- Разрешение международных споров
- Содержание статьи
- Понятие международного спора
- Правовые средства решения споров
- Рассмотрение споров в международных организациях
- Виды международных споров
- Мирное урегулирование международных споров
- РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ
- Способы разрешения международных экономических споров
Разрешение международных споров
Содержание статьи
В современном законодательстве нет четкого определения международного спора. Исходя из позиции Международного суда ООН, можно говорить, что международный спор − это комплекс взаимных притязаний стран и их представителей по вопросам права или свершившихся фактов.
Понятие международного спора
В основе конфликтов между странами лежат территориальные, географические, социальные претензии.
Организация Объединенных Наций делит разногласия на 2 категории:
- Споры – это взаимные претензии стран по одному предмету.
- Ситуации – это разногласия между государствами без предъявления претензий.
Схожим признаком является столкновение интересов сторон.
Обратите внимание! В зависимости от вида разногласия определяется степень участия сторон в голосованиях по вопросам, связанным с разрешением конфликта. В ситуациях стороны имеют право голоса, в спорах – нет.
Правовые средства решения споров
Юридический способ разрешения международного спора − это обращение сторон в арбитраж (международный третейский суд).
Существует 2 вида международного арбитража: институционный и ad hoc.
Международные третейские суды, действующие на постоянной основе, относятся к институционным. Судебный орган состоит из арбитров, которых выбирают страны-участницы, и суперарбитра, который избирается ими же или может быть назначен независимой третьей стороной, которая не принимает участия в споре.
К Ad hoc относятся третейские суды, созданные для разбора определенного спора. Стороны заключают между собой соглашение, в котором прописывают: кто будет арбитрами при разрешении их конфликта, где будет происходить разбирательство, на каком языке
Решение арбитража основано на законодательной базе и обязательно для сторон.
Рассмотрение споров в международных организациях
Еще одним средством разрешения международного спора является судебная процедура в постоянно действующем международном суде. Одним из видов таких судов являются созданные для привлечения к международной уголовной ответственности физических лиц за совершения преступлений против человечества.
К наиболее известным международным судам относятся:
Рассматривает только споры между странами, состоит из пятнадцати судей, представляющих правовые системы мира.
- Постоянная палата третейского суда в Гааге.
В юрисдикцию входят как иски государств, так и частных компаний. Арбитры избираются странами участниками спора. Членами суда являются более 100 государств. Слушания проходят за закрытыми дверями, по желанию сторон решения могут не придавать огласке.
- Международный трибунал по морскому праву.
Рассматривает дела государств, компаний и частных лиц, состоит из 21 представителя от стран-членов.
- Европейский суд по правам человека.
Данный судебный орган рассматривает жалобы физических лиц и межгосударственные дела. С 1998 года после ратификации Европейской конвенции по правам человека россияне также могут туда обращаться.
Виды международных споров
Существует несколько классификаций международных споров. По видам субъектов:
- между государствами;
- между частными компаниями.
По количеству субъектов:
По степени опасности для мира конфликты бывают угрожающие мировой безопасности или нет. По географии распространения — мировые, региональные и локальные.
Одной из основных классификаций является деление споров, закрепленное в уставе ООН. В соответствии с данным документом международные споры бывают правовые и политические.
Обратите внимание! К юридическим относятся споры о размере возмещения, которое причитается за нарушение международного обязательства, о толковании соглашения между субъектами международных правоотношений и так далее.
Мирное урегулирование международных споров
Мирное разрешение спора − это один из основных принципов международного права, основанный на добросовестности, обязанности сотрудничества и отказе в применении силы.
В соответствии с Гаагской конвенцией о мирном разрешении международных столкновений есть пять способов разрешения международных споров:
Процедура состоит из 5 этапов: выступление с инициативой о проведении, достижение договоренности об обстоятельствах переговоров (месте проведения, количестве участников, датах, времени), выработка процедуры ведения, непосредственно сами переговоры и принятие акта по итогам.
Переговоры могут быть двусторонними и многосторонними;
Имеют своей целью установление контактов со сторонами конфликта. По просьбе сторон или по собственной инициативе третья сторона, не имеющая интересов в споре, предлагает свои услуги. Согласие или отказ от доброй услуги не является недружественным актом;
Добрые услуги часто переходят в посредничество. Между собой они отличаются объемом прав у посредника и целями его деятельности. Субъекты международного конфликта пытаются разрешить конфликт при непосредственном участии посредника и на основании его рекомендаций по существу спора. Для этого они приглашают посредника по собственной воле. Основная задача посредничества найти компромисс между конфликтующими сторонами. Но, посредник − это не судья и, поэтому окончательное решение принимают участники спора;
При возникновении разногласий в оценке обстоятельств, которые привели к спору, создается комиссия. Она проводит собственное расследование. Процедура включает в себя: опрос свидетелей, изучение документов, посещение определенных мест (например, при расследовании причин авиакатастроф). По итогам работы комиссия составляет доклад, который носит рекомендательный характер.
