Способы управления системой образования

Формы и методы управления образовательными системами

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие образовательных систем

Экономическая ситуации в мире характеризуется постепенным переходом от индустриального общества к постиндустриальному. В такой модели основной упор делается на информацию и знание. Рынком руководит тот, кто обладает достаточным объемом уникальной информации. Среди факторов производства наиболее ценным становится человеческий капитал, который представляет собой совокупность знаний и профессионализма трудовых ресурсов. Подготовка кадров, подбор персонала, управление человеческим ресурсом становятся ведущими задачами, стоящими перед предпринимателем.

Обеспечение внутренних экономических потребностей кадрами и работниками осуществляется системой образования. Она представляет собой совокупность процессов и инноваций в образовательной сфере, способную удовлетворить общественные потребности в знаниях. Современная система образования имеет следующие характеристики:

  1. Наличие инноваций для адаптации образовательного процесса под потребности общества.
  2. Обеспечение широкого спектра услуг на основе диверсификации.
  3. Организация работы в учебно-воспитательной, преподавательской сфере и сфере сотрудничества.
  4. Обеспечение контроля и обратной связи.

Объектами образовательной системы страны являются учреждения и организации, где реализуется процесс обучения. Число объектов регулируется государственными органами управления в зависимости от текущих потребностей общества. Структура образовательной системы поддерживается за счет стандартов и регламентации рабочих процессов.

Большинство объектов образования относятся к открытой системе. В них происходит обмен кадрами, учениками. Финансируются такие объекты за счет различных уровней бюджета. Существуют закрытые образовательные системы, формируемые под влиянием территориальных или социально-культурных факторов. Обычно к ним относят учреждения в исторических городских центрах, в небольших населенных пунктах, а также элитные образовательные организации.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы управления системами образования

В образовательной сфере происходит деление на методы управления и руководства. Первые организуют работу всей образовательной системы в целом, либо занимаются организацией деятельности ее отдельных подсистем. Методы руководства подразумевают регулирование отношений между людьми в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Основными методами управления в системе образования считаются методы организации социально-психологической среды. Они направлены на оптимизацию массовых процессов с использованием большого массива информации. Воздействие оказывается на коллективы, группы, так же выделяют внутригрупповое управление, занимающееся индивидуально-личностным воздействием.

Экономические методы управления реализуются через систему поощрений и штрафов. Они направлены на стимулирование процессов за счет мотивации работников.

Прямое централизованное воздействие на систему образования осуществляемое при помощи регламентов, инструкций, планов и распоряжений, что относится к распорядительным методам управления. Обычно они применяются для поддержания стабильности связей.

Административные методы управления основываются на властной мотивации, субординации, носят безоговорочный характер. Применяются для защиты интересов личности, коллектива или группы людей. С их помощью реализуются отношения руководитель-подчиненный с соблюдением прав обеих сторон.

Специфическим методов управления систем образования является педагогический метод. Он широко используется руководителями образовательных учреждений. Так же педагогический метод способствует развитию и формированию личности руководителя. Через непосредственное воздействие на работу педагогического коллектива, например, путем денежной мотивации, директор учебного заведения получает возможность оказывать воздействие на учащихся. Педагогическое управление со стороны преподавательского состава должно быть направлено на выработку определенных социальных и психологических черт у учащихся, а также стимулировать их к независимости мнения, самосознанию, сотрудничеству и самовыражению.

Формы управления системами образования

Особенности функционирования образовательного учреждения требуют различных форм управления системой образования. К формам управления относят организацию взаимодействия между субъектами и объектами, помощь в осуществлении межличностного общения. То есть, форма управления определяет организационные рамки, в которых происходит взаимодействие.

Основная форма управления в образовательной системе сводится к совместной деятельности педагогов и учеников. К ней относят:

  • совместную деятельность и общение учащихся между собой;
  • регулирование отношений между детьми;
  • совершенствование процесса обучения;
  • поддержание мотивационного и эмоционально-поведенческого компонентов деятельности учащихся.

