Способы управления памятью кратко

Способы управления и развития памяти

Продуктивность деятельности тесно связана с возможностями памяти. Многие люди недовольны работой памяти, поскольку в нужный момент не могут вспомнить нужные сведения. Знание разнообразия способов улучшения работы своей памяти будет полезно каждому.

I.

Приемы произвольного запоминания можно разделить на две группы: основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом материале, и на привнесении извне искусственных связей в запоминаемый материал. Последние называются мнемоническими, и применяются они в тех случаях, когда нет содержательных знаний о внутренней структуре материала или трудно ее выявить. Здесь мы рассмотрим несколько мнемонических техник: локальной привязки, словесных посредников, разбиения на группы.

Локальная привязка, или метод мест, состоит в построении для запоминания опорного ряда, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. Последовательность объектов в опорном ряду организована так, что жестко предопределен порядок их перечисления. На практике таким опорным рядом может служить последовательность комнат в своей квартире, домов на своей улице и т. д. Человек сначала заучивает опорный ряд, затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы запоминаемого ряда.

Метод словесных посредников по существу близок к предыдущему. Он также основан на соотнесении двух рядов объектов — предназначенного для запоминания и опорного, организованного в осмысленную фразу. Этот метод тоже используется давно. Так, запоминания очередности следования различных цветов в солнечном спектре заучивалось предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в котором первые буквы слов совпадают первыми буквами названий цветов солнечного спектра, расположенных в порядке убывания длины волны. Еще одна фраза используется жителями Петербурга для запоминания последовательности параллельных улиц, выходящих на Загородный проспект: «Разве можно верить пустым словам балерины?» Это соответствует званиям улиц Рузовской, Можайской, Верейской, Подольской, Серпуховской и Бронницкой.

Облегчает запоминание и группировка — разбиение ряда объектов на части и объединение частей в ритмическую структуру при произнесении названий объектов, например при запоминании номера телефона 6695668 он разбивается на группы 669-5-668.

Удобным приемом является и запоминание опорных слов, дат, с которыми увязывается вновь заучиваемое. Этот прием иногда называют «вешалкой». Например, даты исторических событий запомнить, если заучивать не каждую в отдельности, а вначале твердо усвоить одну дату и, отталкиваясь от нее, запоминать последующие события как бывшие за два, три, пять лет до или после нее.

Припоминание слова зависит от того, насколько часто встречалось оно в прошлом опыте человека, и от того, входит ли это слово в значимую для человека категорию. Фамилии потому трудно припоминаются, что не входят ни в одну из категорий. Метод ассоциаций предполагает создание связей между элементом запоминаемого ряда и зрительным образом. При этом, чем необычнее ассоциация, тем прочнее запоминание.

Еще один из приемов мнемотехники, получивший особенное распространение в последние десятилетия в связи с растущей тенденцией к экономии времени, — акронимы. Он состоит в составлении сокращенных названий из первых букв. Например: СНГ, ЮНЕСКО, ООН, НАТО.

II.

Разнообразие приемов запоминания не только повышает эффективность запоминания, но и создает положительный эмоциональный настрой. Особо важная и необычная информация может запоминаться с одного предъявления (поскольку в этом случае число повторений в структурах памяти обменивается некоторым образом на продление времени циркуляции информации в нейронных цепях). Если же необходимо запомнить обычный материал, то для этого есть три возможности: повторение, обобщение и искусственное повышение его личностной ценности. Правильно организованное повторение нельзя приравнивать к механическому заучиванию; нао6opот, оно способствует проникновению в суть материала.

Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выявление или усиление внутренних связей в самом запоминаемом материале, либо на связи материала с интересами человека. Один из наиболее эффективных способов облегчения произвольного запоминания — создание нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью самоинструкции, направленной на достижение требуемой полноты, точности или прочности запоминания. Она влияет не только на сам факт запоминания, но и на длительность сохранения.

Одно дело сказать себе, что помнить следует до определенного дня (экзамена), другое — усвоить навсегда. В первом случае, после того как экзамен пройдет, выученное быстро начинает забываться. Вот характерный пример: в эксперименте группе участников прочли два отрывка текста одинаковой трудности, причем сказали, что первый спросят завтра, а второй — через неделю. В действительности предложили рассказать оба отрывка через две недели. Оказалось, что первый отрывок испытуемые почти полностью забыли, а второй значительно лучше сохранился у них в памяти благодаря другой установке при запоминании.

