Способы урегулирования этнического конфликта

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Существует пять способов разрешения межэтнических конфликтов.

1.Геттоизацией(от слова «гетто»). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероис­поведания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду — ок­ружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды. Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изо­лированные и замкнутые районы, населенные представи­телями других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются вы­ходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе мно­гих десятилетий миграции турецких рабочих и интеллек­туалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей — турки, и даже улицы в этом районе имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, ту­рецкие банки и бюро путешествий, представительства ту­рецких партий и турецкие политические лозунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни сло­ва по-немецки.

2. Ассимиляция. В случае ассими­ляции индивид полностью отказывается от своей культу­ры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, ли­бо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать. Такое сопротивление встречается, напри­мер, в некоторых европейских странах (во Франции, в Гер­мании) по отношению к новым иммигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного овладения язы­ком и достижения приемлемого уровня повседневной ком­петентности среда не принимает их как своих, они посто­янно «выталкиваются» в ту среду, которую по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии) можно на­звать невидимым гетто — в круг соплеменников и «сокуль-турников», вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких иммигрантов, вклю­ченных в инокультурную среду с раннего детства, асси­миляция не составляет проблемы.

3. Промежуточныйсостоящий в культурном обмене и взаимодействии. Это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти на­цистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах.

4. Частичная ас­симиляциякогда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требо­ваниями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в рели­гиозной сфере — нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, по­жалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно асси­милируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины.

5. Культурная колонизация — когда представители чужого этноса, при­быв в страну, активно навязывают титульному этносу соб­ственные ценности, нормы и модели поведения.

От типа и формы конфликта зависят возможности и спо­собы его разрешения.

Читайте также:  Сильные ищут способ слабые причины

Методом ослабления конфликта яв­ляется деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с по­мощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам. В процессе урегу­лирования конфликта важно исключить воздействие фак­торов, способных консолидировать ту или иную конфлик­тующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза ее применения. Конфликт в Чечне весьма наглядно продемонстрировал это.

Способом ослабления конфликтов является использова­ние широкого спектра санкций — от символических до во­енных. Так, в ситуациях, когда военные операции шли на территории государств ближнего зарубежья, а Вооружен­ные Силы и военная промышленность официально пере­шли под юрисдикцию России, она использовала в качестве меры воздействия дозирование или прекращение поставок \у вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам. Вооруженное вмешательство считается допустимым только в одном случае: если в ходе насильствен­ного конфликта имеют место массовые нарушения прав че­ловека.

Информационный путь взаимный обмен информацией ме­жду группами с соблюдением условий, способствующих из­менению ситуации.

Например, во время армяно-азербайджанского конфликта по поводу Нагорного Карабаха обе конфликтующие сторо­ны обвиняли московские средства массовой информации в сочувствии противоположной стороне, отключали каналы Центрального телевидения бывшего СССР, запрещали рас­пространение российских газет в своей республике (в Азер­байджане — за проармянскую позицию, в Армении — за проазербайджанскую). Положение несколько стабилизиро­валось, когда стали передавать и публиковать репортажи, отражающие точку зрения двух конфликтующих сторон.

Прерывание конфликта – переговорные процессы- вопросы – обмен пленными, захоронение, затем экономические и социальные вопросы, политические – в последнюю очередь.

Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каж­дая сторона стремилась найти удовлетворительные реше­ния не только для себя, но и для партнера. Как говорят кон­фликтологи, надо сменить модель «выигрыш —проигрыш» на модели «выигрыш — выигрыш» или «проигрыш — про­игрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует за­креплять документально.

Особенности этнополитических процессов в современной России

По последней советской переписи населения (1989 г.) в России было зафиксировано 127 этнических общностей. По итогам первой российской микропереписи (1994 г.), насчитывалось уже 176 нацио­нальностей с четкой этнической самоидентификацией. Очевидно, в последней переписи (2002 г.) их будет около 200. Этот феномен объяс­няется тем, что многие народы, считавшиеся в советское время асси­милировавшимися с родственными народами, в условиях возможно­сти свободного этнического волеизъявления заявили о своей само­идентификации. Более того, оказалось, что при этом они в действи­тельности сохранили свою самобытность, язык и традиции, доказы­вая еще раз жизнеспособность этнической энергии.

Формой государственного устройства России признан федерализм.

Федерация— форма государственного устройства, при которой вхо­дящие в состав государства члены федерации имеют свои конститу­ции, законодательные, исполнительные и судебные органы, суще­ствующие с федеральными органами государственной власти.