Совместная деятельность может реализовываться через творчество, самоуправление, разбор текущих ситуаций в сфере воспитания, организацию ученических коллективов, кружков, секций, внедрение традиций или выяснение общественного мнения.

Система образования представляет собой сложную иерархичную структуру, спецификой которой является взаимодействие взрослых и детей. Она требует особого подхода к организации обучающих процессов, формированию структуры, реализации управленческой функций, форм и методов. В образовательных учреждениях управление осуществляется на основе коллегиальных форм управления. Так как необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между учениками и преподавателями, для чего на базе учреждения формируется педагогический совет. При этом важно сохранять условия целостности в целях поддержания функционирования всей структуры, а также для внедрения принятых решений в практическую жизнь.

Источник

Доклад «Управление системой образования»

Управление системой образования: Современные подходы

Введение

Образовательное учреждение, как любая организация, не существует изолированно, она является сложной целостной системой, которая активно взаимодействует с внешней средой. Каждое образовательное учреждение входит в более широкие образовательные системы, поэтому одна из важнейших деятельностей, обеспечивающих эффективность работы образовательного учреждения – это управление образовательными системами, в которые она включена.

Одна из важнейших задач совершенствования системы образования – модернизация модели управления ею. В современных условиях управление образованием, прежде всего, – это не только управление людьми и учреждениями, а управление его развитием.

В современных условиях управление образованием должно ориентироваться на конечный результат. Сегодня конечный результат системы образования – это личность, которая способна обеспечить конкурентоспособность экономики, высокий уровень духовной и материальной жизни населения, уровень развития высоких технологий производства.

Анализ процесса модернизации образования является свидетельством того, что многие возникающие проблемы нельзя решить в рамках существующих в настоящее время подходов управления образовательными учреждениями, поэтому все более необходимой становится разработка моделей управления, позволяющих рассматривать образовательную систему не в качестве совокупности изолированных групп образовательных учреждений, а в качестве целостной системы.

Читайте также:  Кетотифен таблетки способ применения

Понятие управления системой образования

Для изучения особенностей управления системой образования необходимо рассмотреть сущность основных понятий исследования.

Термин «управление» обычно используют в тех случаях, когда речь идет о процессе активного воздействия на управляемую систему (или объект управления), чтобы достичь вполне определенную цель.

Е.П. Тонконогая и В.Ю. Кричевский управлением называют целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации деятельности в сложных динамических системах.

Если обратиться к истории проникновения в образовательную практику идей управления, то можно увидеть, что взаимопроникновение концепций об управлении и наук об обучении человека началось в 60-е годы XX в.

К.И. Корякин говорит о нескольких этапах развития идей управления образованием [6].

Первый связан со становлением советской образовательной системы и разработкой общих принципов управления ею: деловитости, практичности, демократического централизма, эффективности, объективности и др. Важную роль в определении данных принципов сыграли труды Н.К. Крупской.

Второй период характеризуется интенсивным использованием в педагогике и психологии понятий и достижений кибернетики: «система управления», «процесс управления», «переработка информации», «алгоритм», «обратная связь» и др., которые стали широко применяться в литературе по педагогической психологии, методике преподавания, общим проблемам дидактики.

Третий период характеризуется разработкой теоретических основ управления познавательной деятельностью учащихся. Отечественными учеными была разработана теория поэтапного формирования умственных действий, которая основана на идеях управления. Ее основные положения можно свести к следующему: процесс обучения – это также и процесс управления. Учебная деятельность должна быть не только предметом усвоения, но и объектом управления.

Развитие управленческих идей в педагогике также связано с разработкой проблемы программирования в качестве способа управления учебной деятельностью. С максимальной полнотой принципиальная новизна программирования как способа управления процессом учения раскрыла в своих исследованиях Н.Ф. Талызина, изложив психолого-педагогические условия поэтапного формирования умственных действий.

