно же, каждый ученый трактует межэтнический конфликт по-своему.

Этнический конфликт, как древняя форма социального конфликта зародилась ещё на заре человеческой эпохи, когда различные племена уничтожали друг друга, выселяли с территорий, насильно ассимилировали, противоречия могла разворачиваться из-за мест охоты, более комфортного климата для жилья и т.д.

Современное человечество представляет собой довольно сложную систему, в нашем мире существует около 200 государств, небольшое количество из которых являются моноэтничными. При этом они все отличаются друг от друга своей численностью, уровнем социально-экономического развития, демографическими процессами. Все это по-своему влияет на политическую карту мира. Полиэтничность характерна для развивающихся стран. Например, можно назвать такие страны как Индия, в которой проживают несколько сотен различных этнических общностей, в Кении – более 70, в Нигерии официально живет более 200 народностей и т.д.

Вся эта пестрота этнической структуры вызывает закономерные межэтнические конфликты в отношениях между народами. Человек в повседневной жизни, как правило, не акцентирует внимание на своей этнической принадлежности, но при появление некоторого дискомфорта, ущемленности, обиженности, он начинает соотносить себя с некоторыми социальными группами и общностями (в поисках защиты и поддержки). Это может быть трудовой коллектив, семья, друзья, в том числе и со своим этносом. Этническая принадлежность является самой доступной из всех. Человек может иметь или не иметь определенную работу, друзей, семью, но он никогда не перестанет быть представителем определенного этноса. Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику .

Читайте также:  Метод воспитания это тест способ

1.1. Межэтническая напряженность

Межэтнический конфликт всегда имеет ряд причин и конфликтогенных факторов, явные и латентные интересы сторон, определенные этапы развития. Но каждый межэтнический конфликт начинается с межэтнической напряженности.

Межэтническая напряженность — особое психическое состояние этнической общности, которое формируется в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие. Это не только психологический фон конфликта, но и мобилизация внутренних психологических ресурсов для защиты своих интересов.

Одним из важных компонентов формирования межэтнической напряженности является история межэтнических отношений. Историческая память народа хорошо фиксирует обиды и различные конфликты, которые уже были. Это часто используется, чтобы возобновить конфликт, вспоминаются старые обиды, ведь всегда удобнее указать на исторического врага, а не разобраться кто прав, а кто виноват. За счет создания толпы, например на митинге, индивид переходит в состояние кумулятивного эффекта, который приобретается только за счет толпы, происходит усиление эмоциональной волны, как правило, тревожного или агрессивного содержания, здесь очень велика вероятность перехода к насилию, что ещё более усилит межэтническую напряженность. Значительное усилие придаёт слух, который циркулирует в системе неформальных источников. Также стоит отметить такое психическое состояние, как невротизация, а на этой основе развивается страх культурной ассимиляции, что приводит к ощущению этнической консолидации. Следует отметить и разделение на “свои” и “чужие”, своя этническая группа воспринимается только позитивно, а чужая соответственно негативно. Все удачи своей группы – это заслуга общая, а неудачи происходят только из-за врагов (чужих групп) .

Межэтническая напряженность может быть в диапазоне от простой фоновой напряженности до открытых агрессий между народами. Этнопсихолог Солдатов Г. У. выделил следующие 4 фазы межэтнической напряженности:

1. Латентная фаза (или фоновая) напряженности – в целом представляет собой достаточно благоприятный фон не только этноконтактных, но и любых других ситуаций, связанных с элементами новизны или неожиданности, например, узнавание человека с новой стороны. Такая фаза межэтнической напряженности присуще даже гармонично развитым обществам, где есть признание деления на этнические группы. Если же и существуют какие-то неудовлетворенности в обществе, то они вызваны никак не межэтническими отношениями, так как в структуре массового сознания доминирует этническая идентичность по типу “нормы”. Но стоит так же учитывать, что и на этом уровне отсутствует эмоциональная нейтральности. Исследования социологов показываю, что люди, вступающие в контакты с незнакомцами, чаще всего повышают совою негативную эмоциональную активацию. Латентная фаза может носить огромный взрывной потенциал, так случилось в период развала СССР, когда видимая благопристойность межэтнических отношений вдруг обнаружила свой мощнейший взрыв в рамках кардинальных социально-экономических преобразованиях.

