Способы управления производственным поведением

Методы управления организационным поведением

Метод (от греч. methodes – следование чему-то) – путь, способ достижения определенной цели; совокупность воздействий на сознание, волю, эмоции человека, организацию его деятельности, общения и поведения в интересах повышения эффективности труда и развития самой личности.

Существует различная классификация методов. Применительно к проблеме управления организационным поведением целесообразно остановиться на трех больших группах методов воздействия на личность и коллектив: 1) административные (организационные); 2) экономические; 3) социально-психологические.

1. Административные (организационные) методы – совокупность способов осуществления распорядительного воздействия – принятие решений и побуждение работников к их выполнению. Они основаны на отношении власти и подчинения. Данная группа методов состоит из регламентирующих, распорядительных и дисциплинарных. При всей их важности и необходимости для целей организационного поведения они не могут иметь главенствующего значения. И это доказано практикой, начиная от тейлоризма и заканчивая современными подходами.

2. Экономические методы – совокупность способов учета материальных потребностей людей, степени их удовлетворения. Экономическое стимулирование, создание материальной заинтересованности или же экономические санкции осуществляются как путем прямого, так и косвенного воздействия. Справедливое вознаграждение за количество и качество труда – важнейший критерий отношения работника к деятельности и поведению.

3. Социально-психологические методы – совокупность способов воздействия на духовно-нравственную сферу работников, их интересы, мотивы, сознание и поведение. По своему содержанию и направленности они представляют из себя воспитательные методы, которым принадлежит ведущая роль в формировании организационного поведения. Социально-психологические методы опираются на закономерности развития личности и трудовых групп.

Главенствующее место среди методов воздействия принадлежит убеждению –воздействию на сознание и поведение людей, имеющему своей целью формирование или изменение взглядов, установок, ценностных ориентаций, позиций личности или группы. Убеждение осуществляется как словом, так и делом. Большое место в убеждении принадлежит личному примеру.

Другим методом является внушение – процесс эмоционального воздействия на группу или личность, посредством которого достигается некритическая податливость объекта воздействия. Возможности внушения, во-первых, весьма ограничены, и, во-вторых, взрослые люди привыкли к логическим, аргументированным доказательствам, а не к принятию «на веру» слов даже авторитетных людей.

В управлении организационным поведением важную роль играют стимулирующие методы – поощрение и принуждение. Поощрение – мера воздействия, выражающая положительную оценку деятельности человека. Это словесное одобрение или материальное вознаграждение, или продвижение по службе (ротация) и т.д. на основе учета достигнутого и личностных качеств поощряемого. Важное требование: применять поощрение всегда следует с учетом его последствий.

Принуждение – побуждение личности к надлежащим действиям и поступкам, когда устремления человека расходятся с общественными требованиями. Крайней, но вполне оправданной формой принуждения является наказание. Великий русский писатель И.А. Крылов советовал: «Там слов не тратить попустому, где надо власть употребить». Специальная наука пенология (от лат. poena – наказание) в своих центральных постулатах рекомендует: 1) наказывать за умысел, а не за поступок; 2) наказание только тогда выполняет свою воспитательную роль, когда оно вызывает чувство раскаяния; 3) наказаниями не следует злоупотреблять.

Худшим методом воздействия, к которому иногда прибегают руководители, является морализирование – нудное многократное повторение прописных истин, выражаемых шаблонными, стереотипными фразами, которые не затрагивают ни ум, ни чувства человека. В них мало толка, а значит, и нет никакой надобности.

Существуют и другие методы воздействия: увлечение примером, критика и самокритика и т.п., которые входят в качестве элементов названных выше методов.

Подводя итоги, еще раз подчеркнем: целенаправленная, систематическая и планомерная деятельность по изучению и управлению организационным поведением является требованием времени, залогом успехов согласованной, высокопроизводительной деятельности, подлинно гуманных отношений и взаимоотношений, перспективности духовного и материального благополучия тружеников.

Источник

Способы и методы управления поведением персонала.

