Способы урегулирования этнических конфликтов кратко

Этнические конфликты и пути их урегулирования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Межгрупповые конфликты

Все межгрупповые отношения состоят из неразрывного единства сотрудничества и конфликтов. Но проблемы в любое общество вносят конфликты.

Межгрупповые конфликты можно разделить на следующие типы:

  • политические конфликты,
  • социально-экономические конфликты,
  • этнические конфликты.

Этнические конфликты происходят между этническими общностями. Этнический конфликт складывается из нескольких взаимопроникающих конфликтов, каждый из которых служит источником для другого.

Теории возникновения этнических конфликтов

Психология межэтнических отношений изучает проблемы возникновения, протекания, а также урегулирования конфликтов.

Одну из первых социально-психологических концепций выдвинул Макдугалл и заключалась она в наличии у человека инстинкта «драчливости», который порождает коллективную борьбу.

Фрейд считал, что враждебности между отдельными группами невозможно избежать, потому что конфликт интересов между индивидами может быть решен только при помощи насилия. Враждебность между группами, согласно теории Фрейда, положительно влияет на их развитие, так как способствует появлению стабильности и формированию чувства общности у представителей этих групп.

Лоренц считал, что агрессивное поведение, которое проявляется у людей во время войн и преступлений обусловлено биологически заложенной агрессивностью.

Берковиц говорил, что объектом агрессии может быть не только отдельный индивид, но и группа людей, объединенная по критериям расовой и этнической принадлежности.

Недостаток вышеперечисленных теорий заключается в том, что они сводят межгрупповые конфликты к внутриличностным или межличностным, не учитывая социальные факторы (ценности, нормы, различные регуляторы поведения).

Социально-динамическая концепция авторитарной личности, разработанная американскими учеными, описывает идею о том, что отношение к чужим группам развивается в процессе социализации ребенка, начиная с раннего детства. Социальные кризисы, политические перевороты, экономические потрясения являются основными факторами способствующими появлению авторитарной личности в стране.

Готовые работы на аналогичную тему

Существуют теории реального конфликта, в основе которых лежит предположение о том, что конфликты межу группами появляются из-за несовместимости групповых интересов. При этом победу может одержать только одна из сторон, интересы другой стороны останутся неучтенными.

Тэшфел, проведя ряд исследований выяснил, что появление межэтнических конфликтов обусловлено социальной идентичностью и связанными с ней когнитивными и перцептивными процессами. Согласно данной теории социальная категоризация ведет к появлению межгрупповой дискриминации и враждебного отношения к чужой группе.

Классификация этнических конфликтов

По интенсивности проявлений этнические конфликты делятся на следующие:

По масштабам проявления выделяются конфликты:

По целям, преследуемым конфликтующими сторонами этнические конфликты подразделяются следующим образом:

  • социально-экономические,
  • культурно-языковые,
  • политические,
  • территориальные.

Следует учитывать, что при определенных условиях одни типы конфликтов способны переходить в другие.

Межнациональные конфликты могут носить открытый и скрытый характер.

Стадии этнического конфликта

Выделяют обычно следующие стадии в этническом конфликте:

  • предкризисная;
  • пик кризиса;
  • посткризисный период.

Длительность каждой из стадий может варьироваться в зависимости от специфики кризисной ситуации.

Факторы, способствующие этническому конфликту

Основные психологические факторы, приводящие к этническим конфликтам:

  • этническая, национальная предвзятость;
  • настроения националистического характера.

Этническая и национальная предвзятость заключается в установке предвзятого, враждебного отношения к представителям иных этнических групп, их деятельности, поведению, без достаточных оснований и знаний.

Условиями для развития этнической и национальной предвзятости служат социально-экономическое неравенство. Экономический фактор появлению такой формы национальной предвзятости, как ксенофобия. Ксенофобия заключается в неприязненном отношении к иностранцам в целом. Ксенофобия чаще всего наблюдается у тех этнических групп, в которых наблюдается конкуренция на рынке труда.

Националистические настроения – это отдельный вид предметно-ориентированных общественных настроений, с присущими им эмоциональностью, импульсивностью и динамичностью.

Пути урегулирования этнических конфликтов

Существует три основных пути разрешения этнических конфликтов:

  • применение механизмов изменения законодательства и социальной структуры;
  • переговоры, предусматривающие посредничество при проведении переговоров с участниками конфликтов;
  • информационный путь, который включает взаимный обмен информацией между группами.
Читайте также:  Вскрытие при комбинированным способами

Источник

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

УРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Проблема этнической социализации и этнических взаимодействий среди представителей молодого поколения пока еще остается слабоизученной [1]. На данный момент молодежь как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов, поскольку именно она является индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества.

