Способы управления социальными движениями

Раздел ХI.

УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ХI.1. Массовое поведение и проблема социального управления

Социальное управление – это управление всеми и любыми общественными процессами. Массовое социальное поведение – один из таких процессов. Оно закономерно, т.е. подчинено действию определенных социальных законов и закономерностей, а, следовательно, управляемо.

а) Сущность массового социального поведения Массовое социальное поведение – это образ жизни и действий большого ко-

личества людей, оказывающий существенное влияние на социальную стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят: массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).

Термин “массы” употребляется тогда, когда мы имеем дело с людьми, которых в силу их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих этих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе: политические партии, профессиональные и иные организации. Массы, в таком понимании, существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам.

В социологии чаще всего употребляется термин “народные массы”. Народные массы – это социологическая категория, означающая наличие в

обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса.

Толпа – это контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма (т.е. приспособленчества, пассивного приятия господствующих мнений) составляющих ее индивидов, действующая крайне эмоцио-

нально и единодушно. Это понятие количественное и видимое. Если масса инертна по своей сути, толпа всегда активна.

Под термином “публика” понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д.

Субъектами массового социального поведения являются и индивиды. Это объясняется тем, что их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, приводят к серьезным социальным последствиям. Единичный поведенческий акт может и не быть предметом изучения социологии. Однако если такие действия принимают массовый характер, то речь идет о массовой поведенческой реакции. Таким образом, в соответствии с уровнем организованности массовых действий можно выделить следующие разновидности массового социального поведения: социальные движения (субъект – массы), коллективное поведение (субъекты – толпа и публика) и социальное поведение личности (субъект – личность).

б) Социальные движения Социальное движение – это массовые действия представителей какой-либо

одной большой социальной группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей. Иначе говоря, это организованные усилия больших групп людей, способствующие или препятствующие социальным переменам.

Социальные движения могут быть систематизированы в соответствии с характером перемен, к которым они стремятся. В тех случаях, когда соответствующие действия выражаются в требованиях, обращенных к государству, они приобретают характер политического движения. Но нередко массовые действия социальных групп по обеспечению своих интересов не приобретают политического характера.

Кроме того, выделят утопические социальные движения, движения реформ, регрессивные движения и революционные движения. Утопическими называются

Читайте также:  Способ добычи металлических полезных ископаемых

движения по созданию идеальных, совершенных систем . Движения реформ имеют целью изменение отдельных сторон общественной жизни и социальной структуры общества без полной его трансформации . Регрессивные движения (движения сопротивления) представляют собой организованные усилия больших групп людей, направленные на блокирование возможных и искоренение уже произошедших изменений. Революционные движения стремятся разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок.

Все социальные движения возникают в связи с чувством недовольства заведенным порядком вещей. Недовольство появляется в результате несоответствия между объективными условиями и тем, какими они должны быть. Кроме этого необходимо осознание несправедливости существующего положения дел. Должна быть уверенность в том, что власти не принимают никаких мер и не имеют представления о том, что нужно предпринять. Мостом между недовольством и действием служит идеология. Наконец, нужна организация и лидер, вокруг которого сплачиваются сторонники. Социальные движения объединяют недовольных и поэтому лишь те социальные движения достигают успеха, которые наиболее последовательно находятся в оппозиции к существующей власти.

в) Способы управления социальными движениями

Первый оригинальный план управления социальными движениями разработал и применил в начале ХХ века начальник московского охранного отделения полковник С.В. Зубатов. Для того, чтобы привлечь на сторону самодержавия рабочие массы, он начал создавать среди них политические организации под контролем полиции. Главной задачей этих организаций провозглашалась экономическая борьба. Так, в Москве были образованы общества” взаимного вспомоществования рабочих”, на Украине, в Белоруссии и Литве – “Еврейская независимая рабочая партия”. В перестроечные годы опыт находчивого полковника был востребован. Например, подобным образом была создана “Либерально-демократическая партия”, а также другие политические организации и массовые движения.

Правительство может само создавать социальные движения и использовать их в своих интересах. Вместе с тем, власть может и уничтожить неугодные движения. Для этого обычно применятся два способа. Первый способ состоит в применении репрессий в отношении лидеров и участников движений, под прессом которых движение перестает существовать. Второй способ, наиболее действенный, заключается в официальном признании социального движения. Как только власть признает социальное движение и начинает сотрудничать с ним, это движение теряет размах и практически перестает существовать. Причина в том, что социальные движения объединяют недовольных, которым, в сущности, все равно за кем идти. Участники социальных движений, как правило, слабо разбираются в политических программах и лозунгах, а главным мотивом их поведения является недовольство. Признание властей лишает их возможности выразить недовольство в рядах данного движения.

г) Современные теории коллективного поведения

Первые теоретические разработки проблем коллективного поведения относятся к концу ХIХ века Их автор французский врач и социальный психолог Г.Лебон. В своем классическом труде “Психология толпы” (1895 г.) он доказал, что поведение человека определяется врожденными (унаследованными от предков) и приобретенными (полученными в результате личного опыта) факторами. Попадая в толпу, человек регрессирует, т.е. возвращается к более ранней стадии развития 38 .