С программированием связано первое употребление термина «педагогическое управление», с помощью которого исследователи стремились показать специфику использования в педагогике и педагогической психологии управленческих идей. Позже это понятие стали употреблять в своих трудах многие другие исследователи (В.П. Беспалько, Ю.В. Васильев, Л.Б. Ительсон, Ю.А. Конаржевский, Т.В. Рябова и др.) [1].

С середины 70-х годов ХХ в. в психолого-педагогической литературе начинается четвертый период в развитии идей управления. Понятие «педагогическое управление» стало толковаться шире, что связано с постепенным расширением представлений о количестве поддающихся управлению объектов – цели обучения, формы учебной деятельности, содержание образования, целостный учебно-воспитательный процесс и т. д.

Управление образованием представляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленную на повышение эффективности образования; процесс, который регулирует достижение целей образовательной политики, включающий оценку и анализ сложившейся образовательной практики, планирование деятельности по реализации задач, постановку задач управления, организация согласованной деятельности субъектов и контроль.

Важнейший принцип управления образованием на всех уровнях (межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, уровне образовательного учреждения) – принцип системности.

Современная система образования – это системный объект, которому присущи все свойства больших организационных систем : иерархичность построения; сложность структуры; многофункциональность и многосвязность отдельных структурных компонент; состояние; устойчивость; развитие и др. При анализе функционирования образовательной системы необходим обязательный учет следующих основных взаимосвязанных аспектов:

системно-элементный, цель которого – классификация образовательных подсистем с точки зрения их влияния на управление качеством образования;

системно-структурный, который раскрывает внутреннюю организацию образовательной системы и способы взаимодействия подсистем, ее образующих;

системно-функциональный, характеризующий функции, выполняемые отдельными образовательными подсистемами;

системно-коммуникационный раскрывает взаимосвязи системы образования в образовательной системе города, региона, государства, а также учитывает отраслевые горизонтальные связи и их особенности;

системно-интегративный, показывающий факторы и механизмы сохранения, развития и совершенствования системы образования;

системно-исторический определяет этапы развития системы образования, перспективы в условиях совершенствования образования;

системно-процедурный, определяющий процедуры и методы управлением качеством образовательных программ (учебное планирование), материально-технического и информационно-методического обеспечения и организации учебного процесса и т.д.

Существенные особенности управления образовательной системой определяются ее сложной структурой .

К основным подсистемам современной системы образования относят:

теоретико-методологическую подсистему, которая представляет собой систему теорий обучения, методологий учебного процесса, методик преподавания учебных дисциплин;

педагогическую подсистему, представляющую собой систему дидактических школ, базисных основ педагогики и теорий воспитательного процесса;

технологическую, которая представляет собой совокупность технологий управления образовательной системой;

организационную, т.е. совокупность организационных приемов, которые применяются в управлении современным образованием;

экономическую, т.е. сложную систему экономического обеспечения эффективного управления современной образовательной системой, которая включает в себя самофинансирование, финансирование из бюджета и т.д.

Все они находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни.

Управление образованием в современных условиях главным образом ориентировано на решение ряда задач:

обеспечение равенства доступа к образованию всем людям на каждом из уровней образования;

повышение качества и достижение релевантности образования, т.е. соответствие запросам общества;

повышение эффективности образовательной системы [8] .

Управление системой образования осуществляется по традиционной иерархической схеме, обладающей развитыми горизонтальными связями между ее звеньями (типы и виды образовательных учреждений). Традиционная схема – это иерархия органов управления образованием. Горизонтальные связи реализуются через создание научно-методических объединений педагогических работников, внедрение инновационных образовательных технологий, проведение конкурсов профессионально-педагогического мастерства, например, «Учитель года», создание управленческих и попечительских советов, органов самоуправления) и т.д.

