Управление воспитательным процессом
Вы будете перенаправлены на Автор24
Управление воспитательным процессом – это целенаправленная деятельность педагогов, ориентированная на оказание постепенного и рационального воспитательного воздействия на учащихся с целью формирования у них определенных свойств и навыков социального поведения.
Управление воспитательным процессом включает в себя следующие направления деятельности:
- Диагностирование воспитательного потенциала семей воспитанников.
- Выявление воспитательных возможностей разнообразных общественных организаций.
- Использование воспитательных возможностей культурной среды социума для оказания положительного воспитательного воздействия на воспитанников.
- Использование воспитательных ресурсов СМИ для привлечения их к воспитанию подрастающего поколения.
Управление воспитательным процессом является сложным и многофакторным процессом. Он требует системного подхода к его реализации, учета внешних и внутренних факторов, в какой-либо степени воздействующих на воспитание подрастающего поколения, учета связи воспитательного процесса учебного учреждения с окружающей средой, понимание сути каждой связи и каждого отдельного фактора, влияющего на процесс воспитания.
Рисунок 1. Структура управления воспитательным процессом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы организации управления воспитательным процессом
Управление воспитательной деятельностью любого образовательного учреждения и всей педагогической системы базируется на следующих основополагающих принципах:
Готовые работы на аналогичную тему
- Принцип демократического централизма. Он означает, что процесс управления должен реализовываться центральными органами власти, но при этом иметь демократическую основу, т.е. учитывать права и свободы всех его участников, их мнение и взгляды, объективную реальность.
- Принцип коллегиальности и единоначалия. Процесс управления должен реализовываться в едином направлении, что требует формирования коллегиального аппарата управления, возглавляемого одним (или группой) руководителей. Управленческий аппарат является органом исполнительной власти и выполняет роль по реализации решений, выполнению определенных воспитательных задач. Власть и ответственность за данные решения должна возлагаться на одно лицо, одного начальника.
- Принцип научности. Процесс управления воспитанием должен опираться на научную базу, современные разработки в области менеджмента и педагогики. Необходимо опираться на современный опыт педагогической практики и управления, научные открытия.
- Принцип системности. Он отражает связь воспитания с внешней средой и их взаимозависимость, рассмотрение воспитательного процесса, как системы, состоящей из совокупности подсистем, тесно связанных между собой.
- Принцип комплексности. Он означает использование разнообразных методов управления воспитательной деятельностью, которые затрагивают все аспекты работы образовательной организации.
- Принцип учета конечных итогов воспитательной работы образовательного учреждения.
- Принцип порядка и справедливости. В ходе проведения управленческих мероприятий должен соблюдаться порядок, а также должны быть учтены интересы всех сотрудников, справедливо распределены обязанности, предъявлены требования.
Функциональная роль управления воспитательным процессом
Деятельность по управлению воспитанием и организация этого процесса выполняет ряд важных функций, которые определяют функциональное значение управленческой воспитательной деятельности. К этим функциям относятся следующие:
- Функция планирования. Она отражает необходимость составления плана управления воспитательной работой. Составление плана управления начинается с определения целевого назначения воспитательной работы, формулирования ее задач, обоснование содержания, выбора методов и средств достижения, поставленной цели. Цель отражает итоги воспитательной работы и управленческих мероприятий, которые должны быть достигнуты по завершению управленческой деятельности. Здесь важно, правильно поставить цель управления, поскольку от нее зависит эффективность работы всего руководства образовательного учреждения.
- Функция организации. Она связана с созданием управленческих условий, которые обеспечат достижение его целей. Иными словами, происходит построение управленческой деятельности, включающей в себя разработку программы воспитания, определения путей ее реализации. Здесь, важно выбрать наиболее оптимальный путь реализации воспитательной программы, исходя из ресурсного и кадрового снабжения образовательного заведения.
- Функция мотивации. Она связана с мотивированием всех участников управленческой и воспитательной деятельности на выполнение своих функций, в соответствии с возложенными полномочиями,
- Функция контроля. Она отражает проведение анализа и контроля эффективности работы педагогов.