В 1995 году ООН приняли правила примирительной процедуры между государствами. Способ заключается в выяснении обстоятельств дела и принятии конкретных рекомендаций для сторон-участников конфликта.
Если у вас возникли вопросы к юристу-международнику, задайте их по телефону или через онлайн-чат.
Источник
РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ
Специфика разрешения международных экономических споров связана с неоднородностью международных экономических отноше- ний. Экономические споры между государствами разрешаются на ос- нове международного права, как и иные межгосударственные споры. Значительную роль в разрешении экономических споров играют международные организации. Но так как международное экономиче- ское сотрудничество осуществляется преимущественно во взаимоот-
ношениях между частными лицами разных государств, то разрешение споров между ними имеет серьезное значение для стабильности и эф- фективности международной экономической системы.
Споры между физическими и юридическими лицами разных стран относятся к национальной юрисдикции. Они могут рассматри- ваться судами (общей юрисдикции или арбитражными) государств либо международными коммерческими арбитражами (MICA). Участ- ники международных экономических связей предпочитают МКА.
МКА учреждается по национальному праву и руководствуется им в своей деятельности. Определение «международный» относится лишь к характеру рассматриваемых споров – хозяйственные споры междуна- родного характера между частными лицами. Некоторые МКА стали вы- сокоавторитетными центрами рассмотрения международных экономи- ческих споров. К ним относятся Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Лондонский международный третейский суд, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), Арбитражный ин- ститут Стокгольмской торговой палаты и др. В России – это Междуна- родный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная ко- миссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Функции международного экономического права в области раз- решения международных коммерческих споров состоят в следующем: а) унификация арбитражных процессуальных норм в целях обеспече- ния единообразия в процедуре рассмотрения международных ком- мерческих споров в арбитражах разных государств; б) создание меж- дународно-правовой основы для признания и принудительного ис- полнения решений арбитража одного государства на территории дру- гих государств; в) создание специализированных международных центров по рассмотрению коммерческих споров.
Целям унификации арбитражных процессуальных норм служит ряд международных актов, подготовленных в рамках ООН. Под эги- дой Экономической комиссии ООН для Европы была подготовлена и принята в Женеве в 1961 г. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Россия участвует), которая содержит правила относи- тельно формирования арбитража, порядка рассмотрения дела, выне- сения решения. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) подготовила Типовой закон о международном ком- мерческом арбитраже, который был принят резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН в 1985 г. и рекомендован государствам в качестве модели национального закона (по этой модели принят Закон Россий- ской Федерации о международном коммерческом арбитраже 1993 г.). В практике довольно часто применяются арбитражные регламенты, разработанные в рамках ООН, которые представляют собой своды процессуальных арбитражных правил, применяемых только при наличии договоренности об этом между сторонами спора. Наиболее популярен Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г.
Особенно сложна и важна проблема принудительного исполне- ния решения иностранного арбитража в случае уклонения одной из сторон от его исполнения. Решается эта проблема при помощи меж- дународного экономического права. В 1956 г. на конференции ООН в Нью-Йорке была принята Конвенция о признании и приведении в ис- полнение иностранных арбитражных решений. О ее значении свиде- тельствует уже сам факт участия в ней 102 государств, включая Рос- сию. Конвенция обязывает государства признавать и исполнять ар- битражные решения, вынесенные на территории иностранных госу- дарств, так же как и решения собственных арбитражей.
В рамках СНГ в 1992 г. было подписано Соглашение о порядке рассмотрения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Оно решает комплекс вопросов, связанных с рассмот- рением хозяйственных споров не только в арбитраже, но и в суде, включая споры с участием государства и его органов. Соглашение со- держит нормы о взаимном признании и исполнении арбитражных и судебных решений, а также исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых в исполнении может быть отказано (ст. 7 – 9).
Третье направление сотрудничества государств ‒ создание спе- циализированных международных центров для разрешения опреде- ленных видов хозяйственных споров, имеющих особое значение для развития международных экономических отношений. Так, на основе Вашингтонской конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Конвенция была разработана под эгидой МБРР, Центр действует при нем. В Конвенции участвуют более ста государств. Россия подписала ее, но пока не ратифицировала.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте понятие «международное экономическое право» и охарактеризуйте составляющие его признаки.