Целью установления горизонтальных связей в образовательной системе является широкое привлечение общественно-педагогических ресурсов, родительского сообщества, всех участников образовательного процесса к активному решению организационных и научно-методических задач. Они организуют общение и обмен информацией по горизонтали (в среде работников одного уровня и однотипного характера деятельности) и по вертикали (между руководителями и исполнителями); между различными структурами, и между обучающимися; организуют взаимодействие внутри системы (горизонтальные связи) и с внешними партнерами в целях осуществления эффективного развития.

Управление системой образования осуществляется на принципах демократии, законности, автономии образовательных организаций, учета общественного мнения и информационной открытости системы образования и носит государственно-общественный характер.

Читайте также:  Рецепты помидор холодным способом с аспирином

Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) методическое и информационное обеспечение деятельности государственных органов, органов исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников государственных органов, органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций, являющихся конкретным отражением, проявлением закономерностей управления.

Следует заметить, что, хотя в литературе по теории управления проблеме принципов уделяется достаточно внимания, до настоящего времени общепринятой классификации их пока нет. Точки зрения авторов, совпадая в главном, отличаются в определении числа и формулировок тех или иных принципов.

Сегодня в качестве основных принципов управления педагогическими системами называются: научности, демократизации и гуманизации, системности и целостности, оптимального сочетания централизации и децентрализации, сочетания общественных и государственных начал, объективности и конкретности, оптимальности и эффективности [3].

Данные принципы в определенной мере представляют собой теоретический идеал. Вместе с тем, такой идеал необходим, поскольку в нем видится значимость теории управления для образовательной практики.

Современные подходы к управлению образовательными системами

В последние два десятилетия в образовании произошли существенные изменения в технологическом, структурно-функциональном, содержательном аспектах. Перестройка образования обусловлена, прежде всего, формированием новой философии образования, которая влечет за собой переход к новой управленческой парадигме. Новая парадигма основана на применении разных подходов к управлению образованием. С помощью этого разнообразия возможно осуществление изменений в характере учебного труда обучающихся, учебно-воспитательной работе педагога, деятельности руководителя образовательного учреждения.

Рассматривая логику управления педагогическими системами и образовательными процессами с позиции современных подходов, в первую очередь выделим функциональный подход, согласно которому управление деятельностью других рассматривается как процесс, представляющий собой совокупность непрерывных взаимосвязанных видов деятельности.

Виды деятельности, которые осуществляет управляющий субъект, называют управленческими функциями (Ю. А.Конаржевский, М. Х.Мескон, М. М.Поташник, П. И.Третьяков, В. А.Якунин). Каждая такая функция в свою очередь является процессом, поскольку состоит из серии взаимосвязанных действий.

Необходимо отметить, что функциональный подход к управлению педагогическими системами и образовательными процессами позволил практикам целостно представить свою деятельность в виде управленческого цикла, осознать сущность и технологию составляющих ее видов.

Сегодня разработка проблем управления в педагогике немыслима без системного подхода. Если образование представляет собой систему, то управление ими тоже обязательно должно носить системный характер. Применение данного подхода снижает случайность и стихийность в управлении.

Системный подход в педагогических исследованиях представлен в работах В. П.Беспалько, Т. А.Ильиной, Ю. А.Конаржевского, Н. В.Кузьминой, В. С.Лазарева, М. М. Поташника, В. А.Сластенина, П. И. Третьякова и др. В их трудах он рассматривается в следующих аспектах

Системность, целое – это производное своих компонентов. Единство и взаимодействие между компонентами, элементами и частями образует систему в рамках заданного качества, обеспечивает ее функционирование и развитие.

В педагогической системе одним из системообразующих факторов выступает цель, которая нуждается в средствах и способах ее достижения. Действие системы и ее компонентов в реализации цели является, по сути, функцией системы.

Педагогическая система, будучи общественной, изменяется, поскольку ей присущи внутренние противоречия.