Методы управления персоналом (МУП) — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.Наука и практика выработали три группы МУП: административные, экономические и социально-психологические.[2] Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».Сегодня только организация может дать подавляющему большинству людей средства к существованию и созданию условий для нормальной жизни.Одним из методов управления поведением персонала является мотивация и стимулирование труда персонала.Мотивация основана на долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала. Такое воздействие называется мотивированием.[3]Стимулирование труда – ориентация на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.Мотивация и стимулирование противоположны по направленности: первая направлена на изменение существующего положения; вторая – на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга. Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям работника, т. е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.По мнению многих экспертов, одна из серьезнейших проблем, с которыми сталкиваются организации в области стимулирования работников, заключается в использовании архаичных и чрезмерно упрощенных представлений о том, что побуждает людей хорошо и добросовестно трудиться. Представление о том, что прибавка к зарплате или угроза увольнения могут решить все проблемы поведения, не только устарели, но и просто ошибочны.Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество разных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.[4]В современных исследованиях выделяют содержательные теории мотивации, основанные на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Потребность — это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены в человеке генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями, т. е. тем, что человек считает для себя ценным. Причем выделяют внешние вознаграждения — заработная плата, премии продвижение по службе и внутренние — чувство успеха при достижении цели, получаемое от самой работы. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Читайте также:  Самозащита гражданских прав способы применения

Маслоу была создана «Иерархическая модель потребностей». Он считал, что человек — существо желающее. Человек редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. «Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни». [5]А. Маслоу понимал, что люди имеют множество потребностей, но основные, с его точки зрения, можно классифицировать по некото­рым основаниям. Все человеческие потребности он разделил на пять групп и назвал их базовыми потребностями.

Физиологические потребности (низший уровень). Они вклю­чают, потребности в воде, пище, жилище, отдыхе, сексе. Потребности в безопасности и уверенности в будущем. Как и физиологические потребности, они относятся к числу базо­вых, основополагающих. Эти потребности понимают в расшири­тельном смысле: безопасность от физических и психологических угроз, а также уверенность в том, что физиологические потребности в будущем будут удовлетворены.

Социальные потребности (потребности в причастности). Это потребность принадлежать определенной группе, быть понятым други­ми, в любви, социальном взаимодействии, привязанности, поддержке. Эти потребности А. Маслоу относил к потребностям роста.

Потребности в уважении. Они включают потребности в са­моуважении, признании. Это также потребность роста.

Потребности самовыражения (самоактуализации). Это выс­ший уровень потребностей. Он заключается в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

С точки зрения А. Маслоу, потребности выше­лежащих уровней могут быть удовлетворены только тогда, когда будут удовлетворены потребности нужды (т. е. физиологические по­требности и потребности в безопасности). Теория А. Маслоу имела важное значение для управления орга­низациями. Менеджеры стали понимать, почему работники хотят или, наоборот, не хотят трудиться. Им стало понятно, что мотивация опре­деляется широким диапазоном различных потребностей личности.

На трудовую мотивацию влияют различные стимулы: система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия и содержательность труда, отношения в семье, коллективе и т. д.Стимулирование как способ управления трудовым поведением работника состоит в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование – это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Стимулирование предполагает наличие у органов управления набора благ, способных удовлетворить значимые сегодня и сейчас потребности работника и использовать их в качестве вознаграждения за успешную реализацию трудовых функций. Различают моральное, организационное и ряд других видов стимулирования.

Источник

4.2. Производственное поведение персонала предприятия

Обусловлено это тем, что именно в производственном поведении человека, группы работников, трудовых коллективов предприятий отражается их реакция на общесистемные изменения в обществе, складываю-щиеся процессы производственной деятельности, социально-трудовые от-ношения и отношения социального партнерства .

Вместе с тем, до настоящего времени категория производственного поведения персонала исследовалась фрагментарно, с позиций активизации человеческого фактора в общественной системе, и многие его элементы либо оставались без внимания, либо им не придавалось какого-то существенного значения.

