Способы управления процессом обучения

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом
статья

В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.

Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.

Скачать:

Вложение Размер
statya_po_pedagogike.docx 26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по дисциплине:

« Методы, приемы, средства организации и

управления педагогическим процессом »

Иванова Марина Егоровна

  1. Введение 3
  2. Общие понятия организации педагогического процесса

Педагогический процесс, элементы и его закономерности 4

  1. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом 6
  2. Средства организации и управления педагогическим процессом 7
  3. Заключение 8
  4. Список литературы 9

В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.

Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.

1. Общие понятия организации педагогического процесса.

Педагогический процесс, элементы и его закономерности.

Согласно научным источникам раскрыты три основных подходов в системе организации педагогического процесса, которые включают различные методы, приемы и средства:

«1) индивидуальное обучение и воспитание;

2) классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская система»[1].

Педагогический процесс, можно дать понятие как непрерывный процесс взаимодействия между педагогическим составом и обучающимися, где цели и задачи направлены на достижение, улучшение и , анализу и совершенствование системы образования и обучения.

Стоит упомянуть и про основные задачи и структуру осуществления педагогического процесса. Задачами которого являются: «умственного, эстетического, трудового, нравственного воспитания» [2] и внедрения в педагогический процесс.

Структуру педагогического процесса можно охарактеризовать как деятельность педагога и обучающегося, где в первом случае, осуществляется обучение, во втором, непосредственное обучение и учебная деятельность .

Согласно научным источникам стоит выделить и закономерности педагогического процесса:

«1. Закономерность динамики педагогического процесса ;

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе;

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом;

4. Закономерность стимулирования;

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса » [2].

Некоторые известные научные труды выделяют и элементы, как звено в цепочке управления педагогического процесса.

Выделяются, такие как:

«1) цель обучения;

2) содержание учебной программы;

3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;

4) система взаимодействия между преподавателем и обучающимся» [2].

2. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом.

Методы — это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации между преподавателем и обучающимся, его содержание, анализ и усвоение.

Стоит выделить основные 3 направленности методов:

Во-первых, это передача и усвоение знаний у обучающегося. Сюда можно отнести и форму преподавания, способ передачи информации.

Во-вторых, метод применимым на практике, т.е. аудиторные практические занятия, в виде лабораторных, производственных практик, НИР, проектную и инновационную деятельность.

В-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля бывают: экзамен, зачет, дифференцированный зачет, устный опрос, тестирование, анкетирование.

Также стоит отметить, текущий и промежуточный контроль и итоговая аттестация, что помогает определить достигнутый уровень передаваемой информации, провести анализ, совершенствовать передачу информации от преподавателя к обучающемуся, также формирует у обучающегося стремление проверить свои знания, дать оценку и совершенствовать уровень знаний [3].

Приемами обучения можно охарактеризовать, как вспомогательную часть методов обучения и педагогического процесса, выраженную в эффективности применений методов, такие как составление конспектов, тезисов, анализ работы, цитирование, рецензирование и так далее [1].

3. Средства организации и управления педагогическим процессом

Средствами же организации и приема педагогическим процессом является: посещаемость обучающихся, индивидуальные и групповые занятия, проверка качества учебной деятельности [3].

Для обеспечения учебного процесса необходимо:

— методическая часть: программы, включающие в себя необходимые функции по контролю и оценки качества преподавания и оценивания знаний обучающихся, учебные пособия, презентации;

— библиотечная часть: научные издания, справочники, научные журналы;

— техническая часть: компьютерное, мультимедийное, лабораторное оборудование;

— организационная часть: учет результатов, учет посещаемости и фиксирование в журналах, заполнение табелей, ведомостей [3].

Педагогический процесс — это сложная система взаимодействия межу обучающимся и преподавателем.

Стоит выделить, то процесс состоит из структуры, позволяющая конкретизировать этапы:

«Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы» [4]. Где, цель выражается в конечном результате взаимодействия, принцип в определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методов в взаимодействии преподавателя и обучающегося, средства, как конкретизированный способ работы, формы, анализе и завершении своей работы между обучающимся и преподавателем [4].

Педагогический процесс это система со всеми ее функциями, методами и способами, результатом которого является плодотворное и качественная передача информации, усвоение знаний, повышающих уровень образования в каждом конкретном случае и в системе образования, в целом.

Источник

VII.1.3. Управление процессом обучения

Результативность процесса обучения находится в прямой за-зисимости от степени управления им.

Педагог имеет дело с очень сложным объектом управления—• личностью учащегося, различными видами его психической деятельности. Поэтому эффективность управления процессом обучения во многом зависит от знаний преподавателем особенностей ученика. Кроме того, преподаватель должен иметь четкое представление о цели управления, о:б исходном состоянии управляемого процесса; определить программу воздействий; обеспечить систематическую обратную связь, а также переработку информации, полученной по каналу обратной связи; выработать корректирующие воздействия и реализовать их.