Система функционирует, развивается во внешней по отношению к себе среде. Будучи открытой, она связана с этой средой множеством коммуникаций.

Информация, поступающая в педагогическую систему и выходящая из нее, является способом связи компонентов системы между собой и с системой как целым, и самой системой как целого – со средой.

Различие между состоянием системы – перспективным, желаемым и существующим определяет управленческий аспект.

Перечисленные особенности системного подхода, несомненно, должны учитываться в процессе управления педагогическими системами.

Системный подход в педагогическом управлении – это учет всех элементов педагогической системы, изменений системы в целом или покомпонентно вследствие обусловленного требованиями исторического развития общества и научно-технического прогресса совершенствования хотя бы одного из них, а также учет действия многочисленных внешних и внутренних факторов и условий функционирования системы.

Оценивая достоинства и недостатки функционального и системного подходов, в качестве последних Т. И.Шамова и Т. М.Давыденко называют следующие.

Акцентирование управленческих усилий в основном на организационно-структурных аспектах деятельности в ущерб содержательному;

Преобладание принципа использования личности в управлении;

Доминирование в школе режима устранения последствий отклонений от заданных параметров вместо режима предотвращения сбоев в деятельности участников педагогического процесса [2].

Возможность преодоления указанных недостатков обязана с использовании других подходов, одним из которых является синергетический, а его качественной характеристикой выступает самоорганизация.

Синергетика, прежде всего, изучает системы открытого типа. Первоначально возникнув из изучения физических процессов, в настоящее время синергетика все больше используется для исследования сложных социальных систем.

Потребность практики такова, что каждая школа должна представлять собой самоорганизующуюся социально-педагогическую систему, которая развивается на основе своих возможностей, ресурсов окружающей среды и обеспечивает условия для самоопределения и саморазвития субъектов образовательного процесса.

Исходя из сказанного, следует, что сущность синергетического подхода состоит в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах различной природы, в том числе образовательных.

С позиции синергетического подхода в управлении педагогическими системами и процессами возможно формирование адаптивной педагогической среды, которая учитывает человеческий фактор, характер образовательного учреждения, в котором реализуются учебная и педагогическая деятельности. Следовательно, управление педагогическими системами и процессами на основе синергетического подхода сопряжено с личностно ориентированным обучением, поскольку ведущая роль при этом отводится самоорганизации, саморазвитию, осуществляемых с помощью управленческо-педагогического проектирования и консультирования.

Читайте также:  Мутации по способу возникновения бывают

Реализацию управления педагогическими системами и образовательными процессами необходимо рассматривать и с позиции личностно-деятельностного подхода, который выступает в качестве мотивационной направленности субъекта управления, обладающей определенной целью.

Быстро меняющиеся особенности учебной и педагогической деятельности обусловливают необходимость обращения к еще одному методологическому подходу в реализации идей управления – ситуационному. Ситуационный подход предполагает, что эффективность управленческого воздействия определяется конкретной ситуацией самым продуктивным является то управление, которое более соответствует сложившейся ситуации» [5].

Проблемы ситуационного подхода к управлению рассматривали М.М. Поташника, Г.В. Савельева, П.И. Третьякова и др, которые рассматривали его в нескольких аспектах:

Анализ образовательной ситуации для выделения самых значимых проблем.

Определение ценности получаемых в различных педагогических ситуациях результатов.

Прогноз развития педагогических систем на основе конкретных образовательных ситуаций.

Управленческая деятельность требует обращения к рефлексивному подходу. Проблемы рефлексивного управления рассматривали в своих работах Т.Н. Давыденко, М.С. Дмитриевая, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова и др.

Чаще всего, рефлексивное управление выступает во взаимосвязи с факторами влияния на развитие личности, при которых осознается смысл действий, потребность в целенаправленной преобразующей деятельности, так как глубокое самосознание приводит к самовыражению, самоопределению, самоутверждению, саморегуляции, самореализации и пр.