Можно полагать, что отправной точкой в разрешении противоречий производственно-экономического развития может стать анализ развития взгляда на процессы формирования производственного поведения работников.

В рамках исследования роли производственного поведения работников в управлении персоналом на передний план выдвигается не абстрактный человек, а его деятельность, которая на поверхности реальной экономической жизни проявляется в виде определенных актов, действий, поступков, совокупность которых обычно рассматривается как поведение и признается одним, из выражений общественных отношений, доведение работника в производственной сфере не ограничивается только трудовой компонентой, абстрактным сложением рабочей силы со средствами и предметами труда, а должно пониматься более широко — как производственное поведение с присущими ему сложными экономическими и социальными проявлениями, в которых переплетается объективное и субъек-тивное, внутреннее и внешнее, общее и особенное, социальное и социально-психологическое, волевое и эмоциональное, сознательное и бессознательное.

Современные исследователи поведения персонала предприятий, как правило, выделяют три основных признака, а именно:

деятельность человека как способы бытия, существования и его развития;

форма жизненной активности человека, направленной на преобразование не только сферы приложения труда, но и окружающего мира, окружающей действительности;

включение человека в процесс преобразований в соответствии с потребностями, целями и задачами социально-экономического развития общества, производственной системы, самого человека.

Из этого следует, что поведение человека рассматривается ими в большей мере как производственное, чем трудовое. Так, при исследовании деятельности работника выделяются такие ее компоненты, как:

человек (работник) как субъект деятельности, трудовые возможности которого направлены на преобразование сферы труда, экономического и производственного потенциала предприятий;

человек (работник) как объект деятельности, связываемой с воспроизводственными процессами человека;

человек (работник) как цель деятельности, связываемой с повышением его профессионального и жизненного уровня;

человек (работник) как участник трудовых, производственных, экономических, социальных действий;

человек (работник) как реальный продукт изменений в производственной, экономической, социальной, социально- психологической, политической сферах:

При этом можно сделать обобщающий вывод об исследовательских подходах, основывающийся на том, что в поведении человека в сфере производства выделяются два взаимосвязанных уровня.

В производственном поведении можно также определить четыре основных состояния: состояние неразвитости или слабой развитости участия в управлении, состояние сотрудничества в решении производственно- экономических вопросов, состояние конкуренции и соперничества, а также системного сотрудничества.

В настоящее время возникли и также состояния производственного поведения, обусловленные отношениями собственности на предприятии, как принуждение к труду. Эти отношения характерны для категории наемных работников.

Процесс труда, видимо, необходимо рассматривать не изолированно, как это делалось ранее, а в комбинации с производственными, экономическими и политическими процессами, его обусловливающими. И трудовое поведение работников, поскольку оно определяется господствующими в обществе отношениями, и прежде всего отношениями собственности, необходимо понимать как часть либо элемент производственного поведения работников.

Читайте также:  Способы изображения рельефа земной поверхности 5 класс презентация

Производственное поведение характеризует совокупность форм, методов, способов непосредственного включения работников в процесс производства, т. е. в процесс практической реализации своих производственных способностей, своего трудового потенциала; трудовое поведение затрагивает и является отражением не только функционально-ролевых отношений в процессе производства, но и отношений владения и расширения собственности, дохода и т. п.

Производственное поведение персонала связывается с многообразием человеческих интересов, мотивов, потребностей, множеством личных черт и качеств людей, производственное поведение работников обусловлено еще и состоянием развития производства, общественным разделением и интеграцией труда, спецификой экономических отношений как внутри предприятий, так и между ними.

Возникает в этой связи и вопрос о том, насколько необходимо учитывать степень развитости производственного поведения и может ли оно быть каким-то совершенным? По нашему мнению, говорить о сложившемся стереотипе производственного поведения не представляется возможным до тех пор, пока не обозначены все факторы и ограничения, от которых зависит, под воздействием которых оно видоизменяется, пока не выяснены социальные индикаторы производственного поведения и не созданы условия для учёта в производственной деятельности отдельных составляющих производственного поведения работников. Кроме того, для отслеживания в системе производства мотивов и результатов поведения работников, видимо, необходимо и создание в рамках общей схемы управления предприятиями подсистемы управления производственным поведением работников, предполагающей возможность формирования ориентированного на конечный результат деятельности предприятия про-изводственного поведения работников.

