Способы управления учебно познавательной деятельностью

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке
статья на тему

«Идеальное управление – когда управления нет,

а его функции выполняются. Каждый знает,

что ему делать. И каждый делает,

потому что хочет этого сам»

А. Гин

Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т. п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни.

Скачать:

Вложение Размер
upravlenie_poznavatelnoy_deyatelnostyu_uchashchihsya_na_uroke.docx 22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Верхне — Ольшанская основная общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области

«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке»

учителя немецкого языка

Зиновьевой Светланы Дмитриевны

«Идеальное управление – когда управления нет,

а его функции выполняются. Каждый знает,

что ему делать. И каждый делает,

потому что хочет этого сам»

Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т. п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам, что, как правило, с успехом делала традиционная школа.

Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать к осознанному «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать качествами личности:

· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

· уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

· умело принимать их на практике для решения разнообразных проблем;

· самостоятельно критический мыслить;

· видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

· четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

· быть способным генерировать новые идеи, творческий мыслить;

· грамотно работать с информацией;

· быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.

Что же такое управление? Управление — процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа- системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.

Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:

· мотивацией их деятельности;

· формированием умений учащихся;

· созданием обратных связей «учитель»- «ученик»;

· созданием проблемных ситуаций;

· комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находится в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности — познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.

Современные инновационные технологии обучения ориентированны не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций.

Управление познавательной деятельности учащихся не может быть осуществлено вне форм организации познавательной деятельности учащихся.

Формы познавательной деятельности учащихся.

1 . Индивидуально – обособленная форма . Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением. Эта форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.

2. Фронтальная форма познавательной деятельности. Она предполагает выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Для того, чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой цели. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно — иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния. Для фронтальной работы обязательным является общая оценка ее результатов.

3. Групповая форма организации познавательной деятельности . Групповая форма познавательной деятельности является организация таких учебных занятий при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь, зависит от тщательности её подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

4. Коллективная форма познавательной деятельности.Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого. Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, — писал Я.А. Коменский, — спрошенное- усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.

Обучать – это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать».

Одной из важнейших задач, которую ставят перед собой многие школы, является попытка нивелировать расхождение между школьной программой и развитием ребенка. Поскольку государственный стандарт не позволяет менять программу, остается изменить условия усвоения ее учащимися. Для этого активно применяется индивидуальный подход в обучении. К сожалению, многие педагоги под индивидуальным подходом подразумевают только работу «один на один», не учитывая при этом личностных особенностей каждого учащегося, которые все сильнее проявляются в классах.Индивидуализация обучения должна начинаться уже с половых различий учащихся. Так, мальчики отличаются более замедленным восприятием материала, менее развитой ловкостью рук, замедленностью речи. Для того чтобы ответить на вопрос учителя мальчик затрачивает больше времени на обдумывание. Вместе с тем, мальчики более осведомлены, понятливы, лучше концентрируют свое внимание на предмете, умеют обобщенно и логически мыслить. Девочки же сильнее мальчиков в словарном запасе, адаптивности ума и кратковременной памяти. Поэтому и рекомендуется девочек опрашивать у доски, а мальчикам давать письменные задания

Рассмотрим такую особенность личности как темперамент – наиболее устойчивую характеристику личности, которая в процессе жизни претерпевает наименьшие изменения, и в значительной степени влияет на деятельность, взаимоотношения, самосознание человека. Всем и известны типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Но не всем известно, как работать с учащимися разных темпераментов в ходе урока.

Так, холерикам присущи быстрое понимание сути вопросов, отсутствие страха опасности, быстрота в нахождении правильного решения. Холерики быстро переходят от одного дела к другому. Им трудно совершать монотонную, спокойную, медленную работу.

Учащимся с этим типом темперамента можно предлагать нестандартные задания, требующие творческого подхода и проявления инициативы. Это могут быть задачи, имеющие не одно, а несколько решений.

Сангвиники — серьезны, уравновешенны. Они легко справляются с нетрудными заданиями, требующими сообразительности. Дело, требующее кропотливости и терпения, их долго не интересует, способны бросить его, не доделав. Они часто торопятся с принятием решения и мало над ним задумываются. Им не подходит медленный темп урока, задания, требующие шаблонных действий. Их необходимо включать в активную деятельность, ставить перед ними все новые задачи. При этом необходимо постоянно контролировать качество выполнения работы. Иначе они просто забудут, что должны сейчас делать. Также им можно предлагать многошаговые задачи, составленные так, чтобы на каждом шаге ученики могли самостоятельно контролировать результаты своей работы, а также задания, требующие использования двигательных возможностей.