Этапы управления итогами воспитательной деятельности
Важное место в управлении воспитательным процессом отводится управлению результатами проведенных воспитательных мероприятий. Эта работа является поэтапной и реализуется по следующим направлениям:
- Принятие управленческих решений. Руководитель образовательной организации должен определить, на какие итоги следует ориентироваться в воспитательной работе, какие из них наиболее приоритетные, какие воспитательные задачи необходимо решить в первую очередь.
- Диагностирование итогов воспитательной деятельности с применением апробированных методик. Проводится выявление результатов воспитания, посредством методов, которые имеют эффективный опыт применения в педагогическом процессе.
- Определение проблем и затруднений в воспитательном процессе, а также способов коррекции воспитательной работы, ориентированной на результат, достижение качественного воспитательного процесса образовательного заведения.
- Составление плана проведения воспитательных мероприятий, исходя из внесенных поправок в воспитательный процесс и, ориентированных на достижение новых целей и задач качественного воспитательного процесса.
- Выбор технологии воспитания, имеющей наибольший потенциал достижения воспитательных целей и задач.
- Использование новой технологии в воспитательной деятельности и инструментария, позволяющего продуктивно воздействовать на итоги воспитательной работы, на воспитание учащихся.
Источник
Система управления воспитательным процессом
В теории и практике сложилось несколько вариантов построения управления воспитательным процессом. Первую из них можно назвать как традиционно-классическую, которая включает в себя следующие направления:
1.Сохранение и укрепление здоровья детей.
В.А. Сухомлинский в своей книге «Павлышская средняя школа» этот раздел ставит на первое место при планировании системы воспитательной работы. И это оправданно.
Еще со времен Я.А. Коменского нравственное воспитание занимает ведущее место во всей системе воспитательной работы. Четыре координальных нравственных добродетели Я.А. Коменского – мужество, мудрость, умеренность и справедливость можно и сегодня брать в основу всей воспитательной работы. И это будет оправдано.
Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». А немецкий педагог Ян Герберт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить одним словом — нравственность».
К.Д. Ушинский В статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями».
Теория и практика за многие века выработали оправданные многочисленные методы, приемы, способы нравственного воспитания. Соответствующие разделы педагогики детально раскрывают эти способы. Для нашей книги важно управление этим процессом. И в этом управлении большое место занимают критерии и показатели нравственного воспитания. Нравственность прежде всего проявляется в отношениях к различным субъектам, объектам, в отношениях к действительности воспитуемого.
3.В наше время духовного кризиса общества, потери ценностных ориентаций важнейшее значение приобретает эстетическое воспитание, которое означает понимание прекрасного, умение ценить и хранить прекрасное, умение творить прекрасное, умение создавать красоту отношений между людьми.
Величайшие педагоги мира отводят этому направлению воспитания исключительно большое значение. Умственное воспитание означает формирование творческого, креативного, диалектического, логического мышления, умения анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, что играет исключительную роль в формировании личности.
В.А. Сухомлинский отмечал, что умственное воспитание включает в себя приобретение знаний, формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, применение их на практике.
5.Формирование политической культуры.
Политическая культура – это общественное явление, которое является важнейшим компонентом демократического мировоззрения, оно выступает своеобразным показателем мировоззренческой зрелости личности и социальной группы. Политическая культура выступает ядром социализации личности. И сущность политической культуры проявляется в реализации политических знаний, чувств, взглядов, оценок, ценностных ориентаций, образцов политического поведения, личности в данный исторический отрезок времени. Во многих государственных документах, о которых мы уже говорили, высказывается необходимость целенаправленного формирования политической культуры. Однако после деполитизации, которая в начале 90-х годов была проведена (деполитизация учебных заведений), когда были распущены детские организации, вскоре вдруг все осознали, что вместе с деполитизацией мы разрушили всю систему воспитательной работы.