2. Назовите и кратко охарактеризуйте известные вам положения международных договоров, которые посвящены регулированию меж- дународных экономических отношений.
3. Назовите и раскройте отраслевые принципы международного экономического права.
4. Раскройте особенности субъектов международного экономи- ческого права.
5. Раскройте способы и методы разрешения международных экономических споров.
6. Раскройте процедуру разрешения международных экономиче- ских споров в рамках ООН.
Темы для докладов
1. Нормативно-правовое регулирование Транснациональных корпораций (ТНК).
2. Евразийский экономический союз.
3. Требования к государствам при вступлении в ВТО.
Источник
Способы разрешения международных экономических споров
2. Способы разрешения международных экономических споров
Международный спор — это правоотношение, в котором сталкиваются государственные интересы участников. Объектом, предметом спора в МЭО могут быть: правовые режимы, долги и их обслуживание, погашение суммы ущерба и компенсаций и т.п.
Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п.3 ст.2 устава ООН, ст.5 Пакт Лиги арабских государств, ст.3 Хартии ОАЕ, ЗА СБСЕ). Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
В МЭО, как и в других сферах международных отношений, государства свободно, по обоюдному согласию, выбирают конкретные средства мирного урегулирования споров: переговоры, консультации сторон, следственные или согласительные процедуры, посредничество (добрые услуги), международный арбитраж — постоянный или ad hoc, судебное разбирательство, разрешение споров в международных организациях.
Стороны спора по взаимному согласию могут передать спор, например, на рассмотрение СБ ООН, который выносит рекомендации. Так, рассмотрев спор Мальты и Ливии о разграничении континентального шельфа, СБ ООН в 1980 году рекомендовал этим государствам обратиться в Международный суд ООН, что и было сделано.
За свою историю Международный суд рассмотрел около 80 дел, вынес более 20 консультативных заключений. Ряд дел непосредственно затрагивают сферу МЭО.
Так, в 1957 году Международный суд ООН рассмотрел очень известное дело по спору между Францией и Норвегией о норвежских займах. Из решения Суда вытекает, что к договору между государством и иностранным гражданином или юридическим лицом применяется внутреннее право данного государства, и, соответственно, к обязательствам по займам должно применяться право страны, выпустившей заем.
В 1952 году Международный Суд рассмотрел жалобу Великобритании на Иран по поводу национализации иранским правительством англо-иранской нефтяной компании. Иран заявил о неподсудности этого вопроса Международному Суду. Суд также признал неподсудность этого спора и не принял дело к рассмотрению.
В рамках ЕС важная роль принадлежит Суду ЕС. Регламент Суда ЕС утвержден Советом ЕС. Признание обязательной юрисдикции этого Суда — одно из условий членства в ЕС.
Суд ЕС уполномочен: регулировать межгосударственные споры; аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими главными органами ЕС; обязывать государства — члены ЕС выполнять взятые на себя обязательства; давать толкование норм права ЕС.
Истцами в Суде могут выступать государства-члены ЕС, национальные судебные органы, юридические и физические лица. Решения Суда имеют обязательную для сторон силу.
В рамках СНГ межгосударственные споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, подсудны Экономическому суду СНГ. Он может также разрешать споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.
Формально Суд был создан как «Хозяйственный суд Содружества» на основании ст. 5 Соглашения о мерах по обеспечению расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц СНГ от 15.5.92 г.
Впоследствии название Суда было пересмотрено. Соглашение о статусе Экономического суда и Положение об Экономическом суде подписаны 6.7.92 г.
Фактически Суд появился в 1994 году, тогда же был принят Регламент и вынесено первое решение. Экономический суд СНГ принимает решения, исполнение которых обеспечивается соответствующим государством.
Суд компетентен также давать толкование соглашений, решений органов СНГ, актов законодательства бывшего СССР в период их применения — в связи с конкретными делами и по запросам национальных высших органов власти и управления, национальных высших органов, разрешающих экономические споры, институтов СНГ. К началу XXI века Судом было рассмотрено около 20 дел и вопросов.
В системе ВТО механизм разрешения межгосударственных споров основан на ст. XXII ГАТТ, на «Договоренности об уведомлениях, консультациях, урегулировании споров и наблюдений», принятой 28.12.79 г. по итогам Токийского раунда переговоров государств — участников ГАТТ (с уточнениями и дополнениями от 29.11.82 г., 30.11.84 г.), а также на «Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», принятой по итогам Уругвайского раунда переговоров.
