- «Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду». консультация по коррекционной педагогике на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методы и приемы управления поведением ребенка статья (средняя группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».
консультация по коррекционной педагогике на тему
«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».
Мы предлагаем вам рекомендации, которые вы можете использовать в своей работе с детьми, чтобы помочь им справиться со своими негативными переживаниями, обеспечить комфортное пребывание в группе детского сада в течение дня.
1.Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение
Это может быть общение с коллегами, психогимнастика,
аутотренинг, музыкотерапия и т. п.
- Использование принципа М. Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному!
- Выстраивать систему правил. В рамках правил ребенок учится отличать себя от других, правила развивают чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом, укрепляется «Я» ребенка. Больше 1 внимания уделять игре, ритуалам, символам (решение проблемы поведения и агрессивности).
- Сделать каталог в группах «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре с помощью игры, а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге может быть перечислено, например, то, чего нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.
- Ввести в режим дня «часы тишины» и «часы можно» (как ритуал).
- Эмоциональные трудности часто приводят к возникновению конфликтов. У таких детей фактически не развита произвольность. В этом случае можно использовать в течение дня игры с правилами: «Обзывалки», «Кричалки — шепталки — молчал-ки», «Поем и молчим», «Что слышно?», «Пожалуйста», «Четыре стихии», «Да и нет» (для выплеска накопившейся отрицательной энергии у детей и обучения взрослых управлению их поведением).
- Использовать идею Гельмута Фигдора о создании в группе «Уголка ярости», где дети могли бы выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева.
- Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на занятия).
9. Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила:
• Говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что
• Не отвечай на агрессию встречной агрессией!
- Обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения — выполнять релаксационные упражнения. Подобные упражнения приводятся в книгах М. И. Чистяковой, К. Фопеля, Н. А. Кряжевой.
- Используйте технику «Я-сообщение». Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме: «Мне не нравится, я бы хотела и т. п.», «Меня раздражает, когда дети хнычут», «Я злюсь», «Я сержусь», «Я огорчена», «Мне скучно».
12. Ведение беседы по способу «активного слушания».
Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно
выслушать. Активно слушать ребенка — это значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Необходимо повторить, что случилось с ребенком (как вы это поняли), а потом обозначить его чувство. Это исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает переживание ребенка. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. «Ты обиделся. Тебе стало обидно, потому что. »
13. Использование настенного панно «Мое настроение». Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных
- Проведение игр и упражнений на снятие негативного состояния и восстановления сил: «Разрывание бумаги», игра «Тух-тиби-дух», «Доброе животное», всякого рода жужжалки, рычалки, пыхтелки.
- Чтобы помочь ребенку в преодолении негативных эмоциональных состояний, необходимо изучать его интересы и склонности, желания и предпочтения, пронаблюдать, какие предметы, действия и ситуации вызывают положительные эмоции.
Эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребенком. Для обеспечения этой эффективности важно помнить некоторые моменты:
Стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально-приемлемой форме.
Не надо пытаться оградить детей от отрицательных переживаний. «Тепличное воспитание» выливается в последствия еще более острые.
Необходимо учитывать не просто модальность эмоций (положительные — отрицательные), а их интенсивность.
Изобилие однотипных эмоций, пусть и положительных, может привести к «эмоциональному отупению» (А. В. Запорожец).
Чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.
Не существует плохих и хороших эмоций.
Не копите в себе негативные эмоции, лучше скажите о них сразу.
Источник
Методы и приемы управления поведением ребенка
статья (средняя группа)
Методы и приемы управления поведением ребенка Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.
Первая группа- методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменения содержания деятельности; изменение смысла деятельности.
Введение новых, дополнительных видов деятельности. Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно.
Вторая группа методов коррекции поведения детей — методы изменения отношения к ребенку: личный мир взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка.
Личный, пример взрослого и сверстника. Взрослый, его поведение (слова, чувства, поступки) — эталон, образец, объект подражания для ребенка. Взрослые должны реализовывать произвольное, тщательно одобряемое поведение как в -общении с детьми, так и друг с другом. Для старшего дошкольника примером, наряду со взрослым, становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку-нарушителю на его плохое поведение, а обратить внимание на сверстника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми недостатками своего поведения. Этим взрослый косвенно подчеркивает, что не плохое поведение, а хорошее заслуживает внимания и одобрения воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_upravleniya_povedeniem_rebenka._21.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы управления поведением ребенка
Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы : методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.
Первая группа- методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменения содержания деятельности; изменение смысла деятельности.
