Способы урегулирования конфликтов демократия

Конфликты демократического общества

Политические режимы в обществе

Суть противоречий в политической сфере обусловлена характером политический систем, участвующих в данном конфликте. Особенности таких политических систем заключаются в их режимах, то есть методах с помощью которых осуществляется власть в определенной стране. Выделяют три таких системы:

Так как демократический режим являет собой компромисс между двумя другими, нам предстоит рассмотреть только «чистые» формы политических режимов.

Демократия – противоположность значению и смыслу тоталитарного режима. Она заключается в том, что общество управляет и контролирует власть, а не наоборот. Ее составляющие таковы:

  • периодическая выборность властных органов
  • общество – источник власти
  • равные права граждан при участии в управлении обществом
  • соблюдение всех свобод и прав личности

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Конфликты демократического общества

Системы, связанные с демократией, нельзя назвать не конфликтными, но он явно отличается от конфликтов, которые возникают при тоталитарной системе.

Так как демократическая система основана на свободном изложении мнений и убеждений, то конфликтные ситуации в ней решаются достаточно легко. Участники конфликта могут решать политические проблемы путем дискуссии. Так как при демократии граждане имеют равные права в управлении обществом, и власть не сосредоточена в руках одного человеке, то открытых конфликтов в сфере политики в таких государствах оказывается больше, чем в тоталитарном обществе. Но это считается преимуществом демократии, ведь происходит баланс интересов конкурирующих групп.

Выполнение четких установок, правил локализации и регулирования конфликтов политического характера является преимуществом системы демократии.

Это не означает, что политические конфликты совершенно отсутствуют при демократии, у нее существуют собственные проблемы. Некоторые критики заявляют, что демократия основана лишь на обусловленном юридическом равенстве индивидов, но на самом деле в некоторых сферах неравенство сохраняется в прежнем виде. Мы могли бы как баланс интересов конкурирующих групп социума. Но конкуренция невозможна среди групп разного уровня жизни. Результативный «баланс» их отношений сразу известен.

Такие доводы имеют свои оправдания. Они фокусируются на настоящих изъянах политической жизни, организованной демократическим способом. Но способы их преодоления, которые выписываются тоталитарной идеологией, приводят к гораздо худшим последствиям.

Теория Ф. Хайека о конфликтах демократии

Фридрих Хайек -известный австрийский экономист и политический философ в своей работе «Дорога к рабству» рекомендовал следующее, чтобы лучше понимать общество разделить модели регулирования социума подобно дорожным правилам.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

На основании этого разница между ними будет практически такая же, как между правилами и знаками дорожного движения и определенными указаниями куда ехать и каким путем. В демократическом социуме правительство только устанавливает символические «законы движения», они заблаговременно предупреждают общество, какие шаги и в каком направлении они планируют выполнять в тех или иных ситуациях. Каждый свою «дорогу» выбирает сам, и никакая власть не дает уверенности, что «рулевой» гарантировано сможет доехать туда, куда ему нужно и в необходимый срок. В пути может произойти разное: авария, ремонт, заторы, неожиданные ситуации и т.п. И возникает вопрос: может быть, правительству необходимо взять под свой контроль управление движением – подсчитать количество рулевых, установить их маршруты, зафиксировать их грузы, график движения? Но, как показала практика, к сожалению, в этом нет необходимости. Из-за различных непредвиденных обстоятельств (погода, технические неисправности) режим работы, который распланировали, все равно будет нарушаться, и чтобы его в последствии соблюдать, необходим очень жесткий контроль, но некоторым придется давать «зеленую улицу», порождая прерогативы и др. Но, а самое в этом неприятное — только власть будет определять и указывать, куда и как нам можно ехать. Без его разрешения и указания все останутся неподвижными.

Читайте также:  Способ осуществления деятельности прокуратуры

Политические конфликты в России

Если сравнивать два режима: тоталитарный и демократический, то политические конфликты России находятся в «промежуточном» положении. Можно сказать, что в данный момент наше общество переходит от тоталитаризма в демократию.

Что об этом свидетельствует?