Читайте также:  Какие способы устранения помпажа вы знаете

Для эффективного использования установки следует тщательно формулировать самоинструкцию для запоминания: в ней должны быть максимально отражены требования к полноте материала при вспоминании, его точности и к длительности его сохранения. Нужно четко дифференцировать материал, указывая, что следует запомнить на время, что — навсегда, что — дословно, а что лишь принять к сведению или уяснить себе общий смысл запоминаемого.

Запоминание существенно улучшается в активной деятельности. Материал легче запомнить, если четко сформулировать цель деятельности. Человек, решивший арифметическую задачу, часто не помнит исходных чисел, хотя они были объектами его деятельности, но они входили не в цель, а в способы достижения цели. Активная умственная работа с материалом помогает развитию способности укрупнять и оптимально организовывать запоминаемые единицы. Если осуществить группировку материала или его классификацию, то значительно улучшается последующее припоминание. Обычно легко вспоминается примерно пять представителей каждого класса, поэтому чем больше классов создают испытуемые, тем больше элементов они запоминают.

Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, потому что пересказ — это активная, организованная целью умственная работа.

Еще один способ, при котором для облегчения запоминания большого и сложного материала: составляют его план, в явном виде содержит все упомянутые приемы. Составление плана или блок-схемы включает в себя разбивку материала на части, придумывание заглавий для них, определение связей. При чтении лекций полезно записать в верхнем углу доски план или схему лекции и обращаться к нему по ходу изложения темы. После окончания чтения лекций по курсу, целесообразно попросить слушателей самостоятельно нарисовать схему курса, выделив в ней основные блоки и связи между ними. Опыт показывает, что такое мероприятие способствует формированию целостного представления о предмете.

Запоминание зависит от самой эмоциональной окрашенности материала и, независимо от знака эмоций, способствует запоминанию большого числа факторов, но положительный опыт запоминается лучше, чем отрицательный, а отрицательный — лучше, чем нейтральный. Если надо помочь человеку что-то вспомнить, целесообразно побудить его начать со свободного сказа о событии. Такая форма активизирует сопутствующие ассоциации, облегчая тем самым вспоминание деталей.

III.

Мы рассмотрели ряд способов, повышающих эффективность долговременной памяти. Теперь обратимся к приемам, облегчающим работу кратковременной памяти. Повторение — основной метод удержания информации в кратковременном хранилище на время консолидации. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если сведения требуется запечатлеть надолго, то их целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа. Раннее повторение возмещает быстрое первоначальное забывание, в то время как непрерывное повторение до полного запоминания неэкономично.

Однако без надлежащего мотива даже многократное повторение не обеспечивает надежного запоминания. Вот пример из жизни известного французского психолога Бинэ. Будучи неверующим, он был женат на очень религиозной женщине. Не желая обижать ее, он ежедневно повторял за ней слова вечерней молитвы в течение многих лет, однако не мог воспроизвести их самостоятельно в отсутствие жены.

Для повышения успешности и точности запоминания необходимо учитывать темп введения новых сведений и фон, на котором происходит восприятие. Слишком быстрый темп приводит к наложению одних сведений на другие и искажению информации, поступающей на хранение. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда материал вводится на фоне помех (радиопередач, работающего телевизора или магнитофона). Все это ухудшает качество запоминания и существенно замедляет скорость обучения. Побочная деятельность сразу после введения важной для запоминания информации нежелательна по той же причине. В этом случае уместно вспомнить старинную рекомендацию — в особо ответственных ситуациях повторять материал перед сном, тогда ничто не сможет помешать консолидации.

В течение дня продуктивность памяти изменяется: между 8 и 12 часами утра она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем вновь несколько возрастает для «жаворонков». Для «сов» оптимум приходится на время с 8 до 12 вечера. Поскольку в зависимости от индивидуальных особенностей эти общие тенденции сильно различаются, постольку полезно заметить, какие интервалы наиболее благоприятны для вашей памяти, и учесть это.

Эффективная работа памяти обеспечивается механизмом забывания. С его помощью человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Мы записываем, чтобы забыть, а не для того, чтобы запомнить, с тем чтобы разгрузить свою память от мелочей и оставить за ней только привычку заглядывать в записную книжку В этой ситуации запись действует почти как выполнение намерения, как разряжение напряжения. Человек надеется на то, что запись своевременно напомнит и этим ослабляет внутреннюю потребность не забыть. Забывание — вовсе не признак плохой памяти или причина ее низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонентов хорошо работающего механизма. Приспособительная роль забывания отчетливо видна на таком факте: чаше жалуются на забывание люди, профессии которых связаны с быстрой сменой используемой информации: репортеры, радио- и теледикторы.