Видный ученый-педагог нашей страны М.М. Поташник в своей книге «Управление развитием школы» отмечает, что «после деполитизации педагоги кое-где совсем перестали заниматься развитием политической культуры учащихся. Разве это не парадокс: страна стала свободной, политика начинает быть делом миллионов людей, а молодежь, из-за опасения школы, что ее обвинят в промывке мозгов, лишается любой политической информации: мы продолжаем к сожалению, бросаться от одной крайности к другой. А сколько перегибов мы имеем в таком деликатном вопросе как отношение школы к религии: сплошь и рядом факты заигрывания со священнослужителями, их ритуальное, в интересах следования дешевой моде, приглашение на торжественное открытие инновационных школ, праздники, не имеющих отношение к религии»1.
Полагаем, что формирование политической культуры в каждом учебном заведении должно занять достойное место, иначе страна проиграет, и очень много проиграет, в деле воспитания подрастающего поколения.
Полагаем, что в настоящее время, в условиях продолжающегося духовного кризиса, отдельным направлением, отдельной строкой в воспитательной работе должно идти патриотическое воспитание молодежи. Ведь не случайно принята Государственная программа патриотического воспитания молодежи. Необходимо постоянно воспитывать у учащейся молодежи гордость за свою страну, воспитывать желание и готовность ее защитить, желание и готовность приумножить ее духовное и материальное богатство.
Думается, что патриотическое воспитание должно включать в себя элементы формирования толерантного сознания, то есть право каждого быть различным, формирование понимания мира между конфессиями, мира между народами, мира между народностями, социальными группами, и вместе с тем формирование величия Родины, величия своего народа. В этом, наверное, и будет заключаться задача формирования патриотического сознания.
Этому также необходимо уделять большое внимание, целенаправленное внимание. Законы, права и обязанности должен знать каждый воспитанник. Он должен владеть соответствующей правовой культурой.
Со времен Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо великие педагоги мира отводили очень важное значение формированию трудовых навыков в целом, трудовому воспитанию молодого поколения. Говоря о воспитании джентльмена Цельпина, основатель английского банка, великий педагог и философ Дж. Локк считал необходимым, чтобы джентльмен мог уметь работать в мастерской, гравировать, владеть лопатой, работать в саду и т.д. Эмиль Ж.Ж. Руссо должен был владеть топором, пилить, строгать, строить, и для Руссо, и для Эмиля владение трудовыми навыками было нечто большим, чем поэзией.
К сожалению, в последние годы внимание к трудовому воспитанию учащихся резко упало. Закрыты многие учебно-производственные комбинаты. В школах закрыты мастерские. Мы полагаем, что это совершенно неправильно. И считаем, что в поле зрения руководителей школы, родителей должны быть такие вопросы: «Что умеет делать воспитанник для школы, для семьи, для себя и для государства; какое место занимает физический труд в жизни; готов ли он обиходить сам себя, свою семью; готов ли он работать; и в какой мере в трудовых успехах раскрываются его силы и способности; в какой мере труд играет роль в его личной и духовной жизни.
В последние годы, и наверное это совершенно справедливо, все большее место в воспитательной деятельности занимает экологическое воспитание. Способен ли юноша, девушка, ребенок беречь и хранить окружающие его деревья, растения, чистоту, не сорить, не портить окружающую обстановку, заботиться о посадке цветов, лесонасаждении – это и есть экологическое воспитание, вернее сказать, элементы экологического воспитания.
Мы глубоко убеждены, что в планах классных руководителей, в планах воспитателей, в планах воспитательной работы школ все эти направления должны найти достойное место, так как любые другие формы приводят к потере целых направлений воспитательной деятельности, без которых немыслима ни социализация личности, ни ее целостные формирования.
Конечно, в практическом применении эти направления каким-то образом группируются, названия как-то видоизменяются, например, вместо нравственного воспитания называют нравственно-гражданское воспитание, вместо эстетического – художественно-эстетическое, или – оздоровительно-спортивная деятельность и т.д.. Однако, чрезвычайно важно, чтобы в планах воспитательной работы все эти направления находили достойное отражение и ни при каких условиях и ни в коем случае не забывались бы.