2. Фрустрационная фаза напряженности имеет в своей основе ощущение гнетущей тревоги, отчаяния, разочарованности, гнева и т.д. Здесь напряженности уже становится зримой, проявляется в форме бытового национализма, сопровождается появлением и распространением в обществе каких-либо общих характеристик этноса, которые чаще всего унизительны (“чучмеки”, ”хачи”, ”черные” и т.д.), приобретает популярность различного рода анекдотов на национальные темы, учащаются эпизоды межэтнических конфликтов. Фрустрационная напряженность как бы зреет во внутригрупповом пространстве, постепенно проникая и в межгрупповые отношения. Главный признак фрустрационной напряженности — рост эмоционального возбуждения. Нарастание интенсивности фрустрационной напряженности напрямую связано с уровнем социальной напряженности в обществе и ее трансформацией в межэтническую. Последнее означает, что в качестве источника фрустрации начинают восприниматься другие этнические группы. В результате различные препятствия, возникающие при осуществлении жизненно важных потребностей, все чаще связываются с этнической принадлежностью. Здесь могут иметь значение как реальные причины (например, дискриминация при поступлении на работу, продажа продуктов по предъявлению паспорта, визитки и т. д., как это было в начале 1990-х годов), так и надуманные. В целом проецирование эмоций на такой источник фрустрации как этническая группа более характерно для титульного этноса.

3. Конфликтная фаза напряженности имеет рациональную основу, так как между противоборствующими сторонами возникает реальный конфликт несопоставимых целей, интересов, ценностей и соперничества за ограниченные ресурсы. Все это формирует соперничество и больший рост антагонизма между группами. Создается образ врага, в котором конкретизируются угрозы. Сконструированный образ врага достаточно хорошо будет восприниматься массовым сознанием, а идеологи лишь расставят акценты. В ситуации конфликта межэтническая напряженность становится все более активной. Это именно такая раздражающая ситуация, которая провоцирует разрядку социальной агрессивности. Единичные случаи проявления бытового негативизма сменяются массовыми. Резко возрастают показатели этнической солидарности: усиление позитивных чувств по отношению к своему народу; усиление потребности в позитивной этнической идентичности и безопасности.

4. Кризисная фаза напряженность возникает тогда, когда межэтнические конфликты уже невозможно урегулировать цивилизованными методами и в то же время они требуют немедленного разрешения. Ее главные отличия — страх, ненависть и насилие. Ненависть и страх тесно связывают этнические группы и становятся ведущими двигателями поведения, а насилие превращается в главную форму контроля сторон друг за другом. Поэтому данную фазу межэтнической напряженности можно обозначить как насильственную. В кризисной ситуации психическая инфляция достигает своих крайних форм и по силе, и по широте охвата. Радикализм сторон и несовместимость позиций, крайняя предвзятость при интерпретации реальных фактов, зацикливание на защите попираемых прав достигают на этой стадии своего апогея. Общий уровень эмоционального возбуждения возрастает до такой степени, когда эмоции становятся мощным побуждением к действию и иррациональной основой повышенной активности .

1.2. Причины межэтнических конфликтов

Причины межэтнических конфликтов могут быть достаточно разные: территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда и др.

Территориальные споры. В современном мире проживает несколько тысяч этносов, а государств около 200, это означает, что практически все из них являются полиэтничными. Когда какой-то этнос стремиться создать своё государство это неизбежно будет приводить к конфликтам и территориальным спорам. Этнотерриториальные конфликты предполагают перестройку существующего пространства. Для обоснования перестройки обычно используются исторические факты или иначе сказать историческое право на владение территорией. Дело в том, что за многие века этнических процессов, территория не раз меняла своих хозяев и этнические граница, так что дата от которой проводится отсчет выбираться тщательно, с учетом своих интересов. Углубление в историю с обеих сторон не приводит к разрешению конфликта, а только усиливает его. Претензии на историческое право владения территорией достаточно часто используются политическими лидерами и являются главным признаком назревающего конфликта.

По мере демокртизации общества этнос может, достаточно хорошо резвится в социально-экономическом плане, что повысит его статус, развить совою культуру, а государства своего не иметь, поэтому возникают движения с целью создания независимого национального государства, тем более, если этнос уже имел собственное государство на протяжении его истории. Подобные стремления к изменению своего государственного статуса служат одной из наи¬более частых причин этнических конфликтов. К такого рода кон-фликтам можно отнести грузино-абхазский и армяно-азербай¬джанский.

Борьба за ресурсы и собственность. Стремление этноса завладеть какими-либо материальными ресурсами, среди которых наиболее важными является земля и её недра, непременно приведет к конфликту, где одни будут пытаться доказать другим право на “естественное” пользование ресурсами. Ресурсные конфликты имеют тупиковый характер, поскольку передел собственности ведет к противоречию местных элит с федеральным центром. Происходит стремление к суверенизации. Примером такого конфликта может быть чеченская война.

Стремление к изменению статуса местных элит. Статусные конфликты возникают всегда из-за стремления элит перераспределить, изменения, смены властные полномочия в обществе и главенствующей политической элиты. Чаще всего такие конфликты происходят в условиях переходного общества, в условиях которого всю социальную напряженности элиты могут перевести межэтнический конфликт. В основе этнических конфликтов этого типа лежат про¬цессы модернизации и интеллектуализации народов. . Создание интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к то¬му, что в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представ¬лений о самодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинают претендовать на престижные и при¬вилегированные места, в том числе и во власти.