Флегматики – невозмутимые, размеренные и инертные люди. Им трудно переключаться с одного на другое, перед принятием решения они долго и обстоятельно все обдумывают, стремятся к системе в работе, их трудно сбить с намеченного пути. Такие учащиеся легко справляются с работой, требующей длительного напряжения, усидчивости, внимания и терпения. Нуждаются в дополнительном времени для раскачки и сосредоточения. Поэтому учащимся с таким типом темперамента бывает трудно реагировать на вопрос учителя.

Флегматикам можно предлагать объемные теоретические задания, требующие высокого длительного напряжения, а также задания, где необходима аккуратность и точность выполнения.

Меланхолики тревожны, не уверены в себе. Они могут хорошо трудиться только в привычной обстановке. Быстро устают, много времени уделяют письменной работе – составлению черновика, его проверке и исправлению. Задания для них должны быть не слишком объемными и позволяющими легко выполнить самостоятельную проверку.

Итак, учет индивидуальных психологических особенностей в работе с учащимися позволяет педагогу выбирать правильное управленческие решения, которые приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования школьников.

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Демонстрируя наглядные пособия, а также показывая опыты, учитель мобилизует внимание учащихся и привлекает к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых случаях и обоняние, осязание. Должно стать непреложным правилом: нельзя объяснять словесно то, что может и должно быть усвоено практически и наглядно.

Существенные изменения, которые вносятся в содержание школьного образования, требуют всемерного совершенствования процесса обучения.

«Человек, почувствовавший ветер перемен, должен строить не щит, а ветряную мельницу» — Стивен Кинг.

Источник

Статья «Управление познавательной деятельностью»

Тема: «Управление познавательной деятельностью учащихся

на учебном занятии»

Цель: изучение механизмов управления познавательной деятельностью на учебном занятии и выстраивание собственных подходов к этому процессу.

Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе.

Наши ученики очень разные, но есть общее, что, несомненно, объединяет их. Они – люди другого времени. И это мы должны учитывать. Многие педагогические приемы прошлых лет требуют переосмысления, создания иных условий для их реализации. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования, который был сформулирован в новых образовательных стандартах и в документах, посвященных модернизации образования. Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях? В книге «Школа для XXI века. Приоритеты образования» подчеркивается: «… нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получить знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т.п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам, что, как правило, с успехом делала традиционная школа.

Перечисленные качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя. Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, и прежде всего, учителю необходимы управленческие знания.
Перед учителем стоит задача: организовать обучение так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый на сегодняшний день тянулся к уровню среднего, средний – к уровню сильного, а сильный стремился к совершенствованию.

Что же такое управление? Управление — процесс , состоящий из непрерывной последовательности действий, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками.

Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.

Управление необходимо на любом этапе урока. Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять :

· мотивацией их деятельности;

· формированием умений учащихся;

· созданием обратных связей «учитель»- «ученик»;

· созданием проблемных ситуаций;

· комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Рассмотрим условия эффективности обучения школьников в современных условиях.

применение активных методов организации учебной деятельности; дифференциация и индивидуализация заданий по степени сложности (учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающего обучения, традиционная структура урока).

привлечение внимания учащихся к целям обучения. к содержанию знаний, процессу учебной работы и её результатам -мотивационная направленность обучения (не учитываются мотивы, они разные в начальной школе и в основной и старшей школе).

контакт между учителем и учеником (не секрет – авторитарный стиль преобладает.А ведь приказы, команды, скрытое воздействие на психику разрушают личность).

Выделяют несколько способов формирования положительной мотивации в учебной деятельности:

ü Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке;

ü Создавать ситуации успеха;

ü Общение и сотрудничество с учителем и одноклассниками.

ü Способствовать развитию как «сильных», так и «слабых» учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;

ü Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь этих знаний с их жизненным опытом, интересами, запросами -осуществление межпредных связей в обучении

Дети, ученики живут сегодня, а учителя преподают им то, что было значимо давно, в годы их собственной молодости, или молодости их учителей. Как часто слышишь – неинтересно. Мне не нравится на уроке, да и сам порой думаешь – скорей бы он закончился (при посещении уроков).

