Методы формирования и управления портфелем ценных бумаг
Инвестирование будет успешным только при грамотном и осознанном подходе. Важнейшие навыки инвестора — умение трезво оценить компанию и контролировать риски.
Методы, которые используют для принятия решения о формировании портфеля и управлении им: фундаментальный анализ, технический анализ и новостной анализ.
Фундаментальный анализ
Инвестирование — это выстраивание системы управления активами. Как строительство дома начинается с возведения фундамента, так инвестирование начинается с фундаментального анализа — изучения компании на макро- и микроуровнях, отслеживания факторов, влияющих на стоимость компании и ее ценных бумаг. Если вы уверены в проделанном фундаментальном анализе, то и инвестировать будете без эмоций.
Фундаментальный анализ состоит из трех методов: сравнительный анализ, дисконтированный денежный поток и затратный подход.
Представьте, что у вас есть машина. Вы ею попользовались, и пора ее продавать. Вы смотрите чужие объявления и в сравнении с ними ставите цену на свою машину чуть выше или чуть ниже. Но продадите вы машину только тогда, когда покупатель поймет, что у вас есть конкурентное преимущество: к примеру, еще не отвалилось колесо, в то время как у остальных уже отвалилось.
Предположим также, что этот автомобиль — не ваше личное средство передвижения, а транспорт, на котором вы работаете, и кроме этого вы в жизни ничего не умеете. Пока вы его продаете, не сможете зарабатывать деньги. Сколько тогда будет стоить эта машина конкретно для вас? В этом случае учитываете, сколько могли бы на ней заработать. Допустим, на рынке она стоит 100 тысяч рублей. Вы ее продаете, а пока покупаете новую, проходит две недели. А зарабатываете вы на этой машине обычно 20 тысяч рублей в месяц. Поэтому время, когда свой автомобиль вы уже продали, а новый еще не купили, стоило вам 10 тысяч рублей. Итого: вы продали машину за 90 тысяч, а не за 100. И то если она не уникальная и вы смогли найти такую же. А покупатель, в свою очередь, оценивает, какую сумму он может позволить себе вложить, чтобы в определенные сроки вернуть эти деньги, то есть рассчитывает, сколько он, работая на этой машине, сможет получить. Он скажет: «Я могу заработать на ней 100 тысяч, поэтому куплю ее за 50». А вы знаете, сколько заработали в свое время, и что у нее очень низкий расход топлива, и попытаетесь продать ее подороже. Если покупателя не устраивает эта цена, вы будете продолжать искать ту цену, за которую этот или другой покупатель будет готов у вас ее купить.
Но если никому эта машина не нужна как бизнес, потому что ездить уже не может, остается разбирать ее на запасные части.
В этом и заключаются все три метода. Первый — сравнить объект с аналогами на рынке. Второй — посмотреть, сколько он приносит денежных средств в случае, если это средство дохода, и уже после этого определить его стоимость. И третий — если объект не может приносить доход, то остается оценить его по составным частям.
Затратный подход
Когда бизнес не рентабельный, его разбирают на составные части. Когда вы разбираете свою машину, то снимаете с нее колесо, диск, зеркало, и дальше вам это нужно продать. А у вас произошел износ этих вещей: разбилось зеркало или повреждено что-нибудь еще, и вы не можете продать эту вещь по цене новой, а снижаете ее. И так со всеми элементами.
Затратный подход состоит из двух частей: 1) определение общего количества имущества, которое можно взять с вашего объекта, и 2) определение состояния этих отдельных частей и установление их цены соответственно износу. На самом деле на это тратится очень много времени, но у нас на сайте этот метод значительно проще: мы оцениваем стоимость создания компании-аналога на основании данных баланса и отчета о финансовых результатах.
Сравнительный анализ
Когда на рынке появляется не одна такая машина, а 10, вы можете их сравнить. Вроде они одинаковые, но одна может больше перевозить, вторая может ехать быстрее, третья потребляет меньше бензина. Эти различия влияют на цену.