Читайте также:  Простейший способ солнечных батарей

Вместе с тем нельзя упускать из виду, что уровень запоминания зависит от того, приятным или неприятным был соответствующий опыт. Чтобы что-то вспомнить, человеку необходимо вернуться в то состояние, в котором он получил информацию. Если он тогда был разозлен или огорчен вашей просьбой что-то сделать, то, чтобы вспомнить об этом, он должен вернуться в это состояние. Поскольку ему не хочется вновь чувствовать себя так плохо, то он вряд ли вспомнит. Поэтому забыванием очень трудно управлять, удается произвольно забыть обиду, поражение, несчастную любовь. Приказывая себе забыть, человек непроизвольно припоминает то, что хочет забыть, и тем самым укрепляет следы и облегчает воспоминание. Поэтому сознательная заинтересованность в забывании только мешает делу.

Источник

Приемы управления памятью

Память составляет основу познания мира человеком. По признанию С. Рубинштейна, отсутствие памяти превратило бы его в «существо мгновения». К счастью, память поддается тренировке. Психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приемы совершенствования памяти в серьезные эффективные технологии.

Под управлением памятью понимаются целенаправленные усилия по улучшению ее характеристик.

Характеристики памяти можно существенно улучшить, если сформировать себе соответствующую цель и установку на запоминание информации с той или иной детальностью (последнее очень важно).

Процессы памяти улучшаются при включении их непосредственно в деятельность. Как говорится, память развивается только под «нагрузкой»: чтобы научиться петь, надо. петь. И чем выше уровень самостоятельности в процессе деятельности, тем быстрее развивается память.

Чем выше мотивирована деятельность, тем прочнее запоминание. Именно отсутствием связи с активной повседневной деятельностью объясняется явление «студенческого парадокса», когда буквально на следующий день после сдачи экзамена от накопленных знаний по предмету остаются. одни слабые воспоминания.

Интересный материал, вызывая положительные эмоции, способствует запоминанию. Эмоциональная раскраска информации (юмористическая, драматическая) улучшает ее запоминание. По словам французского писателя А. Ривароля, память повинуется сердцу. Поэтому не следует браться за дело с негодованием или отвращением. Надо искренне полюбить его.

Чем сильнее материал осмыслен логически, тем его легче запомнить. В этой связи запоминание информации, состоящей из бессвязных фрагментов, следует организовать так, чтобы в ней появились условные логические связи. Так, в наборе бессвязных слов можно каждое из них увязать по смыслу единой мыслью, использовать мнемонические средства.

Запоминание оказывается более эффективным при структурировании информации на относительно законченные фрагменты (по схеме «дерево») и их повторении в течение «растянутого» времени (повторять предпочтительнее не подряд все сразу, а по отдельным фрагментам или в совокупности в течение нескольких отрезков времени – часов, дней).

Существенную помощь оказывает прием реферирования материала с выделением в нем главных мыслей и опорных пунктов.

Для лучшего запоминания можно использовать прием сопровождения фрагментов информации конкретными примерами или их сравнения между собой. Существенный эффект – в вербальном сопровождении («озвучивании») запоминаемого материала.

Перед ответственным мероприятием, требующим воспроизведения материала (экзамен, публичное выступление и др.), сразу после запоминания следует отходить к ночному сну. Установлено, что воспроизведение менее эффективно, если ему предшествует продолжительное бодрствование. Сон же снижает негативное влияние феномена интерференции информации.

Конечно же, весьма эффективным приемом запоминания информации является повторение. При этом следует учитывать, что:

§ запоминание информации происходит неравномерно, ступенчато (в частности, трудный материал вначале запоминается плохо, затем лучше; простой материал, наоборот, поддается запоминанию вначале легче, затем труднее);

§ материал лучше повторять фрагментами (по логически осмысленным частям), чем все подряд и без перерыва.