Нужно осознать необходимость инновационной школы, необходимость работать по-новому. Ведь раньше учитель был единственным источником информации, незыблемым авторитетом, все, что он делает, все правильно. ДЕЙСТВОВАЛА ИДЕОЛОГИЯ. Сегодня все изменилось – УЧИТЕЛЬ- не единственный источник информации, образование открытое: для родителей(они несомненно стали образованней),а нам не нравится, что нас учат(хотя бывают правы), они хотят, чтобы дети получали качественное образование, они вправе выбирать школу,

Рассмотрим теперь некоторые педагогические приемы с управленческих позиций.

Информационные технологии как средство управления познаватель-ной деятельностью учащихся на уроке В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (аудио, видео, компьютер и т.д.). Наглядность и красота представления полученной с помощью компьютера информации позволяет обогатить среду учебной деятельности школьников, существенно расширяет круг доступных для решения задач, избавляет от рутинной работы. Компьютер способствует удовлетворению потребности учащихся в самоуважении, самореализации, развитию самостоятельности мышления, умению самостоятельно получать новые знания и совершать собственные «микро открытия».

Контроль за учебно – познавательной деятельностью учащихся Контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы

Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу как ученика, так и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества. Контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. способствует формированию самооценки.

От того, как осуществляется проверка и оценка знаний во многом зависит дисциплина на уроке, отношение учащихся к обучению и формирование таких важных качеств личности школьника как самостоятельность, инициатива, трудолюбие.

Формирование у учащихся навыков и приемов самостоятельной познавательной деятельности

Сегодня ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции. Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов.

Самостоятельная работа — это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. Именно в процессе личной самостоятельной учебной деятельности ученик приобретает прочные знания.

Чтобы обеспечить полноценное усвоение знаний, необходимо вооружить учащихся эффективными методами и приемами самостоятельной работы. Они должны знать рациональные правила ее организации и уметь поль-зоваться ими в своей учебной деятельности.

Важнейшим признаком правильно организованной познавательной деятельности является мыслительная активность учащихся. Она проявляется в целенаправленном анализе и синтезе, обобщении и абстрагировании, классификации и систематизации учебного материала, в рассуждениях, умозаключениях, в применении индукции и дедукции, в обосновании утверждений, в овладении системой знаний. В понятии «самостоятельность учебной деятельности» особо следует выде-лить такой признак, как способность обучающихся ориентироваться в новой ситуации, критически подходить к оценке фактов и явлений, независимо от суждения других. Подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их обоснованность, неподверженность чужим влияниям.

«Особенности управления познавательной деятельностью учащихся в условиях проблемного подхода в обучении»

Создать проблемную ситуацию – значит поставить учащихся перед новыми вопросами, разрешить которые они не в состоянии при наличном запасе знаний. Так у них появляется потребность в познании.

«Наглядность как средство управления учебно – познавательной деятельностью»

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Демонстрируя наглядные пособия, а также показывая опыты, учитель мобилизует внимание учащихся и привлекает к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых случаях и обоняние, осязание. Должно стать непреложным правилом: нельзя объяснять словесно то, что может и должно быть усвоено практически и наглядно.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся

1. Применение нетрадиционных форм урока .

Существует несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки — деловые игры; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки-зачеты; уроки — творческие отчеты; уроки-конкурсы; уроки-фантазии; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки — ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-экскурсии; интегрированные уроки.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

2. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.

3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект — субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

4. Широкое применение проблемно — задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций ).

— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и Неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

— ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью; и тд

5. Использование всех форм учебной работы учащихся . Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.

6. Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды и др.

7. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.

1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).

2) «Для меня сегодняшний урок . » (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).

З) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).

4) высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так . ».

5) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было .»

7) Творческая работа «Письмо другу», в котором должны быть:

— отражены преобразования первой половины XIX века в государственном управлении и крестьянском вопросе: замыслы и результаты;

— использованы термины: Негласный комитет, министерства, кодификация законов, жандармы, анахронизм (пережиток старины);

Дополнительное задание желающим:

— найти интересные факты (используя сайты Интернет, предложенные на уроке);

— придумать вопросы, составить викторину для дополнения выполненной ими на уроке работы.

Все эти нестандартные, интерактивные формы проведения занятий способствуют повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.

Источник

Читайте также:  Американский способ проведения депозитного аукциона предполагает
Оцените статью
Разные способы