Объекты сравнения должны быть схожими по определенным признакам, у них надо найти общие черты. Компании должны относиться к одной отрасли, производить схожую продукцию, которую можно сравнить. Определите общие признаки, по которым их можно сравнивать, выделите сильные и слабые стороны каждой компании, и найдите фактор, который является основным для нее. Если проводить аналогию с автомобилем, то, например, от количества перевозимого автомобилем груза зависит, сколько усилий будет тратиться на построение логистики.
Одна компания может иметь очень большой маржинальный доход (разница между выручкой от реализации продукции и общей суммой переменных затрат), а вторая — очень маленький. Нужно разобраться, является ли этот фактор закономерностью. Необходимо изучить статистику за длительный период и понять, в чем причина различия двух схожих компаний. Возможно, это из-за разовой продажи активов, а возможно, из-за чего-то другого.
В основном компании сравнивают по P/E и по P/S. Коэффициент P/E (Price/Earnings) фактически означает стоимость компании в годах, то есть за сколько лет компания может полностью окупить свою стоимость. P/S (Price/Sales) — за сколько лет общее количество выручки может покрыть полную стоимость компании. Это два классических и наиболее часто применяемых мультипликатора сравнительного анализа.
В случае с банками и финансовыми организациями, в силу характера их деятельности, обычно смотрят на соотношение капитализации с имуществом компании, которое поддается точной оценке и используется для основной деятельности и за вычетом всех обязательств: P/BV — Price/Book value. Вычленить ключевые характеристики можно для каждой отрасли и компании: количество кресел, пассажиров, пассажиропоток, возможность выработки электроэнергии, количество проводов, труб, железнодорожных рельс и всего остального. Справедливые цены и потенциалы определяются как соотношения коэффициентов исследуемых объектов.
Дисконтирование денежного потока
Последний и, наверное, наиболее сложный метод — это discounted cash flow (DCF), по-русски — дисконтированный денежный поток (ДДП).
Снова вернемся к автомобилям: за то, что вы доставили товар на своей машине, вы получаете выручку, а из нее вычитаете то, что потратили на бензин, штрафы, ремонт. Кроме того, со временем ваша машина будет стареть, и в будущем вам понадобятся запчасти к ней, или вы решите поставить новый кузов, который будет больше прежнего (в случае с компанией — обновить производство), и тому подобное. Это полная производственная цепочка, которая трансформируется в полную финансовую цепочку и позволяет определить все доходы и затраты сейчас и в будущем.
Не забывайте также про инфляцию и прочие независящие от нас вещи. Для того чтобы их учитывать, используют дисконтирование. Все знают, что буханка хлеба, которая сегодня стоит 50 рублей, через год будет стоить уже 70, то есть деньги, которые вы заработаете в будущем, к текущей покупательской способности стоят меньше, чем те, которые вы получили сейчас. Поэтому производится дисконтирование — определение сегодняшней стоимости будущих денежных потоков. Результатом станет стоимость вашей машины или предприятия.
Итоговая оценка компаний
Когда вы оцените стоимость машины всеми тремя методами, остается выбрать, какой из них наиболее репрезентативен. Определите, что в данном случае является более точной оценкой: количество денег, которые машина принесет, или сколько она стоит на рынке, или все-таки стоит разобрать ее на запчасти, потому что она не ездит.
Когда вы определитесь с тем, какой метод является для вас наиболее репрезентативным, получите таргет. В случае с фондовым рынком — это та целевая цена, которую вы для себя сочтете справедливой с точки зрения оценки компании, то, на что вы будете ориентироваться при осуществлении сделки продажи или покупки.
Новостной анализ
Новость — это то, что уже произошло, а потом, с временным лагом, об этом сообщили издания. Это момент, когда инвестиционная игра уже совершена. Выигрывает тот, кто сделал ставку, рассчитал какие-то вещи до того, как вышла публикация. Для новостей есть один постулат: «Покупай на слухах, а продавай на фактах». Новость — это уже свершившийся факт.
В то же время, новости — это фон, который давит на компанию. Предположим, компания существует в вакууме, ни налоговая, ни полиция ее не трогают. Компания работает, исправно платит налоги. Идеальные условия: правила игры не меняются, компания четко прогнозируемая, все понятно. В реальности этих вакуумных условий не бывает. Допустим, компания имеет хорошую оценку по количеству активов, но выходит новость о снятии санкций, и тогда компания моментально переоценивается.
Новостной анализ — это необходимая часть инвестиционного анализа, которая позволяет понять, когда можно ожидать переоценки стоимости компании. Для того чтобы совершались сделки, должно быть постоянное хождение денег, а новостные факты — это и есть те моменты, которые служат катализатором вхождения или выхождения денег с рынка. Это, собственно говоря, и есть то, что позволяет существовать фондовому рынку как таковому.
Технический анализ
Технический анализ — это графическое отображение коллективной психологии. При формировании портфеля необходимо определить для себя критерии и уровни, которые называются психологическими. Это те уровни, на которых в каждой конкретной компании происходили крупные сделки по ее акциям, и которые являются психологическими ориентирами для людей, совершающих сделку.
Предположим, вы купили какой-то товар за 200 рублей, а в следующем месяце он стал стоить 400. Вы думаете: «Четыреста рублей — это хорошо, можно продать». А потом этот товар начинает каждый день терять в стоимости. Он стоит уже не 400, а 350, потом 300, затем 250, 200. И когда он будет стоить 200 рублей, какие у вас будут ощущения? Что вы с ним сделаете? Правильным поступком было бы не продавать, а ждать. Человек продает из-за страха, боязни потерять деньги.
Есть еще одна опасная для инвесторов эмоция — жадность. Когда вы делаете инвестицию, от которой планируете получить 100−200%, то пытаться выгадать 5% — абсолютно бесполезное занятие, так как ради 5% вы рискуете чем-то значительно большим.
Жадность и страх — два основных психологических момента, которые двигают не только инвесторами фондового рынка, а вообще любыми инвесторами. В идеале, на фондовом рынке нужно избавиться от этих эмоций вообще, тогда торговля акциями будет значительно легче. Те, кто инвестируют в виртуальный портфель, избавлены от страха потерять деньги, именно поэтому их результаты значительно лучше, чем у тех, кто работает с реальными деньгами.
Также технический анализ позволяет определить закономерности на рынке — они видны на графике, когда что-то происходит. Во многих компаниях происходят какие-то повторения: может быть движение на 40%, затем падение на 20%, и опять рост на 40%, и падение на 20%. На графиках отражаются сезонности, такие как замедление деловой активности в летний период или налоговые периоды раз в три месяца. Все это влияет на разные компании по-разному, но везде видны закономерности. Технический анализ — инструмент для определения этих закономерностей.
Баланс риска и доходности
В процессе формирования и управления портфелем акций можно выделить два вида рисков: нерыночный риск и рыночный риск. Риски, которые вы не контролируете самостоятельно, то есть ваша торговая стратегия их учитывать не может — это, например, недобросовестный брокер. Когда вы заказали товар в интернете, заплатили за него много денег, а он до вас не доехал — это нерыночный риск. Риск того, что у вас окажется некачественный контрагент, который не выполнит свою сторону сделки, — это нерыночный риск. Вы попытаетесь вернуть свои деньги через суд, и закон будет на вашей стороне.
Но, предположим, вы видели в соседнем магазине товар за 1000 рублей, а заказали его в интернете за 200. Он к вам приехал, но за две недели, пока товар был в пути, в магазин завезли много этого товара, и он стал стоить 100 рублей. Это рыночный риск, который вам никто не компенсирует.
Такие же риски существуют на фондовом рынке. При инвестировании вы должны постараться снизить оба этих риска. Нерыночный риск, то есть риск контрагентов, вы можете снизить единственным образом — детально изучить контрагента и в процессе вашей деятельности наблюдать за изменениями структуры его бизнеса, его управленческим аппаратом и прочими вещами. Как только увидите какое-то изменение — нужно насторожиться.
Чтобы снизить рыночные риски, вы должны четко понимать, из какого материала сделан ваш товар и что дефицита этого материала у производителя не будет, или что у этого товара такая логистическая цепочка, что доставка будет стоить дорого, и даже если его будут массово привозить, стоимость с 1000 до 200 рублей не снизится.
Один из самых больших рисков, которые есть сейчас на российском рынке, — валютный риск. Предположим, товар производится из материалов, которые продаются только в долларах, не производятся в России, а инвестируете вы в рублях. Вы посмотрели, что этот товар стоит 200 рублей, и думаете: у вас в кармане 200 рублей, купить этот товар или что-то другое? А если купить товар не сейчас, а через неделю, что-нибудь изменится? Как раз таки здесь вмешивается валютный риск. Если к моменту покупки доллар из 30 рублей превращается в 90, то товар вместо 200 рублей стоит все 600. Поэтому первое, что нужно сделать — это определить валютную зону инвестирования. Вы должны понимать, на каком конкретно рынке работаете, потому что определение валютной зоны обозначит эффективность ваших инвестиций и определит эталон стоимости.
Основное правило инвестиций — чем выше доходность, тем выше риск. Для того чтобы минимизировать рыночные риски применяют на практике поговорку «Не клади все яйца в одну корзину». Это называется диверсификация и позволяет варьировать соотношение риска и доходности. Вложение средств не в один инструмент, а в ряд инструментов дает возможность варьировать риски и доходность этих инструментов, то есть вы можете включать в портфель как очень доходные, так и низкодоходные инструменты. При этом, если вы взяли один высокодоходный и высокорисковый инструмент, а второй — низкодоходный и низкорисковый, то шанс заработать увеличивается. Если вы всё вложили в высокорисковые, то, соответственно, шанс того, что вы всё потеряете, в разы больше. Поэтому диверсификация — это ваш основной инструмент для влияния на допустимое для вас соотношение риска и доходности.
Источник
Способы управления ценными бумагами
Статья 5. Деятельность по управлению ценными бумагами
Деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
(часть первая в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим.
Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.
(часть третья введена Федеральным законом от 28.12.2002 N 185-ФЗ)
Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством Российской Федерации и договорами. Денежные средства клиента, переданные управляющему в доверительное управление и (или) полученные от осуществления доверительного управления, могут быть размещены во вклады в кредитных организациях, а также использованы для приобретения драгоценных металлов, в том числе с последующим их размещением во вклады в драгоценных металлах.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 454-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего.
Часть шестая утратила силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 454-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Управляющий вправе при осуществлении деятельности по управлению ценными бумагами приобретать ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, ценные бумаги, на размещение и обращение которых в соответствии с федеральными законами распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом для размещения и обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, либо заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, только при условии, что клиент является квалифицированным инвестором.
(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 281-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 31.07.2020 N 306-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Последствиями совершения управляющим сделок с ценными бумагами и заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, в нарушение требования, предусмотренного частью седьмой настоящей статьи, являются:
возложение на управляющего обязанности по требованию клиента или по предписанию Банка России продать ценные бумаги и прекратить договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
возмещение управляющим клиенту убытков, причиненных в результате продажи ценных бумаг и прекращения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
уплата управляющим процентов на сумму, на которую были совершены сделки с ценными бумагами и (или) заключены договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами. Размер процентов определяется правилами статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае положительной разницы между суммой, полученной в результате продажи ценных бумаг (исполнения и прекращения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами), и суммой, уплаченной в связи с приобретением и продажей ценных бумаг (заключением, исполнением и прекращением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами), проценты уплачиваются в сумме, не покрытой указанной разницей.
(часть восьмая в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Иск о применении последствий совершения управляющим сделки в нарушение требования части седьмой настоящей статьи может быть предъявлен клиентом в течение одного года с даты получения им соответствующего отчета управляющего.
(часть девятая введена Федеральным законом от 06.12.2007 N 334-ФЗ)
Управляющий обязан осуществлять учет ценных бумаг, являющихся объектом доверительного управления, по каждому договору доверительного управления.