В настоящее время данных и, соответственно, теоретических обобщений, касающихся становления этнической идентичности особенно у студенчества, недостаточно. Между тем для средне- и долгосрочного прогнозирования, разработки направлений и мер государственной национальной политики России в этой сфере важно понять, как формируется и каким становится этническое самосознание молодого поколения россиян, которое придет на смену нынешним взрослым поколениям.

Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудности решения подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этнорелигиозно-территориальные.

Огромное количество этнических конфликтов продолжает волновать общество в странах Африки и Латинской Америки [3]. Для Российской

Федерации данная проблема также является серьезной – например, на территории Российской Федерации зафиксировано два длительных вооруженных конфликта с участием регулярных войск и около 20 кратковременных столкновений. Специалисты насчитывают свыше 100 возможных межэтнических противоречий, которые могут актуализироваться в вооруженные столкновения [4].

Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

В отечественной социологии исследованием этнических конфликтов занимались такие ученые как Ожиганов Э.Н., Дробижева Л.М., Здравомыслов А.Г., Веренко И.С., Фролов С.С. и др. Вместе с тем даже совокупный вклад всех этих исследователей не исчерпывает данной проблемы, а создает только лишь методологические основы ее изучения.

Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить этнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов. Речь, по сути, идет об управлении этническими конфликтами в многоэтничном обществе.

В мировой истории, особенно последних лет, накоплен разнообразный опыт урегулирования этноконфликтов [5]. Механизм, обеспечивающий это урегулирование, представляет собой сложную систему, компонентами которой являются:

1) организационные структуры (институты власти и другие государственные учреждения, политические партии и движения, общественные организации, религиозные объединения и самодеятельные образования населения, и т.п.);

2) установления, регулирующие поведение индивидов, социальных групп и их институтов (международное право, национальное законодательство, общественная мораль, религиозные заповеди, профессиональная этика, идеологические установки, обычаи, традиции, и др.);

3) характер и способы действия (побуждение, сдерживание, принуждение конфликтующих сторон, или – по другому основанию классификации – предупреждение, локализация, прекращение);

4) принимаемые практические меры (декларации и заявления, санкции к одной или обеим противоборствующим силам, миротворчество, налаживание переговорного процесса, подавление, и т.д.).

В зависимости от характера и степени напряженности конфликта его урегулирование может осуществляться на четырех уровнях – глобальном, региональном, национальном (страновом), местном (локальном).

Среди известных и используемых техник, стратегий по урегулированию межэтнических конфликтов в последнее время занимает преимущественную позицию интеграционный подход [6].

Методы урегулирования этнических конфликтов могут быть, по мнению А. А. Садохина, дополнены методами ослабления и торможения конфликта. К ним относятся следующие:

• метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, склонных к компромиссам и переговорам;

• использование разного рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам, например, прекращение поставок оружия и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воющим сторонам; прекращение с ними торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе его имеют место массовые нарушения прав человека;

Читайте также:  Общения как способ познания другого человека

• прерывание конфликта на короткое время путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает консолидированность групп в конфликте.

В разрешении конфликтной ситуации наиболее эффективно прерывание конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. И что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте. Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, его важно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач.

Итак, подводя итог, следует отметить, что при возникновении конфликта, прежде всего, необходимо его локализовать, т.е. не допустить введения в него этнического и религиозного факторов, которые могут послужить катализатором для его эскалации. Кроме того, необходимо избегать упрощения проблем, жесткого противопоставления интересов, целей конфликтующих сторон: как бы ни развивала каждая из них свою аргументацию, в равной мере будут развиваться аргументы и другой стороны. Поэтому важно выйти за пределы сложившейся конфликтной ситуации, т.е. рассмотреть ее с точки зрения общих принципов, объединяющих позиции обеих сторон, например, гуманизма, демократии, свободы индивида, равенства и т.п. Очень важно исключить всякие бюрократические проволочки в решении возникших проблем. И, наконец, важноеусловие управления конфликтами – недопущение промедления в принятии мер; время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов, ибо промедление в признании конфликта и в управлении им приводит к эскалации действий и к усугублению последствий.

При этом не исключено применение государственного насилия по отношению к тем, кто нарушает законы, ущемляет права и свободы других членов общества. Оно правомерно как насилие над насилием, т.е. как отрицание насилия, которые чаще всего сопровождают этнополитический конфликт.

