Способы управления окружающей средой

Способы управления окружающей средой

ГОСТ Р ИСО 14004-98

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Общие руководящие указания по принципам, системам
и средствам обеспечения функционирования

Environmental management systems. General guidelines
on principles systems and supporting techniques

ОКС 13.020
ОКСТУ 0017

Дата введения 1999-04-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России.

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. N 378

3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14004-96 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

0.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды и защитой здоровья людей, организации любого масштаба обращают все большее внимание на потенциальные воздействия своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая эффективность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достижения высокой экологической эффективности требуется, чтобы организация приняла на себя обязательства применять систематический подход и постоянно улучшать систему управления окружающей средой.

Основная цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы оказать помощь организациям, внедряющим или улучшающим систему управления окружающей средой. Она согласуется с концепцией устойчивого развития и является совместимой с различными культурными, социальными и организационными рамками.

Следует отметить, что требования, которые могут быть подвержены объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации или самостоятельного заявления, содержатся только в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001. В качестве альтернативы настоящий стандарт включает примеры, описания и варианты, которые способствуют как реализации системы управления окружающей средой, так и укреплению ее связи со всей системой административного управления организации.

Система управления окружающей средой обеспечивает порядок и последовательность решения организациями своих экологических вопросов через размещение ресурсов, распределение обязанностей и постоянную оценку методов, процедур и процессов.

В настоящем стандарте рассматриваются элементы системы управления окружающей средой и даются практические рекомендации по ее реализации или усовершенствованию. В нем также содержатся рекомендации по эффективному инициированию, улучшению или поддерживанию системы управления окружающей средой. Такая система весьма важна с точки зрения способности организации прогнозировать и выполнять свои целевые экологические показатели, а также обеспечивать постоянное соответствие национальным и/или международным требованиям.

Управление окружающей средой является неотъемлемой частью общей системы административного управления организации. Разработка системы управления окружающей средой — процесс постоянный и взаимосвязанный. Структура, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы для реализации экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей могут быть скоординированы с работами в других областях (например, в области операций, финансов, качества, гигиены труда и безопасности).

Основные принципы для руководящего состава, занимающегося реализацией или усовершенствованием системы управления окружающей средой, включают в себя, но не ограничиваются этим, следующее:

— признание того факта, что управление окружающей средой входит в число высших общих приоритетов;

— установление и поддерживание связи между внутренними и внешними заинтересованными сторонами;

— определение требований законодательных актов и экологических аспектов, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами;

— формулирование обязательств со стороны руководства и служащих по охране окружающей среды с четким установлением подотчетности и ответственности;

Читайте также:  Классификация основных способов сварок

— поощрение планирования охраны окружающей среды на протяжении жизненного цикла продукции или процесса;

— установление процесса достижения запланированных уровней эффективности;

— обеспечение необходимых и достаточных ресурсов, включая обучение, для достижения запланированных уровней эффективности на постоянной основе;

— оценка экологической эффективности, исходя из экологической политики организации, ее целевых и плановых экологических показателей, а также стремление к улучшению там, где это уместно;

— разработка управленческого процесса для проведения аудита и анализа системы управления окружающей средой и выявления возможностей улучшения системы и, в результате, повышения экологической эффективности;

— поощрение подрядчиков и поставщиков к разработке системы управления окружающей средой.

Организации могут рассматривать следующие случаи различного применения стандартов на системы управления окружающей средой:

— применение стандарта ГОСТ Р ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» для выполнения работ по сертификации/регистрации или самостоятельному заявлению организации о своей системе управления окружающей средой;

— применение настоящего стандарта или его частей для инициирования и/или улучшения системы управления окружающей средой. Стандарт не предназначен для сертификации/регистрации;

— применение настоящего стандарта в качестве руководящих указаний или ГОСТ Р ИСО 14001 в качестве общих требований для признания второй стороной (из сторон, заключивших контракт), что может быть удобно для некоторых деловых отношений;

— применение смежных документов ГОСТ Р ИСО.

Выбор будет зависеть от следующих факторов:

— уровень готовности организации: осуществляется ли уже систематическое административное управление, которое может способствовать введению систематического управления окружающей средой;

— возможные достоинства и недостатки, на которые влияют такие факторы, как положение на рынке, имеющаяся репутация и внешние связи;

Настоящий стандарт может быть использован организациями любого размера. Тем не менее значение малых и средних предприятий находит возрастающее признание в правительственных и деловых кругах. В стандарте признаются и учитываются потребности таких предприятий.

0.2 ПРЕИМУЩЕСТВА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАЛИЧИЕМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Организации следует внедрять эффективную систему управления окружающей средой, с тем чтобы помочь защитить здоровье людей и окружающую среду от потенциальных воздействий своей деятельности, продукции или услуг, а также чтобы участвовать в сохранении и улучшении качества окружающей среды.

Наличие системы управления окружающей средой может помочь организации обеспечить уверенность заинтересованных сторон в том, что:

— существует обязательство со стороны руководства следовать положениям своей политики и добиваться целевых и плановых экологических показателей;

— особое значение придается больше предупреждающему действию, чем корректирующему;

— могут быть представлены данные, свидетельствующие о разумной осторожности и соответствии регламентам;

— в систему заложен процесс постоянного ее улучшения.

Организация, система административного управления которой включает в себя систему управления окружающей средой, обладает основой для уравновешивания и интегрирования экономических и экологических интересов. Организация, внедрившая систему управления окружающей средой, может достичь значительных преимуществ при конкуренции.

От введения системы управления окружающей средой можно получить экономические выгоды. Их следует идентифицировать, с тем чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам, особенно акционерам, значение надежного управления окружающей средой для организации. Это также дает организации возможность связать экологические целевые и плановые показатели с конкретными финансовыми результатами и таким образом гарантировать, что ресурсы направлены туда, где они принесут наибольшую пользу и с финансовой, и с экологической точек зрения.

