Способы управления учебным процессом

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом
статья

В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.

Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.

Скачать:

Вложение Размер
statya_po_pedagogike.docx 26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по дисциплине:

« Методы, приемы, средства организации и

управления педагогическим процессом »

Иванова Марина Егоровна

  1. Введение 3
  2. Общие понятия организации педагогического процесса

Педагогический процесс, элементы и его закономерности 4

  1. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом 6
  2. Средства организации и управления педагогическим процессом 7
  3. Заключение 8
  4. Список литературы 9

В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.

Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.

1. Общие понятия организации педагогического процесса.

Педагогический процесс, элементы и его закономерности.

Согласно научным источникам раскрыты три основных подходов в системе организации педагогического процесса, которые включают различные методы, приемы и средства:

«1) индивидуальное обучение и воспитание;

2) классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская система»[1].

Педагогический процесс, можно дать понятие как непрерывный процесс взаимодействия между педагогическим составом и обучающимися, где цели и задачи направлены на достижение, улучшение и , анализу и совершенствование системы образования и обучения.

Стоит упомянуть и про основные задачи и структуру осуществления педагогического процесса. Задачами которого являются: «умственного, эстетического, трудового, нравственного воспитания» [2] и внедрения в педагогический процесс.

Структуру педагогического процесса можно охарактеризовать как деятельность педагога и обучающегося, где в первом случае, осуществляется обучение, во втором, непосредственное обучение и учебная деятельность .

Согласно научным источникам стоит выделить и закономерности педагогического процесса:

«1. Закономерность динамики педагогического процесса ;

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе;

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом;

4. Закономерность стимулирования;

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса » [2].

Некоторые известные научные труды выделяют и элементы, как звено в цепочке управления педагогического процесса.

Выделяются, такие как:

«1) цель обучения;

2) содержание учебной программы;

3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;

4) система взаимодействия между преподавателем и обучающимся» [2].

2. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом.

Методы — это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации между преподавателем и обучающимся, его содержание, анализ и усвоение.

Стоит выделить основные 3 направленности методов:

Во-первых, это передача и усвоение знаний у обучающегося. Сюда можно отнести и форму преподавания, способ передачи информации.

Во-вторых, метод применимым на практике, т.е. аудиторные практические занятия, в виде лабораторных, производственных практик, НИР, проектную и инновационную деятельность.

В-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля бывают: экзамен, зачет, дифференцированный зачет, устный опрос, тестирование, анкетирование.

Также стоит отметить, текущий и промежуточный контроль и итоговая аттестация, что помогает определить достигнутый уровень передаваемой информации, провести анализ, совершенствовать передачу информации от преподавателя к обучающемуся, также формирует у обучающегося стремление проверить свои знания, дать оценку и совершенствовать уровень знаний [3].

Приемами обучения можно охарактеризовать, как вспомогательную часть методов обучения и педагогического процесса, выраженную в эффективности применений методов, такие как составление конспектов, тезисов, анализ работы, цитирование, рецензирование и так далее [1].

3. Средства организации и управления педагогическим процессом

Средствами же организации и приема педагогическим процессом является: посещаемость обучающихся, индивидуальные и групповые занятия, проверка качества учебной деятельности [3].

Для обеспечения учебного процесса необходимо:

— методическая часть: программы, включающие в себя необходимые функции по контролю и оценки качества преподавания и оценивания знаний обучающихся, учебные пособия, презентации;

— библиотечная часть: научные издания, справочники, научные журналы;

— техническая часть: компьютерное, мультимедийное, лабораторное оборудование;

— организационная часть: учет результатов, учет посещаемости и фиксирование в журналах, заполнение табелей, ведомостей [3].

Педагогический процесс — это сложная система взаимодействия межу обучающимся и преподавателем.

Стоит выделить, то процесс состоит из структуры, позволяющая конкретизировать этапы:

«Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы» [4]. Где, цель выражается в конечном результате взаимодействия, принцип в определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методов в взаимодействии преподавателя и обучающегося, средства, как конкретизированный способ работы, формы, анализе и завершении своей работы между обучающимся и преподавателем [4].

Педагогический процесс это система со всеми ее функциями, методами и способами, результатом которого является плодотворное и качественная передача информации, усвоение знаний, повышающих уровень образования в каждом конкретном случае и в системе образования, в целом.

Источник

Технологии управления образовательным процессом. Классификация технологий.
статья на тему

Статья представляет собой краткий обзор технологий управления и их классификацию. Была представлена к августовской педагогической конференции, которая была посвящена управлению образовательным процессом.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologii_upravleniya_obrazovatelnym_protsessom.docx 59.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии управления образовательным процессом. Классификация технологий.

