Способы управления внешним окружением

Управление и внешнее окружение организации

Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за ее существование. Как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает. В последнее время в связи с усилением и усложнением конкуренции, а также резким ускорением процессов изменения в окружающей среде организации все в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением, все в большей мере развивать способности адаптации к изменениям внешней среды.

Ключевую роль в выработке и проведении политики взаимодействия организации с окружением играет менеджмент, особенно его верхний уровень. Вопросы долгосрочной стратегии взаимодействия организации со средой становятся во главу угла построения всех процессов управления. Стратегическое управление, решающее эти задачи, выдвигается на первый план в комплексе процессов управления организацией.

Внешнее окружение организации, состояние взаимодействия с которым определяется преимущественно качеством управления ею, можно представить в виде двух сфер.

Первая сфера — это общее внешнее окружение организации. Данное внешнее окружение отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с конкретной организацией. Общее внешнее окружение является более или менее одинаковым для подавляющего большинства организаций. Вторая сфера — это так называемое непосредственное деловое окружение организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно связаны или непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации. При этом важно подчеркнуть, что и организация в свою очередь может непосредственно влиять на них.

Общее внешнее окружение формируется под влиянием политических, правовых, социально-культурных, экономических, технологических, национальных и международных процессов, а также процессов природопользования.

Непосредственное деловое окружение организации создают покупатели, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, а также регулирующие службы и такие организации, как административные органы, деловые объединения и ассоциации, профсоюзы и т.п.

Управляя процессами взаимодействия организации с окружающей средой, менеджмент сталкивается с рядом серьезных проблем, порождаемых неопределенностью в состоянии окружающей среды. В связи с этим одной из сложнейших задач, стоящих перед менеджментом, является снижение неопределенности положения организации в окружении. Это достигается путем развития ее адаптивности к внешней среде и установления широких связей с окружением, позволяющих организации органично вписываться в окружающую среду. [26; 173]

В зависимости от того, насколько организация адаптивна к изменениям в окружении, выделяется два типа управления организацией: 1) механистический тип управления; 2) органический тип управления.

Механистический тип управления организацией характеризуется набором следующих характеристик:

консервативная, негибкая структура; четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи; сопротивление изменениям; власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации; иерархическая система контроля; командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз; содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.

Для органического типа управления организацией характерны:

гибкая структура; динамичные, не жестко определенные задачи; готовность к изменениям; власть базируется на знании и опыте; самоконтроль и контроль коллег; многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.); содержанием коммуникаций являются информация и советы. Каждый из данных типов имеет определенные преимущества.

Соответственно каждому из данных типов может быть дано определенное предпочтение в зависимости от характера окружения и уровня неопределенности. В том случае, если окружение динамично, если высок уровень неопределенности, более эффективным является органический тип управления организацией. Если же окружение стабильно и неопределенность находится на низком уровне, предпочтение может быть отдано механистическому типу управления. [26; 184]

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 187 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Способы управления внешним окружением

Менеджмент и внешнее окружение организации. Любая организация нуждается в постоянном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. В связи с усложнением и усилением конкуренции, резким ускорением процессов изменений в окружающей среде организации все в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с этой средой. [c.29]

Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. Однако развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений задача, человек, управленческая деятельность. На начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления, все большее развитие стал получать синтетический подход, связывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое. К числу наиболее заметных учений одномерной группы науки управления можно отнести соответственно научное управление, бихевиористские учения и организационные теории. В отличие от подходов к управлению, ставящих во главу угла или задачи, или человека, или администрирование (управленческую деятельность), для синтетических подходов характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, скрепленное множеством связей с внутренним и внешним окружением организации. Во второй половине XX в. в менеджменте сложились и получили большое распространение такие подходы к управлению, как процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-х гг.) и ситуационный (80-е гг.). [c.18]

Читайте также:  Добыча энергетического угля открытым способом

Сегодня многие психологи считают, что поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Исследования показывают, что личностные характеристики и внешнее окружение, действуя совместно, определяют поведение личности, но ситуация имеет все же большее влияние на это поведение, чем свойства самой личности. Эти выводы имеют важное значение для менеджмента, так как они указывают на необходимость создания окружающей обстановки на работе, которая бы стимулировала (поддерживала) тип поведения сотрудников, желательный для организации. Исследования показывают также, что черты личности являются сильным фактором успеха в работе. [c.42]

Для менеджеров, занимающихся изменениями, важно понять, как внутреннее и внешнее окружение может повлиять на стратегии и активность менеджмента по проведению организационных изменений. В целом ряде случаев постепенное улучшение деятельности может оказаться недостаточным. Некоторые руководители компаний считают необходимым реструктурировать организации так, чтобы они лучше были приспособлены к следующей волне конкуренции и появлению новой технологии. Потенциальный вклад предлагаемой модели организационной трансформации заключается в том, что она может послужить гидом для менеджеров, пытающихся сделать такую реструктуризацию. [c.68]