Число повторений материала не компенсирует слабого внимания к нему. При этом:

§ первый раз повторить заученный материал рекомендуется через 30-40 мин после его восприятия;

§ в первые дни повторение должно быть чаще, чем в последующие;

Читайте также:  Какими способами обрабатывают фасонную поверхность

§ несколько десятков повторений в течение месяца небольшими фрагментами продуктивнее, чем сотни повторений в день материала в целом;

§ повторение материала наиболее эффективно при отходе к ночному сну, когда события ушедшего дня перестают «напирать» друг на друга.

Полезно знать и учитывать в повседневных беседах, что:

§ человек, как правило, высказывает 80% из того, что намерен сообщить, а собеседники воспринимают из этого лишь 70%, понимают – 60, в памяти же остается от 10 до 25%;

§ «средний» человек удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;

§ память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и 10% из того, что слышит;

§ лучше всего память работает между 8–12 ч утра и после 21 ч вечера, хуже всего – сразу после обеда.

Главное условие эффективности любых приемов управления памятью – их индивидуализация. Все приемы, методы и технологии «заиграют» лишь в том случае, когда они соответствуют индивидуально-личностным характеристикам человека, идут в направлении его темперамента и от характера, профессиональных интересов.

Нарушенияпамяти

Расстройства памяти возникают не только по причине возрастного фактора, но также из-за эмоциональных и физических перегрузок, алкогольного и наркотического отравления, черепно-мозговых травм, болезней нервной системы, ушибов с потерей сознания и т.д. Согласно закону действия массы, память человека разрушается пропорционально весу поврежденной мозговой ткани (удаление 20% этой ткани еще не обязательно приводит к полной потере памяти).

Физические травмы (черепно-мозговые повреждения, сильные ушибы с потерей сознания) вызывают разрушительные для памяти изменения в местах соединения нервных клеток (синапсах). Те сигналы информации, циркулирующие через структуры мозга, которые не успели там закрепиться, исчезают. Это проявляется в том, что человек не помнит того, что произошло непосредственно до травмы. Например, водитель автомобиля не может вспомнить ситуацию, предшествующую аварии, нокаутированный боксер – ту ситуацию, которая сложилась перед роковым для него ударом.

Алкогольные и наркотические отравления разрушают нейронные ткани в гиппокамповом круге. Последствия таковы: человек после «веселой вечеринки» с трудом вспоминает то, что было накануне такого «веселья», теряет способность абстрактно мыслить и помнить текущие события.

Грубые нарушения памяти – амнезия(от а – отрицательная частица и гр. mnёmё – память, воспоминание).

Амнезия — частичная или полная потеря памяти на события, относящиеся к определенному отрезку времени. Она проявляется:

§ в отсутствии памяти на события, предшествующие недугам с потерей сознания (ретроградная амнезия);

§ в отсутствии памяти на события, последующие за недугом с потерей сознания (антероградная амнезия);

§ в потере способности запоминать все, что происходит в данный момент (фиксационная амнезия);

§ в постепенной потере памяти на события, начиная от более поздних до последних (прогрессирующая амнезия согласно закону Рибо).

Гипермнезия–явление ослабления памяти у человека на текущие события и одновременное обострение на малоактуальные для него в данный момент давние события.

В определенных психических состояниях, при крайнем переутомлении возникают явления парамнезии – обмана памяти:

§ явление dёjavu(уже видел) – возникновение впечатления повторного восприятия тех явлений, которые в действительности воспринимаются впервые);

· различные конфабуляции – ложные воспоминания.

С дефектами памяти связаны различные нарушения речи, в частности амнестическая афазия – невозможность речевого определения узнаваемого объекта.

Список рекомендуемой литературы

Блонский П.П. Память и мышление.Санкт-Петербург: Питер, 2001. 288 с.

Общая психология: в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. Том 3.: В.В. Нуркова. Память: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. Москва: Смысл, 1998. 685 с.

Маклаков А. Г. Общая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 582 с.

Марцинковская Т.Д. Общая психология. Москва: Издательский центр «Академия», 2014. 384 с.

Немов Р.С. Общая психология. Общая психология в 3 т. Т. I. Введение в психологию: учебник для бакалавров. Москва: Юрайт, 2014. 726 с.

Познавательные психические процессы. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Познавательные процессы и способности в обучении. /под ред. В.Д. Шадрикова. Москва: Просвещение, 1990. 141 с.

Психология памяти хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Москва: ЧеРо, 2002. 816 с

Черемошкина JI.В. Психология памяти. Москва: Академия, 2002. 367 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы