- VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
- УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПРОМЫШЛЕННЫЕ УСЛУГИ, В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
- Управление трансакционными издержками фирмы
- Сущность понятия «трансакционные издержки», их классификация. Рыночные издержки и способы их экономии. Упразднение излишних трансакций как один из основных способов оптимизации затрат предприятия. Практический пример «трансакционного планирования».
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПРОМЫШЛЕННЫЕ УСЛУГИ, В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Интерес к вопросу об управлении трансакционными издержками на предприятии возник ещё в 20 веке, когда и началось становление институциональной теории, одним из положений которой стало признание издержек, возникающих непосредственно при заключении сделок между субъектами хозяйственных отношений, то есть трансакционных издержек.
Именно сокращение трансакционных издержек ведёт к повышению эффективной деятельности организации в целом. Но, к сожалению, в настоящее время истинная сущность трансакционных издержек пока что не определена, при этом отсутствует и единый способ их количественной оценки, причиной чего служит трудность их измерения, заключающаяся в наличии многообразных подходов к объяснению таких издержек. Также недостаточно изучены и способы снижения трансакционных издержек[3].
В связи с вышесказанным, выявление исходного способа управления трансакционными издержками в сфере промышленных услуг, а также определение основных проблем их измерения и нахождение наиболее эффективного пути их сокращения и предопределяют актуальность проблемы управления трансакционными издержками на предприятиях, оказывающих промышленные услуги, в условиях российской экономики.
Отделение трансакционных издержек в определённую группу позволяет в значительной степени облегчить управленческую деятельность промышленного предприятия и оценить степень использования эффективных управленческих механизмов. Таким образом, необходимым действием для эффективного управления трансакционными издержками является выделение наиболее распространённых трансакций, которые связаны непосредственно с деятельностью предприятий, оказывающих промышленные услуги.
Как известно, необходимость трансакционных издержек заключается в обеспечении непрерывного продвижения производства того или иного предприятия. Сюда относятся обмен информацией и материалами и иными ресурсами, которые самостоятельно, по сути, не приводят к получению какой-либо готовой продукции или блага. Поэтому необходимо знать основные виды таких затрат и уметь создавать план, благодаря которому будут произведены все необходимые операции на предприятии посредством минимальных затрат. Оптимизировать издержки можно с помощью выявления и устранения излишних трансакций, стабилизации работы самого предприятия, а также автоматизации ручного труда.
Первым этапом сокращения трансакционных издержек и послужит определение классификации трансакций. При этом необходимо отметить тот факт, что общей классификации, применимой для трансакционных издержек не существует, тем более для предприятий, оказывающих промышленные услуги. Однако в само понятие «трансакционные издержки» многие экономисты включали совершенно разные элементы: О. Уильямсон, к примеру, акцентировал внимание на издержках оппортунистического поведения, Дж. Стиглер выделял издержки поиска информации, А. Алчиян и Х. Демсетц – издержки координации ресурсов при производстве и т.д.[4].
Среди трансакционных издержек, возникающих на промышленных предприятиях средних размеров, выделяются такие, как[5]:
логистика: поток материалов и комплектующих – заказ, исполнение их перемещения и подтверждение. Такой процесс управления трансакциями производится с помощью «непроизводственного персонала» с различной специализацией: приём и отправление материалов и продукции, введение и обработка информации, учёт;
снабжение: поставка предприятию достаточного для непрерывной работы количества таких ресурсов, как рабочая сила, материалы, комплектующие и производственные мощности. В данный процесс включены структурные единицы, которые ответственны за планирование, закупки, контроль и отбор персонала, а также лица, которые отвечают за прогнозирование и производственные графики;
качество: контролирование качества и подтверждение успешного выполнения запланированных трансакций. Создание необходимых методик и форм отчетности, передача и анализ данных;
модернизация: изменения в информационной системе предприятия, следующие после совершенствования технологий или переоценки внутренних процедур. Такие трансакции характерны для информационных подразделений. Частично процесс модернизации связан и с закупками, контролем качества, введением и обработкой информации. При этом при внедрении изменений в «модель» выпускаемого продукта, каждый раз необходимо вносить поправки в спецификацию материалов и комплектующих, в графики поставок и т.д., что ведёт к дополнительному росту количества трансакций.
Для промышленных же предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, Ю.А. Волобуевой выделяется следующая классификация трансакционных издержек[2]:
общехозяйственные трансакционные издержки, которые возникают в случае исполнения обязательных нормативных требований;
трансакционные издержки, образующиеся при процессе осуществления хозяйственной деятельности:
а) на внутреннем рынке;
б) в случаях внешнеторговых операций: поиска информации, подготовки и ведения переговоров, заключения внешнеторговых сделок, наблюдения за исполнением договора, прохождения процесса таможенного оформления, принуждения контрагента к исполнению условий договора;
3) внутрифирменные трансакционные издержки, которые связаны непосредственно с управлением внутренней деятельностью предприятия.
Также стоит отметить, помимо того, что не существует общей классификации для трансакционных издержек как для сферы промышленных услуг, так и для любой другой отрасли, отсутствует и единая методика оценки данных издержек. Однако данный факт не снижает научный интерес к данной проблематике. На основании одной из работ по данной проблеме ниже приведен анализ практической оценки трансакционных издержек предприятия, оказывающего промышленные услуги.
Для того, чтобы оценить трансакционные издержки промышленного предприятия необходимо выделить следующую классификацию издержек[5]:
издержки, связанные с регистрацией предприятия;
издержки, относящиеся к обязательной сертификации товаров и услуг;
издержки на лицензирование предприятия;
издержки, связанные с маркировкой продукции знаками;
издержки на деятельность проверяющих органов;
затраты, связанные с участием в тендерах.
В соответствии с приведенной классификацией автором даются следующие рекомендации по методу оценки трансакционных издержек[5]:
Чтобы оценить данные издержки, при формировании и утверждении учётной политики организации на год, бухгалтеру нужно отметить новые аналитические счета в отношении трансакционных издержек;
Что касаемо договоров, то бухгалтеру необходимо создать аналитику по трансакционным издержкам по определённым счетам. Однако для данного процесса не подходит план счетов бухгалтерского учёта по причине того, что в различных ситуациях предприятие самостоятельно избирает по аналитике какого счёта будут рассчитываться данные затраты;
Происходит формирование отчёта о прибылях и убытках предприятия, являющегося наглядным для изучения и анализа трансакционных издержек;
Производится расшифровывание по таким строкам:
Подсчитываются валовые трансакционные издержки за год;
Определяется совокупное количество контрактов, которые заключило предприятие в течение года. В данном случае выделяются трансакции сделок (договоры купли-продажи, поставки и др.) и трансакции управления (договор доверительного управления имуществом, поручительства, агентский договор и др.);
Исчисление средней величины трансакционных издержек за год посредством деления валовых трансакционных издержек на количество контрактов, которое заключило предприятие в течение года;
В результате, осуществляется анализ выходных данных.
Таким образом, за неимением универсальных прямых методов оценки трансакционных издержек актуальным целесообразно разработать метод оценки трансакционных издержек промышленного предприятия, который позволит не только оценить данные затраты, но и измерить их. Такой метод оценки должен соответствовать следующим параметрам[1]:
быть универсальным для любого предприятия выбранной отрасли;
включать все виды трансакционных издержек;
дать возможность для оценки трансакционных издержек по данным бухгалтерской отчётности.
Причём, данная методика должна учитывать не только внешние, но и внутренние трансакционные издержки промышленного предприятия, поскольку часто происходит превышение внутренних издержек над внешними по причине отсутствия регулирующего механизма организации и контроля процессов в пределах самого предприятия и присутствия внутренних издержек оппортунистического поведения.
Следующим этапом снижения трансакционных издержек, как уже было отмечено выше, является рассмотрение и выявление наиболее оптимального способа уменьшения трансакционных издержек. Основные механизмы сокращения таких затрат отражены в таблице 1[5].
Способы оптимизации трансакционных издержек на предприятии, оказывающем промышленные услуги
Уменьшение числа трансакций
Стабилизация работы предприятия
Сбор информации и контроль
Концепция «своевременного совершения трансакций»: необходимые узлы, детали, комплектующие обязаны доставлять срок-в-срок, причём высокого качества, тем самым, позволяя отказаться от таких трансакций, как периодическое обновление запасов, их хранение, отпуск, учёт, охрана и др.
Такой результат слаженной работы фирмы с её поставщиком возможно достичь благодаря определённым усилиям и связанным с ними затратам по нахождению контрагента и установлению с ним длительных отношений.
Задача менеджера – минимизация числа технологических нововведений, структурных и организационных изменений, избегание частого пересмотра внутренних процессов, режима работы и т.д.
Конечно, любые изменения в большинстве случаев ведут к улучшению качества товаров, уменьшению затрат труда и рисков, однако частые совершенствования и постоянное обращение к технологическим нововведениям напрямую связаны с увеличением трансакционных издержек той или иной промышленной организации.
В этой связи, наиболее чёткое планирование способствует совершению меньших ошибок и сокращению затрат.
Основная цель — сосредоточение внимания на отдельных проблемных местах, наиболее часто возникающих в отношении качества, что обеспечит принятие рационального решения основополагающей задачи и при этом позволит снизить затраты, связанные со сбором и обработкой необходимой информации.
Благодаря электронным носителям обеспечивается экономия на копировании и переотправке данных, а лазерным технологиям (к примеру, автоматическое считывание штрих-кода) сокращаются затраты ввода информации.
Рационализирование автоматизации трансакций заключается в отказе от повторного обращения к одним и тем же операциям (когда различные программные комплексы в информационной системе фирмы не соединены друг с другом).
В данной ситуации происходит введение части сотрудников в работу по вводу информации, уже имеющейся на электронном носителе, что приводит к появлению как дополнительных трансакций и расходов по оплате труда, так и появлению неточностей и ошибок.
Тем самым, грамотно скоординированная информационная система фирмы нуждается лишь в однократном введении информации.
Таким образом, выделяются 3 основных способа эффективной оптимизации трансакционных издержек предприятия, оказывающего промышленные услуги: анализ трансакций со стороны их необходимости и различных методов осуществления, затем стабильность предприятия и избежание лишних нововведений и совершенствований, а также автоматизация и объединение программных комплексов различных подразделений фирмы. Однако стоит помнить и об отрицательных последствиях, к которым могут привести предпринятые непродуманные попытки сокращения затрат. К примеру, автоматизация лишних трансакций. Бывают ситуации, в которых для снижения затрат труда фирмы производят заказ дорогостоящего программного обеспечения и соответствующей компьютерной техники, что в дальнейшем приводит в большинстве случаев к тому, что в процессе разработки программы значительная часть процедур была впервые анализирована и упрощена. Когда же программа была запущена, стало очевидно, что трансакции настолько упрощены, что вложения, которые были произведены в автоматизацию, стали нерентабельными.
Таким образом, в результате проведённого анализа, необходимо ещё раз отметить, что для наиболее эффективного управления трансакционными издержками на предприятиях, оказывающих промышленные услуги, нужно принимать обдуманные решения по поводу того, где и каким образом автоматизировать внутренние трансакции предприятия, а также как оптимально объединить различные блоки информационной структуры организации, и где необходимо проведение стабилизации работы какого-либо подразделения с целью получения рационального уровня издержек на долгосрочную перспективу. Также нужно находить подход к изучению проблемы управления трансакционными издержками не с точки зрения бухгалтерского учёта, а с экономическим пониманием и анализом.
Несмотря на отсутствие в России теоретических и практических основ для изучения трансакционных издержек предприятия и недостаточную разработанность методов оценки и измерения данного типа издержек, всё же предприятие должно стремиться к разработке и внедрению в структуре управленческого учёта функциональной классификации затрат, где за каждой группой издержек будет закреплён их подлинный источник образования.
Источник
Управление трансакционными издержками фирмы
Сущность понятия «трансакционные издержки», их классификация. Рыночные издержки и способы их экономии. Упразднение излишних трансакций как один из основных способов оптимизации затрат предприятия. Практический пример «трансакционного планирования».
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.06.2013 |
Размер файла | 1,4 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Калининградский государственный технический университет
по дисциплине: Микроэкономика
на тему: Управление трансакционными издержками фирмы
Процесс взаимодействия между экономическими субъектами несёт определённые расходы, выраженные как в явной, так и в неявной формах. Признание этого факта — «небесплатности» взаимоотношений экономических субъектов — в том числе в процессе осуществления финансово хозяйственной деятельности, позволило по-новому осветить природу экономических процессов.
В исследованиях учёных предлагаемый перечень издержек, относимых к трансакционным, свидетельствует о том, что эти издержки являются вездесущими, связанными со всеми типами поведения, предполагающего взаимодействие между экономическими агентами. Определённость трансакционных издержек представлена через анализ четырёх типов отношений и соответствующих им видов деятельности:
отношения между отдельными покупателями и продавцами;
производство услуг фирмами — посредниками различных видов;
отношения, связанные с защитой прав собственности.
В исследованиях феномена трансакционных издержек на национальном уровне к так называемым трансакционным отраслям относятся следующие:
Финансы и операции с недвижимостью. Фирмы, относящиеся к данной группе, обеспечивают передачу прав собственности, включая поиск альтернатив, подготовку и осуществление сделок.
Банковское дело и страхование. Основная функция фирм этой отрасли — посредничество в осуществлении обменов, зависящих от специфических обстоятельств и требований (неопределённых, асинхронных во времени и не соответствующих по количеству и величине), а также снижение издержек, связанных с безопасностью реализации прав собственности на соответствующие ресурсы. В частности, один из наиболее важных видов страхования при осуществлении сделки — это страхование титула собственности, например, на землю.
Правовые (юридические) услуги. Основная функция соответствующих организаций состоит в обеспечении координации, направления и контроля выполнения условий контрактов.
Оптовая и розничная торговля. Предприятия, принадлежащие данной отрасли, оказывают как трансакционные, так и трансформационные услуги. К последним можно было бы отнести, например, хранение благ, которое аналогично транспортировке, только не в пространстве, а во времени.
Важнейшим фактором, определяющим способность и стремление фирм поставлять продукт на рынок, является издержки производства. Производство любого товара требует затрат, которые в силу своей относительной редкости имеют определённые цены.
Количество какого-либо продукта, которого фирма стремиться предложить на рынке, зависит от издержек и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства.
В традиционной экономической теории предполагалось, что взаимоотношения между экономическими агентами проходят без потерь и затрат. Но чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером.
Поэтому совершение сделок может сопровождаться серьёзными потерями.
Такие издержки называются трансакционными.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время для мировой экономики особенно важна проблема снижения трансакционных издержек.
Они влияют на уровень социально-экономического развития общества, эффективность производства и уровня жизни населения.
Целью курсовой работы является выявление экономических основ формирования трансакционных издержек фирмы, обоснование необходимости их регулирования, а также вопросы, связанные с регулированием трансакционных издержек фирмы.
Определение понятия «трансакционные издержки»
Что такое трансакционные издержки? Чтобы понять это, рассмотрим, прежде всего, понятие трансакции.
Оливер Уильямсон дал следующее определение трансакции: «Трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга переходит от заключительной точки одного технологического процесса к исходной точке другого, смежного с первым. Заканчивается одна стадия деятельности и начинается другая» [Уильямсон, 1996, с. 27. В соответствии с этим подходом понятие трансакции применяется, когда ресурсы перемещаются физически, т.е. осуществляются «поставки» благ или услуг. Это могут быть «поставки» как внутри фирмы, так и на рынке, и мы можем говорить как о внутренних, так и о внешних трансакциях, или о внутрифирменных или рыночных трансакциях. Трансакция, таким образом, возникает, когда имеет место разделение труда [Фуруботн, Рихтер, 2005, с. 55].
Идея внутрифирменной трансакции была описана у Адама Смита на примере разделения труда при производстве булавок. «Один [рабочий] тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций» [Смит, 1993]. Производство булавок разделено приблизительно на 18 операций, и каждый раз, когда булавка внутри фабрики переходит из рук одного рабочего в руки другого, имеет место «трансакция».
Другое определение понятия «трансакция» дал Джон Коммонс. Для него трансакция — это «отчуждение и приобретение индивидами прав будущей собственности на материальные объекты» [Цит. по: Фуруботн, Рихтер, 2005, с.56]. Это определение трансакции так же имеет дело с передачей ресурсов, но уже в юридическом смысле. В нем говорится о передаче подтвержденных законом прав собственности.
Экономические трансакции являются лишь частью всей совокупности социальных трансакций, и экономический анализ интересуется не только экономическими трансакциями. Социальные трансакции можно определить как социальные действия, которые необходимы для создания и поддержания институциональных рамок, в которых осуществляется экономическая деятельность. Эти рамки включают, как было показано выше, формальные правила, неформальные правила и механизмы принуждения к их соблюдению. И здесь особую роль играют политические трансакции [Фуруботн, Рихтер, 2005, с.56].
Трансакционные издержки — это издержки, возникающие при осуществлении трансакций. Они складываются из затрат ресурсов и затрат времени на совершение сделки, а также из потерь, возникающих вследствие того, что был заключен неполный или неэффективный контракт. Порой трансакционные издержки бывают столь велики, что они препятствуют заключению сделки, поэтому их вообще не удается обнаружить. Как написали авторы одного исследования, проведенного в Великобритании, в ходе которого предпринимались попытки эмпирической оценки трансакционных издержек в некоторых отраслях: «Трансакционные издержки — это забавная штука — большая часть из них существует не в реальности, а в мирах, которым не удалось стать реальностью» [Buckley, Chapman, 1997, р. 136].
Одно из наиболее известных определений трансакционных издержек принадлежит Кеннету Эрроу, который назвал трансакционные издержки издержками эксплуатации экономических систем. Он сравнил это понятие с понятием трения в физике: «Подобно тому, как трение мешает движению физических объектов, распыляя энергию в форме тепла, так и трансакционные издержки мешают перемещению ресурсов к тем пользователям, для которых они представляют наибольшую ценность, «распыляя» полезность этих ресурсов по ходу экономического процесса. Подобно тому, как каждому известному физическому объекту придается такая форма, которая способствует либо минимизации трения, либо получению за счет него какого-либо полезного эффекта (колесо, например, служит и тому, и другому), так фактически и любой институт возникает как реакция на присутствие трансакционных издержек для того, по-видимому, чтобы минимизировать их воздействие, увеличив, тем самым выгоды от обмена. Наконец, следует заметить, что экономист, игнорирующий существование трансакционных издержек, будет сталкиваться с такими же трудностями при объяснении экономического поведения, с какими сталкивался бы физик, игнорирующий факт трения при описании движения физических объектов» [Цит. по: Капелюшников, 1990, с. 28-29].
Впервые идея трансакционных издержек появляется в статье Р. Коуза «Природа фирмы» в 1937 году, где он говорит об издержках использования ценового механизма, объясняя их наличием существование фирмы, как альтернативного механизма координации деятельности.
Научное сообщество не обратило внимания на понятие трансакционных издержек в конце 1930-х годов. Коуз рассуждал об издержках, возникающих в процессе обмена в контексте выбо ра между различными институциональными устройствами: фирмой и рынком, а научное сообщество не проявляло в тот период интереса к подобным вопросам. Кроме того, Коуз не дал точного определения понятия трансакционных издержек и использовал вместо этого выражение «издержки использования ценового механизма». Свою идею трансакционных издержек и ее связь с обменом правами собственности он развил в статье «Проблема социальных издержек», опубликованной в 1960, в которой он уже использует термин «трансакционные издержки» и доказывает необходимость их учета в экономической теории.
После опубликования статьи ни сам Коуз, ни другие авторы не занимались вопросом о связи между трансакционными издержками и правами собственности. И только в 1958 году в статье «Федеральная Комиссия Связи» Коуз возвращается к теме влияния трансакционных издержек на права собственности. А статья 1958 года в свою очередь побудила Коуза написать статью «Проблема социальных издержек». Первоначально даже сам Коуз не смог оценить значение этой статьи для всей экономической теории: «Я думал, что я раскрываю слабости анализа Пигу по вопросу о расхождении между частным и социальным продуктом, анализа, который обычно принимался экономистами, и не более того. Лишь позже, отчасти в результате бесед со Стивеном Чангом в 60-х годах, я пришел к пониманию основного значения того, что я написал, для экономической теории …».
Коуз выделил следующие механизмы координации деятельности людей:
— фирма (организация, иерархия);
Использование любого из этих механизмов координации связано как с выгодами, так и с издержками, ни один из них не является бесплатным и не обладает бесспорным преимуществом по сравнению с другими механизмами. Мы можем сказать, выражаясь языком современной экономической теории, что все механизмы координации деятельности представляют собой следующее после оптимального решение (second best).
Классификация трансакционных издержек
Теперь мы можем перейти к задаче классификации трансакционных издержек. Разумнее всего привязать классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки. О. Уильямсон говорит о трансакционных издержках ex ante и ex post, т. е. возникающих до и после заключения сделки. Если в качестве этапов заключения сделки выделить следующие: поиск партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением, то классификацию трансакционных издержек можно представить в виде Таблицы 1.
Построение классификации трансакционных издержек на основе этапов заключения контракта позволяет внести ясность в вопрос об их количественной оценке как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Например, при заключении сделки по найму квартиры, предполагающей передачу собственником квартиры арендатору права пользования ею, трансакционные издержки для арендатора примут следующие формы.
Издержки на поиск информации о сдающихся квартирах, о ценах на рынке жилья: покупка специализированных изданий и звонки по объявлениям или обращение в риэлторскую фирму, которая за комиссионные самостоятельно подбирает несколько вариантов, — издержки в денежной форме и затраты времени.
Издержки ведения переговоров с собственниками отобранных по результатам первого этапа квартир об особых условиях аренды — затраты времени, могут быть переложены на посредника и принять в этом случае денежную форму.
Издержки оценки качества жилья в ходе посещения отобранных квартир — затраты времени и транспортные расходы тоже могут быть переложены на посредника.
Издержки юридического оформления контракта о найме, его нотариального заверения — издержки в денежной форме.
Издержки предотвращения оппортунизма собственника, выражающегося в стремлении изменить условия аренды, например, увеличить арендную плату, — затраты времени, психологические издержки.
Издержки защиты переданного на срок действия контракта права пользования квартирой в случае, если собственник предъявляет арендатору претензии по содержанию квартиры и/или хочет досрочно расторгнуть договор, — затраты времени и издержки в денежной форме, связанные с обращением в суд.
Таким образом, количественную оценку возникающих при аренде жилья трансакционных издержек можно получить либо с помощью анализа доходов посреднических фирм, либо с помощью суммирования прямых денежных затрат и затрат времени, помноженных на среднюю почасовую заработную плату. Например, в Москве в середине 90-х годов трансакционные издержки примерно равнялись месячной арендной плате, т. е. составляли эквивалент 200-500 дол.
Издержки ex ante
Издержки ex post
Издержки поиска информации включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации
Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма, т. е. уклонения от этих условий
Издержки ведения переговоров включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки
Издержки спецификации и защиты прав собственности включают расходы на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты
Издержки измерения касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка
Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, мафии и т. д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки
Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или внелегальное оформление сделки
Рыночные трансакционные издержки и способы их экономии
Процесс подготовки и реализации рыночной сделки требует определенных видов деятельности: поиска информации о партнере и товаре, проведения переговоров, заключения контракта, его защиты и т.д. Стороны «должны найти друг друга, они должны связаться друг с другом и обменяться информацией… товары должны быть описаны, проверены, взвешены и измерены. Заключаются договоры, необходимо проконсультироваться с адвокатами, осуществляется передача титула собственности и ведется учет. В некоторых случаях возникает необходимость в принуждении к соблюдению договоров посредством подачи судебного иска, и нарушение договора может привести к тяжбе» [Niehans, 1987, p. 676]. Все эти виды деятельности связаны с определенными издержками. Мы можем выделить следующие виды рыночных трансакционных издержек [Dahlman, 1979, p. 147-148]:
— издержки поиска информации об альтернативах сделки (поиск информации о цене и партнере);
— издержки измерения количественных и качественных характеристик блага;
— издержки ведения переговоров и заключения контракта;
— издержки контроля за соблюдением контракта со стороны партнеров по сделке и предупреждения оппортунистического поведения партнеров;
— издержки защиты контракта от посягательств третьей стороны.
Управление трансакционными издержками фирмы
Внимание экономистов во всем мире на протяжении десятилетий приковано к техническому прогрессу и революционному росту производительности труда на базе новых технологий. Что касается практически ориентированных менеджеров, то их в последние годы больше интересует другая проблема — борьба с трансакционными затратами, которые имеют тенденцию к устойчивому росту и способны свести на нет любые выгоды от технических нововведений. Минимизация трансакционных издержек — одна из основных задач в иерархии целей современного менеджера. Выше ее стоят только проблемы качества и успешного внедрения новых продуктов. Один из высших руководителей известной американской компьютерной фирмы сказал: «Мы в свое время готовились управлять в условиях, когда «прямые» производственные и трансакционные расходы соотносятся как 1/1 или 1/2. Сейчас на многих из управляемых нами предприятий издержки, связанные с трансакциями, превышают производственные в 10 и более раз. Мы и представить себе не могли, что такое вообще бывает!»
Как в современных условиях наиболее эффективным образом контролировать трансакционные расходы фирмы? Прежде всего отметим, что ни бухгалтерский, ни управленческий учет обычно не содержат такого понятия, как трансакционные затраты. Это категория, в основном, теоретическая. На практике чаще используется другое понятие — накладные расходы (overhead costs). Они представляют собой дополнительные к основным затратам расходы для обеспечения процессов производства и обращения: управление и обслуживание, содержание и эксплуатация оборудования. Интересно, что сумма накладных расходов, коррелируя с объемом выпуска, в то же время не находится в жесткой зависимости от него (как в случае с прямыми издержками производства). То, что в действительности порождает накладные расходы, — это трансакции и связанные с ними затраты. Поэтому контролировать растущий объем накладных расходов можно только через контроль над трансакциями.
Как мы уже знаем, трансакции необходимы для бесперебойного продвижения производства. Это обмен информацией, материалами и другими ресурсами, который сам по себе не приводит к появлению каких-либо готовых продуктов или благ. Поэтому экономисты иногда говорят о существовании, наряду с предприятием в традиционном понимании, параллельной «невидимой фабрики», которая «поддерживает» работу «основного персонала» и одновременно порождает накладные расходы. Для успешного управления «невидимой фабрикой» одного лишь выбора оптимального объема производства недостаточно. От менеджера требуется знание основных видов трансакций и умение разрабатывать оптимальный «трансакционный план», который позволяет произвести необходимые операции с минимальными затратами. Уменьшить издержки можно несколькими способами: выявить и устранить излишние трансакции, стабилизировать работу предприятия, автоматизировать ручной труд. Первый шаг к достижению данного результата — классификация трансакций. Так, например, может выглядеть группировка трансакций среднего промышленного предприятия:
логистика. Перемещение материалов и комплектующих: заказ, его исполнение и подтверждение. Данный вид трансакций осуществляется силами «непроизводственного персонала» с различной специализацией: прием и отправка материалов и продукции, экспедиция, ввод и обработка информации, учет;
снабжение. Обеспечение предприятия достаточным для бесперебойной работы количеством ресурсов: рабочей силы, материалов, комплектующих, а также производственных мощностей. В снабжении задействованы структурные единицы, ответственные за планирование, закупки, контроль и отбор кадров (human research). Частично здесь же задействован менеджмент предприятия, а именно лица, ответственные за прогнозирование и производственные графики;
качество. Контроль качества, проверка и подтверждение успешного выполнения запланированных трансакций. Разработка соответствующих методик и форм отчетности, передача и анализ данных;
модернизация. Изменения в информационной системе предприятия, которые следуют за совершенствованием технологии, либо пересмотром внутренних процедур. Эти трансакции в основном «ложатся на плечи» информационных подразделений. Часть работы по модернизации также связана с закупками, контролем качества, вводом и обработкой информации. Известно, что модернизация на современном предприятии происходит постоянно. В частности, с изменением «модели» выпускаемого продукта, каждый раз необходимо вносить поправки в спецификацию материалов и комплектующих, в графики поставок и т.д. Это приводит к дополнительному росту числа трансакций.
Уменьшение числа трансакций
Упразднение излишних трансакций — один из основных способов оптимизации затрат предприятия. Интересным в этом отношении представляется опыт японской промышленности. На многих предприятиях Японии принята и успешно реализована концепция «своевременного совершения трансакций» (just — in — time philosophy), основанная на «принципе нулевых производственных запасов». Согласно ей, все необходимые узлы и детали должны поставляться точно в срок и только высокого качества, что позволяет отказаться от целого блока трансакций, связанных с периодическим пополнением запасов, их хранением, отпуском, учетом, охраной и т.д. Безусловно, эта схема работы требует согласованных действий фирмы и ее поставщиков. Такого результата можно достичь только ценой определенных усилий и связанных с ними затрат по поиску контрагента и установлению с ним долгосрочных отношений. Данные издержки на « ex ante » стадии могут быть высокими, но в конечном итоге они окупаются за счет снижения себестоимости конечной продукции (Именно этого эффекта добились японские автомобильные производители, что помогло им отвоевать большой «кусок» американского рынка).
Один из основных способов снизить число и сложность трансакций — стабилизация работы предприятия. Это означает, что менеджерам необходимо минимизировать число технологических новшеств, структурных и организационных изменений, избегать бесконечного пересмотра внутренних процедур, распорядка и т.д. Безусловно, любые совершенствования имеют благие цели: речь идет об улучшениях качества продукции, снижении затрат труда, снижении рисков. Тем не менее постоянные «перестройки» и «технологические революции» могут серьезно «раздуть» трансакционный бюджет фирмы.
Стабильность предприятия должна быть одной из основных целей менеджера. Не следует каждый раз бросаться устранять видимые огрехи в его работе: последствия непрерывного «ремонта» работающего в полную нагрузку механизма очень сложно предугадать. Опыт показывает, что такая тактика приводит к резкому взлету накладных расходов, которому вполне по силам «съесть» все выгоды от самых рациональных новшеств. Каждый раз, когда издается приказ о процедурных, технологических или любых других изменениях, предприятие захлестывает волна внеочередных трансакций. Часто помимо количественной, появляется и качественная проблема — необходимость делать что-то в первый раз. В результате модернизация может повлечь за собой «аврал» — «пиковую» загрузку работников фирмы, которая может обернуться ухудшением клиентского сервиса и дальнейшими расходами. Как сказал один опытный менеджер среднего звена, если хочешь справиться с потоком внеочередных заданий, которые периодически спускают сверху, держи в резерве запасной полк спасателей.
Избежать аналогичных ситуаций помогает тщательное планирование нововведений в сочетании с практикой их «пакетного» внедрения. Именно так поступают на японских предприятиях. Стабильность — один из главных принципов японской философии управления. Каждая новая процедура или технология продумывается до мельчайших деталей, новые инструкции заранее доводятся до исполнителей, после чего какое-то время уделяется тренингам. Таким образом, менеджмент авансирует значительные средства на самой первой стадии внедрения инноваций с тем, чтобы избежать роста числа трансакций и перегрузки персонала в дальнейшем — на этапе реализации плана. Результатом является стабильно меньшее (почти на 2/3) число нововведений, по сравнению с иностранными конкурентами, и более низкий процент накладных расходов в структуре затрат. Предприятия, исповедующие подобную философию, являются более конкурентоспособными. Четче планирование — меньше ошибок.
Сбор информации и контроль
Один из наиболее интересных способов оптимизации трасакционных затрат состоит в упразднении излишних процедур контроля и сокращении объема собираемой информации. Основной принцип, которым следует руководствоваться, — не собирай больше данных, чем сможешь переработать. Нередко бывает так, что фирма воспроизводит слишком большой объем данных о качестве продукта на всех технологических стадиях. При этом собственно качество может оставаться на низком уровне. Такая ситуация свидетельствует о том, что соответствующим службам просто не хватает времени анализировать информацию — оно уходит на то, чтобы ее собрать. Рациональным выходом из данной ситуации могла бы стать концентрация внимания на отдельных «болевых точках», где проблемы с качеством возникают чаще всего. Это позволит эффективнее решать основную задачу и попутно экономить на трансакционных издержках, связанных со сбором и обработкой данных.
Автоматизация — один из основных способов снижения трудовых затрат на любом участке работы предприятия. Развитие современной вычислительной техники каждый год открывает новые возможности оптимизации расходов, связанных с вводом, передачей и обработкой информационных потоков. Электронные носители позволяют экономить на копировании и пересылке данных, лазерные технологии (например, автоматическое считывание штрих-кодов) минимизируют издержки ввода информации. Компьютерные базы данных экономят на хранении, специализированное программное обеспечение позволяет одним нажатием кнопки составлять отчеты почти любой сложности и т.д. Одним словом, «ручной способ» выполнения тех операций, которые мы уже привыкли исполнять с помощью разнообразной техники, мог бы обойтись в десятки раз дороже. При этом пострадали бы и скорость, и качество: современная техника во многих отношениях способнее и совершеннее человека.
Выгоды от автоматизации фирмы на базе вычислительной техники очевидны. Нам лишь остается ответить на вопрос о том, по каким принципам должна проходить рациональная автоматизация трансакций. Самый главный из них состоит в исключении повторного совершения одних и тех же операций. Такое может происходить, когда различные «блоки» в информационной структуре фирмы не интегрированы между собой. Возникает необходимость ручного «переноса» информации из программы в программу: часть сотрудников будет задействована в работе по вводу информации, которая уже находится на электронном носителе. Помимо дополнительных трансакций и расходов по оплате труда это приносит ошибки и неточности. Таким образом, грамотно построенная информационная структура фирмы требует однократного ввода информации.
Другой интересный способ сокращения затрат — интеграция программных комплексов различных функциональных подразделений компании. Вариантов такого объединения может быть несколько: интеграция инженерного и производственного информационных блоков, «межфилиальной», клиентской сети и т.д.
Существует три основных метода рациональной оптимизации трансакционных издержек фирмы. Во-первых, анализ трансакций с точки зрения их необходимости и альтернативных методов осуществления. Во-вторых, стабилизация работы предприятия и исключение «излишних» нововведений. В-третьих, автоматизация и интеграция программных ресурсов компании. К сказанному необходимо добавить, что подход к анализу трансакций должен быть взвешенным и комплексным. В частности, необходимо учитывать обратный эффект, который могут принести некоторые попытки минимизации затрат.
Об отрицательных последствиях бесконечной новаторской деятельности менеджмента уже говорилось выше. Отметим так же, что ростом трансакционных затрат может обернуться и непродуманная автоматизация предприятия. Сотрудник одной компании, в которой был подобный негативный опыт, сказал: «Все, чего мы добились в результате внедрения нашей глобальной компьютерной системы, — это увольнение нескольких низкооплачиваемых сотрудников, которые получали 10 долларов в неделю. Зато теперь для поддержки всей этой структуры нам пришлось нанять ровно столько же программистов, которые обходятся фирме в 30 — 50 долларов в неделю. Более того, этих специалистов практически невозможно найти, так как их не хватает, и крайне сложно оценить их квалификацию».
Другой пример ошибки — автоматизация ненужных трансакций. Известны случаи, когда для сокращения затрат труда компании заказывали дорогостоящее программное обеспечение и соответствующую компьютерную технику. Впоследствии выяснялось, что в процессе разработки программы (уже на этапе постановки задачи) многие процедуры впервые были подвергнуты анализу и значительно упростились. Когда программа была готова, стало ясно, что она уже не даст столь впечатляющего эффекта, как предполагалось. Трансакции упростились настолько, что произведенные вложения в автоматизацию оказались нерентабельными.
Общий вывод состоит в следующем: менеджер, который хочет оптимизировать трансакционные расходы своей компании, должен подходить к ним так же, как и к производственным издержкам. Необходимо принимать взвешенные решения о том, где и как автоматизировать внутрифирменныетрансакции, как оптимальным образом интегрировать различные блоки информационной системы фирмы, а где имеет смысл стабилизировать работу подразделения для достижения оптимального уровня издержек в долгосрочном плане. И, наконец, необходимо научиться подходить к проблеме издержек компании не с бухгалтерской, а с экономической точки зрения. То есть в системе управленческого учета фирмы необходима функциональная классификация затрат, в которой за каждой группой издержек будет виден их подлинный источник. Ниже приводится конкретный пример успешной оптимизации трансакционных затрат на промышленном предприятии.
Пример из практики
В качестве примера «трансакционного планирования» нам послужит сборочное производство высокотехнологичного изделия А. Предположим, что данный продукт состоит более чем из 700 комплектующих, которые необходимо еженедельно заказывать у поставщиков, приходовать на склад, а затем своевременно извлекать и доставлять в сборочный цех. Число ежемесячно совершаемых по данной схеме трансакций можно подсчитать следующим образом. После внимательного исследования сборочной технологии руководство компании приняло следующие решения:
1) изменив конструкцию изделия и спецификацию поставляемых комплектующих, можно уменьшить число деталей с 700 до 200;
2) можно отказаться от практики еженедельных закупок комплектующих и перейти к системе «нулевых производственных запасов». Для этого необходимо договориться о месячном объеме и графике поставок, при котором потребность в очередной «порции» деталей удовлетворяется по первому требованию фирмы. В качестве очередной «заявки» поставщику отсылаются пустые контейнеры стандартной формы;
3) сложная процедура приема и учета полученных материалов может быть упразднена. Для этого в учетное подразделение фирмы отправляется «слип» с упаковки полученного товара, после чего производится калькуляция и ежемесячно осуществляется оплата фактически закупленных полуфабрикатов;
4) отправка комплектующих непосредственно в сборочный цех дает возможность сэкономить на складских операциях: приемка-передача, погрузка-разгрузка, составление накладных, требований и т.д.;
сборка готовых изделий «с колес» незамедлительно выявляет все проблемы с качеством комплектующих. Это исключает лишние операции по ведению соответствующих «регистров» и позволяет сосредоточиться на устранении последствий выявленного брака.
В результате внедрения новых процедур количество трансакций снизилось почти вдвое, что позволило значительно сократить накладные расходы фирмы.
трансакционный издержка планирование предприятие
Измерение и минимизация трансакционных издержек
В экономике России трансакционный сектор достиг своего максимума в 40,8% в 1992 г. и до 1996 г. отмечалось его падение до 24,9%.
Данное явление объясняется происходившим в этот период процессом формирования в экономике России рыночных институтов, который в основном завершился к 1997 г. Именно начиная с 1997 г., вновь наметился стабильный рост трансакционного сектора, который продолжается на данный момент.
В рамках ведения финансово-хозяйственной деятельности конкретным субъектом рынка интересно измерение и практическое применение вышеупомянутого вида издержек.
Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при покупке и продаже, например, финансового продукта или услуги. Сначала выясним, как данная проблема выглядит со стороны покупателя.
Трансакционные издержки включают:
Затраты на получение информации о предлагаемых на рынке финансовых продуктах или услугах;
Затраты, в том числе времени, на выбор финансового продукта (услуги);
Затраты на оформление сделки купли-продажи такового.
Следует отметить, что здесь возникает проблема в связи с появлением вторичных трансакций, когда, например, покупатель нанимает юриста, который в свою очередь использует услуги охранника, секретаря, ассистента. Вот почему определение издержек как трансакционных является относительным. В данном случае расходы на услуги юриста являются элементом трансакционных издержек покупки продукта.
При продаже к трансакционным относят те издержки, которые не надо было бы нести, если бы продавец продал данный продукт сам себе. Именно ценность прав пользования, владения продуктом является вмененными издержками его продаж. В трансакционные издержки продажи финансового продукта входят: расходы на рекламу; издержки, связанные с доказательством надёжности для контрагента (репутация); время и средства, затрачиваемые на демонстрацию возможностей продукта потенциальным покупателям; оформление сделки.
В связи с рассмотренной ситуацией следует выделить четыре важных аспекта:
Трансакционные издержки аналогичны любому другому виду издержек. Вот почему они могут рассматриваться в рамках отношений заменяемости-дополняемости с трансформационными издержками.
Трансакционные издержки, порождаемые покупателем или продавцом, не переходят к контрагенту так, как это происходит в случае с установлением косвенного налога на продажу того или иного товара. Трансакционные издержки двусторонни, и их распределение определяется не относительной эластичностью спроса по цене, а существующими правилами и выбранными стратегиями экономических агентов. Вместе с тем по результатам трансакционные издержки аналогичны налогам: они уменьшают размеры рынка (объём рыночных сделок). В той мере, в какой налоги интерпретируется как элемент трансакционных издержек для участников обмена, их влияние вполне не может быть объяснено на основе общепринятой в микроэкономике технологии анализа.
Несмотря на то, что трансакционные издержки в обмене порождаются покупателем и продавцом, только часть из них связана с рыночными трансакциями, например с наймом юриста или агента по продаже недвижимости. Значительная часть трансакционных издержек непосредственно не связана с рыночными операциями.
Существующие правила обусловливают распределение трансакционных издержек между экономическими агентами. Соответствует ли принцип распределения сравнительным преимуществам агентов в плане экономии на этих издержках? Если правила поддаются сознательному изменению, то они будут установлены в соответствии не со сравнительным преимуществом, а с переговорной силой одной из сторон, позволяющей ей извлекать максимальные выгоды.
Там, где трансакционные издержки связаны с рыночными операциями, оказывается, что последствия их существования практически идентичны последствиям существования налогов. Налоги — это плата за производство государством общественных благ, в том числе и безопасности прав собственности. Тогда налоги становятся частью трансакционных издержек для налогоплательщиков.
При анализе сделки по покупке финансового продукта или услуги мы сталкиваемся с ситуацией, когда трансакционные издержки делятся с точки зрения возможностей и количественной оценки. Данной оценке относительно легко поддаются трансакционные издержки по непосредственному оформлению сделки, поиску информации, рекламе. Оценка же затрат на выбор финансового продукта или услуги покупателем и соответствующие затраты продавцами, отчасти затраты на создание своей репутации, могут быть осуществлены с большим трудом через определение величины вменных издержек.
Наряду с моментами, когда фирма выступает как один из субъектов рынка, возникают и специфические, если рассматриваются трансакционные издержки в рамках внутрифирменных отношений, осуществления внутрифирменных трансакций. Для оценки уровня трансакционных издержек во внутрифирменных отношениях следует использовать определение фирмы как системы контрактов.
В связи с таким определением фирмы предлагается два варианта оценки трансакционных издержек внутри фирмы в зависимости от способа рассмотрения системы контрактов.
Первый вариант заключается в рассмотрении сети контрактов как некоторой последовательности в рамках определений иерархической структуры: между владельцами фирмы и менеджерами, менеджерами и контролерами, контролерами и рабочими. В этом случае структура трансакционных издержек изменяется в зависимости от уровня, на котором рассматриваются контракты. На высших уровнях более значительна доля издержек получения, обработки и предоставления информации, на низших выше доля издержек, связанных с контролем выполнения по найму.
Второй вариант предполагает более простую схему: акционеры как бы заключают контракты напрямую с непосредственными производителями, т.е. с теми, кто сам участвует в процессе трансформации ресурсов в продукт. Тогда все расходы, связанные с содержанием людей на промежуточных должностях в иерархии (мастера, инспекторы, контролеры, клерки, менеджеры), составляют ту часть издержек производства, которая не может быть перенесена на непосредственных производителей, а это как раз и является существенной характеристикой трансакционных издержек.
Среди методов минимизации трансакционных издержек можно выделить такие как:
проводимая государственная политика. Государство использует всю свою мощь и полномочия для сбора, обработки и предоставления на практике ценнейшей экономической информации, обеспечивая при этом доступность к ней других субъектов экономики, что естественно снижает уровень экономической неопределённости и как следствие — уровень трансакционных издержек. Одновременно благодаря сильной социальной политики государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы, которой чужда идеология оппортунистического поведения, что неизбежно способствует уменьшению трансакционных издержек предприятия;
вертикальная интеграция (построение корпораций). Вертикальная интеграция позволяет избежать противоречия между эффективными инвестициями и эффективной последовательной адаптацией. Последовательность приспособительных изменений становится поводом для совместного действия, а не для оппортунистического захвата преимуществ; механизмы внутреннего управления сглаживают переход между последовательными этапами. Теория трансакционных издержек предсказывает, что в случае высокой степени специфичности активов вертикальная интеграция более эффективна, чем рыночный контракт;
развитие информационных технологий (ИТ), интернет: применение поэтапных стратегий использования ИТ и формирование информационно-коммерческих систем, предусматривающих рационализацию их трансакционных затрат; развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит к стремительному сокращению трансакционных издержек и, как следствие, — к трансформации существующих политических и экономических институтов;
развитие инструментария бенчмаркинга. Разработаны методические рекомендации по использованию инструментария бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной связи в целях уменьшения совокупной величины трансакционных и логических затрат;
нейро-лингвистическое программирование: нейро-лингвистическое программирование занимается неинституциональными методами минимизации трансакционных издержек, т.е. когда минимизируются издержки без создания каких-либо социальных институтов; речь идёт об альтернативном подходе к минимизации трансакционных издержек;
распределение контроля внутри организации. Исследования факторов развития организации как способ минимизации трансакционных издержек;
трансакционный анализ: применение методики «институционального» анализа баланса. Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации;
применение процессной модели управления: уровень внутренних трансакционных издержек определяется в декомпозиции процессом выработки согласованных условий деятельности, результатом, которого является система управления и уровень автоматизации бизнес-процессов. Решения в области автоматизации позволяет сократить время на подготовку управленческого решения и снизить удельные затраты на трансакцию. Решения в области ре-инжиниринга позволяют изменить форму зависимости между объёмом товарной продукции и количеством трансакций;
моделирование регулятивных структур: создание регулирующих институтов для возможности отслеживания поведения и деятельности крупных организаций, например, недавно приватизированных инфраструктурных монополий. Когда трансакционные издержки принимаются во внимание, структуры и процессы будут влиять на результаты регулирования и, следовательно, должны быть явно учтены в разработке регулирования, основанного на мотивации.
Наиболее наглядно применительно к российской действительности в количественной оценке можно проиллюстрировать второй метод — вертикальную интеграцию (построение корпораций).
В последнее десятилетие построение корпораций в российском экономическом пространстве происходит путём слияний, поглощений, присоединений и т.д. Среди прочих мотивов таких процессов выделяют мотив «экономии на трансакционных издержках». Особенно активно в последние годы происходят такие процессы в финансовом секторе экономики России.
В настоящее время именно банки являются фундаментом российской финансовой системы. Они либо сами формируют вокруг себя финансовые группы, следуя принципу «финансового супермаркета», либо служат центром притяжения финансовых активов для промышленных холдингов. В табл. 2 представлена сравнительная динамика реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения, а также их ликвидации. Ещё одно серьёзное явление российского финансового рынка — это возрастающая роль финансовых институтов в качестве консультантов сделок, слияний и присоединений.
В настоящее время в связи с все возрастающей ролью процессов слияний и поглощений во всех областях экономики российским компаниям понадобились профессиональные консультанты в этой области (табл.3).
Услуги таковых же являются составной частью объёма частного трансакционного сектора.
О необходимости и возможности слияний и присоединений коммерческих банков невозможно рассуждать в отрыве от состояния, действительных тенденций, потребностей и возможностей реального сектора экономики, т.е. банковский сектор на должен рассматриваться как автономный и самодостаточный. Процессы объединения также затрагивают банковский и промышленный капитал. Банковско-промышленная интеграция необходима по следующим причинам, таким как:
возможность получения более надежных источников капитала для оперативного пополнения оборотных средств и инвестиций для промышленных предприятий группы;
повышенная информированность о деятельности партнёров по интеграции;
снижение трансакционных и других издержек, возникающих при обеспечении различных банковско-промышленных взаимодействий;
повышение устойчивости и прибыльности интеграционной формы, расширение общего поля деятельности и совместное использование ресурсов.
Таблица 2 — Сравнительная динамика реорганизации банков в форме слияния и присоединения, а также ликвидации кредитных организаций
Источник