Читайте также:  Электролитические способы получения водорода

Потенциальные выгоды, связанные с эффективной системой управления окружающей средой, включают в себя:

— предоставление потребителям гарантии в том, что существует обязательство в отношении демонстрируемого управления окружающей средой;

— поддержание крепких государственных/общественных связей;

— удовлетворение критериям инвестора и расширение доступа к капиталу;

— получение страховки по разумной цене;

— улучшение репутации и увеличение рыночной доли;

— соблюдение критериев сертификации поставщика;

— усиление контроля за издержками;

— сокращение случаев, ведущих к задолженности;

— демонстрирование разумной осторожности;

— консервацию входных материалов и энергии;

— содействие получению разрешений и полномочий;

— поощрение развития и участие в решениях, касающихся окружающей среды;

— улучшение связей между правительством и промышленностью.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт содержит руководство по разработке и реализации принципов и систем управления окружающей средой, а также по их координации с другими системами административного управления.

Руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, применимы к любой организации, независимо от ее масштаба, типа и уровня подготовленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить и/или улучшить систему управления окружающей средой.

Эти руководящие указания предназначены для использования в качестве добровольного внутреннего средства управления и не предназначены для использования в качестве критериев сертификации/регистрации системы управления окружающей средой.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.

Применительно к настоящему стандарту используются приведенные ниже определения.

3.1 Постоянное улучшение (continual improvement) — процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.

Примечание — Этот процесс может происходить не обязательно одновременно во всех сферах деятельности.

3.2 Окружающая среда (environment) — внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека, и их взаимодействие.

Примечание — В данном контексте внешняя среда простирается от среды в пределах организации до глобальной системы.

3.3 Экологический аспект (environmental aspect) — элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Примечание — Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.

3.4 Воздействие на окружающую среду (environmental impact) — любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.

3.5 Система управления окружающей средой (environmental management system) — часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.

3.6 Аудит системы управления окружающей средой (environmental management system audit) — систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также для сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.

3.7 Целевой экологический показатель (environmental objective) — общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.

Источник

Основы экологии

Изложены основы общей экологии, рассмотрены основные нормативные правовые акты в области природопользования и охраны окружающей среды, современные пути решения глобальных и региональных экологических проблем, а также сложившаяся практика организации этой работы на предприятиях. Материал изложен в соответствии с законодательной и технической нормативной правовой базой в области охраны окружающей среды по состоянию на 01.05.2012 г. Для студентов учреждений высшего образования технического профиля. Будет полезно магистрантам, слушателям системы последипломного образования, а также руководителям, специалистам, проектировщикам, работникам служб охраны окружающей среды предприятий и организаций различных отраслей экономики.

Читайте также:  Как делятся федерации по способу своего образования

Оглавление

  • Предисловие
  • От авторов
  • Введение
  • Глава 1. Правовые и организационные основы экологической безопасности
  • Глава 2. Организация работы по охране окружающей среды на предприятии

Из серии: ВУЗ. Студентам высших учебных заведений

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы экологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Организация работы по охране окружающей среды на предприятии

2.1. Система управления окружающей средой на производстве

За последнее время ведущими отечественными предприятиями накоплен большой опыт предотвращения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, улучшении качества продукции. Такие результаты обеспечиваются эффективным управлением окружающей средой, являющимся важным фактором решения основных производственных задач организации, и тесно связанным с системой менеджмента качества.

Согласно СТБ ИСО 14050-2010 «Управление окружающей средой. Термины и определения» система управления окружающей средой (СУОС) — часть системы административного управления организации, используемая для разработки и осуществления ее экологической политики и управления ее экологическими аспектами. Данная система включает структуру организации, планирование деятельности, ответственность, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

Для разработки СУОС используются международные стандарты серии ИСО 14000, в частности, СТБ ИСО 14001-2005 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». Модель СУОС представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Модель СУОС

Алгоритм внедрения СУОС предприятия реализуется в следующем порядке.

1. Предварительное обучение высшего руководства и ведущих специалистов в области требований природоохранного законодательства.

2. Предварительная оценка (аудит). Проведение этой работы целесообразно поручить компетентному органу по сертификации систем менеджмента охраны окружающей среды.

На этом этапе оценивается реальное состояние предприятия, выявляются значимые экологические аспекты его деятельности, определяется «уровень несоответствия» требованиям стандарта ИСО 14001 и законодательным требованиям.

После ознакомления руководства, специалистов с требованиями ИСО 14001 и предварительной оценки экологического состояния предприятия можно приступать к разработке СУОС.

3. Разработка Экологической политики (стратегические цели, приоритеты). Ответственность за определение и реализацию Экологической политики несет высшее руководство. Экологическая политика должна доводиться до сведения всех работающих в организации, а также предприятий и лиц, взаимодействующих с этой организацией.

4. Планирование. Для разработки плана следует предпринять следующие действия:

• идентифицировать требования законодательных актов и других ТНПА, распространяющихся на предприятие;

• идентифицировать экологические риски, оценить их воздействие на окружающую среду;

• разработать целевые и плановые экологические показатели;

• разработать программу охраны окружающей среды.

При планировании необходимо установить систему приоритетов и очередность выполнения задач в соответствии с остротой проблем. Программа охраны окружающей среды должна предусматривать ресурсы для их выполнения и периодически пересматриваться.

5. Внедрение и функционирование СУОС. При этом предусматривается:

• обеспечение необходимыми ресурсами;

• повышение уровня компетентности персонала;

• установление и поддержание в рабочем состоянии внутренних и внешних связей;

• документирование системы и управление документацией;

Источник

Оцените статью
Разные способы