Технология управления учебно-тренировочным процессом
Технология управления учебно-тренировочным процессом
При подготовке спортсменов базовым является учебно-тренировочный процесс, поскольку именно от него зависит эффективность деятельности всей системы – качество подготовки спортсмена. В связи с этим, разработка модели управления учебно-тренировочным процессом является наиболее актуальным. Актуальность данной проблемы обуславливается тем что процесс управления отождествляется с контрольной функций или сводится к ней, что не вполне корректно и не соответствует действительности.
Рассмотрим универсальную модель управления учебно-тренировочным процессом. Схематически модель управления учебно-тренировочным процессом выглядит следующим образом.
Схема поясняет механизм управления учебно-тренировочным процессом, по которому можно проследить его особенности, обусловленные технологическим подходом – направленность на достижение поставленной цели и, на основе оперативной обратной связи – коррекция учебно-тренировочного процесса. Модель управления представлена четырьмя основными блоками: блок целей; блок технологии спортивной подготовки; блок текущего и этапного контроля; блок инновации и контур обратной связи.
Блок целевой установки является ключевым в организации всего учебно-тренировочного процесса. На данном этапе определяется стратегические цели (общие или генеральные), определяются тактические цели, формируются группы регулируемых параметров (контрольные нормативы). Также в данный блог предполагает планирование учебно-тренировочного процесса, проработку организационных моментов и мотивацию субъектов тренировочного процесса. На этом этапе закладываются и прогнозируются результаты деятельность.
Цели тренировочной деятельности реализуются через систему целенаправленных как общепедагогических воздействий, так и специальных, направленных на развитие физических качеств – технологий спортивной подготовки. Второй блок – технологии спортивной подготовки предполагает на выходе, в качестве конечного результата, достижение определенных показателей уровня обученности двигательным навыкам и физической подготовленности, соответствующего целевым установкам развития физических качеств учащегося.
Третий блок – процедура контроля, который осуществляется в разные периоды тренировочного макроцикла (или годового). На начальном этапе контроля осуществляются диагностические процедуры, позволяющие оценить фактический эффект соответствующего цикла тренировочного процесса. Следующий этап контроля – сравнение фактического результата тренировочного процесса с запланированным. На основании сравнения этих показателей с прогнозируемыми установочными величинами, формируется «положительная» или «отрицательная» обратная связь, инициирующая процедуру коррекции тренировочного процесса. Контур обратной связи является необходимым элементом управления в системах любого типа, с тем лишь различием,что в технических (или биологических) системах регуляция процесса по отклонению регулируемого параметра осуществляется автоматически, а в социальных через принятие решения субъектами управления – т.е. теми, кому в системе предоставляется право принятия решения. Механизм принятие решение через контур обратной связи можно пояснить следующим образом. Например, результаты диагностирования показали, что в текущие значение регулируемых переменных, выше установочных, — Следовательно, применение технологии спортивной подготовки адекватный, а цели несколько занижены. Отсюда и принимаемое решение – изменение целевых установок в сторону их увеличения (действует положительная обратная связь). Если при текущем диагностировании выявлено снижение регулируемых переменных по сравнению с установочными, то мы должны, либо снизить целевые установки (отрицательная обратная связь), либо повысить эффективность технологий тренировочного процесса (положительная обратная связь).
Рассматривая управление инновационной деятельностью, которое предназначено для качественного изменения в целом или качественного изменения элементов её составляющих, не стоит задавать, что в управлении инновация играет роль “возмущающего фактора, последствия которого не всегда можно предсказать. С целью минимизации риска непредсказуемости, эффективней всего осуществлять механизм управления инновационной деятельностью поэтапно: инновация (обозначение стратегической идеи и стратегическое планирование), адаптация (идентификация проблем, систематизированное решение проблем, анализ возможного риска), селекция (применение предполагаемых процедур, мониторинг нового состояния системы, анализ информации), оптимизация (неукоснительно следование процедуре, диагностика и анализ результатов). Последовательное осуществление представленного механизма позволяет в процессе внедрения инновации корректировать её, вносить изменения, что позволяет инновационное воздействие сделать управляемым и прогнозируемый.
Источник
Семинар для педагогов «Методика организации и проведения учебно-тренировочного занятия»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»
Партизанского муниципального района
Семинар для педагогов дополнительного образования
«Методика организации и проведения
Заместитель директора по УВР
МКОУ ДО ДООЦ «Юность» ПМР
Бойко Светлана Валерьевна
Основа методики построения учебно-тренировочного занятия
Эффективность любого учебно-тренировочного занятия связана в первую очередь с правильной постановкой его задач. Первоначально с учетом задач занятия определяется и разрабатывается содержание основной части, а затем в соответствии с ним подбирается материал для подготовительной и заключительной частей. Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом придерживаются такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.