Любая организация реализует три процесса получает ресурсы из внешнего окружения, осуществляет изготовление продукта и передает продукт во внешнюю среду. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. Ключевая роль в поддержании этого баланса принадлежит менеджменту. [c.56]

Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х годов. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, но предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избежания угроз. [c.6]

В ответ на ощущаемый или предвидимый кризис такое переходное состояние может привести организацию к развитию корпоративной культуры от обратного , когда производится временный отказ от существующих ценностей. В ответ на растущую сложность и непредсказуемость внешнего окружения менеджмент должен концентрироваться на творческом подходе к решению возникающих проблем. Тип оргструктуры должен существенно измениться — необходим отказ от жестких, вертикальных структур, переход на преимущественно горизонтальные, гибкие и адаптивные структуры. [c.65]

Ключевую роль в выработке и проведении политики данного взаимодействия играет управление организацией. Менеджмент в современных условиях обеспечивает эффективное взаимодействие организации с внешним окружением путем влияния не только на процессы, происходящие в организации, но и на окружающую среду. [c.29]

Сегодняшний менеджер испытывает громадное давление со всех сторон. Взять хотя бы только один аспект современного внешнего окружения — меняющуюся природу рабочей силы и проблемы ее мотивирования и стимулирования. За последние десятилетия менеджмент показал, что управлять — задача не простая. Происшедшие изменения еще больше усложнили эту область человеческой деятельности. Как бы в ответ на это появились новые теории и концепции менеджмента, отражающие наиболее ценный и полезный обобщенный опыт управления. Ключ к успеху в будущем заключается в том, что менеджмент должен рассматриваться не как закрепление статус-кво, а как поддержание высочайшего уровня и динамики изменений, которые только могут выдержать люди и организация. [c.529]

Читайте также:  Способ как сдержать гнев

Среду обитания организации условно можно разделить на две части внешняя по отношению к организации среда (макроокружение и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует прежде всего то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации. [c.61]

Координация общих целей организации, целей ее сотрудников и ее клиентов составляет предмет стратегического менеджмента. Если в процессе стратегического управления удается сформировать цели организации таким образом, что они соответствуют целям и потребностям ее клиентов, не вступают в неразрешимые конфликты с внешним окружением и соответствуют целям ее сотрудников, то можно сказать, что это успешный менеджмент. Часто речь идет не столько о координации целей всех перечисленных групп, сколько о воздействии на эти цели, а также о манипулировании этими целями с помощью технологий PR и других коммуникационных механизмов. [c.33]

Стремительное развитие технологий, информационная революция и глобальная конкуренция — вот силы, ставящие перед современным бизнесом новые задачи. Перед вами книга о роли маркетинга и стратегического менеджмента в успешном развитии фирмы в этом новом внешнем окружении. Маркетинг и стратегический менеджмент — это инструменты достижения предприятием поставленных целей. В первой главе рассматриваются цели фирмы и ее менеджеров. Каждой организации важно уметь правильно поставить перед собой цели и задачи. Именно они в дальнейшем будут определять ее ценности, направления деятельности, возможности и критерии, используемые для оценки достигнутых результатов и поощрения сотрудников. [c.15]

Система менеджмента организации — система достижения конкурентоспособности управляемых объектов, состоящая из внешнего окружения и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем). При анализе уровня конкурентоспособности стран МБ и МВФ отмечен низкий [c.370]

В соответствии с сущностью системного подхода система управления организацией (система менеджмента) должна состоять из внешнего окружения (за черным ящиком ) и внутренней структуры (внутри черного ящика ). В 1995 г. в книге автора Менеджмент конкурентоспособности товара была обоснована необходимость проектирования внутренней структуры СУО из пяти подсистем 1) научное обоснование системы 2) целевая подсистема 3) обеспечивающая подсистема [c.17]

На рис. 1.2 показана относительная важность каждой из четырех функций управления для трех основных уровней менеджмента. Высшие менеджеры затрачивают значительную часть своего времени и оказывают наиболее сильное влияние на функцию планирования. Их осведомленность о состоянии дел в организации в целом, в соответствии с их практическими знаниями о внешнем окружении фирмы, делает высших менеджеров способными возглавить деятельность компании по планированию. [c.15]

Внешняя среда менеджмента. Менеджер действует в определенной среде, окружении. Учет факторов внешней среды (окружения) имеет большое значение для результативности менеджмента. Они не поддаются контролю со стороны менеджера, и самая удачная организация дела может провалиться из-за негативного воздействия неконтролируемых факторов. Среди последних различаются факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (отдаленное окружение). [c.60]