1. Кутявина Е.Е. — Причины этнических конфликтов[Текст]/Е.Е. Кутявина-Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1. С. 241-248.

2. Иркутскстат — население [Электронный ресурс] Режим доступа: http://irkutskstat.gks.ru/Свободный

3. Павленко П.Д. — Основы социальной работы. [Текст] П.Д. Павленко Инфра-М 2008

4. Терешкович П.В. — Нация Философский справочник.[Электронный ресурс]/ http://www.filosofiya.su/word/naciia.htm/ Свободный

5. Гуриева С.Д. — Современные способы урегулирования межэтнических конфликтов [Текст]/С.Д. Гуриева — Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12:Психология. Социология. Педагогика. 2009 г. 76 с.

6. Сикевич З.В. — Социология и психология межэтнических отношений. Текст]/СПб.: Издательство Михайлова В.А. 203 с.

7. Ушева Т.Ф., О.А. Молокова — Основы конфликтологии: предметный словарь/ отв. ред. Т.Ф. Ушева, О.А. Молокова. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»,2013. 254 с.

Источник

ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Этнические конфликты, сформировавшиеся на постсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и совре­менном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и ис­пользовать наиболее эффективные способы их разрешения.

Способы регулирования этнических конфликтов.В целом воз­никновение любого этнического конфликта обусловлено существо­ванием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегу­лирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.

Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать на­личие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существо­вание, а его позиция лишена всяких оснований.

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании кон­фликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разреше­ние конфликтной ситуации.

Читайте также:  Миллион способов чтобы потерять голову гоблин

И в-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предо-

ставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.

Последняя предпосылка урегулирования фактически во всех действующих конфликтах этнического характера отсутствует, ибо сторона, стремящаяся к отделению (сецессии), уже заранее оказы­вается в неравном положении со стороной, представляющей уже существующее государство. Исходное равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфлик­тах, ибо конфликтующие стороны в нем в известном смысле могут рассматриваться как равные.

Хотя в развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участ­вуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения при­водит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях за­частую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликт­ной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы кон­фликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает кон­фликт по существу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нет никаких гарантий, что следующие поко­ления конфликтующих этнических общностей будут удовлетворе­ны подобным решением и не возобновят открытый конфликт.

В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтра­лизации конфликта. Это надежный перевод этнического кон­фликта в рамки легальной политической борьбы между соответ­ствующими партиями и движениями при гарантированной невоз­можности насильственных действий никакой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти.

Такой вариант решения проблемы встречается достаточно час­то. При этом развертывается деятельность спецслужб по дискре­дитации и дезорганизации работы наиболее радикальных лидеров и организаций с одновременным фактическим поощрением и со­действием акциям и пропаганде более умеренных деятелей, вы­ступающих от имени той же этнической группы и не склонных к насилию.

Особенно сложным в этом отношении является урегулирова­ние и разрешение этнотерриториальных конфликтов. Современ­ная политическая карта мира сформировалась в результате слож­ных геополитических процессов, в том числе двух мировых войн, и много несправедливых явлений сохраняется и в современном

политическом устройстве. Однако трудно себе представить судьбу нашей планеты, если актуализируются все те конфликты, которые сейчас находятся в латентном состоянии. И самое главное, нет никакой гарантии, что в результате «справедливых» разрешений все конфликтные ситуации будут устранены: ведь у каждой из конфликтующих сторон свое представление о справедливости.

Возможны и «естественное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. Это реальный и часто встречающийся ; исход. В данном случае в ходе постоянной эскалации этнического , конфликта и перерастания его в форму насильственного противо- : стояния сторон он проходит все стадии своего развития и закан­чивается в результате разрушения прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник. Это уже неурегулирование кон­фликта, так как этнический конфликт внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт меж­ду вновь образовавшимися государствами.

Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по двум возможным сценариям. Может произойти изменение территории государства за счет проведения новых государственных границ, отделяющих конфликтующие стороны друг от друга; но может измениться и этнический состав населения за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего имеет место сочета­ние обоих сценариев (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).

Очень редко встречается саморассасывание конфликта, отми­
рание его без каких-либо существенных изменений. Одним из не­
многих подобных примеров является отказ лужицких сербов в >;
Германии начала XIX века от активного национального движе- г-
ния в пользу движения культурного. я

Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических I, конфликтов самый трудный, но и самый оптимальный — путь ре- Г ального решения проблем и достижения компромисса; наименее -вероятен вариант саморассасывания конфликта; наиболее катает-

Источник

Оцените статью
Разные способы