Управление тренировочным процессом возможно при наличии разработанных программ, как отдельного учебно-тренировочного занятия, так и цикла занятий.
План-конспект учебно-тренировочного занятия — самый детализированный план, необходимый для построения и управления своим тренировочным процессом. Ниже приведена типичная схема оформления плана-конспекта учебно-тренировочного занятия.
Документальной формой учета данных о выполнении физической нагрузки и степени ее воздействия на организм является дневник тренировок. После каждого учебно-тренировочного занятия в дневник подробно записывается не только сама физическая нагрузка, но и свои ощущения и наблюдения, как она переносилась (хорошее самочувствие, легкость или вялость, боль в мышцах и т.п.).
Наблюдения и самочувствие
Медленный бег — 10 мин. Общеразвивающие упражнения — 5 мин.
Силовые упражнения: подтягивание 12 раз + приседание 40 раз + пресс 40 раз.
3 серии, отдых 3 мин.
Упражнения на растягивание — 5 мин
Самочувствие хорошее. Упражнения выполнялись легко.
Пульс до тренировки — 66 уд/мин. Восстановился в течение часа
Дозирование физической нагрузки. Основным фактором, определяющим степень воздействия мышечной деятельности на физическое развитие, является нагрузка от физических упражнений.
Нагрузка физических упражнений (физическая нагрузка) — это определенная мера их влияния на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом субъективных и объективных трудностей.
Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными: недостаточные нагрузки не эффективны, чрезмерные — наносят вред организму. Если нагрузка остается прежней и не изменяется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием занятий физическими упражнениями.
Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (амплитуда движений, количество повторений, темп выполнения, степень сложности упражнения и др.). Физиологические параметры характеризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема).
Дозирование физической нагрузки, регулирование интенсивности их воздействия на организм связаны со следующими факторами, которые необходимо учитывать:
— количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;
— амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;
— и. п. Положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. Это может быть изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и весь организм, изменения положения центра тяжести тела по отношению к опоре;
— темп выполнения упражнений. Темп может быть медленным, средним, быстрым.
В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых — медленный темп;
— продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффект повышается.
Учитывая вышеперечисленные факторы, можно уменьшать или увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и серии занятий в течение продолжительного периода времени.
В структуре каждого учебно-тренировочного занятия, как правило, выделяют три составные части: подготовительную (разминку), основную и заключительную. Содержание отдельного тренировочного занятия определяется направленностью решаемых двигательных задач. Для спортивной практики не типично множество основных задач, намеченных на отдельное занятие. Повышенная сложность требований спортивного совершенствования обязывает контролировать усилия в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге заданий. Нередко основное содержание тренировочного занятия может составлять всего один вид двигательной деятельности, например кроссовый бег. Подготовительная и заключительная части занятия в данном случае также строятся в значительной мере на содержании бега. При более разнообразном содержании занятий его структура усложняется, прежде всего в основной части, где более сложным становится порядок сочетания различных упражнений, чередование нагрузок и отдыха.
Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия, или разминка . Любая физическая тренировка должна начинаться с разминки. Это жесткое и необходимое условие методики проведения всех учебно-тренировочных занятий. В ходе разминки осуществляется подготовка организма к выполнению напряженной работы по разучиванию и совершенствованию техники движений, развитию и поддержанию физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.
В процессе разминки работоспособность повышается постепенно, примерно до уровня, необходимого в период основной работы. Другими словами, разминка решает задачу усиления деятельности организма и его отдельных систем для обеспечения вывода на необходимый уровень работоспособности. Она вызывает новую установку в работе внутренних органов, усиливает деятельность дыхательной системы, ведет к увеличению легочной вентиляции и газообмена, повышает деятельность системы кровообращения, усиливает обмен веществ в мышцах опорно-двигательного аппарата. Все эти изменения ведут к плавному переходу организма от состояния покоя к готовности перенести определенную физическую нагрузку.
Кроме того, грамотно проведенная разминка дает еще один положительный результат: снижается риск травматизма во время выполнения основной физической нагрузки. Разминка сопровождается повышением температуры кожи и тела, а при этом уменьшается вязкость мышц, т.е. их внутреннее трение, повышается эластичность связок и сухожилий, что и является положительным фактором для предотвращения травм.
Различают общую и специальную разминку. Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе. Общая разминка во всех видах спорта может быть схожей и состоять из ходьбы, медленного бега и комплекса общеразвивающих упражнений. Задача специальной разминки — углубленная подготовка тех мышц, связок, суставов и функциональных систем, которые обеспечивают выполнение основной работы в процессе занятия. В ходе разминки происходит и психическая подготовка занимающихся, их «настрой» на выполнение намеченной программы тренировки. Перед занятием необходимо продумать содержание разминки, ее соответствие целям, задачам и условиям тренировки. Если занятие проводится в спортивном зале, то разминку желательно начинать с различных видов ходьбы и бега, общеразвивающих упражнений в движении и на месте, а заканчивать специально-подготовительными упражнениями и растягиванием мышц. Если занятие проводится на улице в холодную погоду, то рекомендуется сначала выполнить пробежку 0,5-1,5 км, а затем комплекс общеразвивающих упражнений. Методическая последовательность выполнения упражнений — обычная: «сверху вниз».