Управление процессом обучения осуществляется на основе обратной связи, т. е. непрерывного или периодического контроля и учета результатов. Учитель постоянно получает информацию о том, как каждый ученик на каждом этапе работы усваивает знания’ и овладевает практическими действиями. Новый материал дается в зависимости от усвоения предыдущего.

Чтобы сделать обучение управляемым процессом, необходима «го специальная организация, которая обеспечила бы систематический контроль. Наиболее продуктивной в этом направлении является система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П. Я. Гальпериным.

Согласно этой теории процесс усвоения знаний проходит в пять этапов.

I этап — этап ориентировочной основы действия. На этом этапе учащиеся получают знания о цели действия и тех условиях, которые необходимы для его выполнения. В результате обеспечивается понимание логики действия, возможностей его осуществления. Это очень важный этап, так как он определяет успешность всех осталь-

Возрастная и педагогическая психология. —М.: Просвещение, 1979, с. 178.

ных этапов. Ориентировочная основа действий может быть неполной, когда содержание деятельности определяется самим учеником путем проб. Формирование действия на такой основе идет очень медленно, оно непрочно. Ориентировочная основа действия может даваться полностью в готовом виде и конкретной форме. Действие в этом случае формируется быстро, безошибочно, оно устойчиво, но применяется в узких рамках, не может быть перенесено в новые условия. И наконец, ориентировочная основа действия может быть полной, но ориентиры даются в обобщенной форме, характерной для целого класс’а явлений. В этом случае она составляется самостоятельно на основе метода, который также сообщается заранее. Действие характеризуется быстротой, безошибочностью, устойчивостью и широтой переноса.

II этап — выполнение действия во внешней материальной фор
ме.

III этап — формирование действия на внешнеречевом уровне;
дальнейшее обобщение действия, которое остается полностью осоз-
нанным, развернутым.

IV этап — формирование действия во внешней речи про себя;
действие быстро сокращается, свертывается, автоматизируется.

V этап — формирование действия на уровне внутренней речи,
собственно умственного действия. Оно максимально свернуто, обоб
щено, автоматизировано, полностью усвоено.

В зависимости от этапа выполнения действий применяется та или иная форма контроля: на первом этапе пооперационный контроль, на втором — систематический, на последующих — эпизодиче- >. ский.

VII. 1.4. Содержание обучения

Вопрос о том, чему учить, определяется программой по конкретному учебному предмету, где предусматриваются те знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ученик.

Знанияэто обобщенное отражение действительности. Знания могут быть на уровне представлений и на уровне понятий. В знаниях на уровне представлений отражаются как некоторые существенные, так и второстепенные, случайные признаки, которые могут приводить к неточному усвоению. В знаниях на уровне понятий отражаются существенные признаки.

Обучение понятиям предполагает постановку задач, в решении которых необходимы изучаемые понятия, анализ сущности задач и оценку результатов, ознакомление с исходными свойствами, отношениями и функциями объектов, на которые опирается учащийся, овладевая новыми понятиями, многократные поиски, попытки, проверку результатов при оперировании этими понятиями. Чтобы формировать правильные знания на уровне понятий, надо специально обучать школьников приемам самой умственной деятельности по выделению и объединению признаков изучаемых предметов и действий, т. е. обучать мышлению. Для этого необходимо знать, какие типы мышления (логическое, теоретиче-

ское, практическое, образное) формируются при изучении того или иного материала (см. II. 5.).

Например, формирование понятия «вольные упражнения» в гимнастике основывается на взаимодействии логического, практического и образного типов мышления.

Уменияэто применение знаний на практике. Учащиеся часто испытывают затруднения в применении усвоенных понятий при решении конкретных задач. В этом случае понятия не становятся средством деятельности и познания, не связываются с практикой и не становятся умениями.

Для формирования умений важно систематически разъяснять учащимся принципы решения различных классов задач, постоянна практиковаться в выделении существенных для задачи признаков и отношений (использование системы подсказок), в анализе задач с точки зрения того, что требуется установить.

Навыкиэто закрепленные, заученные действия, которые являются результатом обучения. Для навыка характерна автоматизация приемов выполнения действия. Навык освобождает сознание от контроля над этими приемами и позволяет сосредоточить его на целях и условиях действия.

В зависимости от того, какие приемы выполнения действия частично автоматизируются, различают следующие виды навыков: сенсорные (различение звуков при слушании речи, определение дистанции у спортсмена и т. п.), моторные (игра на пианино, не глядя на клавиши, застегивание пуговиц, не глядя на пальто,, и т. п.), сенсомоторные (письмо, рабочие, спортивные движения и т. п.), интеллектуальные (счет, решение определенных типов задач, судейство в спорте и т. п.).

/ VII.1.5. Методы обучения

Вопрос о том, как обучать, решается использованием различных методов обучения, обеспечивающих различную степень психической активности учащихся. Выделяют следующие методы.

Информативный — преподнесение новых знаний в готовой виде. Этот метод требует дословного или осмысленного запоминания, повторения, тренировки по готовым образцам и правилам.

Программированный — усвоение знаний на основе самостоятельного выбора информации, осмысления задач, применения знаний на практике, активного самоконтроля.

Проблемный — усвоение знаний на основе решения нестандартных задач, экспериментирования, выбора и применения понятий в процессе творческой деятельности.

Интерактивный — усвоение знаний в процессе обсуждения и дискуссий, подбора факторов, аргументов, доказательств в условиях непосредственного общения между учащимися.

Применение того или иного метода зависит от характера материала, его сложности, новизны, задач обучения в каждом конкретном случае, уровня психического развития учащихся.

Программированное обучение считается наиболее управляемым.

Его разработка базируется на теории поэтапного формирования умственных действий. Программированное обучениеэто система учебной работы с программным управлением познавательной деятельностью учащихся. При этом программируется содержание предмета и усвоение. Однако обычно программируется не все содержание предмета, а лишь незнакомый учащимся или требующий точного усвоения материал.

Усвоениеэто познавательный процесс, возникающий в ходе 1 учебной деятельности и представляющий собой сознательное овладение опытом предшествующих поколений. Оно обеспечивается •совокупностью психических процессов: восприятия, внимания, па| ■мяти, мышления, воображения, речи, воли, эмоций. Усвоение xa-j растеризуется активностью, управляемостью и результативностью.; Программирование усвоения ориентируется на определенный уровень этого процесса.

1-й уровень — узнавание, опознание, различение, распознавав ние объектов изучения. Действия осуществляются во внешнем пла-

2-й уровень — воспроизведение информации об изучаемом объекте на основе памяти или понимания, вербальное мышление, реконструктивное действие.

3-й уровень — формирование умений, применение знаний на практике в знакомых ситуациях.

4-й уровень — творческое применение приобретенных знаний в незнакомых ситуациях. Действия приобретают гибкий, поисковый характер. Учащиеся овладевают методами мышления в данной области знания, что помогает им принимать решение в творческих ■ситуациях.

Программирование содержания предмета и усвоения осуществляется в обучающей программе. Она состоит из шаговых учебных процедур, когда учебный материал разделен на определенные пор-.ции и учебные задания. Шаг обучающей программы — это совокупность информации для прямой и обратной связи и правил перехода к последующей познавательной деятельности. В состав шага входят информация, операция, обратная связь, контроль. Информация— это сообщение сведений и создание соответствующей ориентировочной основы. Операция — обработка информации путем ■выполнения ряда речевых и моторных действий. Обратная связь — проверка правильности выполнения действий самим учеником. В результате операции и обратной связи достигается усвоение. Единство действия и его проверки создает положительную стимуляцию и активизирует познавательную деятельность учеников. Контроль — это проверка преподавателем правильности усвоения.

В настоящее время при обучении технике и тактике в различных видах спорта достаточно широко используется программированное обучение с помощью обучающих машин и безмашинным способом. Например, обучающая программа по разделу тактики в водном поло состоит из 50 тестографических кадров, которые последовательно демонстрируются на экране прибора «Экзаменатор». В основу логического содержания обучающей программы по-

ложено схематическое изображение различных наиболее часто встречающихся тактических ситуаций. Одна из задач этой программы—обучение занимающихся мысленному воспроизведению предлагаемых ситуаций с последующим переносом их на реальную игровую деятельность*.

Эффективным современным средством активизации познавательной деятельности учащихся является проблемное обучение. Суть его состоит в том, что ученику не даются знания в готовом виде, а формулируется проблема, требующая разрешения с помощью эвристических приемов. Таким образом учащиеся подводятся к самостоятельному решению поставленных задач.

Одним из центральных понятий проблемного обучения является понятие «проблемная ситуация». В основе проблемной ситуации лежат противоречия между новыми фактами и имеющимися знаниями. В условиях проблемной ситуации возникает особое психическое состояние — учащийся переживает интеллектуальную трудность, которая обусловливает потребность к поиску. Проблемная ситуация ставит учащихся перед необходимостью осознать проблему, найти приемы ее решения, доказать истинность решения. А для этого необходима активная творческая деятельность.

Источник

Читайте также:  Способы качественного анализа это
Оцените статью
Разные способы