Введение новых, дополнительных видов деятельности. Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно. Например художественно-эстетическая деятельность в различных видах искусства.
- В дошкольном возрасте дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки, иллюстрации к сказкам; разыгрывание (инсценирование) сказки, эпизодов сказки с помощью кукол(куклотерапия).
В сказочной куклотерапии дети «оживляют » кукол. По мере того, как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. Даже неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными, сдержанными, уравновешенными. Малообщительные, замкнутые – более открытыми, эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции – «держит себя в руках», учится управлять своим поведением, адекватно выражать свои чувства.
Привлекательность сказки для коррекции неконструктивного поведения детей заключается в следующем:
-в сказках отсутствуют прямые нравоучения и назидания;
-в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом. Главный герой сказки- образ собирательный и ребенок достаточно легко идеализирует себя с ним, становится «участником»
- Музыка или музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмические движения под музыку)- эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. Особенно благотворно музыка влияет на детей, имеющих различные нейродинамические расстройства. С помощью музыки (музыкального ритма), как считал В. М. Бехтерев, можно установить равновесие и деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение. Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный фактор, так и дополнять музыкальным сопровождением некоторые коррекционные занятия (например, рисование) для усиления его воздействия, повышения эффективности. Это достигается за счет возбуждающего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки на ребенка.
Вторая группа методов коррекции поведения детей — методы изменения отношения к ребенку: личный мир взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка.
Личный, пример взрослого и сверстника. Взрослый, его поведение (слова, чувства, поступки) — эталон, образец, объект подражания для ребенка. Взрослые должны реализовывать произвольное, тщательно одобряемое поведение как в -общении с детьми, так и друг с другом. Для старшего дошкольника примером, наряду со взрослым, становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку-нарушителю на его плохое поведение, а обратить внимание на сверстника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми недостатками своего поведения. Этим взрослый косвенно подчеркивает, что не плохое поведение, а хорошее заслуживает внимания и одобрения воспитателя.
- Игнорирование поведения ребенка . Часто лучший способ прекратить, пресечь нежеланное поведение, например, капризы, перестать на них реагировать, «не замечать». Через несколько попыток ребенок понимает, что с помощью каприза цель не достигается, и перестает вести себя подобным образом.
- «Разрешение» на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. В некоторых случаях взрослый может действовать парадоксально. Вместо того, чтобы проигнорировать или пресечь не конструктивное поведение ребенка, он поступает прямо наоборот: поощряет, разрешает и поддерживает его. Например, просит ребенка повторить выходку или присоединяет к ней весь класс, группу. Эффект этого приема заключается в том, что неконструктивное поведение становится разрешенным и доступным другим детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.
- Изменения (повышение) статуса ребенка в коллективе.
Например: несмотря на постоянное неконструктивное поведение, на ребенка возлагается ответственное поручение. Оно может быть разовое — помочь воспитателю приготовить пособия к занятиям, или постоянное. Изменение статуса закономерно вынуждает ребенка изменить свое поведение (в соотнесении с возложенными на него обязанностями и требованиями ситуации)
- Четкую формулировку правил поведения .
Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральным нормам нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки.
Например : «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т.д.
Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения.
Сравните: «Постоянный» язык «У тебя никогда ничего не получается как следует!» «Временный» язык «Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится».
- Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций.
Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.
Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».
Выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».
- Метод «смещения негативной оценки»
— «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».
-«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение».
-«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь»,
-«Я удивлена, что вы не смогли договориться. «Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».
-«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же».
— «Не смей трогать чужие веши!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».
-«Ты достал всех сегодня на физкультуре» «Ребята могут на тебя
-на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков
— «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки» «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо
-«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».
«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».
Методы и приемы работы с ребенком
Успех воспитания во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, учитывая характерные для каждого возраста формы общения .
Реферат на тему: «Барложецкая Н. Ф.: Методы и приемы работы с ребенком»
РЕФЕРАТ по программе профессиональной подготовки «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании (воспитатель ДОУ)»Тема: «Барложецкая Н. Ф.: Методы и приемы работы с ребенком».
Методы и приемы работы с ребенком. Методы наказания как средство воспитательного воздействия.
Краткая информация для родителей.
Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. Для чего нужны сказки.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возни.
Методы и приемы работы с ребенком
Методы и приемы работы с ребенком играют важную роль в воспитании детей в любом их возрасте. Конечно, методов воспитания существует достаточно большое количество. Если спросить среднестатистического п.
Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка
Что может быть лучше сказки для воспитания ребенка! Сказка всегда рядом. Мы знаем их с детства. Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек вх.
Источник