Г.Лебон сформулировал закон психического единства толпы. Его суть состоит в том, что в толпе происходит сведение людей к одному уровню, вследствие чего создается однородная масса. Среди главных отличительных признаков этой массы (толпы) им были выделены: 1) легковерность и некритичность, податливость влиянию; 2) властность, консервативность, нетерпимость; 3) неспособность к наблюдению; 4) высокий эмоциональный накал и другие.

Читайте также:  Закупки малого объема это конкурентный способ

Эти признаки, по мнению Г.Лебона, образуются вследствие действия трех основных механизмов: анонимности, заражения, внушаемости. В результате действия механизма анонимности люди, составляющие толпу, испытывают чувство неодоли-

38 См.: Г.Лебон «Психология толп», М., Институт психологии РАH, 1998.

мой мощи. Это побуждает их поддаваться подавленным инстинктам и влечениям. Механизм заражения проявляется в распространении психических состояний одних людей на других. Наиболее важным механизмом является внушаемость. Этот механизм проявляется в том, что люди некритически воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершать такие акты, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером и привычками.

Среди современных теорий коллективного поведения можно выделить: теории Г.Тарда, Ортеги-и-Гасета, Д.Рисмена. В них по существу были развиты основные положения концепции Г.Лебона. Взгляды Г.Тарда были изложены в его основном научном труде: ”Общественное мнение и толпа”. Он считал, что связи между индивидами и толпой носят интердуховный и интертелесный характер (приставка “интер” означает – “над”). Основным механизмом взаимодействия человека и толпы является подражание, т.е. сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей 39 . По мнению Ортеги-и-Гасета, изложенном в книге “Восстание масс”, главную роль в коллективном поведении играют массы 40 . Однако массы, сегодня выполняют те же самые функции, которые раньше были предоставлены избранным меньшинствам;

массы перестали быть послушными этим меньшинствам. В работе “Одинокая толпа” Д. Рисмен утверждал, что индивиды действуют механически и, вследствие этого, составляют скорее массу, чем толпу. Над людьми доминируют средства массовой информации, не оставляя человека наедине с самим собой, что и является причиной эмоциональных массовых взрывов 41 .

В определенные исторические периоды коллективное поведение приобретает массовый характер. Коллективное поведение – это массовые, спонтанные, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Субъектом коллективного поведения является толпа.

39 См.: Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1992

40 См.: Ортега-и-Гасет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гасет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991

Источник

Управление социальными конфликтами и массовым социальным поведением.

Сущность социального конфликта. Социальный конфликт – это социальное явление, содержанием которого является процесс развития и разрешения противоречивости отношений и действий людей, детерминируемый, прежде всего объективными закономерностями развития общества.

Если конфликт игнорировать или разрешать его словесно, он будет развертываться стихийно объединяясь с другими конфликтами и завершится разрушением. Под управлением понимается подавление конфликта, в интересах общества в целом или отдельного субъекта. В широком смысле управление конфликтом, связано с воздействиями на конфликт.

1) Предупреждение конфликта, т.е., не допустить его развертывание;

2) Профилактика, т.е. преодоление противоречий;

3) Предотвращение, устранение причин противостояний. Если не удается «задушить конфликт», то задача сводится к локализации противоборства;

4) Регулирование динамики конфликта, т.е., устранение и разрешение конфликта.

— победу одной стороны, и уничтожение другой;

— уничтожение обеих сторон;

— перерастание одного конфликта в другой.

сглаживание (убеждение); быстрое разрешение, за короткие сроки; метод скрытых действий; метод компромисса (путем переговоров); сотрудничество; метод насилия (навязывание одной из сторон своей позиции).

Читайте также:  Пресекательный способ защиты прав предпринимателей

Массовое социальное поведение – это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят: массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).

В соответствии с уровнем организованности массовых действий можно выделить следующие разновидности массового социального поведения: социальные движения (субъект – массы), коллективное поведение (субъекты – толпа и публика) и социальное поведение личности (субъект – личность).

Способы управления социальными движениями. Первый способ состоит в применении репрессий в отношении лидеров и участников движений, под прессом которых движение перестает существовать. Второй способ, наиболее действенный, заключается в официальном признании социального движения. Как только власть признает социальное движение и начинает сотрудничать с ним, это движение теряет размах и практически

4. Государственное управление: сущность, виды, система.

Государственное управление — это целенаправленное воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей или разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.

1. Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий — государство. Государство как мозговой центр дает импульсы — приказы государственному управлению — своего рода «нервной системе» общественного организма.

2. Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью — общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.

3. Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) — решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.

4. Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная власть и управление в источнике имеет правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации — силу госаппарата, обладающего и средствами принуждения.

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3). Граждане РФ, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под системой государственных органов в Российской Федерациипонимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и, в отличие от государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени Российской Федерации.

Источник

Оцените статью
Разные способы