1. Наклоны, повороты, круговые движения головы.
2. Сгибание и разгибание, круговые движения, последовательно выполняемые кистями рук, локтевыми и плечевыми суставами.
3. Наклоны, повороты, круговые движения туловища.
4. Маховые движения ногами, приседания, выпады.
Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений, постепенно ее увеличивая. Количество повторений каждого упражнения — 8-12 раз. После выполнения комплекса общеразвивающих упражнений можно приступать к специальной части разминки. Общая продолжительность разминки может составлять 15-25 мин.
Основная часть учебно-тренировочного занятия обеспечивает решение задач всесторонней и специальной подготовленности посредством обучения спортивной технике и тактике, воспитания волевых и развития физических качеств.
Учебно-тренировочные занятия, направленные на повышение уровня физической подготовленности, строятся на основе использования разнообразных физических упражнений — общеразвивающих, спортивных, отражающих специфику избранного вида спорта, упражнений из других видов спорта. Используются различные методы тренировки: равномерный, повторный, интервальный, круговой, соревновательный и игровой. Объем и интенсивность применяемых общеразвивающих, специально-подготовительных, соревновательных упражнений; количество повторений, серий, характер и продолжительность отдыха подбираются с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня подготовленности, психофизического состояния, условий мест занятий.
Учебно-тренировочные занятия, направленные на техническую подготовленность, предусматривают отработку основ, деталей техники, разучивание новых движений, совершенствование техники ранее разученных двигательных действий.
В спортивной тренировке наиболее распространены смешанные (комплексные) учебно-тренировочные занятия, направленные на решение задач обучения технике, воспитания физических и личностных качеств, контроль за уровнем физической подготовленности. В учебно-тренировочных занятиях такой направленности целесообразна следующая последовательность выполнения упражнений:
1) упражнения преимущественно для обучения технике или тактике и совершенствования в ней;
2) упражнения, направленные на развитие быстроты;
3) упражнения, направленные преимущественно на развитие силы;
4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости. Продолжительность основной части учебно-тренировочного занятия — 55-60 мин.
Заключительная часть учебно-тренировочного занятия (в спорте ее чаще всего называют «заминка») предназначена для постепенного снижения нагрузки и, соответственно, восстановления организма. Содержание заключительной части обычно составляют упражнения невысокой интенсивности (малоинтенсивный бег, ходьба, а также дыхательные, маховые, растягивающие и релаксационные упражнения). В наиболее простом варианте это может быть медленный бег 400-800 м с последующим выполнением упражнений на расслабление. В число этих упражнений можно включать некоторые элементы самомассажа — встряхивание, поглаживание, растирание. Хорошо заканчивать тренировку водными процедурами. Продолжительность заключительной части обычно составляет 5-8 мин.
Практикум для педагогов дополнительного образования
«Организация и содержание занятия»
Цель работы: ознакомиться с методикой построения отдельного учебно-тренировочного занятия.
Оборудование: графики, рисунки, протокол занятия.
1. Руководитель семинара сообщает цель, задачи, содержание занятия, знакомит с организацией и методикой разработки и проведения учебно-тренировочного занятия.
2. Выбираются задачи занятия с учетом спортивной специализации педагогов. Пример: для педагогов по плаванию, исходя из специализации условно ставятся задачи:
1) совершенствовать технику плавания способом брасс;
2) содействовать совершенствованию обшей и специальной выносливости.
3. В соответствии с задачами основной части педагоги подбирают комплекс общеразвивающих и специальных упражнений для подготовительной части, разрабатывают содержание заключительной части.
4. Задачи, содержание каждой части занятия заносятся в протокол занятия.
5. Обсуждается содержание разработанного на занятии примерного плана-конспекта.
Практическое задание: самостоятельно разработать план-конспект тренировочного занятия с направленностью по выбору.
В результате данного занятия педагоги должны:
знать общую структуру и методику построения учебно-тренировочного занятия;
уметь самостоятельно разработать и провести учебно-тренировочное занятие в избранном виде спорта.
Схема плана-конспекта учебно-тренировочного занятия
I. Подготовительная (разминка)
Разминочный бег Общеразвивающие упражнения на месте:
Общеразвивающие упражнения в движении:
Упражнения для совершенствования техники движений:
Упражнения для совершенствования общей и специальной выносливости:
III. Заключительная (заминка)
Упражнения на растягивание, дыхательные, элементы самомассажа:
Источник