Принятие Конституции 1993 г. ознаменовало переход от консти­туционно-договорной Федерации к конституционной. Ее основными чертами являются:

• множественность субъектов Федерации (их 89);

• дифференциация субъектов Федерации на: республики (их 21), края (их 6), области (их 49), города федерального значения (их 2), автономную область (1), автономные округа (их 10);

Читайте также:  Р акофф четыре способа решения проблемы

• автономные округа (кроме Чукотского), являясь субъектами Фе­дерации, входят в состав краев и областей.

Главная проблема: что делать с принципом права наций на самоопределение (провозглашенного, между прочим, в Консти­туции РФ)? Если признать его полностью и на деле, а не на сло­вах, то в перспективе мы имеем сотни две-три сугубо суверен­ных осколка некогда единого государства, распад на которые будет сопровождаться конфликтами наподобие нынешнего рос­сийско-чеченского. А не признать — тоже нельзя, ибо это будет означать возврат к имперским традициям.

Действенно старое правило: конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешить. На это и должна быть направлена национальная политика государства. У нашего сегодняшнего государства такой четкой и внятной политики пока что нет. И не только потому, что у политиков «руки не доходят», а в значительной степени потому, что неясна исходная общая концепция национального строительства в мультиэтнической России.

Источник

ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Этнические конфликты, сформировавшиеся на постсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и совре­менном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и ис­пользовать наиболее эффективные способы их разрешения.

Способы регулирования этнических конфликтов.В целом воз­никновение любого этнического конфликта обусловлено существо­ванием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегу­лирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.

Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать на­личие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существо­вание, а его позиция лишена всяких оснований.

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании кон­фликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разреше­ние конфликтной ситуации.

И в-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предо-

ставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.

Последняя предпосылка урегулирования фактически во всех действующих конфликтах этнического характера отсутствует, ибо сторона, стремящаяся к отделению (сецессии), уже заранее оказы­вается в неравном положении со стороной, представляющей уже существующее государство. Исходное равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфлик­тах, ибо конфликтующие стороны в нем в известном смысле могут рассматриваться как равные.

Хотя в развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участ­вуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения при­водит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях за­частую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликт­ной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы кон­фликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает кон­фликт по существу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нет никаких гарантий, что следующие поко­ления конфликтующих этнических общностей будут удовлетворе­ны подобным решением и не возобновят открытый конфликт.

Читайте также:  Договорной способ принятия конституции

В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтра­лизации конфликта. Это надежный перевод этнического кон­фликта в рамки легальной политической борьбы между соответ­ствующими партиями и движениями при гарантированной невоз­можности насильственных действий никакой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти.

Такой вариант решения проблемы встречается достаточно час­то. При этом развертывается деятельность спецслужб по дискре­дитации и дезорганизации работы наиболее радикальных лидеров и организаций с одновременным фактическим поощрением и со­действием акциям и пропаганде более умеренных деятелей, вы­ступающих от имени той же этнической группы и не склонных к насилию.

Особенно сложным в этом отношении является урегулирова­ние и разрешение этнотерриториальных конфликтов. Современ­ная политическая карта мира сформировалась в результате слож­ных геополитических процессов, в том числе двух мировых войн, и много несправедливых явлений сохраняется и в современном

политическом устройстве. Однако трудно себе представить судьбу нашей планеты, если актуализируются все те конфликты, которые сейчас находятся в латентном состоянии. И самое главное, нет никакой гарантии, что в результате «справедливых» разрешений все конфликтные ситуации будут устранены: ведь у каждой из конфликтующих сторон свое представление о справедливости.

Возможны и «естественное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. Это реальный и часто встречающийся ; исход. В данном случае в ходе постоянной эскалации этнического , конфликта и перерастания его в форму насильственного противо- : стояния сторон он проходит все стадии своего развития и закан­чивается в результате разрушения прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник. Это уже неурегулирование кон­фликта, так как этнический конфликт внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт меж­ду вновь образовавшимися государствами.

Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по двум возможным сценариям. Может произойти изменение территории государства за счет проведения новых государственных границ, отделяющих конфликтующие стороны друг от друга; но может измениться и этнический состав населения за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего имеет место сочета­ние обоих сценариев (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).

Очень редко встречается саморассасывание конфликта, отми­
рание его без каких-либо существенных изменений. Одним из не­
многих подобных примеров является отказ лужицких сербов в >;
Германии начала XIX века от активного национального движе- г-
ния в пользу движения культурного. я

Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических I, конфликтов самый трудный, но и самый оптимальный — путь ре- Г ального решения проблем и достижения компромисса; наименее -вероятен вариант саморассасывания конфликта; наиболее катает-

Источник

Оцените статью
Разные способы