учитель английского языка

МКОУ «СОШ № 4» г. Аши

В современной педагогической теории понятия «технология» и тем более «технология управления» нельзя считать новыми применительно к процессу обучения. Для традиционного процесса обучения всегда существовала и существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которыми преподаватель пользуется при организации и управлении учебным процессом. Технология, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, технология – это наука о способах взаимодействия преподавателя и учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств (А. Савельев).

Технология управления это управленческий цикл, включающий в себя подготовку, принятие и реализацию решений, осуществляемых одним или несколькими звеньями управления, с уч ѐ том определ ѐ нной формы реагирования элемента на управляющее воздействие (обратная связь). Технология управления это единство стереотипных и творческих действий. Технология управления это приемы, способы и последовательность выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций.

Технология реализуется на практике непосредственно преподавателем. Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологии, как умеет адаптировать ее к конкретным условиям обучения или разрабатывать индивидуальные технологии управления при обучении той или иной дисциплине, зависит не только результативность образовательного процесса, но и становление технологии в качестве неотъемлемого способа профессиональной деятельности преподавателя.

Функциональными компонентами технологии управления являются: принципы, механизм и функции управления (А.Н. Рыблова).

Функции управления – это различные виды педагогической деятельности, направленные на прогнозирование, координацию, регулирование, диагностику и оценивание процесса и результата действий субъектов обучения. К этим функциям относится

  • планирование;
  • организация, включающая принятие решений и координацию действий по их реализации;
  • руководство;
  • контроль.

Принципы управления мы определяем как основополагающие регулятивные нормы, которым преподаватель должен следовать в процессе управления образовательным процессом обучающихся, и выделяем следующие приоритетные принципы эффективного управления:

• принцип технологичности процесса предусматривает стандартизацию, унификацию и воспроизводимость последовательности ряда действий, реализуемых с помощью определенной заранее системы методов, форм, средств в профессионально заданных ситуациях;

• принцип цикличности процесса предполагает регулярное повторение основных функций – планирования, организации, руководства и контроля, а также организационных форм, методов и средств обучения, взаимосвязанных по времени, процессу и тематике.

• принцип разноуровневости подразумевает разработку программ об- разовательного процесса для обучающихся с разным уровнем знаний и умений; программирование при этом означает поэтапный процесс выбора такого сочетания цели, средств, действий и времени, которое необходимо для достижения запланированного результата;

• принцип интенсивности предусматривает концентрацию – увеличение до максимума объема образовательного процесса при сокращении до минимума временных характеристик;

• принцип диагностичности предполагает процесс определения и оценки уровня образовательного процесса субъектов обучения посредством реализации ряда процедур, регулярно осуществляемых преподавателем во время занятий и во внеурочное время в соответствии с профессионально заданными критериями, а также реального состояния процесса управления; задача диагностики заключается в определении мер, направленных на «отлаживание» работы всех элементов процесса управления; кроме того, диагностика тесно связана с прогнозированием и анализом возникновения затруднений у обучающихся и преподавателя;

• принцип экономичности напрямую связан с образовательным процессом обучающихся. Его соблюдение позволяет определить количество единиц профессионально значимой информации, рациональный способ ее переработки; временные затраты при использовании учебных материалов и средств обучения. Экономичность как количественный показатель вычисляется отношением количества единиц (операций теста, предложений, абзацев текста и т.п.) на выходе к количеству единиц на входе.

• принцип результативности подразумевает получение качественного результата образовательного процесса в соответствии с поставленными целями (А.Н. Рыблова).

Таким образом, управление становится эффективным, когда экономично осуществляется образовательный процесс обучающихся и используется их умственный потенциал, время, учебные материалы и средства обучения для достижения запланированного результата.

Механизм управления характеризует способ взаимодействия субъектов обучения, именно взаимодействия, а не воздействия. Механизм необходим преподавателю для эффективного управления: во время подготовки к образовательному процессу, в процессе его реализации и во время диагностики его результатов.

Во время подготовки к образовательному процессу преподавателю следует:

• создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствующую мотивации, оптимизму и уверенности в собственных силах;

• обеспечивать непринужденную обстановку в классе;

• вырабатывать совместно с обучающимися цели, определять источники ин- формации, методы, формы и средства взаимодействия субъектов обучения;

• устанавливать единые требования к качеству результата образовательного процесса;

• распределять групповые и индивидуальные задания, выбирать роли для обучающихся;

• прогнозировать способы регулирования образовательного процесса.