Второй подход к осуществлению воспитательной системы, к управлению воспитательным процессом. Он разработан видным российским педагогом Н.Е. Щурковой и представлен в ее программе «Воспитание школьника». Программа Н.Е. Щурковой основана на видах деятельности. Мы называем эти виды деятельности без их детальной расшифровки, о чем можно прочитать в самой программе «Воспитание школьника». Итак:
1.Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества.
2.Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.
3.Формирование представления о человеке как субъекте жизни или высшей ценности на земле.
4. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.
5.Формирование образа жизни, достойного человека.
6. Формирование жизненной позиции, развитие способностей к индивидуальному выбору жизни.
Создание программы «Воспитание школьника» обусловлено требованием времени и социально-психологической ситуации, порожденной общественно-историческим изломом. Ее основаниями являются:
· педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры;
· педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении, присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;
· определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений как средство к миру и с миром;
· максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;
· поступенчатое разворачивание проблем жизни в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;
· философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного Человека как бесконечность цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем, а значит представление воспитания как приобщение, приучение к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой свободный мир.
На наш взгляд, задача руководителей любого образовательного учреждения заключается в том, чтобы научить, прежде всего классных руководителей, умело интегрировать идеи, которые заложены в классической теории воспитания по направлениям деятельности, а также по современной теории воспитания Н.Е. Щурковой, по видам деятельности. Они друг друга дополняют и, практически, если классный руководитель строит работу по направлениям деятельности, можно очень много взять из программы «Воспитание школьника» Н.Е. Щурковой.
В настоящее время кроме указанных двух подходов построения воспитательных систем практика дает несколько новых, оправдавших себя подходов воспитательных систем. Прежде всего, это воспитательная система адаптивной школы А.Е. Ямбурга, о которой можно детально прочитать в его известной книге «Школа для всех». Воспитательная система школы самоопределения А.Н. Тубельского. Воспитательная система
В.В. Караковского, о которой много написано и о которой много пишут. Мы не считаем возможным в данной книге детально раскрывать эти системы воспитательной работы. Важно, чтобы все они стали достоянием каждого воспитателя, педагога, классного руководителя любого образовательного учреждения, чтобы он мог их творчески применить в практической деятельности.
Непосредственно за организацию воспитательной работы в школе отвечает заместитель директора по воспитательной работе. Он обязан:
· организовать перспективное, текущее планирование деятельности педагогического коллектива по воспитательной работе;
· осуществлять контроль за качеством воспитательного процесса, за работой кружков и различных объединений;
· организовать культурно-массовую, спортивно-массовую, внеклассную работу;
· составлять расписание досуговой деятельности учащихся;
· обеспечивать своевременную подготовку установленной отчетной документации;
· оказывать помощь коллективу учащихся в проведении культурно-просветительных, оздоровительных мероприятиях;
· комплектовать и принимать меры по сохранению контингента обучающихся в кружках и в других объединениях в течение учебного года;
· участвовать в подборе и расстановке педагогических кадров, способствовать повышению их квалификации, мастерства, участвовать в работе по развитию материальной базы школьников;
· вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
· принимать участие в подготовке проведения аттестации педагогических работников.
В этой книге далее мы представляем профессиограмму директора школы. Хорошо бы разработать и профессиограмму заместителя директора школы по воспитательной работе. На наш взгляд это особый человек, к нему предъявляются особые требования. Он должен быть душою детского коллектива. Среди личностных качеств, на наш взгляд, особое место должны занимать у заместителя директора школы по воспитательной работе такие качества, как общительность, доброта, коммуникабельность. Мы думаем, что заместитель директора школы по воспитательной работе должен быть достаточно молод, как говорил Ж.Ж. Руссо: «настолько молод, чтобы хорошо понимать детей».
Заместитель директора школы, на наш взгляд, сам должен многое уметь делать. Может быть он сам пишет стихи, может быть он сам играет на гитаре или другом каком-то музыкальном инструменте, он сам пишет сценарии, он сам может быть режиссером каких-то праздников, он может организовать поход, он хорошо играет в волейбол, баскетбол и другие спортивные игры, он хорошо разбирается в политической жизни страны и т.д. Только при этих условиях заместитель директора школы по воспитательной работе действительно может организовать ученический коллектив, действительно быть воспитателем. Только такой человек может действительно вести за собой классных руководителей. Он должен многое знать, ко многому стремиться. От его деятельности очень многое зависит в жизнедеятельности любого школьного коллектива.
Заместитель директора школы по воспитательной работе, на наш взгляд, должен быть высокоинтеллектуальной личностью, должен коллектив вести за собой. К сожалению, нередко бывает наоборот: дети ведут за собою заместителя директора по воспитательной работе. Кроме, как тусоваться с ними, на многое другое он не способен. Вспоминаю семинар в г. Тюмени для заместителей директоров школ по воспитательной работе, где я присутствовал. Заместитель директора одной из школ выступая на семинаре сказала следующее: «Недавно мы провели «Осенний бал». Звучали замечательные стихи Пушкина и Есенина, чарующая музыка Чайковского и Свиридова». «Да, — делает она заключение, — хорошая, на мой взгляд, тусовка получилась». Что тут добавить к такому выступлению? На мой взгляд, так не должно быть.
Заместитель директора школы по воспитательной работе должен разработать следующие рабочие документы:
· план воспитательной работы школы на год;
· личный план работы; план проведения мероприятий (календарный);
· план проведения методических объединений классных руководителей; расписание работы кружков и секций на год.
Для того, чтобы труд заместителя директора школы по воспитательной работе был рационально организован, необходимо, чтобы в его арсенале были:
· нормативные документы вышестоящих организаций;
· копилка сценариев различных праздников, мероприятий;
· план анализа воспитательной работы за предыдущие годы;
· договоры, подтверждающие совместную деятельность с другими организациями, т.е. связь с социумом;
· проспекты театров, музеев, туристических форм, услугами которых можно воспользоваться;
· планы и протоколы методических объединений классных руководителей.
Заместитель директора школы по воспитательной работе обязан на видном месте вывесить:
· план мероприятий на месяц;
· план работы школы в каникулярное время;
· график дежурств классов по школе;
· расписание работы кружков и секций;
· примерные анкеты «В помощь классным руководителям».
Заместитель директора школы по воспитательной работе обязан:
1.Организовать внутришкольный контроль за воспитательным процессом, который включает в себя анализ уровня воспитанности учащихся, их общественной активности, качество активности классных руководителей, участие родителей в воспитательном процессе, качество общешкольных мероприятий, уровень здоровья, физической подготовленности учащихся, качество профилактической работы с запущенными детьми.
2.Он должен анализировать состояние методической работы, знать возможности каждого классного руководителя, помогать им в достижении мастерства в воспитательной работе с учащимися, умело распространять передовой педагогический опыт и внимательно изучать психологическое состояние школьного коллектива как учителей, так и учащихся, и учащихся – прежде всего.
3. Заместитель директора школы по воспитательной работе должен опираться в своей деятельности на деятельность социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей, помогать им организовать свою работу, а, возможно, и возглавлять эту работу.
Было бы неправильно при организации управления воспитательной системой отдавать все это в руки заместителя директора школы по воспитательной работе. На наш взгляд, оправданно и правильно поступают те педагогические коллективы, которые в структуре управления имеют совет по воспитательной работе во главе с директором школы. В этот совет входят наиболее подготовленные родители, представители творческой интеллигенции. Это позволяет правильно ставить цели воспитательной работы и строить соответствующие ориентиры. Это помогает привлечь к организации воспитательной работы наиболее подготовленных представителей как школы, так и социума.
В приложении к книге мы приводим различные анкеты для изучения уровня воспитанности, примеры планов воспитательной работы классных руководителей и в целом школы и другие технологические таблицы.
Источник