  • Характерная «очевидность» в сфере демократии
  • остаточное воздействие тоталитарных традиций безусловного подчинения политическим «верхам»
  • уступка «верхам» всех инициатив и ответственности в политической сфере
  • ценностный раскол в общественной среде

Поэтому на данный момент, политические конфликты хаотичны и неустойчивы, так как и процесс их урегулирования и разрешения соответственных проблем. Преодоление таких особенностей «пост тоталитарной» конфликтности является актуальной задачей как нашей политической элиты, так и общественной среды в целом.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Отзывы студентов о нашей работе

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Принимаем к оплате

Источник

Конфликты демократического общества

1) Эти конфликты открытые, признаются обществом и государством как нормальное явление, что обусловлено конкурентным характером взаимоотношений в большинстве сфер общественной жизни.

2) В демократических обществах политические конфликты локализованы только в политической сфере. Они не распространяются на частную жизнь граждан, не подчиняют себе развитие экономики, не определяют правил функционирования духовной сферы.

3) Поскольку во всех социальных группах есть множество способов выражения своих интересов, конфликтные ситуации характеризуются меньшей напряженностью, что уменьшает опасность насильственного разрешения конфликтов.

4) Плюрализм мнений, убеждений, идеологий дает возможность решить конфликтные ситуации благодаря свободной дискуссии и найти гораздо больше приемлемых способов разрешения политических конфликтов.

5) Статусные (ролевые) политические конфликты в демократических режимах имеют относительно меньшее значение, чем конфликты интересов и ценностей.

6) Открытых политических конфликтов в демократическом обществе фиксируется больше, чем при тоталитарном режиме. Они разнообразны, что проявляется как баланс интересов конкурирующих социальных групп.

7) Сильной стороной демократии является также наработки четких процедур и правил локализации и урегулирования политических конфликтов.

31. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. По мнению Р.Дарендорфа, автора конфликтной модели общества, главный вопрос в конфликтах – это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других.

Читайте также:  Убеждение как способ психологического воздействия руководителя

Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.

Значение и места конфликта в политической жизни может быть уточнено на основе его функций.

Под функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности. О позитивном или негативном значении конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях и в достаточно условном смысле.

— выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;

— способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;

— стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;

— обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.

Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые общие черты, позволяющие отнести его к тому или иному типу (классу, виду).

В основе типологии конфликтов может быть:

— сходство причин, вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;

сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;

— уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;

— время действия: затяжные, скоротечные.

Современные исследователи выделяют конфликты, связанные с процессами модернизации политических систем: конфликты цивилизационного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации.

В целом, политические конфликты бывают:

1) по времени действия: затяжные или скоротечные;

2) по интенсивности: слабые или сильные;

3) по масштабам действия: локальные или региональные;

4) по формам проявления: мирные и немирные;

5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;

6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;

7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные;

8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;

9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера;

10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические;

11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;

12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д.

Выделяют конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов.

Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика этого конфликта обычно выражается в значительных масштабах жертв и разрушений и в повышенном геополитическом значении для ряда зарубежных стран или всего мира.

Этнополитические конфликты – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Он может возникнуть в ситуации, когда этничность превращается в фактор, определяющий существо и динамику конфликта, и сформироваться на экономической, социально-политической или другой внеэтнической основе, а впоследствии приобрести этнический, национальный характер.

32. УРЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

При многообразии субъектов конфликта, их целей и позиций управление конфликтом предполагает решение ряда общих задач:
1) предупредить возникновение конфликта, либо воспрепятствовать его разрастанию и распространению;
2) вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в открытую форму с целью уменьшения опасности внезапного развития неконтролируемых процессов;
3) локализовать социально-психологическое возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения на другие сферы общества;
4) учесть многочисленные внутренние и внешние факторы: степень открытости политической системы, уровень сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения в конфликт, эмоциональные аспекты поведения лидеров и их сторонников, а также культурно-исторические, социально-экономические, этно-национальные и другие особенности общества.

Читайте также:  Самый эффективный способ рекламы недвижимости

Решение указанных задач конкретизируется в соответствии с основной установкой – либо на урегулирование, либо на разрешение конфликта. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.

Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.

Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п.

Выделяют два наиболее общих пути примирения сторон:

1. Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:

— достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;

— соглашение, основанное на взаимных уступках;

— истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;

— обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

2. Примирение на основе принуждения, в основе которого:

— явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;

— изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;

— уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – как ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Источник

Оцените статью
Разные способы