(часть десятая введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 415-ФЗ)
Управляющий по своему усмотрению осуществляет все права, закрепленные ценными бумагами, являющимися объектом доверительного управления, за исключением права требовать надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом и, если иное не предусмотрено договором доверительного управления ценными бумагами, права участвовать в общем собрании владельцев инвестиционных паев в случае принятия в доверительное управление и (или) приобретения за счет имущества, находящегося в доверительном управлении, инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым осуществляет управляющий. Договором доверительного управления может быть установлено ограничение на осуществление права голоса.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 415-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Управляющий, если право голоса по указанным ценным бумагам не ограничено договором доверительного управления, несет предусмотренные законом обязанности, связанные с владением ценными бумагами, являющимися объектом доверительного управления.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 415-ФЗ)
Если в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) договором доверительного управления управляющий не уполномочен осуществлять право голоса на общем собрании владельцев ценных бумаг, в том числе на общем собрании акционеров, общем собрании владельцев инвестиционных паев, общем собрании владельцев ипотечных сертификатов участия, он обязан предоставить информацию об учредителе управления для составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев ценных бумаг, а также по требованию учредителя управления дать депозитарию указание (инструкцию) о реализации учредителем управления права голоса.
(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 415-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 26.07.2019 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Управляющий вправе самостоятельно обращаться в суд с любыми исками в связи с осуществлением им деятельности по управлению ценными бумагами, в том числе с исками, право предъявления которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено акционерам или иным владельцам ценных бумаг. В случае обращения управляющего в суд в связи с осуществлением им деятельности по управлению ценными бумагами судебные издержки, включая государственную пошлину, оплачиваются управляющим за счет имущества, являющегося объектом доверительного управления.
(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 415-ФЗ)
Управляющий вправе поручить другому лицу совершать от имени управляющего или от имени этого лица сделки за счет имущества, находящегося в доверительном управлении, если иное не предусмотрено договором доверительного управления.
(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
Управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления ценными бумагами, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении ценными бумагами, за счет объектов управления. При этом такое право может быть не обусловлено получением дохода от управления ценными бумагами.
(часть шестнадцатая введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
В целях заключения договора доверительного управления управляющий вправе привлекать иное юридическое лицо только на основании договора поручения (далее — поверенный управляющего). Управляющий несет ответственность за нарушение поверенным управляющего законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Условия и порядок привлечения управляющим поверенного управляющего устанавливаются базовым стандартом, разработанным, согласованным и утвержденным в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
(часть семнадцатая введена Федеральным законом от 20.12.2017 N 397-ФЗ)
Если это предусмотрено договором доверительного управления ценными бумагами, управляющий вправе принимать в доверительное управление и (или) приобретать за счет имущества, находящегося в доверительном управлении, инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым он осуществляет.
(часть восемнадцатая введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 248-ФЗ)
Управляющий до приобретения инвестиционных паев, предусмотренных частью восемнадцатой настоящей статьи, обязан уведомить учредителя управления о намерении приобрести указанные инвестиционные паи путем направления уведомления в письменной форме, содержащего обоснование совершения сделки с указанными инвестиционными паями, в том числе сведения о соответствии такой сделки интересам учредителя управления. Управляющий может быть освобожден от исполнения обязанности, предусмотренной настоящей частью, на основании письменного заявления учредителя управления об отказе от получения указанных уведомлений.
(часть девятнадцатая введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 248-ФЗ)
К отношениям, связанным с приобретением управляющим инвестиционных паев, предусмотренных частью восемнадцатой настоящей статьи, не применяются положения статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице.
(часть двадцатая введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 248-ФЗ)
Управляющий, действующий самостоятельно или с привлечением поверенного управляющего, обязан предоставить физическому лицу, имеющему намерение заключить с управляющим договор доверительного управления, достоверную информацию о таком договоре, в том числе о его условиях и рисках, связанных с его исполнением. Минимальные (стандартные) требования к объему и содержанию предоставляемой информации устанавливаются базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих управляющих, который разработан, согласован и утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», и (или) нормативным актом Банка России. Указанная информация должна предоставляться в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. Банк России вправе установить форму, способы и порядок предоставления указанной информации.
(часть двадцать первая введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 192-ФЗ)
Источник