В результате в рамках ВТО создана единая для всех многосторонних соглашений ВТО система разрешения споров:
1. Первый этап урегулирования споров — это межправительственные консультации, которые начинаются по инициативе стороны, считающей, что её права, интересы затронуты по любому из соглашений ВТО. Если по истечении 60 дней спор не урегулирован, любая сторона может просить о создании специальной группы экспертов.
2. Группа экспертов (обычно из 3 человек) формируется в личном качестве из высококвалифицированных специалистов в предмете спора. Она рассматривает представления и аргументацию сторон, выясняет применимость к предмету спора положений соответствующего соглашения, готовит доклад с выводами, решением и рекомендациями и не позднее чем в 6-месячный срок представляет его Органу по разрешению споров (ОPC). Если сторона-участница ВТО не выполнит рекомендацию группы экспертов, то в отношении неё другой стороной спора может быть применена приостановка действия согласованных тарифных уступок, истребовано возмещение причиненного ущерба и т.п. Пути решения спора и ответственности виновной стороны на основании вынесенных рекомендаций могут быть следующими:
— признать рекомендации, принять меры для ликвидации нарушения;
— выплатить компенсацию или предложить компенсацию;
— запросить у ОРС полномочий и осуществить контрмеры путем, в частности, приостановки согласованных таможенных уступок (в результате этого увеличивается ставка тарифа на товар или товары, ввозимые из страны-нарушительницы, или принимаются эквивалентные меры, если речь идет о сфере услуг).
3. Орган по разрешению споров (ОРС) в течение 60 дней автоматически принимает доклад группы экспертов. Функции ОРС выполняет Генеральный Совет ВТО, специально собираясь для рассмотрения споров. ОРС обладает большими правами по контролю (наблюдению) за исполнением рекомендаций группы экспертов. Решение, рекомендации группы экспертов могут быть обжалованы любой стороной спора в Органе по апелляциям ВТО. Спор считается решенным только после того, как отклонение от правил или их нарушение устранено.
4. Орган по апелляциям ВТО создается решением ОРС в составе 7 человек, действующих в личном качестве. Задача Органа — дать правовую оценку решению, рекомендациям группы экспертов с точки зрения их правомерности, соответствия прецедентам и правилам ВТО. Решение Органа по апелляциям передается в ОРС.
Указанный механизм разрешения споров в рамках ВТО эффективно работает только в том случае, если соответствующие системы передачи информации отработаны на национальном уровне. Практическая задача создания национальных правил и процедур по выявлению нарушений и передаче информации об этом стоит перед многими странами-членами ВТО.
Запуск процедурного механизма разрешения споров в ВТО фактически означает укрепление эффективности МЭП, дальнейшее развитие международного процессуального права — применительно к сфере международной торговли.
Государство А установило в отношении государства В особые экономические преференции, заключающиеся в 20-%ном снижении таможенных пошлин относительно их общего уровня. Компания, производящая компьютеры, зарегистрированная на территории государства С, открыла на территории государства В дочернюю фирму, занимающуюся сборкой комплектующих и экспортом уже готовых компьютеров в государство А.
Какое государство должно считаться страной происхождения товара (компьютеров)? Соответственно по какой ставке должен облагаться данный товар в государстве А?
В соответствии со статьей 16 Таможенного кодекса Республики Беларусь страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными статьей 18 таможенного кодекса, или страна, которая определена с учетом положений статьи 19 таможенного кодекса. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Таким образом, страной происхождения товара (компьютеров) должно считаться государство В, так как на этой территории произведен товар. При экспорте данный товар должен облагаться с 20-%ным снижением таможенных пошлин относительно их общего уровня.
Список использованной литературы:
1. Лукашик И.И. Международное право. Общая часть: Учебник — М.: Издательство БЕК, 2001 – 432 с.
2. Международное право: Конспект лекций / МИЭМП; Сост.. Живарев В.Е. – М., 2004, 96 с.
3. Тихомиров Ю.А. Публичное правою Учебник — М.: Издательство БЕК, 1995 – 496 с.
4. Таможенный кодекс Республики Беларусь 4 января 2007 г. № 204-З с изменениями внесенными Законом Республики Беларусь от 15 июля 2009 г. № 43-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 173, 2/1595).
5. Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. Учебное пособие. М.: НИМП, 2001. 288 с.
Источник