Большую роль в предпринимательском поведении играет «человеческий фактор». Высокий уровень конкурентоспособности могут поддерживать только компетентные, заинтересованные и открытые новациям люди. Одной из главных задач менеджмента, ориентированного на нововведения, становится развитие заинтересованности всех без исключения участников производства в его результатах и повышение уровня организационной культуры. Понятием «организационная культура» определяется приобретенная в процессе практической деятельности и разделяемая всеми сотрудниками организации система взглядов, предопределяющих взаимоотношения как внутри нее, так и с внешним окружением. [c.25]

Управляя процессами взаимодействия организации с окружающей средой, менеджмент сталкивается с рядом серьезных проблем, порождаемых неопределенностью в состоянии окружающей среды. В связи с этим одной из сложнейших задач, стоящих перед менеджментом, является снижение неопределенности положения организации в окружении. Это достигается путем развития ее адаптивности к внешней среде и установления широких связей с окружением, позволяющих организации органично вписываться в окружающую среду. [c.20]

Читайте также:  Как делятся бактерии по способу питания

Стратегический менеджмент (управление) — управленческая деятельность, связанная с постановкой долгосрочных целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям. С ростом уровня нестабильности условий предпринимательской деятельности возрастает потребность фирм в ориентации на стратегическое управление. Способности к стратегическому менеджменту предполагают наличие пяти элементов 1) умение смоделировать ситуацию 2) умение выявить необходимость изменений 3) умение разработать стратегию изменений 4) умение использовать в ходе изменений надежные методы 5) умение воплотить стратегию в жизнь. [c.409]

Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников. Для внутренней эффективности менеджмента институциональное окружение предстает как естественная среда чисто внешнего свойства. Однако в экономике среда определяется прежде всего выбором, который совершают организации в рамках отношений взаимозависимости. [c.397]

Для того, чтобы понять, как менеджеры используют информацию в организациях, охарактеризуем информационные.потребности в двух измерениях, уровень, на котором используется информация в организации, и тип используемой информации. Управленческая деятельность на различных уровнях в организациях иногда требует различных видов информации. На рис. 17.1. представлено четыре уровня, на которых менеджеры нуждаются и используют информацию. На стратегическом уровне менеджмента менеджеры нуждаются в информации, которая помогает им планировать и принимать решения о долгосрочном направлении деятельности фирмы. Они должны внимательно проанализировать внешнее окружение организации, чтобы найти и применить решения, которые помогут фирме эффективно действовать в этом окружении через определенное время. Требуемая на этом уровне информация — комплексная, нерутинная и ориентированная на перспективу. [c.379]

Цель анализа стратегических факторов — выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации (это так называемый SWOT-анализ). Хорошо проведенный управленческий анализ (или бизнес-диагностика деятельности предприятия), дающий реальную оценку его ресурсов и возможностей, является отправной точкой разработки стратегии предприятия. Вместе с тем стратегический менеджмент невозможен без глубокого понимания конкурентного окружения, в котором работает предприятие, что предполагает осуществление маркетинговых исследований. Именно акцент на мониторинге и оценке внешних угроз и возможностей в свете сильных и слабых сторон предприятия является отличительной чертой стратегического управления. Следующая важная особенность стратегического менеджмента — его ориентация на будущее, поэтому необходимо четко определить ориентиры развития к чему стремиться, какие цели ставить. Для этого на основании оценки стратегических факторов определяются корпоративная миссия и долгосрочные цели предприятия. [c.23]

На представление о движущих силах развития организаций большое влияние оказала статья Ларри Грейнера Эволюция и революция в росте организации (1972 г.), часто цитируемая специалистами в области менеджмента. Грейнер говорит, что в большинстве случаев проблемы многих компаний возникают как следствие решений прежних проблем, а не под воздействием текущих событий или изменений динамики рынков. Грейнер полагал, что руководители часто много внимания уделяют внешнему окружению и прогнозам, как будто более точное предсказание рыночной ситуации приведет к новой сущности организации. Руководители часто не видят то, что многие ключи к будущему успеху находятся внутри организации. Более того, несостоятельность руководителей в определении собственных проблем организационного развития может привести к замораживанию роста компании на существующей стадии и в конечном счете к ее разрушению, несмотря на наличие рыночных возможностей сегодня и в будущем. [c.44]

В соответствии с определением системного подхода, предложенным нами, система управления организацией, ориентированной на конкурентоспособность (СУООК), состоит из внешнего окружения (за черным ящиком ) и внутренней структуры (внутри черного ящика ). В 1995 г. в книге Менеджмент конкурентоспособности товара автором была [c.413]

Организация контроллинга как самостоятельной структурной единицы на многих предприятиях привела к вынесению функций контроллинга за рамки задач менеджмента или руководства предприятия. Эта форма от-чуаденногш контроллинга обусловила глубокое распределение задач и комплексные структуры внутри самого контроллинга. В эпоху, когда внешнее окружение предприятия подвергается очень быстрым изменениям, а руководящие силы должны постоянно принимать важные решения, возникает вопрос о вариантах традиционной организации контроллинга. [c.241]

Источник

Оцените статью
Разные способы