В процессе реализации образовательного процесса во время занятий преподавателю необходимо:

• моделировать значимые ситуации для активного межличностного взаимодействия субъектов обучения;

• стимулировать прогресс в приобретении системы действий по переработке информации;

• не давать обучающимся готовых ответов, стимулируя тем самым само- стоятельное решение поставленных задач;

• избегать длительного выполнения монотонных и рутинных заданий;

• относиться к каждому обучающемуся как к личности с уникальным набором качеств;

• поощрять индивидуальность, инициативу и самовыражение;

• равномерно распределять внимание между всеми обучающимися;

• рекомендовать уверенным в себе обучающимся доказывать правильность своих действий;

• поддерживать неуверенных в своих действиях обучающихся;

• проявлять искренний интерес к идеям обучающихся и радоваться их успеху;

• предоставлять обучающимся возможность для само/взаиморегулирования образовательного процесса.

В процессе диагностики результатов образовательного процесса преподавателю рекомендуется:

• создавать ситуации для само/взаимоконтроля и само/взаимооценки результата образовательного процесса;

• применять систему позитивной оценки и поощрения за качественную работу и систему негативной оценки и санкций за недобросовестный образовательный процесс;

• обсуждать и корректировать совместно с обучающимися результат об- разовательного процесса и проблемы, возникшие в ходе его реализации;

• диагностировать совместно с обучающимися причины получения позитивных или негативных результатов;

• давать обучающимся рекомендации для осуществления внеурочной деятельности.

Все это, в конечном счете, должно найти отражение в стиле, избираемом преподавателем для управления деятельностью обучающихся в образовательном процессе, так как, несмотря на стремление к технологичности, управление должно оставаться человечным, т.е. компенсировать чувства растерянности, страха и отчуждения обучающихся, вызываемые инновационной технологией, делая акцент на индивидуализации обучения и человеческих отношениях субъектов обучения.

Технологии управления представляют собой систему целей, средств и способов оказания управляющего взаимодействия. Технология – это инструмент, использование которого может быть поручено различным внутриорганизационным субъектам. Именно поэтому важно классифицировать технологии и определить диапазон их использования.

Все технологии управления можно разделить на несколько классов на основании нескольких признаков.

Во-первых, все технологии разделяются по признаку цели. Данную классификацию предлагает Т.Ю.Базаров. По этому признаку технологии управления делятся на:

1. Технологии организации управленческой деятельности преподавателя;

2. Технологии формирования ученического коллектива;

3. Технологии поддержания работоспособности учащихся;

4. Технологии обеспечения инновационного процесса.

Во-вторых, технологии управления различаются по признаку причины их появления:

  1. Технологии плановых мероприятий;
  2. Технологии экстренных мер.

В-третьих, технологии управления можно разделить в соответствии с масштабом их применения:

1. Технологии управления образовательной организации в целом;

2. Технологии управления отдельными подразделениями и группами;

3. Технологии управления отдельными учащимися.

В-четвертых, технологии управления могут быть разделены в соответствии с признаком определенности:

1. Апробированные технологии;

2. Экспериментальные технологии.

В качестве конкретного примера применения технологии управления образовательным процессом можно привести технологию учебного исследования, в которой стратегии управления знаниями (приобретение, применение, создание, добыча, совместное использование, документирование, передача знаний) выступают как основа познавательной деятельности.

На первом этапе «Ориентация в предметной области» обучающиеся под руководством преподавателя изучают новую тему: получают знания и компетенции в заданной предметной области, знакомятся с проблемами и вопросами, формулируют предварительную тему исследования.

На втором этапе «Постановка и предварительный анализ проблемы» обучающиеся, используя консультативную помощь, изучают информационные источники по выбранной теме, формулируют проблему, цель и задачи исследования.

На третьем этапе «Планирование исследования» обучающиеся вместе с руководителем исследования разрабатывают программу и план научного исследования, формулируют предполагаемые результаты и разрабатывают критериально-оценочный аппарат.

На четвертом этапе «Реализация программы исследования» обучающиеся, получая результаты исследования согласно разработанному плану, овладевают новыми знаниями и компетенциями.

На заключительном, пятом, этапе «Оценка результатов и рефлексия» обучающиеся вместе с руководителем исследования и привлеченными внутренними и внешними экспертами осуществляют анализ полученных результатов на основе разработанных критериев, оценивают уровень овладения новыми знаниями и компетенциями; составляют отчетную документацию о проведенном исследовании и проводят публичную презентацию.

Таким образом, мы видим, что широко используемый в настоящее время метод проектов, а также другие современные педагогические технологии, являются одним из средств управления образовательным процессом, которые необходимо применять в современном образовательном учреждении для достижения высоких результатов обучения.

Список использованной литературы

  1. Технология управления образовательным процессом в системе непрерывного образования. А. Н. Рыблова. Изд. центр «Наука», 2009г.
  2. Определение основных организационно-педагогических условий эффективного управления образовательными системами. Зыкова Е.М. Вестник ТГПУ. 2011. № 12. С. 104-105.
  3. Рефлексивное управление школой: Теория и практика. Давыденко Т. М. Белгород, 1995.

Источник

Читайте также:  Способ обучения сверху вниз
Оцените статью
Разные способы