Изменение системы распределения труда. Как показывает практика, практически во всем полиэтничных государствах складывается негласное разделение труда между группами этносов. А так как каждый труд даёт разный доход, то из-за этого начинается скрытая конкуренция между этносами. Ко¬гда же существует определенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает на¬пряжение в межэтнических отношениях — первый признак назревающего конфликта.

Историческая память. Немаловажным детерминирующим фак¬ тором этнических конфликтов может выступать историческая память народов, сохраняющая следы насильственных действий в области национальной политики, таких, как произвольное изменение национальных границ, искусственное расчленение этнических общностей, несправедливое национальное устройство, вынужденное переселение «рабочей силы», депортации народов и т.д.

Читайте также:  Гидродинамическим способом это как

Этот список можно продолжать и дальше, разрабатывать каждую из этих причин более глубоко. Современное их многообразие позволяет \то сделать, но необходимо также учитывать специфика каждого вида межэтнических конфликтов, тем более что она может меняться в ходе самого конфликта .

По официально версии бытовавшей в СССР, главным фактором происхождения межэтнических конфликтов считается отступление от ленинской национальной политики. Одни ученые видели это в сталинских репрессиях, депортациях целых народов, в декларативном характере федеративных отношений в обществе.

Другие ученые считают, что отступление от ленинской национальной политики произошло тогда, когда большевики согласились на федеративное устройство в бывшем СССР и отошли от единого централизованного государства.

Как следствие коммунистического тоталитарного политического режима рассматривал конфликтолог и этносоцилог И. М. Крупник, считавший это простым “возвращением насилия прошлого”.

Кроме политических версий была предложена новая социально-структурная модель, суть которой заключалась в том, что в основе межэтнической напряженности лежат процессы, связанный с современной модернизацией и интеллектуализацией общественного разделения труда. Этот процесс привел к тому, что начала нарастать конкуренция в различных сферах труда между русскими и титульными этносами. По мнению ученых в 70-х годах XX века сложилась не только полиструктурная интеллигенция, но также научная, художественная-творческая, производственная, начали складываться новые этносоциальные ценности и представления, в том числе о самодостаточности и большей этнической самостоятельности. Но это не воспринималось всерьёз правительством СССР. Большинство русских, приезжавших в республики, с установкой на помощь местному населению чувствовали себя выше титульного этноса.

Этот подход даёт нам понять, что на определенном отрезке времени происходит изменение потенциала внутри этнических групп, претендующих на привилегированные места. Такая ситуация в обществе может сохраняться достаточно долго после заявления претензий на этносоциальные изменения, но так продолжаться может только в той социальной структуре, в которой достаточно мощная централизованная власть (в том числе и при тоталитаризме). Но как только власть теряет легитимность, как это случилось в СССР (в конце 80-х – начале 90-х годов XX века), то появляется шанс не только на высказывание претензий, но и реализовать их. Дальнейшее развитие событий – эскалация или свертывание конфликта на прямую зависит от потенции центральной власти.

В работе А. Г. Здравомыслова “Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве” главной причиной межэтнических конфликтов выступает стремление этноса, вновь вовлекаемых в политический процесс, дать свою интерпретацию национальных интересов сообщества .

Как уже упоминалось выше, с 70-х годов начинается укрепляться этническое самосознание, это должно было стать сигналом для власти, но этого не произошло, власть продолжала насаживать идеологию, которая должна была привести к созданию нового исторической общности людей – советского народа.

Здоровое функционирование этнической культуры всегда построена на уважении и понимании не только своих культурных ценностей, но и культуры других народов, предпочтение родовых ценностей как главного фактора сохранения ядра культуры. В СССР же целые поколения отчуждались от этих ценностей, выселение целых народов. Они сознательно отчуждались обществом от своих культурных корней (языка, культуры, религии). Затем ошибки в национальной политике, основанные на идеи, что этнические различия должны быть стерты и чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Но все это привило к сплочению не просто отдельных людей, а даже целых народов.

Все существующие причины в бывшем СССР и на нынешнем постсоветском пространстве можно свести к нескольким группам:

1) социально-экономические — неравенство уровней жизни, различное представительство в престижных профессиях, социаль¬ных слоях или органах власти;

2) культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этни¬ческого меньшинства, использование его языка и культуры в об¬щественной жизни;

3) этнодемографические — быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

4) экологические — ухудшение состояния окружающей среды и природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы или государством, ассоциирующимся с другим народом;

5) этнотерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов;

6) исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое отношение господства — подчинения и т.д.);

7) конфессиональные — не только из-за принадлежности к раз¬личным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне со¬временной религиозности населения;

8) культурные — от особенностей бытового поведения до спе цифики политической культуры .