Рефлексивный подход, прежде всего, должен обеспечивать создание адаптивной образовательной среды при взаимодействии всех субъектов управления.

В управлении педагогическими системами важная роль принадлежит оптимизационному подходу, суть которого сводится к конструировании такой системы мер, которая могла бы преобразовать структуру и процесс управления для достижения максимально возможных конечных результатов образовательного процесса при рациональных затратах на управленческую деятельность. Другими словами, использование в практической деятельности оптимизационного подхода обеспечивает экономию трудовых затрат и времени управляющего субъекта, устраняет односторонность в управлении [7].

Следующий подход – исследовательский. По словам Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко, исследовательская направленность управления включает: конкретизацию целей и определение оптимальных средств их достижения; выбор объекта, параметров и способов предварительной оценки результатов изучения.

В последние годы в системе управления образовательными процессами важное значение отводится национально-региональному подходу. Это связано с тем, что процессы регионализации и децентрализации значительно изменили характер взаимоотношений между разными системами и подсистемами, а содержание управленческих решений стало представляться несколькими уровнями: государственном, региональным, муниципальным и учрежденческим.

В отличие от прежней системы, у образовательных учреждений есть возможность вырабатывать собственные решения, определять тактику и стратегию, проводить собственную политику, разрабатывать региональные и другие программы развития.

Рассуждая о проблемах регионализации в образовании С.А. Гильманов и В.И. Загвязинский подчеркивают, что специфику регионального управления призваны определять историко-культурные, социально-демографические, природно-географические, административно-политические, социально-экономические и другие особенности.

Выше обозначенные подходы к осуществлению управления в образовании необходимо дополнить еще одним – управление по результатам, основная идея которого заключается в осознании того, что ни одна организация (а управление, прежде всего, организация) никакой ценности сама по себе не представляет, но в то же время она представляет собой упорядоченность, которая объединяет индивидов или их группы с целью достижения определенных результатов [4].

Заключение

В педагогической науке и практике идет тенденция к усилению стремления осмыслить целостный педагогический процесс с точки зрения науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение ряда отечественных и зарубежных исследователей, что управление является реальным и необходимым не только в области производственных, технических процессов, но и в сфере социальных систем, в том числе образовательных.

Под управлением понимается деятельность, которая направлена на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с целью, анализ и подведение итогов на основании достоверной информации.

Объектами управления могут стать технические, биологические, социальные системы. Одна из разновидностей социальных систем – это система образования, которая функционирует в масштабе страны, области, города или района. Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования, управления образования области или города, районные отделы образования.

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, предоставлении педагогам, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе типа образовательного учреждения. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и активным субъектом, который самостоятельно определяет свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов, отношений.

Список литературы

Борытко, Н.М. Управление образовательными системами: учебник для студентов педагогических вузов [Электронный ресурс] / Н.М. Борытко – Режим доступа: https://studopedia.su/14_154715_boritko-n-m.html

Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие [Текст] / С.В. Воробьева. – М.: Academia, 2013. – 208 с.

Гусарова, Н.С. Инновационные аспекты в управлении ДОУ [Текст] / Н.С. Гусарова, Е.Ю. Яковлева // Педагогика: традиции и инновации: материалы межд. заоч. науч. конф. Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 72-74.

Демина, Г.А. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования [Текст] / Г.А. Демина // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 44-47.

Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем: моногр. [Текст] / В.И. Деркач – М.: Итар-Тасс, 2015 . – 152 c.

Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т.2. Теория обучения. Управление образовательными системами [Текст] / С.Ю. Дивногорцева. – М.: ПСТГУ, 2012. – 262 c.

Образовательные системы современной России. Справочник. [Текст] – М.: РГГУ, 2014 . – 496 c.

Окорокова, А.В. Управление муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями [Текст] / А.В. Окорокова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6. – С. 42.

Источник

Оцените статью
Разные способы