Видимо, не вызывает особых возражений и то, что гибкий и всесторонний учет различных компонентов производственного поведения работников с целью его формирования и регулирования предполагает использование совокупности мер экономического, правового, социального и социально-психологического характера, побуждающих работников к адекватной оценке своих производственных возможностей, реализации своего трудового потенциала, выработке жизненной позиции, связываемой с эффективностью производственной деятельности

Процессу управления производственным поведением персонала необходимо придать нормативный характер. Кроме того, в управлении персоналом управляющая подсистема должна учитывать в производственном поведении работников сознательные и внесознательные факторы. Если сознательные факторы: сознание, волевая деятельность человека, экономическое самоопределение, образование, профессиональная подготовка, мотивации, ориентации и т. п., определяющие поведение работников в процессе производства, мы относим к категории внутренних факторов, то к внешним факторам мы относим практически все внесознательные: традиции, культура, исторические особенности развития, преобладающая политика технического перевооружения, политика экономического и социального развития, информационное воздействие и восприятие сферы внешнего воздействия.

Механизм управления производственным поведением предполагает использование экономических, социальных и социально-психологических регуляторов, отсутствие или недостаточная развитость которых приводит к необоснованным управленческим решениям.

Методы регуляции производственного, поведения, с одной стороны, могут быть компенсационными, с другой стороны, достаточными и с третьей стороны, обусловленными, учитывающими состояние внутренней и внешней среды производственной деятельности.

Исходным в управлении производственным поведением работников является подбор персонала предприятия, наиболее полно отвечающего по своим характеристикам целям и задачам хозяйственной деятельности предприятий. В этих целях целесообразно применять методы тестирования и социальной диагностики персонала.

Управление производственным поведением при всем многообразии форм собственности, включения работников должно предполагать формирование чувства преданности предприятию, чувства хозяина на производстве. Достигается это не только социально-психологическими методами, но и организационно-экономическими, посредством передачи части акций предприятий работникам, включения их в процесс производственного са-моуправления.

Управление производственным поведением работников нуждается в формировании новых социально-трудовых отношений, основанных на принципах экономической ответственности за результаты трудовой дея-тельности.

С помощью реализации принципов управления производственным поведением работников достигаются:

устойчивость ценностных ориентации и предпочтений работников предприятий;

формирование групповой морали и групповых императивов, определяющих всю совокупность социально-трудовых, экономических и производственных отношений;

соблюдение принципов материального поощрения работников в зависимости от труда;

создание условий для формирования чувства хозяина на производстве, преданности фирме;

обоснованность инвестиций в трудовой потенциал работников предприятий, обеспечивающих образовательно- профессиональный

уровень персонала предприятия, необходимый для реализации целей и задач его функционирования;

постоянная диагностика отклонения работников от социально обусловленных норм производственной деятельности, а именно: хищений, сознательной безразличности к выполняемой работе, качество работы, отклоняющееся поведение, выражающееся пьянством, прогулами и т. п.

Можно полагать, что производственное поведение означает отражение сознания работников в производственной деятельности предприятия, в социальных действиях, которые складываются под воздействием внутренних и внешних факторов производства.

Механизм формирования и реализации производственного поведения работников предполагает управление и самоуправление, обеспечи-вающие оптимизацию поведенческих действий, их эффективность в системе производства.

Эффективное использование знаний о производственном поведении работников предполагает его типологию и элементные оценки возможности его учета в деятельности предприятия.

Общеизвестно, что типология представляет собой научный метод, основа которого — расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа, и используется в целях сравнительного изучения существующих признаков, связей, функций, отношений, уровней организации производства. Однако применительно к теме предпринятого исследования метод типологии производственного поведения работников предприятий используется достаточно редко и то с позиций наглядного свидетельствования преимуществ того или иного вида деятельности и отношений, их порождающих.

Остановимся на наиболее значимых разработках типологии поведения работников. В конце 80-х годов Г. В. Суходольский предпринял исследования основ психологической теории деятельности и выделил два типа деятельности: непрофессиональную и профессиональную Если профессиональная деятельность связана непосредственно с внутренней средой осуществления процесса труда, а отношения, возникающие при этом носят характер социально-трудовых отношений, то непрофессиональная деятельность является общесоциальной, косвенно воздействующей на производственный процесс. Иными словами, прикладное значение предложенной технологии состоит в определении степени воздействия деятельности на производственное поведение работника.

М.С. Коган при анализе структуры человеческой деятельности выделяет целевую компоненту деятельности (познавательная и преобразова-тельная), а в зависимости от используемых при этом средств — материально-практическую и практическую духовную деятельность. Он этим не ог-раничивается и далее подразделил деятельность на производительную и потребительскую, носящие творческий или продуктивный характер, а также репродуктивный или механический характер. Большая детализация деятельности работников позволяет лучше понять причинно- следственный механизм формирования производственного поведения работников, отследить некоторые его обобщенные характеристики, но не дает возможности оценить позитивные и негативные стороны его проявления в хозяйственной практике. Х. Хекхаузен, исследуя природу мотивации деятельности, выделяет произвольное поведение, по сути, слабо связанное с производственным процессом и обусловленное состоянием внешней среды деятельности предприятий. Вместе с тем, произвольное поведение вовсе не означает хаотичности, скорее наоборот — это мобильное производственное поведение работников, связанное с осознанием целей и задач деятельности предприятия, обеспечением со стороны работников контроля за производственными процессами. Произвольное поведение с учетом предложенной интерпретации можно назвать и адекватным производственным поведением, позволяющим работникам приспосабливаться к условиям внешней и внутренней среды производственной деятельности предприятия.

Читайте также:  Кучерявый способ мытья волос

Временной аспект типологии поведения работников выделен А.А. Ануфриевой, H.A. Головаховой, Н.А. Дониенко, которые описывают повседневное поведение, обусловленное кратковременным воздействием производственных установок, мотивов, ситуаций и поведение в продол-жительном интервале времени, детерминирующееся в основном ценностными ориентациями, профессиональными ожиданиями и т. п.

Заметим, что, несмотря на временную зависимость производственного поведения работников по своему воздействию на результаты производственного процесса кратковременное поведение может быть продуктивным. Однако отследить и более точечно зафиксировать временное поведение достаточно сложно.

Несколько иную типологию поведения работников предложил М.И. Бобнев, который связал производственное поведение с институцио- нализацией деятельности. В частности, он выделил следующие типы поведения:

институциональное, полностью соответствующее видам производственной деятельности и обусловленное построением организационных форм, закрепляющих и регламентирующих эту деятельность;

неинституциональное, подлежащее регуляции в системе управления производственной деятельностью, но регуляция не проводилась по независящим от работника причинам;

внутриинституциональное — производственное поведение, на которое не распространяется обязательность институциональной системы организации предприятия. Вполне вероятно, что здесь имеется разновидность произвольного производственного поведения;

антиинституциональное — производственное поведение, направленное против нормализации поведенческой деятельности; против создания систем регулирования поведения, подчинения его интересам и целям предприятия.

Достоинством представленной типологии, видимо, является то, что она отражает реальные естественные процессы деятельности работников и отражения этой деятельности в их сознании.

Ю.А. Шрейдер типологировал производственное поведение по признакам целей и форм реализации целей в системе производства По существу, этот тип производственного поведения является заданным сложившейся системой организации производства и назван автором разработки ритуальным поведением.

В. А. Ядов при исследовании вопросов прогнозирования социального поведения выделяет в нем две связующие компоненты, а именно:

программирующее поведение, направленное на активное выполнение собственных творческих планов и программ;

приспособительное, поведение, по сути, предполагающее подчинение своих жизненных сил общим интересам и действиям, целям и задачам функционирования предприятия.

Приведенные и описанные концептуальные подходы к типологии производственного поведения работников создали предпосылки для выделения основополагающих групп.

Среди них типологические группы производственного поведения работников, соотносящиеся с образом и стилем жизни, отношением к тру-

ду, внешней средой производственной деятельности. Именно в этой основополагающей типологии можно выделить деятельное и созерцательное производственное поведение, различающееся между собой мерой поведе-ниям.

Возможен и другой подход к типологии производственного поведе-ния в соответствии с жизненными целями планами и программами; по степени свободы: экономической, выбора сферы и места приложения труда, по степени соответствия фактического желаемому или обусловленному производственному поведению; по степени влияния на окружающую производственную среду, внешнюю сферу производственной деятельности; по соотношению функционально-ролевых функций, выполняемых работником в процессе производства и т. п.

Подобная квалификация производственного поведения работников не исключает возможности введения в него признака активности поведения:

инициативный, предприимчивый тип производственного поведения, предполагающий повышенную производственную и общественную активность работников;

•исполнительный тип, наиболее соответствующий таким чертам производственного поведения работников, как: дисциплинирован-ность, аккуратность, добросовестность и т. п.;

пассивный тип, при котором работник нуждается в постоянном настрое на производственную деятельность, контроле со стороны органов управления, корректировке поведения в трудовом коллективе;

отклоняющийся тип, характеризующийся созданием конфликтных ситуаций, нарушением трудовых и технико-технологических про-цессов и т. п.

Таким образом, предметом предпринятого анализа и обобщений типологий производственного поведения работников стало выделение тенденции его развития от созерцательного, в лучшем случае деятельно- исполнительского, к деятельно-инициативному предприимчивому типу. Без последнего типа производственного поведения работников в процессе преобразования производства и общественной жизни.

Типология производственного поведения работников позволяет выделить историко-философское направление преобразований производства и общественной, социально-экономической характеристики включения человека в процессы преобразования и конкретно-экономическую направленность деятельности в сфере преобразования производства и общественной жизни.

О роли производственного поведения персонала в управлении предприятием необходимо говорить в контексте и с учетом экономических и социальных оценок его эффективности.

Под оценкой принято понимать мнение о ценности, уровне или значении какого-либо явления или действия. В социальной оценке как правило, выражается субъективное отношение к характеру, методам выражения и результатам производственного поведения работников Субъектом социальной оценки при этом является персонал предприятия, а объектом — от-личительные признаки производственного поведения.

В этой связи мы применили интегральные социальные показатели:

Позиция активного производственного поведения работников может обеспечивать рост производительности труда от 60,0% до 2,5 раз. Признак пассивности производственного поведения работников ни в коем случае не является стационарным. По оценкам, пассивность не способствует не только стабилизации производственно-экономической деятельности, но, как правило, снижает конечные производственные результаты на 1020,0% и приводит к ухудшению качества производимой продукции почти на 40,0%.

Предприимчивость как социальный индикатор достаточно близка к активности работников, но отличается большей конкретикой, инноваци- онностью и предметностью. По этому показателю производственного поведения работников конечные результаты производства могут быть увеличены от 5 до 12 раз, а по показателю исполнительности — на 1,0-3,0%.

Стабильное производственное поведение работников создает предпосылки системной социальной диагностики, выработки механизмов принятия оптимальных решений, позволяющих, по оценкам экспертов, повысить производительность труда на 7,0-8,0%, обеспечить рост качества продукции более чем на 12,0%.

При нестабильном производственном поведении работников выявленные экспертным путем/резервы повышения эффективности производства практически не могут быть реализованы.

Проведенный анализ производственного поведения работников, описание его типологии, выявление отличительных признаков различных типологий, а также социальная оценка включенности работников в процесс активизации производственного поведения позволяют перейти к ана-лизу процессов развития организационной культуры как средства рацио-нализации производственного поведения персонала предприятия.

Источник

Оцените статью
Разные способы