Глава 2 Динамика и типология межэтнических конфликтов

Для наличия любого конфликта, в том числе и этнического, нужна конфликтная ситуация. Она может существовать задолго для того, как произойдет прямое столкновение участников, начатое по инициативе одного из них. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, повод, т.е. такое внешнее обстоятельство, которое является пусковым механизмом, толчком, детонатором, порождающим развитие событий. Начавшись с инцидента, конфликт затем разгорается, превращается в крупномасштабный, острый и затяжной.

2.1. Динамика этнических конфликтов

Любой конфликт имеет свои определенные стадии развития, так например американский ученый К. Райт выделил следующие стадии:

1. Осознание различий в целях

2. Возрастание напряженности

3. Оказание давления без применения силы для разрешения конфликта

4. Вооруженное решение конфликта

Причем две последние стадии он рассматривал как конфликт в узком смысле этого слова. В свою очередь Д. Прюитт и Дж. Рубин сравнивают “жизненный цикл” конфликта с сюжетом в пьесе, состоящей из трех действий. В первом действии определяется суть конфликта, во втором он достигает своего максимума, а затем и пата. Ну а третьем действии происходит спад конфликтных отношений .

Садохин А. П. и Грушницкая Т. Г. В своём учебном пособии предложили следующую динамику конфликта:

В период зарождения конфликта начинает возникать требования по повышению роли языка коренного населения региона, национальные движения начинают делать упор на обычаи, традиции, культуру, на этнонациональную символику, которые в своей совокупности противопоставляются явлениям “чуждой” культуры. Эту стадию можно назвать ценностно-символической.

Далее созревание конфликтной ситуации характеризуется стремлением перераспределить властные полномочия в пользу какой-то определенной этнической группы, изменить этническую иерархию, повысить этнический статус коренных жителей т.д. На этой стадии конфликта этничность находит своё выражение в форме этнонациональных интересов и становится инструментом давления местной элиты на центральные органы власти.

И, наконец, заключающая стадия конфликта может дойти до выражения либо территориальных притязаний, либо на создание нового государства, изменение территориальных границ существующего политического пространства. На этой стадии чаще всего используется силовое вмешательство для достижения своих целей .

Этнолог Тавадов в своём учебном пособии выделил наиболее характерные моменты динамики этнических конфликтов:

Во-первых, постепенное усиление конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы. Так, карабахский конфликт начался с митинга и мирных требований армянского населения об изменении статуса Нагорного Карабаха. В поддержку этих требований стали проводиться митинги и демонстрации в Ереване и других городах Армении. Резкая эскалация армяно-азербайджанского конфликта наступила после трагедии Сумгаита.

Во-вторых, увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации. Это характерно для всех этнических конфликтов. По мере развития конфликта происходит выискивание все новых претензий, обвинений, первичная проблемная ситуация обрастает все новыми аргументами и фактами. Наиболее характерным в этом смысле является конфликт вокруг Приднестровья. Первоначальные требования сводились к автономии в рамках Молдовы. Однако высшие органы власти Молдовы отвергли такую возможность. Конфликт продолжал разрастаться. И преднестровцы стали ставить вопрос об отделении от Молдовы и государственной самостоятельности.

В-третьих, повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц. На примере этнических конфликтов в Нагорном Карабахе, Грузии, Боснии, Югославии др. видно, как усиливается конфронтация, конфликт из относительно спокойного переходит в вооруженные столкновения, растет число жертв, убитых и раненых, в конфликт вовлекаются практически все слои населения с одной и другой стороны.

В-четвертых, нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которое может оказать как мобилизующее, так и дезорганизационное влияние на поведение участников конфликта. В межэтническом конфликте по мере его развития возрастает чувство апатии или враждебности. Поводы и случаи для этого всегда находятся. Так, погромы и убийства невинных людей армянской национальности в Сумгаите, а затем и в Баку в 1990 году усилили вражду между армянами и азербайджанцами.

В-пятых, для межэтнического конфликта характерно формирование устойчивого образа “внешнего врага”, когда компромисс воспринимается только как капитуляции противника, когда проявляется стремление каждой из сторон – участниц противоборства одержать победу. Показательным в этом отношении является Грузия, Карабах, где доминирует установка “до победного конца”, а поиски компромиссов или мирных решений пока не удается найти.

В-шестых, для этнического конфликта, как правило, характерна их интернационализация, т.е. вовлечение в конфликт или его урегулирование третьих сил или международными организациями .

Но не зависимо от того какие стадии выделяют разные ученые все они схожи в одном, что конфликт всегда имеет две основные стадии: 1) латентная стадия, 2) стадия открытого конфликта.

В работе Лебедева М. М. показаны не просто варианты развития конфликта, их виды и стадии, но ещё также представлены графически (см. рис 1)

Источник

Оцените статью
Разные способы